Открытый урок литературы "На всю оставшуюся жизнь" в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Урок, посвящённый Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_den_pobedy_avtosohranennyy_-_kopiya.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «НА  ВСЮ  ОСТАВШУЮСЯ  ЖИЗНЬ»   /гравюра С.Красаускаса № 1/

                   Конспект интегрированного урока «Литература – История» (11 класс),

                   посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне

                                                                                              Татьяна Петровна Сидорова

                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                           

Материалы к уроку и оборудование:

-  Книги: сборник «Фронтовые письма» в 3-х тома

                сборник «Ратный подвиг»

                С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

                сборники стихов Р.Рождественского, А.Межирова, М.Львова, С.Викулова,

                Е.Евтушенко.

- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

- Слайд-фильм с включением видеофильма

- Гравюры Стасиса Красаускаса из цикла «Вечно живые. Память.»

Особенности организации урока:

       В уроке принимают участие все учащиеся 11 класса, которые большую часть материала готовили самостоятельно.

               

                                         

                          /Гравюра С.Красаускаса № 2/           Эпиграф урока:

                                                                                      Мы шли к любви и милосердью

                                                                                      В немилосердной той войне                                              

                                                                                         

                                                Ход урока:

/Гравюра

С.Красаускаса

№ 3/

/Видеофильм с

оригинальным

исполнением

песни/

/Гравюра

С.Красаукаса

№ 4/

/Довоенная

фотография

танцующих

вальс стоит на экране до слов «Вальс довоенный напомнил о многом…»

/Фотография

2005 года – ветеран,

танцующий

вальс /

/Видеофильм с

авторским

исполнением

песни/

/Слайд «Наступление

немецких войск – танк с фашистской свастикой/

/Видеофильм на основе кадров из худ. фильма «Офицеры»;

песню под гитару

исполняет уч-ся/

/Слайд – боец у разбитого орудия пишет письмо/

/Фотография солдата, принимающего присягу и целующего оружие, октябрь 1941г.

Стоит на экране до слов:

«…А когда он упал…»

/Фотография

памятника русскому

солдату в

Болгарии/

/Фотография солдата, пишущего письмо в окопе в сентябре 1941 года/

/Фотография молодого солдата с пулемётом,

Кадр 13_а/

/Песню под гитару исполняет уч-ся; видеоряд

Кадр 13_2 до слов «Вспомните, ребята…»

/Кадр 13_3 до слов «Вспомним их сегодня…»

/Кадры 13_4 – 13_6 до слов «И когда над ними грянул…»/

/Кадры 13_7, 13_8 до слов «Вспомните, ребята…»/

/Кадры 13_9 –

12_11 до конца песни/

/Фотография 1942 года – солдат пишет

Письмо, справа от него треугольник письма; кадр 14_а/

/Фотография 2-х фронтовых писем-треугольников;

Кадр 15_а/

/Групповое фото женщин-бойцов, 1942 г.;

Кадр 16_а/

/Фото девушки в военной форме, 1943 г.;

Кадр 17_а

/Фотография 1943 года – женщина на поле боя/

/Фотография

Солдата, пишущего письмо, март 1943 года;

Кадр 19_а/

/Гравюра

С.Красаускаса;

Кадр 20_а/

/Гравюра

С.Красаускаса;

Кадр 21_а/

/Фотография фронтовых

писем;

кадр 22_а

/Фотография

Супружеской

Пары, 1945 г./

/Первые три

строфы исполняются как песня Вячеславом Тихоновым в фильме «Доживём до

понедельника»

и сопровожда-

ются кадрами

23_а: в нем два

слайда:

- поющая в лесу

  птица;

- могила солда-

  та у рощи/

/Фотография

Берёзовой рощи;

Кадр 23_б/

/Фотография 1944 года –

почтальон на

фронте;

кадр 24_а/

/Песню из к/ф

«Освобожде-

ние» исполняет под

гитару уч-ся;

кадр 25_а стоит на 1-ом

куплете и

припеве;

кадр 26_а стоит на 2-ом

куплете и припеве;

кадр 27_а стоит на 3-ем

куплете;

кадр 28_а – на

припеве./

/Фотография 1945 года –

отдыхающие

солдаты;

