Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения Габдуллы Тукая "Родная деревня".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Нагуманова Гульшат Гамировна

Анализ стихотворения "Родная деревня" Г.Тукая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Родная деревня"89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новокашировская санаторная школа-интернат Альметьевского района Республики Татарстан

 Урок литературы в 6 классе.

 Анализ стихотворения  Г. Тукая «Родная деревня».

Автор работы:

Нагуманова Гульшат Гамировна

учитель русского языка и литературы

 

Тема урока: Анализ стихотворения  Г. Тукая «Родная деревня»

Цели урока:  

- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Родная деревня», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи урока:

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД 

2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного текста подробно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста  как произведения искусства.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Используемое оборудование:    Выставка  книг Г.Тукая, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

Орг. момент

Приветствие  учителя

Приветствие учащихся

Здоровьесбережение

Определение темы урока и постановка целей урока.

- Как понимаете значение слова «родной»?

- Это то, что очень близко к сердцу, например, родной дом, родной язык, ро

Технологии проблемного обучения

- Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Родной- свой по рождению, по духу, по привычкам; родной край, родная страна, родной язык (язык своей родины, на котором говорят с детства)

Послушайте отрывок из стихотворения

 М. Матусовского.

 С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

Ребята, а что для вас является  родиной?

- Все самое родное, дорогое: родители, дом, город или деревня ,в котором родились и живем.

Ребята , есть много произведений посвященных родине. Сегодня мы познакомимся с одним из низ. Это стихотворение Г.Тукая «Родная деревня».

Давайте вместе определим цель нашего урока?

- познакомиться со стихотворением Г. Тукая «Родная деревня», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Наши задачи на урок?        

- Познакомиться с биографией поэта;

- Прочитать стихотворение;

-Провести различные виды информации по стихотворению

Вспомним биографию, а точнее детские годы Г.Тукая.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и ненадолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям.

 

Работа с текстом стихотворения.

Прослушивание стихотворения в чтении учителя.

-Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и уловить интонацию

Прослушивают  стихотворение.

Коллективная  система обучения

- Теперь вы прочитайте  

Читают стихотворение

-«Родная деревня»- лирическое стихотворение, в его содержании лежат чувства героя. Какие?

-Наш герой с теплотой вспоминает свои родные места, описывает, как проходило его детство в деревне.

- Приходилось ли вам когда-нибудь скучать по родным местам?

- Какие чувства вы переживали в этот момент?

- Грусть, тоску по родным местам, людям.

-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада».

-Запишите лексическое значение нового для вас слова.

Работа учащихся со словарем.

Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение.

Делают записи в тетради.

Технология текстоориентированного обучения.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «подать рукой»?

- Очень близко

- Как в языке называются такие словосочетания в переносном значении?

- Фразеологизмами

- Как вы думаете, для чего в речи нужны фразеологизмы?

- Фразеологические обороты обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой

- Какое еще художественное средство использует  Тукай?

- Метафору.(«Здесь бог вдохнул мне душу»)

- А какие еще религиозные термины вы увидели?

Коран, пророк.

- Что такое Коран?

-Священная книга.

-Правильно.

Коран – Священное Писание мусульман. В переводе с арабского означает «напоминание».  Эта Книга описывает различия между Добром и Злом, между Истиной и ложью. Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха.

- Какие еще художественные средства использует поэт?

- Эпитеты. С водой студеной, путь тяжелый, жизнь длинна.

- Какими называет автор детские годы?

-Счастливыми, беспечными.

- Какое слово вам  непонятно?

- Соха

Посмотрите в словаре

Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

- Какие надежды питает автор?

- Надеется на длинный и интересный жизненный путь.

- Какими строчками заканчивается стих, какие чувства испытывает Тукай?

- О том, что не забыть ему никогда родину…

- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора?

-  Поближе познакомиться с детством поэта.

- Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая?

.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?

- Читали текст и делали анализ к стихотворению

- Ответы учеников.

Коллективная  система обучения

Подведение итогов.

- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

Дети выполняют задание

Технология оценивания образовательных достижений

Дом. задание

-Предлагаю вам домашнее задание:

- написать небольшой рассказ о своей малой родине, то есть о городе или селе в котором родились и выросли;

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-выучить стихотворение.

Учащиеся выбирают одно задание.

Технология разноуровневого обучения

        Информационные ресурсы

  1. Литература. Учебник  для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / ВЯ. Коровиной – 7-е изд.  
  2. Яндекс. Картинки: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru (22.11.13).
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997.
  4. Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя.   Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....

Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."

Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....

Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...