Технологическая карта урока литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lit-ry_5_kl.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №2

Предмет: литература

Класс: 5                                                                                                                                                                                                                                                                            Дата ___________________

Автор УМК: Коровина В.Я.                                                                                                                                                                                                                                          Класс __________________

Тема урока: Устное  народно е творчество. Малые  жанры фольклора. Загадки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня*

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы д-ти

Осуществляемые действия

Формируемые способы д-ти

Осуществляемые действия

Формируемые способы д-ти

1. Мотивация

1. Вопрос: знаком ли вам этот термин?

2. Слово учителя о фольклоре.

 Установка тематических рамок учебной деятельности.

Преобразование

Постановка и решения проблем

Постановка вопросов

Управление поведением

Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД.

Планирование необходимых действий

2. Актуализация

Вопрос: какие произведения мы можем отнести к фольклорным?

Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование.

Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности.

Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.

Постановка вопроса

Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).

Прогнозирование учебной задачи

3. Выявление места и причины затруднения

Вопрос: какие основные признаки фольклорных произведений вы можете назвать?

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения.

Фиксация операции, на которой возникло затруднение.

Активизация соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов.

Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.

Разрешение конфликтов

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.

Оценка возникающих трудностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулировка темы урока, постановка целей.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.

Действия постановки и решения проблемы.

Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения.

Разрешение конфликта

Выбор способа построения нового знания (как?) - метод уточнения  или метод дополнения.

Выбор средства для построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта

1. Чтение и обсуждение ст. учебника «Фольклор – устное народное творчество» (с. 27-28).

2. Задания 1-3 (с. 28).

Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.

Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Управление поведением

Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково.

Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Работа по дополнительным вопросам.

*Инд. зад.: рассказ об исполнителях фольклорных произведений.

Контроль за усвоением учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.

Общеучебные

Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. 

Умение задавать уточняющие вопросы.

Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления.

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. С помощью словаря записать определения малых фольклорных жанров.

2. Вопрос:  в чем особенность употребления этих жанров?

Контроль за интериоризацией нового способа действия и исполнительской рефлексией (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Общеучебные

Самопроверка решений по эталону.

Управление поведением

Выявление причин ошибок и их исправление.

Саморегуляция.

8. Включение в систему знаний и повторения

1. Сообщение учителя «Фольклор и литература».

2. Работа по вопросам  на понимание темы.

Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.

Включение нового способа действий в систему знаний.

Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.

Саморегуляция.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Сделать вывод по плану. 2. Д/з: «Обогащаем свою речь» (с. 8), нарисовать иллюстрацию к одному из фольк. пр-ий.

*Д/з: Записать известные в семье фольклорные пр-я: легенды, сказки и т.д.

Организация самооценки уч-ся результатов своей УД.

Самооценка учениками собственной УД на уроке.

Намечаются цели дальнейшей деятельности

Управление поведением.

Умение выражать свои мысли

Соотнесение цели и результатов своей УД.

Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...