кадр 29_а/

/Кадр из к/ф

«Баллада о

солдате» 30_а

стоит на экране до слов

«…Мать ждала…»

/Фотография

1945 года –

встреча

солдат,

вернувшихся с

фронта;

кадр 30_б/

/Фотография

1945 года,

восстановлен-

ная в 90-е годы:

поверженные

немецкие знамёна на

Красной площади/

/Песню исполняет под

гитару уч-ся;

видеоряд, начиная с кадра 32_а до

конца песни/

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

                                       

       Сегодня наш урок посвящён событию, которое 65 лет назад всему миру казалось невероятным: 9 мая 1945 года было объявлено о капитуляции фашистской Германии и громче всех остальных прозвучало слово «ПОБЕДА!», такое долгожданное, такое желанное, такое сладкое слово, что люди, произнося его, плакали, смеялись, обнимали друг друга и опять плакали. Они были, действительно, настолько счастливы, что только слёзы и могли передать их состояние. Сейчас это были слёзы радости. Моя бабушка рассказывала, что в этот день никто не хотел оставаться дома и столько радостных лиц она больше никогда не видела. Страшная война, длившаяся почти 4 года, с этого момента становится историей. Но это история, которая всегда с нами, потому что память о тех днях не сотрётся никогда, ведь память – это не просто способность помнить, но свойство души хранить сознание о былом. Хранить ту тонкую цепочку, что идёт от человека к человеку…

       Сейчас нам кажется, что об этой войне уже всё сказано, подсчитаны потери, понесённые нашей страной – цифры потрясают. А ведь за этими цифрами стоят люди, у которых была своя жизнь, свои мечты, свои радости, печали, у которых было будущее… Но 22 июня 1941 года это всё было перечёркнуто. Теперь впереди тяжёлые, длинные дороги войны, расставания с самыми дорогими, близкими, любимыми. Впереди беспощадные бои, бессонные ночи, смертельные раны, похоронки.

       Говорят, незаменимых людей нет. Погибали в бою воины – на их место вставали другие. Но кто заменит матери сына, жене мужа, сестре брата, ребёнку отца или мать? Никто. Для них замены нет. Одно, наверное, утешало: погибли они как настоящие герои, освободив отечество, да и мир в целом от фашистской чумы. Цена Победы слишком высока, поэтому наши ветераны, выступая перед молодыми людьми, всегда желают не испытать того, что испытали они, желают мирной счастливой жизни, в которой не свистят пули, не взрываются бомбы, не ревут сирены. А Евгений Евтушенко, русский поэт, в 1961 году в канун двадцатилетия начала Отечественной войны написал стихотворение «Хотят ли русские войны?»

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берёз и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под берёзами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

Не только за свою страну

солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей земли

спокойно ночью спать могли.

Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк, ты спиши, Париж.

Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей,

спросите у жены моей,

и вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны.

       «Победа, любушка, - сказал усталый Солдат, - а дошли мы ведь до тебя, добрались, верили в тебя друзья мои: Ваня Косарев, что лежит сейчас под Нарой, Ваня Ляпушкин, в Калужских лесах остался, Витя Сёмин, под Брянском могила его, Лёша Савкин, красавиц сибиряк, всё птиц слушать любил, Коля, сказки нам рассказывал, как трём дочкам своим, приеду к ним в Смоленск и расскажу сказку про богатыря русского Колю, который с товарищами своими освобождал землю русскую от нечисти поганой…

       Эх, ребятушки, вечная вам память, вечный покой… Заслужили вы его…»

ПЕСНЯ «НА  ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» /Слова П.Фоменко, Б.Вахнюка; музыка  В.Баснера/

Сестра, ты помнишь, как из боя

Меня ты вынесла в санбат?

Остались живы мы с тобою

В тот раз, товарищ мой и брат.

На всю оставшуюся жизнь

Нам хватит подвигов и славы,

Победы над врагом кровавым –

На всю оставшуюся жизнь.

Горели Днепр, Нева и Волга,

Горели небо и поля…

Одна беда, одна тревога,

Одна судьба, одна земля.

На всю оставшуюся жизнь

Нам хватит горя и печали.

