Инновационные методы обучения
методическая разработка по литературе на тему

Быкарева Лариса Николаевна

       Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             (Слайд №1)    Инновационные методы обучения

                                                                           Технология-это совокупность приемов,  

                                                                    применяемых в каком-либо деле, мастерстве,                                                                                                                                                      

                                                                     искусстве.

                                                                                                                (Толковый словарь).

                     (Слайд №2)                                  Педагогическая технология-это продуманная              

                                                                     во всех деталях модель совместной

                                                                     педагогической деятельности по проектированию,

                                                                     организации и проведению учебного процесса

                                                                    с безусловным обеспечением комфортных условий

                                                                    для учащихся и учителя.

                                                                                                             ( В. М. Монахов)

       3 ноября 2016 года Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга проводила Х111 научно-практическую конференцию педагогов России и ближнего зарубежья, на которой выступали весьма значимые в области филологии представители как науки, так и практики, и в выступлении Д.Н.Мурина, доцента кафедры социально-гуманитарного образования АППО прозвучала такая мысль: «Кто сказал абсолютно точно, что инновационное -  это действительно новое и лучшее? Ведь по большому счету все новое – это хорошо забытое старое». (Слайд 3) Готовясь к докладу, я все больше и больше понимала, что абсолютно согласна с этим высказыванием. Если говорить об изменениях в преподавании русского языка и литературы, то мы, конечно, за последнее время шагнули очень далеко в области материально-технического обеспЕчения: компьютеры, мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, интерактивные доски. Все это позволяет сделать урок более современным, насыщенным, мобильным. Но мастерство учителя  помогает уроку стать незабываемым для учащихся, как ни крамольно, может быть, это прозвучит, и без применения информационных образовательных средств. По крайней мере, это не должно быть самоцелью на уроке. Тема не менее, объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Думаю, что я не одинока в своих поисках, и это не случайно. (Слайд №4) Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

(Слайд №5) В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. (Слайд №6) Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

       Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности? (Слайд №7)

       Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Инновационные технологии (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

       (Слайд №8) Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация  школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

       В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

       (Слайд №9) Это настоятельное требование к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно реализовать доступность, качество и эффективность образования.

       Каким же должен быть современный урок? Сегодня наше методическое объединение рассматривает  его  не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

(Слайд№ 10) Основными целями инновационного обучения являются:

 - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- формирование ключевых компетентностей учащихся.

(Слайд № 11) Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

(Слайд № 12) В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитие критического мышления;

технология “Метод проектов”;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке;

информационные технологии.

       Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

       (Слайд № 13) При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мы успешно применяем на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

8) синквейн;

9) эссе;

10) ключевые термины;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

13) лингвистические карты;

14) метод проекта;

15) исследование текста;

16) работа с тестами, в том числе и с обучающими;

17) задания поискового характера;

18) кластеры;

19) интегрированные уроки;

20) нетрадиционные формы домашнего задания.

      (Слайд № 14)  Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

       Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков мы с удовольствием применяем в своей работе. (Слайд № 15)

       Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Наши учителя  используют  большое количество дидактических лингвистических игр: это и  задания по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается  на творческих уроках.

 (Слайд №16) Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- художественное чтение;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- лингвистические наблюдения;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- письмо по памяти.

       Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

       (Слайд №17) Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

       Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

       Мы применяем компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

       Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

       В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

       (Слайд № 18) Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост - нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

       Как тут не вспомнить В.А. Сухомлинского, который  считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке в ходе изучения материала в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда». И, конечно, учитель русского языка и литературы сам в первую очередь должен обладать коммуникативными способностями. (Слайд №19) Поэтому на первый план выходят такие инновационные технологии, как  технология развития критического мышления через чтение и письмо,  разработанная  Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. (Слайд № 20) Здесь происходит соблюдение современных принципов моделирования личностно-ориентированного урока:

•        учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;

•        признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;

•        включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

•        опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

        Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. (Слайд № 21)

      Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

(Слайд № 22)

       Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию 2 урока, созданных с применением инновационных технологий обучения и 1  мастер-класс.

  1. Мастер-класс по составлению и применению новых обучающих тестов. Его представит учитель Сизова С.Ю.
  2. Современный урок литературы в 11 классе с использованием кейс-технологии и других инновационных приемов и методов. Учитель Демкина Е.М.
  3. Урок русского языка в 7 классе, направленный на развитие критического мышления. Учитель Миронова Т.В.
  4. После посещенных уроков и подведения итогов  вам будет предложена чайная пауза,

а затем совмещенное с семинаром совещание председателей МО.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии обучения в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы Автор: Быкарева Лариса Николаевна, методист высшей категории, Почетный работник народного образования РФ, учитель высшей категории, председатель МО словесников ГБОУ гимназия №446 2016-17 учебный год

Слайд 2

Технология - ? Педагогическая технология-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. ( В. М. Монахов)

Слайд 3

Инновации – новшество, «новое в новом» Все новое – это хорошо забытое старое. (Народная мудрость)

Слайд 4

Цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Слайд 5

Современное образование = активность ученика , направляемая учителем.

Слайд 6

Цель образования – воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно = основные задачи современного образования .

Слайд 7

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению : - личностный подход, - фундаментальность образования, - творческое начало, - профессионализм, - использование новейших технологий.

Слайд 8

Актуальность инновационного обучения = использование личностно-ориентированного обучения + поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Слайд 9

Научить учащихся учиться!

Слайд 10

Основные цели инновационного обучения: - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; - формирование личностных качеств учащихся; - выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; - формирование ключевых компетентностей учащихся.

Слайд 11

З адачи инновационного обучения: - оптимизация учебно-воспитательного процесса; - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; - выработка долговременной положительной мотивации к обучению; - тщательный отбор материала и способов его подачи.

Слайд 12

Технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология “Метод проектов”; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; информационные технологии.

Слайд 13

Приемы : ассоциативный ряд; опорный конспект; мозговая атака; групповая дискуссия; синквейн ; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игры; лингвистические карты; метод проекта; исследование текста; работа с тестами, в том числе и с обучающими; задания поискового характера; кластеры; интегрированные уроки; нетрадиционные формы домашнего задания.

Слайд 14

Виды нестандартных уроков: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет…

Слайд 15

Они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Слайд 16

Типы домашнего задания: (Не только эти) - творческая работа; - лингвистическое исследование текста; - художественное чтение; - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; - продолжение неоконченных произведений; - лингвистические наблюдения; - подготовка словарных диктантов; - составление вопросника к зачету по теме; - составление конспекта, опорных таблиц; - письмо по памяти.

Слайд 17

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации

Слайд 18

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока

Слайд 19

Критическое мышление - точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией

Слайд 20

Современные принципы моделирования личностно-ориентированного урока : • учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся; • признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие; • включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса; • опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

Слайд 21

Инновации – ин новации!

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Реферат на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ"

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Инновационная работа в нетиповом образовательном учреждении, где одновременно реализуются основные и дополнительные образовательные программы, является основополагающей....

Анализ инновационных методов обучения чтению

Материал предназначен для учителей - логопедов, учителей начальной школы, воспитателей. Содержит анализ современных методов обучения чтению....

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...