Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Плюхина Наталья Евгеньевна

Программа с КТП по литературе для 10 класса (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._po_l-re_10kl._baza.docx76.4 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 97 г. Ельца»

Рассмотрена на заседании

МО учителей

гуманитарного цикла наук

(протокол № 1от 29.08.2016)

Руководитель  МО

________(Дюкарева Н.Ю.)

Принята решением

педагогического совета МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца»

(протокол № 1 от 30.08.2016)                         

Утверждена

приказом по МБОУ

«Гимназии №97 г. Ельца»

 от 30.08.2016 № 286

Директор ___________

(Пирогова В.А.)

Рабочая программа

по предмету «Литература»

для 10-А  класса

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочую программу составила

учитель Плюхина Н.Е.

г. Елец, 2016

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Литература» в 10 классе (базовый уровень).

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 

           - Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

           - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

 -федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312                ( изменения: приказ МОиН РФ от 01.02.2012 № 74);

-приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089 (изменения: приказ МОиН РФ от  10.11.2011 № 2643; приказ МОиН РФ от 24.01.2012 № 39), приказ от 31.01.2012 №69;

-приказ МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 № 253;

-письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548;

-письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным программам федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 № 03-1263;

-программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).

         -письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499;

-приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2016-2017 учебный год» от 15.04.2016 № 386;

         -методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017 учебном году».

           -учебный план МБОУ «Гимназия № 97 г.Ельца» на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии, утвержден   приказом   директора   МБОУ  «Гимназия № 97  г. Ельца»    от    30.08.2016    № 286);

-календарный учебный график  МБОУ  «Гимназия № 97 г.Ельца»  на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете, утвержден   приказом   директора   МБОУ  «Гимназия № 97  г. Ельца»    от    30.08.2016   № 286);

 -локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в  МБОУ  «Гимназия № 97 г. Ельца» (утвержден   приказом   директора   МБОУ  «Гимназия № 97  г. Ельца»    от    30.08.2013    № 308);

-приказ  МБОУ  «Гимназия № 97 г. Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе на 2016-2017 учебный год» от 08.02.2016 № 49.                

          Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся; сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы обучающиеся должны решить следующие задачи:

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

 Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.

Сведения о программе, на основании которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе  (базовый уровень)  2004 года и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)–М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010 год.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

            Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Информация о внесенных изменениях

 В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего  общего образования по литературе  (базовый уровень)  2004 года введены 3 часа для изучения творчества зарубежных писателей), 1 час на творчество К. Хетагурова  (за счёт 4 часов, отведённых на изучение цикла «У литературной карты России» по программе  по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)).

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами, для чего запланированы  резервные учебные часы.

Место и роль учебного предмета

           Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

  В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком на преподавание  литературы  в 10 классе отводится федеральным компонентом 3 часа в неделю. Всего-105  часов.

  Из них на развитие речи- 13 часов(4 дом.соч.,5 кл.соч.) . Контрольных работ-2.

         Формы организации образовательного процесса: коллективные, групповые, индивидуальные.

Технологии обучения:

 -уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-проектно-исследовательская технология;

- личностно ориентированные технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Рабочая  программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

–использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

–определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

–поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

–умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

–выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

–владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

–определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основные  виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся: текущий, тематический, итоговый.

Основные  формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:

1.В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса : В 2 частях.- М.: «Русское слово», 20011 г.

2.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. –Москва, «Русское слово», 2009.

3.Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2008.

2.Содержание программы

Русская литература XIX века.

Из литературы первой половины X I X века.

       А.С.Пушкин. 

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. "И путник усталый на Бога роптал...") «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три  стихотворения по выбору( «Деревня», «Сожжённое письмо», «Странник»).

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. Тема призвания поэта в лирике Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма "Медный всадник". Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

      М.Ю. Лермонтов.

               Стихотворения: «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору («Гляжу на будущность с боязнью…»,  «Благодарю!»,  «Ветка Палестины»).

    Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви,  невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Н.В.Гоголь.

          Повесть «Невский проспект».

« Ах, Невский…Всемогущий Невский». (Н.В.Гоголь «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя  «Невский проспект»). Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Из литературы второй половины 19 века.

 

 А.Н. Островский.

  Драма « Гроза».

 Жизненный и творческий путь драматурга. Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Драма «Гроза» в русской критике.

И.А.Гончаров.

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).Роман «Обломов» в русской критике.

И.С.Тургенев.

Роман « Отцы и дети».

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Одинцова. Философские итоги романа, смысл его названия. Критика о романе и его героях.

         Н.Г.Чернышевский.

Роман «Что делать? » (обзор).

 Злободневное и вечное в романе «Что делать?»

           Н.А.Некрасов.

       Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба..."», а также три стихотворения по выбору(«Блажен незлобивый поэт...», «Пророк», «Муза», «Тяжёлый крест достался ей на долю…»).

Основные вехи жизни и творчества Н.А. Некрасова. Народные характеры и типы в лирике Н.А. Некрасова. «Муза мести и печали» в лирике Н.А.  Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова, ее непреходящее значение.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Литература народов России.

 К. Хетагуров.

Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

         Ф.И. Тютчев.

Стихотворения: Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три  стихотворения по выбору («Певучесть есть в морских волнах...», «Она сидела на полу…»,  «Весь день она лежала в забытьи…»).

Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева.Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).

А.А. Фет.

Стихотворения: А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три  стихотворения по выбору ( «Я тебе ничего не скажу...», «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...»).

Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета. Тема любви в лирике А.А. Фета.

А.К. Толстой.

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...»,  «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...».

Мир природы в  лирике А.К.Толстого. Любовная лирика А.К. Толстого.

 Н.С.Лесков.

Повесть «Очарованный странник ».

Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности в сказе «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Особенности лесковской повествовательной манеры. Былинные мотивы в повести.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Роман-летопись «История одного города» ( обзорное изучение).

Жизнь и творчество великого сатирика. Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

Л.Н. Толстой.

Роман «Война и мир».

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». «Высший свет» в романе «Война и мир». Именины у Ростовых. Лысые Горы. Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение войны 1812 г. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.«Мысль народная» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира. Картины партизанской войны в романе. Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог). Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. «Мысль семейная» в романе. Нравственно-философские итоги романа.

Ф.М. Достоевский.

Роман «Преступление и наказание».

Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Возрождение души Раскольникова. Роман «Преступление и наказание» в русской критике.

А.П. Чехов.

          Рассказы: «Человек в футляре»,«Дама с собачкой»,  «Ионыч», «Студент», а также два рассказа по выбору («Крыжовник», «О любви»).

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Художественные особенности поэтики рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой». Проблемы рассказа А. П. Чехова   «Студент».

          Пьеса «Вишневый сад».

Своеобразие образной системы комедии «Вишневый сад». Своеобразие конфликта комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы.

Зарубежная литература 2-й половины XIX века.

         Г. де Мопассан.

Тема любви в новелле Ги де Мопассана «Плетельщица стульев».

          О.де Бальзак.

Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

3.Учебно - тематический план

п/п

Название раздела

Общее количество часов

теория

практика

К.р.

Р.р.

1

Введение.

1

2

Из литературы первой половины 19 века.

8

1ч.

3

Из литературы второй половины 19 века.

72

2

12ч.

4

Литература народов России.

1

5

Зарубежная литература 2-й половины XIX века.

3

6

Обобщение и систематизация изученного в 10 классе.

1

7

Резерв.

4

Итого:

90

2

13

90+2+13=105

4.Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

5.Литература и средства обучения

         

Основная литература

1.В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса : В 2 частях.- М.: «Русское слово», 20011 г.

2.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. – Москва, «Русское слово», 2009.

 3.Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2008.

Дополнительная литература

 1. И.В. Золоторева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс в 2-х частях. М.: «Вако», 2009 г.

2. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.

3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

4. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.

5. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.  

Интернет - ресурсы

1. Газета «1 сентября» www.1september.ru 

2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 

4.Завуч. инфо  www.zavuch.info.

5.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 

6.Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

7.Педсовет http://pedsovet.org   

8.Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 

9.Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

10.Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности  http://eor.it.ru/eor/

11.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

12.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru 

13.ФИПИ http://www.fipi.ru

14.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»http://www.feb-web.ru

15.Школа цифрового века http://digital.1september.ru

6.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Тема раздела

п/п

Тема урока

Форма

контроля

По плану

По факту

1

Введение (1ч.)

1

«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

Из литературы первой половины 19 века (8ч. +1ч.)

2

А.С.Пушкин (4ч.)

1

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Тема призвания поэта в лирике Пушкина.

3

2

"Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина.

4

3

 Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

5

4

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

6

М.Ю. Лермонтов(2ч.)

1

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

7

2

Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии

М.Ю. Лермонтова.

8

Н.В.Гоголь (3ч.)

1

« Ах, Невский…Всемогущий Невский». (Н.В.Гоголь «Петербургские повести»). Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры

9

2

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя  «Невский проспект»).

10

3

Р.р. Подготовка к  сочинению  по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Домашнее сочинение

Из литературы второй половины 19 века(72ч. +12ч.+2к.р.)

11

Введение (1ч.)

1

Особенности литературы и журналистики  второй половины 19 века.

12

А.Н. Островский

(6ч.+2ч.)

1

Жизненный и творческий путь А.Н.Островского..