Где те, кого мы потеряли

На всю оставшуюся жизнь?

Сестра и брат, взаимной верой

Мы были сильными вдвойне.

Мы шли к любви и милосердью

В немилосердной той войне.

На всю оставшуюся жизнь

Запомним братство фронтовое –

Как завещание святое

На всю оставшуюся жизнь.

 

УЧИТЕЛЬ:

       Сегодня мы вспомним о тех, кто дал нам возможность сидеть сейчас в этом классе, строить планы на будущее, любить, ощущать счастье свободы. Мы узнаем цену той Победе, которой радуемся уже 65 лет. Свидетельства очевидцев и фронтовые письма –   бесценные документы, фото и видеоматериалы, гравюры литовского художника Стасиса Красаускаса из цикла «Вечно живые. Память.» сегодня на нашем уроке.  Век ХХI слушает и смотрит век ХХ.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ ФЕЛИКСА ЛАУБЕ

                                  «ДОВОЕННЫЙ ВАЛЬС»

Мирное небо над крепостью Бреста,

В тесной квартире счастливые лица.

Вальс. Политрук приглашает невесту,

Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном красота новолунья,

Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,

В кинотеатрах идёт «Волга-Волга».

Снова Кронштадт провожает матросов:

Будет учебным поход их недолго.

А за кормой белой ночи раздумье,

Кружатся чайки над Финским заливом.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы.

Мимо фасада большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

В классах десятых экзамены завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока накануне:

Двадцать рассветов осталось счастливых:

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы.

Вальс довоенный напомнил о многом,

Вальс воскресил дорогие нам лица,

С кем нас свела фронтовая дорога,

С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли, и опять за окном тихий вечер.

Смотрят с портретов друзья молчаливо.

В памяти нашей сегодня и вечно

Все они живы.

ПЕСНЯ АЛЕКСАНДРА РОЗЕНБАУМА «А МОЖЕТ, НЕ БЫЛО ВОЙНЫ»

А может, не было войны…

И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

А может, не было во        йны,

И у отца с рожденья шрамы,

Никто от пули не погиб,

И не вставал над миром гриб,

И не боялась гетто мама?

А может, не было войны?

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

А может, не было войны?

Не гнали немцев по этапу,

И абажур из кожи блеф,

А Муссолини дутый лев,

В Париже не было гестапо?

А может, не было войны?

И «шмайсер» детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

А может, не было войны?

И мир себе её придумал?

«…Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски?» -

Сегодня ночью я подумал.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ:

       22 июня 1941 года «силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступления.

     …Миллионы людей, отрёкшись от своих человеческих чувств и своего разума, должны были идти на Запад с Востока и убивать себе подобных.»

ПЕСНЯ «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН» /Слова Р.Хозака, музыка Е.Аграновича/

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещан и одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов –

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю…

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

       25 октября 1941 года

                                              Здравствуй, моя Варя!

       Нет, не встретимся мы с тобой.

       Вчера мы в полдень громили ещё одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

       Похоронил Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло.

       Вот так из трёх танкистов остался я один.

       В сутемени въехал в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

       Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам.

       Пройдёт время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трёх танкистов.

                                                                                       Твой Иван Колосов

       На Смоленщине на одной из дорог возвышается на постаменте танк БТ с бортовым номером «12». На этой машине все первые месяцы войны сражался с врагом младший лейтенант Иван Сидорович Колосов. 24 октября 1941 года он провёл свой последний бой.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

На Земле

                Безжалостно маленькой

Жил да был

Человек маленький.

У него была служба

                                    маленькая

И маленький очень

Портфель.

Получал он зарплату

                                    Маленькую…

И однажды –

Прекрасным утром –

Постучалась к нему в окошко

Небольшая,

Казалось,

Война…

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску

выдали

маленькую

и маленькую –

по размерам –

шинель…

…А когда он

                      упал –            

                                  некрасиво,

                                                    неправильно,

в атакующем крике

вывернув

рот,

то на всей земле

                             не хватило

                                               мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный

рост!

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

       Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот ещё один пал – Володя из Москвы.  Но танки всё лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих.

