Дискуссия «Что есть любовь?»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Климова Наталья Борисовна

по пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия «Что есть любовь?»

(по пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта»).

Цель: создание условий для обогащения  личности учащихся и восприятия  ими литературного и музыкального произведений путем приобщения к искусству.

Задачи:

1.Воспитывать любовь и интерес к разным видам искусства: музыке и литературе  через знакомство с  музыкальными и литературными произведениями.

2.Развивать  творческие  способности путем  глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность  используемых на уроке музыкальных произведений;  формировать  музыкальное мышление учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.

3. Воспитывать   любовь, верность и преданность у учащихся.

Ход урока

I. Знакомство учащихся с понятием «дискуссия» и правилами ведения дискуссии

Теоретический материал:

Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Правила поведения в дискуссии

 Я критикую идеи, а не людей

 Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению

 Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении

 Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен

 Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям

 Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

 Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Учитель: Сегодня мы проводим урок-дискуссию, используя такой вид, как «Снежный ком». Основной вопрос нашей дискуссии «Любовь - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Условия подобной дискуссии

Вопрос 1

1. Каждый из участников пишет на карточках ответ на 1 вопрос (5 существительных)

2. Участники объединяются в пары. В результате обсуждения пара отбирает три карточки из написанных.

3. На третьем этапе участники объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше половины карточек от общей суммы (например, из 6 оставить 4 карточки). (Количество групп зависит от наполняемости класса)

4. Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и

систематизация предложений.

5. Выделяются сходные варианты, убираются. На доске остаются неповторяющиеся ответы. (Работа обобщается сразу же после каждого ответа)

Вопрос 2

(та же работа)

Вопрос 3

(та же работа)

Вопрос 4

(та же работа)

Вопрос 5

(та же работа)

II. Дискуссия «Снежный ком» - поиск ответов на нравственные вопросы. Просмотр ролика «Современная любовь».

Учитель: вашему вниманию предлагаются следующие вопросы.

Вопрос 1:

- Что требуется телу человека, то есть без чего человек физически не выживет?

(Примерные ответы учеников: тепло, свет, пища, вода, одежда)

Вопрос 2:

- Что нужно душе человека? (Примерные ответы учеников: любовь, забота, уважение людей, доброта, целеустремленность, доверие других)

Вопрос 3:

Отметьте, пожалуйста, положительные и отрицательные характеристики такого

чувства, как влюблённость (по три существительных). (Примерные ответы учеников: (-) – ревность, чувство собственничества, разочарование; (+) – забота, доверие, ласка)

Вопрос 4:

- Что вы больше всего цените в людях? Назовите по одному качеству от каждой

группы. (Примерные ответы учеников: доброта, умение сочувствовать, искренность,

справедливость, пунктуальность)

Вопрос 5:

- Назовите основные составляющие слова ЛЮБОВЬ (Примерные ответы учеников:

душевность, милосердие, щедрость души)

III. Обобщение ответов, расположенных на доске (карточки групп)

IV. Работа с толкованием слова «любовь» и составление кластера

Задание 1: Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые авторы, что общего в этих определениях, в чем отличие этого понятия? Подчеркните 2 ключевых слова.

Каждая группа выбирает одно высказывание и объясняет, почему выбрали именно это толкование.

Борис Корчевников, тележурналист

Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь.

Альбер Камю

В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.

Л. Толстой

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Конфуций

Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.

Ф.М. Достоевский

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.

И. Тургенев

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Омар Хайям

В этом мире любовь — украшенье людей,

Быть лишенным любви — это быть без друзей.

Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,

Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!

Задание 2: выберите из всех предложенных высказываний существительные, которые объясняют слово ЛЮБОВЬ как ЧУВСТВО и слово ЛЮБОВЬ как ДЕЛА. Запишите их в два столбика. Какое из высказываний объединяет и чувства, и дела. Допиши свои существительные. Сделайте вывод, что несет любовь людям.

V. Поиск ответа на проблемный вопрос

Учитель: Основной вопрос нашей дискуссии «Любовь - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

1) Аналитическая беседа

- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга. (акт 2, сцена 5)

- Что мешает их любви? (Вражда их семейств.)

- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)

- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)

- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!»  Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)

- Почему погибают герои? (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть? (Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви).

- Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло).

2) Подведение итогов

Учитель: Скажите: любовь и влюбленность – это одно и то же?

- Можно отнести к нравственной категории любви поступок, который совершили герои?

"Ромео и Джульетта": музыкальный клип

VI. Подведение итога урока. Оценивание.

Приём «Микрофон» (каждый отвечает на основной вопрос урока, аргументируя свою позицию).

«Любовь - это проявление силы человека или его слабости?»

VII. Домашнее задание.

  Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

VIII. Рефлексия. «Синквейн».

Борис Корчевников, тележурналист

Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь.

Альбер Камю

В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.

Л. Толстой

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Конфуций

Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.

Ф.М. Достоевский

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.

И. Тургенев

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Омар Хайям

В этом мире любовь — украшенье людей,

Быть лишенным любви — это быть без друзей.

Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,

Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!

Борис Корчевников, тележурналист

Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь.

Альбер Камю

В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.

Л. Толстой

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Конфуций

Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.

Ф.М. Достоевский

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.

И. Тургенев

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Омар Хайям

В этом мире любовь — украшенье людей,

Быть лишенным любви — это быть без друзей.

Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,

Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий

Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....