13

2

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

14

3

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

15

4

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

16

5

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». 

17

6

Драма «Гроза» в русской критике.

18

7

Р.р.Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского.

19

8

Р.р.  Сочинение по творчеству А.Н. Островского.

Классное сочинение

20

 И.А.Гончаров

(6ч.+1ч.)

1

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».

21

2

Роман «Обломов». Утро Обломова.

22

3

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

23

4

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

24

5

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

25

6

Роман «Обломов» в русской критике.

26

7

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Гончарова.

Домашнее сочинение

27

И.С.Тургенев (6ч.+2ч.)

1

Жизненный и творческий путь

И.С. Тургенева.

28

2

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

29

3

Мир «отцов» в романе.

30

4

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

31

5

Базаров и Одинцова.

32

6

Философские итоги романа, смысл его названия. Критика о романе и его героях.

33

7

Р.р. Подготовка к сочинению по роману И. С.Тургенева «Отцы и дети».

34

8

Р.р. Сочинение по роману

И. С.Тургенева «Отцы и дети».

Классное

сочинение

35

Н.Г.Чернышевский

(1ч.)

1

Н.Г.Чернышевский.

Злободневное и вечное в романе «Что делать?»

36

Н.А.Некрасов

(8ч.+1ч.)

1

Основные вехи жизни и творчества Н.А. Некрасова

37

2

Народные характеры и типы в лирике Н.А. Некрасова. «Муза мести и печали» в лирике Н.А.  Некрасова.

38

3

Любовная лирика Н.А. Некрасова, ее непреходящее значение.

39

4

Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

40

5

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

41

6

Народ в споре о счастье.

42

7

Идейный смысл рассказов о грешниках.

43

8

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

44

9

Р.р. Подготовка к сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Домашнее

сочинение

Литература народов России (1ч.)

45

К.Хетагуров(1 ч.)

 К. Хетагуров.

Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

46

Ф.И. Тютчев (3ч.)

1

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

47

2

Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева.

48

3

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).

49

А.А. Фет (3ч+1ч.)

1

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

50

2

Природа и человек в лирике Фета.

51

3

Тема любви в лирике А.А. Фета

52

4

Р.р. Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчева или А.А. Фета.

Сочинение-анализ

53

А.К. Толстой(2ч.)

1

Мир природы в  лирике А.К.Толстого.

54

2

Любовная лирика

А.К. Толстого.

55

Н.С.Лесков (4ч.)

1

Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова.

56

2

Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности в сказе «Очарованный странник»

57

3

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

58

4

Особенности лесковской повествовательной манеры.

Былинные мотивы в повести.

Тест

59

М.Е. Салтыков-Щедрин(2 ч.)

1

Жизнь и творчество великого сатирика.

60

2

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

61

1

Контрольная работа по изученным темам.

Контрольная работа

62

Л.Н. Толстой (14ч+2ч.)

1

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

63

2

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

64

3

«Высший свет» в романе «Война и мир».

65

4

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

66

5

Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

67

6

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

68

7

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

69

8

Изображение войны 1812 г.

70

9

Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

71

10

«Мысль народная» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира.

72

11

Картины партизанской войны в романе.

73

12

Решение главной мысли:о   предназначении человека(т.2 и эпилог).

74

13

 Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. «Мысль семейная» в романе.

75

14

Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

76

15

Р.р.Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.

77

16

Р.р.Сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Классное сочинение

78

Ф.М. Достоевский

(8ч.+2ч.)

1

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

79

2

Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

80

3

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

81

4

Теория Раскольникова.

82

5

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

83

6

«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

84

7

Сонечка как нравственный идеал автора.

85

8

Возрождение души Раскольникова.

86

9

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Классное сочинение

87

10

Р.р. Сочинение  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

88

А.П. Чехов

(8ч. + 1ч.)

1

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

89

2

Трагикомедия «футлярной» жизни.

90

3

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

91

4

Художественные особенности поэтики рассказа А. П. Чехова, «Дама с собачкой».

92

5

Проблемы рассказа

 А. П. Чехова «Студент».

93

6

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

94

7

Своеобразие конфликта комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

95

8

Образ сада и философская проблематика пьесы.

96

9

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А. П. Чехова.

Домашнее сочинение

97

1

Контрольная работа по разделу «Из литературы второй половины 19 века».

Контрольная работа

Зарубежная литература 2-й половины XIX века (3ч.)

98

Г. де Мопассан (1ч.)

1

Тема любви в новелле Ги де Мопассана «Плетельщица стульев».

99

О.де Бальзак (1ч.)

1

Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.

100

А. Рембо(1ч.)

1

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

101

Обобщение и систематизация изученного в 10 классе (1ч)

1

Обобщение материала историко-литературного курса.

102-105

Резерв (4 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...

Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Феде...

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.         Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...