Статья «Искусство на уроках литературы».
статья по литературе на тему

Никифорова Светлана Николаевна

Статья рекомендована как информационно-методический материал при разработке интегрированных уроков по литературе в 7-10 классах на тему

" Межпредметное взаимодействие эстетических дисциплин на уроках литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

                Статья «Искусство на уроках литературы».

           Значение наглядности на уроке литературы.

Одним из наиболее важных принципов в преподавании любого предмета является принцип наглядности. Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчетливостью, позволяют учащимся конкретно представить портреты героев, быт, обстановку, историческую эпоху в целом. Для работы на уроке можно привлекать картины разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер; бытовую, историческую, батальную живопись.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными его эпизодами. Например, живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Пейзаж легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описанием пейзажа в эпических произведениях. Чаще всего мы обращаемся к полотнам великих русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова, П. Федотова, И. Репина, В. Перова, М. Врубеля и т.д. При сопоставлении картины и литературного произведения мы делимся впечатлениями, устанавливаем их тематическую близость, говорим о различии в способах выражения авторской идеи, рассматриваем, как замысел писателя и художника воплотился в образах, колорите, композиции, языке произведения.

Произведения живописи мы привлекаем как при изучении эпических произведений (например, романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), так и при изучении лирики (поэзия Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.). Изучая биографию писателя мы обращаемся к его портрету. Портреты писателей, выполненные художниками, знакомят ребят не только с внешним обликом человека, но и способствуют проникновению в его внутренний мир.

Рассматривание и анализ произведений живописи в процессе изучения литературного произведения, благодаря зримому и запоминающемуся образу картины, делают более доступным для учащихся постижение мысли писателя, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.

Отдельно хочется сказать об обращении к иллюстрации в процессе работы над текстом художественного произведения. Сейчас с помощью Интернета можно найти иллюстрации почти ко всем произведениям русской классической литературы. Работа с иллюстрациями так же, как и работа с произведениями живописи, направлена прежде всего на более глубокое осмысление художественного текста. На уроке мы обсуждаем несколько классических иллюстраций к произведению, пытаемся понять, насколько они соответствуют литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения. Иногда учащимся дается задание самим нарисовать иллюстрации к тексту.

Музыкальные произведения на уроке литературы.

На уроке литературы мы обращаемся и к такому виду искусства, как музыка. Использование музыкальных записей усиливает общее эмоциональное впечатление от урока, помогает глубже проникнуть в замысел литературного произведения. Например, при изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» мы слушаем Сонату№2 Бетховена, о которой идет речь в произведении. Эта мелодия помогает ребятам лучше понять авторскую идею, заложенную в повести, раскрыть характер главного героя. Эмоциональное впечатление от этой части урока всегда очень сильно.

Чаще всего мы обращаемся к музыкальным произведениям при изучении лирики. Лирика как род литературы и музыка имеют много общего. Общей является эмоциональная составляющая. И тот и другой вид искусства направлены прежде всего на выражение чувств, эмоций, переживаний. Кроме того, очень часто мы говорим о музыкальном строе стихов, об использовании в стихотворении различных приемов звукописи. Мы обращаемся к музыке при изучении творчества Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов Серебряного века, С.А. Есенина, М. Цветаевой, поэтов 60-х годов XX века.

На стихи многих поэтов написаны песни, романсы. Их прослушивание помогает лучше осмыслить глубину поэтического таланта автора художественного текста, создает на уроке творческую атмосферу.

Работа с фильмом на уроке литературы.

Для многих детей и подростков самым любимым и доступным видом искусства является кино. Использование кино (художественного и документального) делает урок литературы более ярким, интересным, повышает мотивацию учащихся к изучению литературного произведения. 

Деятельность читателя по сравнению с восприятием других искусств достаточно сложна, ведь здесь необходимо оживлять конкретные образы в своем сознании, что редко удается современному ребенку в силу слаборазвитого образного мышления. Зрительные образы воспринимаются намного проще, интерес к ним у ребенка, естественно, выше.

При работе с фильмами очень важно не забывать о главном методическом приеме. Видеозапись (например, фрагмент художественного фильма, спектакля) надо как бы ввести в содержание урока, объяснить учащимся, с какой целью вы собираетесь показать ее, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует узнать, как ребята восприняли содержание фильма (о чем он и как связан с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. А далее нужно обязательно связать содержание видеоматериала с той последующей работой, которую вы организуете на уроке. Итак, фильмы учащиеся не просто смотрят, они их должны анализировать.

             На уроке можно использовать как художественные фильмы (экранизации литературных произведений), так и документальные (о жизни и творчестве писателя, истории создания его произведений и т. д.). На сегодняшний день русский и зарубежный кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор таких фильмов. Например, за последние несколько лет появились замечательные художественные фильмы о жизни писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.И. Куприна, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, В.С. Высоцкого и др. Экранизирована большая часть произведений русской классики (многие произведения имеют не одну экранизацию). Эпизоды из этих фильмов ребята смотрят с удовольствием.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах. Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя книгу и фильм-экранизацию, они начинают открывать для себя духовный смысл произведения русской классики. 

Диалог литературы и кино на уроке способствует эстетическому развитию современного подростка, преодолению ограниченности читательского и зрительского восприятия. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным, способствует формированию у учащихся навыков интерпретации и целостного анализа произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....

Содружество искусств на уроках литературы

Выступление на зональном семинаре учителей русского языка и литературы...

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Статья "Как сделать урок литературы интересным"

Статья "Как сделать урок литературы интересным"....

Статья "Палитры на уроках литературы"

Статья знакомит с методическими возможностями использования палитры на уроках литературы....

Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.

Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в ...