Исследовательская работа по СБО "Старинное русское блюдо «полба» – выдумка или правда?"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Понарина Наталья Альбертовна

 Актуальность исследования заключается в том, что творчество А.С. Пушкина достаточно глубоко и полно исследовано как лингвистами, так и литературоведами, но при этом  некоторые слова и выражения   пушкинских произведений так и остаются  не  понятны  школьникам  во всей их полноте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

В год за 3 щелчка тебе полбу есть же давай мне вареную полбу. Призадумался поп, стал почесывать  лоб…

- Что такое полба,  да ещё и вареная?

Ради рифмы ли подобрал А.С. Пушкин это слово полбу-по лбу. Поэт не мог просто так подобрать рифму мы это решили выяснить…  (Слайд 2)

 Исследовательская работа по произведению А.С.Пушкина
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ».
Русское блюдо «Полба»: правда или выдумка великого поэта?»

      Руководитель:

  • Понарина Н.А.

      Исследовательская группа:

  • Смирнов Сергей (9 «А»)
  • Тришина Валентина (9 «А)
  • Сафронов Андрей  (9 «Б») (Слайд 3)

Содержание

  • Информация о работе.
  • Цель и задачи.
  • Жизнь и быт людей в начале XIX века.
  • Традиционные русские блюда начала XIX века.
  • Та самая полба.
  • Почему полба исчезла из рациона?
  • Практическая часть.
  • Рекомендации.
  • Заключение.
  • Ресурсы. (слайд 4)

 Актуальность исследования заключается в том, что творчество А.С. Пушкина достаточно глубоко и полно исследовано как лингвистами, так и литературоведами, но при этом  некоторые слова и выражения   пушкинских произведений так и остаются  не  понятны  школьникам  во всей их полноте.

Гипотеза:  
Старинное русское блюдо «полба»  – выдумка или правда? (слайд 5)

Методы исследования

  • Изучение научной литературы и интернет – ресурсов;
  • Анкетный опрос обучающихся школы;
  • Исследование исторических сведений (слайд 6)

 

Цель: дать общее представление о старинном русском народном блюде -  «полба».

Задачи:

- познакомить с жизнью и бытом русского народа в начале XIX века;

  • выяснить причины исчезновения русского блюда «полба» из рациона;
  • провести исследование традиционных народных кушаний;
  • познакомить обучающихся с историей русской народной кухни. (Слайд7)

Объект исследования:  старинное русское блюдо «полба».
Предмет исследования: зависимость изменения национальных блюд от внешних факторов.
Тип проекта:
групповой. (Слайд 8)

 Слайд 9. В сказке поп встречается с Балдой и они заключают между собой договор. Балда будет работать у попа  поваром, конюхом, работником  и  плотником.  А жить на подворье. За труды работник требует с работодателя подставлять ему лоб под 3 щелчка. Поп соглашается с надеждой на «русский авось». Ну а кормить себя Балда велел вареной полбой. Что же такое вареная полба?  Может быть А.С. придумал её? Мы опросили обучающихся 5-9 классов, знакомы  ли они со значением  слова «полба». Результаты были следующие – 100% опрошенных не знают, что обозначает это слово, хотя 80% из них могут процитировать по памяти строки А.С.Пушкина с ним.(Слайд 10)

Слайд 11 1. Сказка написана в 1830 году – значит поэт описывал быт своих современников. Что же было модным в те времена?

«Модные кушанья»

Дворяне дегустировали европейские блюда:

- швейцарский фондю

- норвежский лабордан

- итальянские спагетти

Слайд 12. Купцы – классику на иностранный манер:

- стерляжью уху на шампанском

- дичь под соусом бе-шамель

Слайд 13. Буржуазия – блюда из субпродуктов:

- печень по-строгановски

- рассольник из потрошков

Но представители духовенства по традиции питались простой  крестьянской пищей. А раз жил Балда у попа, значит версию с кулинарной новинкой следует исключить. Да и очень скуп был поп, чтобы кормить работника заморской пищей.

Искать нужно среди традиционных русский блюд начала XIX века. Из подсказок Пушкина, полбу нужно варить. А что варили в старину?

2. Супы, кисели, каши.

 С супа много не наработаешь. А вот кисель был блюдом сытным. Но готовить его приходилось сутками. Это слишком хлопотно. Значит, полба – это каша – простое и питательное блюдо. Но из какого зерна?

Слайд 14. В повседневный рацион тогда входили каши из пшеницы, овса, перловки, гороха, риса, гречки.

- Какое из зёрен полба?

Слайд 15. Может это каша из толчёного овса? Толоконная каша? Может это и есть полба? Ведь Пушкин в сказке называет попа «толоконный лоб». Нет, ничего общего у полбы с толоконной кашей нет. Овёс очень твёрдое зерно.  Чтобы приготовить толоконную кашу в старину, его приходилось бить в ступках толкушками. Сказочник просто намекает, что данный герой твердолобый, значит – недалёкий умом.

Может полба – самая питательная из каш, суперкалорийная? От чего зависит калорийность зерна? От количества белков, жиров и углеводов в его составе. Углеводов и жиров во всех зернах приблизительно одинаково, а вот белка-разное.

14-17%, 7-8%, 5-8%, 7%, 10-11%, 12-17%.

