Презентация Гоголь Н.В. "Заколдованное место"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Савельева Татьяна Ивановна

Презентация 5 класс Н,В. Гоголь "Заколдованное место"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gogol_urok_v_5_klasse.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 52» Город Ульяновск 2016 Татьяна Ивановна Савельева учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Содержание 1. Цели и задачи. 2. Н.В.Гоголь. 3. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 4. « Заколдованное место» в литературе. 5. Работа со словарем. 6. Рассказчики в «Заколдованном месте». 7. Работа с текстом по вопросам. 8. Особенности и существа заколдованного места. 9. Художественные средства. 10. Чем закончились поиски клада.

Слайд 3

Цели и задачи Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения. Учить определять тему и главную мысль произведения. Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком. Учить пониманию роли художественных средств в произведении. Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.

Слайд 4

Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

Слайд 5

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

Слайд 6

Отзывы о первой книге Гоголя « Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин

Слайд 7

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

Слайд 8

«Заколдованное место» в литературных произведениях Аленький цветочек Остров Буян Рип в ан Винкль Спящая красавица

Слайд 9

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Слайд 10

«Заколдованное место» Основные мотивы повести: - поиски заговоренного клада - заколдованное место

Слайд 11

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Кухоль Левада Люлька Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка

Слайд 12

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубка Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

Слайд 13

Рассказчики в «Заколдованном месте» Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича – Максим Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.

Слайд 14

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

Слайд 15

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

Слайд 16

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .

Слайд 17

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

Слайд 18

Существа заколдованного места Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Слайд 19

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Слайд 20

Художественные средства, создающие образ заколдованного места Гиперболы Сравнения Эпитеты … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… … нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. … проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.

Слайд 21

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

Слайд 22

Чем закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. … на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!

Слайд 23

Итог урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

"Заколдованное место" Н.В.Гоголя. Презентация.

Презентация к уроку в 5 классе....

Презентация "Н.В. Гоголь. Заколдованное место"

Презентация  по литературе  для 5 класса включает  биографию Н.В. Гоголя и материал для работы над повестью "Заколдованное место"...

Презентация по повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" 5 класс, ФГОС

Данная презентация поможет выяснить и закрепить значение непонятных для учащихся слов в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" (учебник Коровиной В.Я. Литература. 5 класс, 1 часть, ФГОС)...

Н.В. Гоголь 5 класс Повесть "Заколдованное место" Презентация

5класс Н.В. Гоголь . Презентация повести "Заколдованное место"...

Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....

Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"

Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"...