Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе образовательного стан­дарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 105 (70) часов в год (3 (2) часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc513.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5класс

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 105 (70) часов в год (3 (2) часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • сочинений - 11(9) (из них 1 домашнее);
  • проверочных работ - 2.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев, Р. Н Литература. 5 класс («Шаг за горизонт») [Текст]: учебник : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.—М.: Валасс, 2009. — (Серия «Свободный ум»);

Барова. К С Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт» [Текст] : методические рекомендации для учителя / Е. С. Барова ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2005. - 224 с.

Дополнительная литература для учителя:

Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М.: Просвещение, 1984.

Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М.: Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

М. Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. - М. : Просвещение, 1976.

Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину [Текст] : в 2 ч. I В. Г. Маранцман. - М. : Владос, 1999.

Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самой-ленко. - Киев, 1988.

Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст] / Г. Ершов. - М. : Художественная литература, 1973.

Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. -Киев, 1985.

Дополнительная литература для учащихся:

Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературе для 5 класса [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2009.

Пушкин и его время, 1799-1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст]: сб. /предисл. М. Филина. - М.: ТЕРРА, 1997.

Тубелъская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2002.

Тубелъская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. М-Я / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2002.

Тубелъская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-М / Г. Н. Тубельская. - М.: Школьная библиотека, 2005.

Тубелъская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н-Я / Г. Н. Тубелъская. - М. : Школьная библиотека, 2006.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. : Аванта+, 2000.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

Энциклопедия для детей [Текст]. - Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - Мг: Аванта+, 1999.

Энциклопедия литературных героев [Текст]. - М. : Агроф, 1997.

Я познаю мир. Литература [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. - М. : ООО «Фирма Изд-во ACT», 1988.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

ВнэИоГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Писатели и литературные произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandфushkin.net.ru

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 5 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

развитие речи

сочинения

проверочные работы

1

2

3

4

5

6

1

Введение

2(1)

2

Часть I. От чего захватывает дух

52 (35)

7

1

3

Раздел 1. Жизнь по законам чести

13(9)

2(1)

2(1)

4

Раздел 2. Шифры и клады

10(6)

1(-)

1(-)

5

Раздел 3. Экстремальные i injiii—

6(3)

1(-)

1(-)

-

6

Раздел 4. Как мы становимся просвшш

11(8)

1

1

7

Раздел 5. Правда истории и вымисед

10(7)

1

1

8

Раздел 6. Романтика неизведанного

2

-

-

1

9

Часть П. Что можно увидеть с закрытыми глазами

16(11)

1

1

10

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас

3(2)

-

-

-

11

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика

8(5)

12

Раздел 3. Сказка и фантастика

5(4)

1

1

-

13

Часть III. В лабиринте событий

5(3)

1

1

-

14

Часть IV. Я и другие

15(12)

1

1

-

15

Часть V. Мы не можем без них или они без нас?

11(6)

1

1

16

Обобщение

1

1

17

Резерв

3(2)

Итого

105 (70)

10(8)

10(8)

2

В скобках указано количество часов в соответствии с базисным планом - 70.

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 5 класса, рабочая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в программе ( выделено курсивом).

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным  содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 5 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, выступление).

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ ; и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально- \ культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.  

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Слово - основная единица языка.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

История

Отечественная война 1812 года.

География

Географические открытия.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА (105 (70) часов)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4

1

Основное содержание

105 (70)

2

Введение

2(1)

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои. Теория литературы. Литература как вид искусства

3

Часть I.

От чего захватывает дух

52 (35)

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение

читателя.

Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»*

4

Раздел 1. 

Жизнь по законам чести

13(9)

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными. Для текстуального изучения.

Ж. Берн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна. Для обзорного изучения:

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н. Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя

5

Раздел 2. 

Шифры

и клады

10(6)

«Законы» приключенческой литературы. Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. Для обзорного изучения:

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).  А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция

6

Раздел 3.

Экстремальные

ситуации

6(3)

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. Для текстуального изучения:

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки. Теория литературы. Жанр рассказа

7

Раздел 4.

Как мы становимся взрослыми

11(8)

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы.

Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе.

Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения:

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев,

путь от приключений-игр к суровой жизни.

М. Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении

М. Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик

8

Раздел 5. 

Правда истории и вымысел

10(7)

Историческая правда и авторский вымысел в литературе. Для текстуального изучения:

A.        С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация
в художественном произведении.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании. Для обзорного изучения.

B.        А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художест
венный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог

9

Раздел 6. Романтика неизведанного

2

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе. Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи

 10

Часть II.

Что можно увидеть с закрытыми глазами

16(11)

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы

11

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас

3(2)

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика. Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика

12

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика

8(5)

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении. Для текстуального изучения:

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н. В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения. Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте

13

Раздел 3.

Сказка и фантастика

5(4)

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. Для текстуального изучения.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Для обзорного изучения.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр

14

Часть III.