       И вот я один остался, раненый в голову и в руку. И танки прибавили счёт. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто найдёт мою когда-нибудь записку и вспомнит нас.

       Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свиданья, дорогие друзья.

                                              Ваш Александр Виноградов.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МЕЖИРОВА

Вышел мальчик из дому

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням руки,

Как слепой протянул.

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не смог.

Но с другими со всеми,

Не окрепший ещё,

Под тяжёлое Время

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщеплённый в бою,

Под бревно от наката,

Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

Но Москва без него

Ничего не смогла бы,

Не смогла ничего.

ПЕСНЯ «ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА…» (Слова Д.Сухарева, музыка В.Берковского)

…И когда над ними

Грянул смертный гром,

Нам судьба иное начертала –

Нам, непризывному,

Нам, неприписному

Воинству окрестного квартала,

Сирые метели след позамели,

Все календари пооблетели,

Годы нашей жизни, как составы, пролетели –

Как же мы давно осиротели!

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята, -

Разве это выразить словами, -

Как они стояли у военкомата

С бритыми навечно головами.

Вспомним их сегодня

Всех до одного,

Вымостивших страшную дорогу.

Скоро, кроме нас, уже не будет никого,

Кто вместе с ними слышал первую тревогу.

И когда над ними грянул смертный гром

Трубами районного оркестра,

Мы глотали звуки

Ярости и муки,

Чтоб хотя бы музыка воскресла!

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята, -

Это только мы видали с вами,

Как они шагали от военкоматов

С бритыми навечно головами.

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

       31 августа 1942 года

                                                   Милая Сонечка!

       Как и предыдущее, это письмо пишу прямо на поле боя, из которого ещё не вышли. Потерял ряд своих боевых товарищей. Напрягаем все свои боевые силы, чтобы отомстить за них. Досталось гадам крепко, да и ещё достанется.

       Жди меня, дорогая. Я. Конечно, приду. За мою жизнь не беспокойся. Если она и оборвётся, то только ради лучшей будущей жизни наших детей. Моя мечта одна – чтобы вы жили лучше, чем жили до 1941 года, а это вы можете сделать и без меня, а моя жизнь сейчас нужна только для Победы над врагом.

       Борис Иванович Таганчиков погиб 7 сентября 1942 года.

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

25 мая 1942 года

                                             Здравствуй, моя дорогая!

       Время идёт быстро. У нас пока ничего существенного нет, но постараемся 16-ю немецкую армию закопать, не выпустив ни одного мерзавца. Если бы ты только посмотрела на наши деревни, где были немцы! Наименование их осталось только на картах. Всё сожжено. А поэтому каждый командир рвётся в бой, не жалея своей жизни. Я постараюсь драться так, чтобы выполнить свой долг перед Родиной с честью.

       Ефим Сергеевич Баронов – танкист, лейтенант. Пал смертью храбрых под Старой Руссой в июне 1942 года.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ ИЗ ФРОНТОВОГО ДНЕВНИКА:

       На фронте нас было пятеро подружек: Любы Ясинская, Шура Киселёва, Тоня Бобкова, Зина Латыш и я. Конаковские девчата – звали нас танкисты. И все девчонки погибли…

       Перед боем, в котором Любу Ясинскую убили, мы с ней сидели вечером, разговаривали. Она мне вдруг говорит: «Ты знаешь, я в этом бою погибну… Вот есть у меня какое-то предчувствие. Ходила к старшине, хотела попросить новое бельё, а он пожалел: «Ты же недавно получила». Пойдём утром попросим вдвоём».

       Я её успокаиваю: «Мы уже два года с тобой воюем, нас теперь пули боятся». Но утром она меня всё-таки уговорила пойти к старшине, выпросили мы у него пару нового белья. И вот у неё эта новая рубашка нижняя. Белоснежная… Она вся была залита кровью… Вот это сочетание алого с белым – до сего времени у меня в памяти.

       У них в семье отец всю войну прошёл, живой вернулся. И брат с войны пришёл. Мужчины вернулись… А Люба погибла…

       Шура Киселёва, она была у нас самая красивая, сгорела. Она спрятала тяжелораненых в скирдах соломы, начался обстрел, солома загорелась. Шура могла сама спастись, но для этого надо было бросить раненых: из них никто не мог двигаться… Раненые сгорели, и Шура вместе с ними.

