Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения Габдуллы Тукая "Родная деревня".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Новокашировская санаторная школа-интернат Альметьевского района Республики Татарстан
Урок литературы в 6 классе.
Анализ стихотворения Г. Тукая «Родная деревня».
Автор работы:
Нагуманова Гульшат Гамировна
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Анализ стихотворения Г. Тукая «Родная деревня»
Цели урока:
- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Родная деревня», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
Задачи урока:
- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;
- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;
- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;
- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.
4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5.Излагать содержание прочитанного текста подробно.
6.Пользоваться словарями, справочниками.
7.Осуществлять анализ и синтез.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
9.Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний
Используемое оборудование: Выставка книг Г.Тукая, словарь С.И. Ожегова.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые современные образовательные технологии |
Орг. момент | Приветствие учителя | Приветствие учащихся | Здоровьесбережение |
Определение темы урока и постановка целей урока. | - Как понимаете значение слова «родной»? | - Это то, что очень близко к сердцу, например, родной дом, родной язык, ро | Технологии проблемного обучения |
- Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Родной- свой по рождению, по духу, по привычкам; родной край, родная страна, родной язык (язык своей родины, на котором говорят с детства) | |||
Послушайте отрывок из стихотворения М. Матусовского. С чего начинается Родина? | |||
Ребята, а что для вас является родиной? | - Все самое родное, дорогое: родители, дом, город или деревня ,в котором родились и живем. | ||
Ребята , есть много произведений посвященных родине. Сегодня мы познакомимся с одним из низ. Это стихотворение Г.Тукая «Родная деревня». Давайте вместе определим цель нашего урока? | - познакомиться со стихотворением Г. Тукая «Родная деревня», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта. | ||
Наши задачи на урок? | - Познакомиться с биографией поэта; - Прочитать стихотворение; -Провести различные виды информации по стихотворению | ||
Вспомним биографию, а точнее детские годы Г.Тукая. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и ненадолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. |
| ||
Работа с текстом стихотворения. | Прослушивание стихотворения в чтении учителя. -Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и уловить интонацию | Прослушивают стихотворение. | Коллективная система обучения |
- Теперь вы прочитайте | Читают стихотворение | ||
-«Родная деревня»- лирическое стихотворение, в его содержании лежат чувства героя. Какие? | -Наш герой с теплотой вспоминает свои родные места, описывает, как проходило его детство в деревне. | ||
- Приходилось ли вам когда-нибудь скучать по родным местам? | |||
- Какие чувства вы переживали в этот момент? | - Грусть, тоску по родным местам, людям. | ||
-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада». -Запишите лексическое значение нового для вас слова. | Работа учащихся со словарем. Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение. Делают записи в тетради. | Технология текстоориентированного обучения. | |
- Ребята, а как вы понимаете выражение «подать рукой»? | - Очень близко | ||
- Как в языке называются такие словосочетания в переносном значении? | - Фразеологизмами | ||
- Как вы думаете, для чего в речи нужны фразеологизмы? | - Фразеологические обороты обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой | ||
- Какое еще художественное средство использует Тукай? | - Метафору.(«Здесь бог вдохнул мне душу») | ||
- А какие еще религиозные термины вы увидели? | Коран, пророк. | ||
- Что такое Коран? | -Священная книга. | ||
-Правильно. Коран – Священное Писание мусульман. В переводе с арабского означает «напоминание». Эта Книга описывает различия между Добром и Злом, между Истиной и ложью. Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха. | |||
- Какие еще художественные средства использует поэт? | - Эпитеты. С водой студеной, путь тяжелый, жизнь длинна. | ||
- Какими называет автор детские годы? | -Счастливыми, беспечными. | ||
- Какое слово вам непонятно? | - Соха | ||
Посмотрите в словаре Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. | |||
- Какие надежды питает автор? | - Надеется на длинный и интересный жизненный путь. | ||
- Какими строчками заканчивается стих, какие чувства испытывает Тукай? | - О том, что не забыть ему никогда родину… | ||
- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора? | - Поближе познакомиться с детством поэта. - Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая? | ||
. | |||
Рефлексия. | -Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке? | - Читали текст и делали анализ к стихотворению - Ответы учеников. | Коллективная система обучения |
Подведение итогов. | - Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки» Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил. Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил. Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить. | Дети выполняют задание | Технология оценивания образовательных достижений |
Дом. задание | -Предлагаю вам домашнее задание: - написать небольшой рассказ о своей малой родине, то есть о городе или селе в котором родились и выросли; - нарисовать иллюстрацию к стихотворению; -выучить стихотворение. | Учащиеся выбирают одно задание. | Технология разноуровневого обучения |
Информационные ресурсы
- Литература. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / ВЯ. Коровиной – 7-е изд.
- Яндекс. Картинки: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru (22.11.13).
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997.
- Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной и презентация к нему....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....
Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."
Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....
Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...