Конспект урока по литературе для 9 класса "А.С.Грибоедов "Горе от ума".Знакомство с героями.Чтение и анализ I действия"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griboedov_gore_ot_uma.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе в 9 классе

Тема:   Комедия А.С. Грибоедова  «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.

Разработчик: учитель русского языка и литературы Абдураманова Сусана Эшреповна

Цели урока:

1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом   произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.

2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического  произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.  

3.Воспитательные: воспитывать  у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа,  рассказ учителя,   комментированное чтение, анализ текста.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть отрывка из  баллады В.А.Жуковского «Светлана».

II.Актуализация опорных знаний

1.Беседа.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования  (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся  записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Таков формальный замысел комедии  А.С.Грибоедова  «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим  смыслом, что и сделало ее бессмертной.

III.Объяснение нового материала.

1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» —  произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

2.Запись в тетрадь.

Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

3. Беседа по вопросам.

Учитель:

__  Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам         классицизма?

—   Какие элементы сюжета вы знаете?

—   Какие из них являются главными,  какие второстепенными?    

—   Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка,         развитие действия, кульминация, развязка)?

—  Возможна ли их перестановка?

    —  Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.

4. Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

  1. Говорящие фамилии.
  2.  Фамусов  (от лат.Fата — молва),  Репетилов (от франц. гере1ег — повторять),  Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух,  Скалозуб  -…Хрюмина-… Хлестова-…
  • Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
  • Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
  • Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

6.   Чтение I действия комедии.

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

Явление 1—5.

 - Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

 - Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

 - Какие герои и ситуации комичны?

 - Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),

Явление 7.

Как и каким появляется Чацкий?

- Как встречает его Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком?

- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

- Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.

IV. Закрепление. Запись в тетрадь.

Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды  в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним»  и «веком минувшим»

V .Домашнее задание:

  1. Прочитать II действие.

2. Индивидуальное заданиеподготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Выучить конспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....