       Только недавно я узнала подробности гибели Тони Бобковой: она заслонила от осколка мины любимого человека. Осколки летят – это доли секунды… Как она успела? И спасла лейтенанта Петю Бойчевского, она его любила. И он остался жить.

       У нас пять девочек из одной школы, а одна я вернулась к маме. Девчонки погибли, а я вернулась…

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ ИЗ ФРОНТОВОГО ДНЕВНИКА:

       Бои тяжёлые. В рукопашной была… Это ужас. Человек таким делается… это не для человека… Бьют, колют штыком в живот, в глаз, душат за горло друг друга. Вой стоит, крик, стон… Для войны это и то страшно, это самое страшное. Я это всё пережила, всё знаю. Тяжело воевать и лётчикам, и танкистам, и артиллеристам – всем тяжело, но пехоту ни с чем нельзя сравнить.

       Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут и атака. Тебя начинает трясти… Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Всё вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли убить, и становится безумно страшно. Сразу после атаки лучше не смотреть на лица, это какие-то совсем другие лица, не такие, как у людей… На них смотреть страшно.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ ЮЛИИ ДРУНИНОЙ

Я только раз видала рукопашный

Раз – наяву и тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ ИЗ ФРОНТОВОГО ДНЕВНИКА

       Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. А они пришли убивать на нашу землю, жечь. Я видела, как жгли деревню, и не могла крикнуть, я не могла громко плакать: мы шли в разведку и подошли к этой деревне. Я могла только грызть себе руки, у меня до сих пор остались шрамы. Помню, как кричали люди, как кричали коровы, как кричали куры. Мне казалось, все кричат человеческими голосами… Всё живое.

       И такая после этого любовь ко всему родному, ко всем свои людям, что всё готова за них отдать.

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

24 февраля 1943 года

                                               Здравствуйте, мои дорогие!

       Получил боевой крещение, то есть был первый раз в бою. Пока остался жив. Если придётся умереть, то дёшево свою жизнь не отдам.

       Георгий Георгиевич Берсенев погиб 8 марта 1943 года в Курской области в деревне Никитовка.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХИТВОРЕНИЕ МИХАИЛА ЛЬВОВА

Мы в землю стольких положили,

Мы стольких стойко пережили,

Мы столько видели всего –  

Уже не страшно ничего…

И если всё-таки про войны

Я думать не могу спокойно,

И если против войн борюсь –

Не потому, что войн боюсь,

А если даже и боюсь –

Не за себя боюсь – за тех,

Кто нам теперь дороже всех,

Кого пока что век наш нежил

И кто пока ещё и не жил,

Кто ни слезы не уронил,

Кто никого не хоронил.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

                                         «ДАВНЕЕ»

Я, как блиндаж партизанский,

                                                     Травою пророс.

Но, оглянувшись,

Отчётливо вижу:

Падают мальчики,

                               запнувшись за мину,

                                                                    как за порог,

наткнувшись на очередь,

                                            будто на ленточку финиша.

Падают мальчики,

                                Руки раскинув просторно,

На чернозём,

                       От безделья и крови жирный.

Падают мальчики,

                                 На мягких ладонях которых –

такие прекрасные

такие длинные линии жизни.

ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

3 апреля 1944 года

                                              Любимая моя!

       Сейчас отошёл в сторону от своих ребят, сижу на краю воронки, образовавшейся от разрыва вражеской бомбы, и пишу тебе.

       Со вчерашнего дня у нас необычайная тишина. Только изредка разрываются вдалеке снаряды. Чувствуется весна. На дорогах теперь грязь, но всё равно бесконечно мило. Как ласково пригревает весеннее солнце! Душа через край наполняется жизнью. Я думаю о нашем будущем, как мы его построим, где и когда. Ты однажды назвала меня сентиментальным. Но почему всегда быть суровым. Думать о выстрелах, разрывах, дымовых завесах, о бомбёжке, о летающей над тобой смерти? Нежное, красивое особо выступает на передний план, когда кругом столько суровости, чёрствость чу4вств, кровь и стоны, взрывы и смерть, дым , копоть землянки, холод ночи…

       Сергей Зиновьевич Мокрецов в боях был тяжело ранен. За мужество и отвагу награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны ! степени и медалями. Остался жив. После Победы вернулся в Селемджинск.