Слайд 16-17. Лидер по содержании белка-гречка и пшеница. В старину  варево из гречишного зерна называли черной кашей, никак не полбой. Значит гречку исключаем. Выходит питательную кашу для Балды должны были готовить из пшеницы.  Так и есть. (Слайд 18) Полбой в XIX веке называлась пшеничная каша. Вот только сортов пшеницы такое качество, что это отдельная тема для исследовательской работы. Хорошо, что нам известно время, в которое писал Пушкин. Вы удивитесь, но 2 века назад было  распространена пшеница, которая в настоящее время считается сорной. Полба-самый архаичный злак, известный человечество. Его выращивали еще во времена древней Греции и Вавилона. (Слайд 19) Полба-прародительница всех известных сортов пшеницы. Что если сварить кашу из полбы и современной пшеницы, и сравнить их на вкус? Для начала зерна надо 1 час замачивать в воде, чтобы очистить их неровную оболочку от пыли и дать им размякнуть. После того, как крупа разбухла, ее можно варить. На 1 часть зерна-2 части воды, как в любой другой каши. Варят полбу 15 минут, добавляют соль, масло и оставляют под крышкой томиться еще на 20 минут. Наконец, каша готова. Можно дегустировать. Какая полба полезней? Древняя, или современная. Вы удивитесь, но полезней древняя полба. Белка в ней 27-37%, сколько и в орехах, и в 2 раза больше чем в современной пшенице.

Клетчатка-15-20%

Железо-4-5%

Витамин группы В-5-7% (Слайд 20)

Почему же такой ценный и питательный продукт исчез из рациона? Ответ очень прост. Полбу не выгодно выращивать. (Слайд 21) И, хотя,  удобрения дикой пшенице не нужны, и ухода она не требует ни -какого, есть сложности со сбором урожая. Колосья надо срезать косой, а зерно вымолачивать молотилкой. Комбайном собрать урожай не получается. У нее слишком хрупкий колос. Машина не вымолачивает зерна, а дробит их на части и превращает в труху. Урожайность полбы собранной комбайном настолько низкая, что о промышленном обмолоте не может быть и речи. Поэтому  в начале XX века путем селекции были выведены сорта пшеницы с тверды колосом и крупным зерном. Она и заменила полбу сначала в сельхозугодьях, а потом и на наших столах.

Итак, мы доказали, что полба в сказке не выдумка. И мы узнали, почему она пропала из нашего рациона.   (Слайд 22)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Слайд 2

Исследовательская работа по произведению А.С.Пушкина «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ». Русское блюдо «Полба»: правда или выдумка великого поэта?» Руководитель: Понарина Н.А. Исследовательская группа: Смирнов Сергей (9 «А») Тришина Валентина (9 «А) Глуховской Владимир (9 «А»)

Слайд 3

Содержание Информация о работе. Цель и задачи. Жизнь и быт людей в начале XIX века. Традиционные русские блюда начала XIX века. Та самая полба. Почему полба исчезла из рациона? Практическая часть. Рекомендации. Заключение. Ресурсы.

Слайд 4

Актуальность Актуальность исследования заключается в том, что творчество А.С. Пушкина достаточно глубоко и полно исследовано как лингвистами, так и литературоведами, но при этом некоторые слова и выражения пушкинских произведений так и остаются не понятны школьникам во всей их полноте. Гипотеза Гипотеза: Старинное русское блюдо «полба» – выдумка или правда?

Слайд 5

Методы исследования: Изучение научной литературы и интернет – ресурсов; Анкетный опрос обучающихся школы; Исследование исторических сведений

Слайд 6

Цель: дать общее представление о старинном русском народном блюде - «полба». Задачи: - познакомить с жизнью и бытом русского народа в начале XIX века; выяснить причины исчезновения русского блюда «полба» из рациона; провести исследование традиционных народных кушаний; познакомить обучающихся с историей русской народной кухни.

Слайд 7

Тип проекта: групповой Объект исследования: старинное русское блюдо «полба». Предмет иследования: зависимость изменения национальных блюд от внешних факторов.

Слайд 9

Результаты опроса обучающихся 5-9 классов

Слайд 10

1830 год: еда дворян Итальянские спагетти Швейцарский фондю

Слайд 11

Кушанья купцов Стерляжья уха на шампанском Дичь под соусом бе-шамель

Слайд 12

Буржуазия Печень по - строгановски Рассольник из потрошков

Слайд 14

Толоконная каша (овсяная)

Слайд 15

Чёрная каша (гречневая)

Слайд 16

Пшённая каша

Слайд 17

Пшеничная каша

Слайд 18

Пшеница

Слайд 19

Рецепт приготовления каши из полбы Для начала зерна надо 1 час замачивать в воде, чтобы очистить их неровную оболочку от пыли и дать им размякнуть. После того, как крупа разбухла, ее можно варить. На 1 часть зерна-2 части воды, как в любой другой каши. Варят полбу 15 минут, добавляют соль, масло и оставляют под крышкой томиться еще на 20 минут. Каша готова!

Слайд 21

Мы доказали, что полба в сказке не выдумка. И мы узнали, почему она пропала из нашего рациона!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

Исследовательская работа на уроках русского языка.

Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исс...

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Выступление  на МО по теме самообразования...

Презентация к научно-исследовательской работе "Германизмы в русском языке"

Презентация содержит материал к научно-исследовательской работе, а также анкетирование и анализ анкетирования...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...