Н.В. Гоголь 5 класс Повесть "Заколдованное место" Презентация
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Савельева Татьяна Ивановна

5класс Н.В. Гоголь . Презентация повести "Заколдованное место"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zakoldovannoe_mesto.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя Татьяна Ивановна Савельева Город Ульяновск 2016

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Николай Васильевич Гоголь

Слайд 3

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился. Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером. Родители писателя

Слайд 4

Родители писателя Мать , Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. В семье, помимо Николая, было ещё пятеро детей. «Марья Ивановна женщина необыкновенная… Она вся исполнена самоотверженной и тихой любви к своим детям…» - писал С.Т.Аксаков.

Слайд 5

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке Детство писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей Гоголя.

Слайд 6

Нежинская гимназия Гоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821 по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах. В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли комических старух.

Слайд 7

Гоголь в Петербурге В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще. Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.

Слайд 8

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

Слайд 9

« Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 10

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…» Е.А.Баратынский Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 11

„ Гоголь , так мило прикинувшийся Пасичником , принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г.Белинский Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 12

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

Слайд 13

Смысл названия «Вечеров…» Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального. Хутор - так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина. Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.

Слайд 14

Рассказчики в «Вечерах» Пасечник Рудый Панько – вымышленный «издатель «Вечеров...», который разъясняет читателям, что материал для книги он получил от разных рассказчиков. Рудый Панько - не просто псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).

Слайд 15

Рассказчики в «Вечерах» А один из гостей... Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдет рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках! Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал. Панич в гороховом кафтане Макар Назарович Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича Максим

Слайд 16

Жанр рассказов Фомы Григорьевича Быль Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место». Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», - «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».

Слайд 17

«Заколдованное место» в литературных произведениях Остров Буян Спящая Красавица Рип ван Винкль Аленький цветочек

Слайд 18

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Слайд 19

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место. «Заколдованное место»

Слайд 20

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Комора Кухоль Левада Люлька Сопилка Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка амбар украинский народный музыкальный инструмент

Слайд 21

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Комора – амбар Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубка Сопилка – украинский народный духовой музыкальный инструмент Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

Слайд 22

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

Слайд 23

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

Слайд 24

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.

Слайд 25

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

Слайд 26

Существа заколдованного места Медведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Слайд 27

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Слайд 28

Художественные средства, создающие образ заколдованного места Гиперболы Метафоры Эпитеты … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… … нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. … проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.

Слайд 29

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

Слайд 30

Как закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. … на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!

Слайд 31

Итоги урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание  большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...