СТИХИ НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО (часть стихов положена на музыку)

                      «В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЁЗОВОЙ»  

                             

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый,

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, –

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг.

Где ж ты, иволга, леса отшельница?

Что ты смолкла, мой друг?

За великими реками

Встанет солнце, и в утренней мгле

С опалёнными веками

Припаду я, убитый, к земле,

Крикнув бешеным вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемёт.

И тогда в моём сердце разорванном

Голос твой запоёт.

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ (продолжение стихотворения Н.Заболоцкого)

И над рощей берёзовой,

Над берёзовой рощей моей,

Где лавиною розовой

Льются листья с высоких ветвей,

Где под каплей божественной

Холодеет кусочек цветка, –

Встанет утро победы торжественной

На века.

       

             

       

 

    ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО:

3 мая 1945 года

                                                    Родная моя!

       Извини, эти дни не писал, поверь мне, не мог. Спать некогда. Непрерывно в боях. Двигаемся днём и ночью. Мы получили 4 благодарности от Верховного Главнокомандования. Сверхчеловеческими усилиями держусь на ногах. Мечтаю о дне отдыха.

       Прости, ног я тороплюсь. Помни, что я всегда с тобой. Люблю тебя, как жизнь.

                                                                                                 Твой Вартан

       Вартан Тониян, командир самоходки, погиб 9 мая 1945 года, вытаскивая из горящей машины боевых товарищей, когда был сражён очередью из фашистского пулемёта.

ПЕСНЯ МИХАИЛА НОЖКИНА «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ»

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра наконец последний бой.

Припев:   Ещё немного, ещё чуть-чуть…

                 Последний бой – он трудный самый.

                 А я в Россию, домой хочу,

                 Я так давно не видел маму!

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,

Четвёртый год солёный пот и кровь рекой.

А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,

А мне б до Родины дотронуться рукой.

Припев.

Последний раз сойдёмся вместе в рукопашной,

Последний раз России сможем послужить.

А за неё и помереть совсем не страшно,

Хоть каждый всё-таки надеется дожить!

Припев.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ВИКУЛОВА

Когда в последний раз мы разрядили

Стволы всех наших грозных батарей,

Мир замер, ахнув: «ВСЁ ЖЕ ПОБЕДИЛИ!»

В тот миг он озадачен был скорей,

Чем изумлён: великую загадку

Явил собой наш воин… Где ответ?

Солдат, устав смертельно,

Сбросил скатку,

Спиной к рейхстагу сел, достал кисет

И, угощая тех, что подходили,

Махрой,

               Как будто дома, у крыльца,

Сказал негромко: «ВОТ И ПОБЕДИЛИ!»

И не добавил больше ни словца.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

                                          «БАЛЛАДА О КРАСКАХ»

Был он рыжим,

                          как из рыжиков

                                                       рагу.

Рыжим,

               словно апельсины

                                                на снегу.

Мать шутила,

                         Мать веселою была:

«Я от солнышка

Сыночка родила…»

А другой был чёрным-чёрным

                                                      У неё.

Чёрным,

будто обгоревшее

                                смольё.

Хохотала над расспросами она,

говорила:

«Слишком ночь была

                                      черна…»

В сорок первом,

в сорок памятном

                               году

прокричали репродукторы

беду.

Оба сына,

                оба-двое,

                                соль Земли,

поклонились маме в пояс

и ушли…

Довелось в бою

                           почуять

                                       молодым

рыжий бешеный огонь

и чёрный дым,

злую зелень

                   застоявшихся полей,

серый цвет

                  прифронтовых госпиталей.

Оба сына,

                  оба-двое,

                                 два крыла,

воевали до Победы.

Мать ждала.

Не гневила,

                   не кляла она судьбу.

Похоронка обошла её избу.

Повезло ей, привалило счастье вдруг.                  

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей, повезло ей, повезло! –

Оба сына воротилися в село.

Оба сына, оба-двое, плоть и стать…

Золотистых орденов не сосчитать.

Сыновья сидят рядком – к плечу плечо.

Руки целы, ноги целы – что ещё?

Пьют зелёное вино, как повелось…

У обоих изменился цвет волос.

Стали волосы – смертельной белизны…

Видно, много белой краски у войны.

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ВИКУЛОВА:

Такое площадь знала лишь однажды,

Однажды только видела Земля:

Солдаты волокли знамёна вражьи,

Чтоб бросить их к подножию Кремля.

Молчала Площадь. Только барабаны

Гремели. И ещё – шаги, шаги…

Вот что такое «русские Иваны»!

Взгляните и запомните, враги.

Вы в них стреляли?

Да, вы в них стреляли.

И жгли в печах?

Да, вы их жгли в печах.

Да только зря: они не умирали,

Лишь молний прибавлялось в их очах!

«На-а-пра-во!» - и с размаху

О брусчатку

И свастику, и хищного орла.

Вот так! России бросили перчатку –

Россия ту перчатку подняла!

И видели, кто был в тот день в столице,

На Площади: она, лицом строга,

Подняв венец и меч зажав в деснице

Прошла по стягам брошенным врага!

ПЕСНЯ «СПОКОЙНОЙ НОЧИ, СТАРИКИ…»

Спокойной ночи, старики, спокойной ночи,

Пусть не тревожат вас давнишние бои,

Пусть журавли вам расставанья не пророчат,

И от бессонницы излечат соловьи,

Пускай опомнятся былые побратимы

И прекратится чехарда календаря.

Вы только помните: добро необратимо,

Всё, что вы сделали – вы сделали не зря!

Вы не зря победить обещали

перед осиротевшим двором,

и не зря столько лет отмечали

похоронки взамен похорон,

и не зря, не сдаваясь печали,

в сорок первом и в сорок втором

закрывали своими плечами

это небо с обеих сторон…

Спокойной ночи, старики, спокойной ночи,

Да будет лёгким на добро ваш новый день,

Да не коснётся вас свинец газетных строчек

И пулемётная пальба очередей…

И пусть воздастся вам хотя бы в том немногом,

Хотя бы в малом, но сейчас и прямо тут,

Пускай водители уступят вам дорогу,

Пусть молодые люди руку подадут…

И пускай вам не снится ночами

этот чёрный сгоревший перрон,

и минута, когда замолчали

гул воронок и гомон ворон,

и как вы от бессилья кричали,

задыхаясь в окопе сыром,

и, крича, подпирали плечами

это небо с обеих сторон…

Спокойной ночи, старики, спокойной ночи.

Когда трамваи и соседи отзвучат,

Пусть вам приснится скромный синенький платочек,

И лица добрые друзей-однополчан,

И снова с фронта возвращается служивый,

Его Катюша ждать идёт на бережок,

Всё, чем вы жили до сих пор, всё, чем вы живы,

Людская память сохранит и сбережёт.

И пускай эта мысль освещает

вам тропу на последний паром

в час, когда вас попросит с вещами

на поверку дежурный Харон,

и когда вас ослепит вначале

белизна поднебесных хором,

вы опять ощутите плечами

это небо с обеих сторон…

   

     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

       Ребята, какие замечательные слова в Мишиной песне: «Всё, чем вы жили до сих пор, всё, чем вы живы, людская память сохранит и сбережёт.»  Мы с вами обязательно должны постараться  не прервать эту связующую нить между поколениями, не забыть о тех, кому обязаны мы своей жизнью. История даёт нам потрясающие уроки мужества, стойкости, патриотизма и вместе с тем уроки человечности, милосердия, добра. Их надо усваивать и не смотреть на них свысока, потому что без прошлого не будет у нас будущего. Очень хочется, чтобы вы с большим вниманием и теплотой относились к ветеранам не только в день их праздника, чтобы вы окружили их постоянной заботой.

       Скоро вы покинете школу и отправитесь в большую жизнь. Может, кому-то из вас придётся решать проблемы наших ветеранов – не будьте равнодушными, вспомните, что сделали эти люди для вас, и в благодарность сделайте для них всё, что только вы сможете.

       

                                                                   

 

                 

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...