В лабиринте событий

5(3)

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Для обзорного изучения:

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе. Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе

15

Часть IV.

Я и другие

15 (12)

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Для текстуального изучения:

В. Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения:

Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая" девочка»:

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза

16

Часть V.

Мы не можем без них или они без нас?

11(6)

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои-животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших». Для текстуального изучения: А. П. Чехов «Каштанка». А. И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении). Для обзорного изучения: Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Док. Дарреяя «Гончие Бафута» (отрывок). К Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере

 17

Обобщение

1

Мир твоих читательских интересов

18

Резерв

3(2)

Средства обучения

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

  1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».
  2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
  3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».
  4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В. И. Даль).

5.        Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).
Репродукции:

  1. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».
  2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Н. В. Гоголь.
  3. Ф. М. Достоевский.
  1. Л. Н. Толстой.
  2. А. А. Блок.
  3. С. А. Есенин.
  4. В. В. Маяковский.
  5. Поэты Серебряного века.

Альбомы раздаточного материала по литературе:

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. Л. Н. Толстой.
  3. В. Гоголь.
  4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на CD, DVD:

  1. CD «Английская и американская литература» (DVD-box).
  2. CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).
  3. CD «Библиотека русской классики» вып. 1-3 (DVD-box).
  4. CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).
  5. CD «Мифы Древней Греции».
  6. CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-bоx).
  7. CD «Русская литература 8-11 классы».
  8. CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).
  9. CD «Русская поэзия (XVII-XX вв)» (DVD-box).

10.        Аудиокниги (комплект CD).

Видеофильмы на DVD:

  1. «Пушкин А. С. Лицейские годы».
  2. «Древнерусская литература 10-11кл.».
  3. «Из истории русской письменности - 2».
  4. «Классики русской литературы».
  5. «В мире русской литературы - 1».
  6. «В мире русской литературы - 2».
  7. «Биографии писателей- 1».
  8. «Биографии писателей - 2».
  9. «Писатели России».

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча

сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы

Дополнитель

ного

содержания

Средства обучения

Домашнее задание

Дата проведения

общеучебные

специальные

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Введение (2 (1) ч

)

1

Литература

как искусство

слова

1

Изучение

нового мате-

риала и первичное закрепление знаний

Чтение

и литера-

тура

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, использовать различные виды чтения

Уметь ис-

пользовать

различные виды пересказа

Теку щий,

УО

П. И. Чайковский

«Времена года»;

И. И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь»; стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева об осени

Выставка

книг

Предисловие

авторов (учеб-

ник, с. 3) и пролог (с. 4-7)

2

Новый учеб-

ник и его ге-

рои (объеди-

нить с № 1)

1(-)

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Книга

и читатель

Уметь выделять характер

ные причинно-следствен ные связи

Уметь осознанно, творчески читать

художественные произведения разных жанров

Теку

щий,

УО

Учебник,

памятка

«Как го-

товиться к выразительному чтению текста»

Определение

портрета; во-

просы, с. 7

(учебник); задания 4-7 (рабочая тетрадь, с. 5-6)

Часть I. От чего захватывает дух (52 (35)

ч)

Раздел I. Жизнь по законам чести (13 (9)ч)

3

Воздействие

Художест венного произве-

дения на эмоции и воображе ние чита-

теля. Н. С. Гумилев. «Капи-

таны»

1

Изучение

нового

материала

и первичное

закрепление

знаний

Анализ

стихотво-

рения

Н. С. Гу-

милева

из цикла

«Капи-

таны»

Уметь осоз

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскры вающие

знание и по

нимание текста произве-

дения

Теку щий,

УО

Библиограф ческая справка

о Н. С. Гумилеве

Портрет

поэта

Дюма «Три

мушкетера».

Главы 1-4

4

Мир приклю-

ченческой литературы, (объединить с №5)

1(-)

Изучение

нового материала и первичное закрепление знаний

Понятие

о приключенческой

литературе

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь выра-

зительно читать художествен ные тексты

Теку щий,

УО

Б. Ш. Окуджава

«Песенка»

Выставка

книг

А. Дюма «Три

Мушкетера».  Глава 5

5

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Что делает книгу и ее героев бессмертными?

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь использовать различные виды пересказа

Теку щий, УО

Фильм режиссера

Георгия Юн-

гвальд-Хильке-

вича «Д'Ар-

таньянитри

мушкетера»

(1979)

Портрет писателя

А. Дюма «Три мушкетера». Главы 9,11,12, 17,19

6

Герои, живущие по законам чести

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Понятие о литературном герое

Уметь сравнивать и сопостав лять

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Фильм режиссера Георгия Юн-гвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979)

Презентация «Герои, живущие по законам чести»

Отрывок из эссе

Н. Долининой «Честь и достоинство»

7

Н.Г.Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы

1

Урок изучения нового материала

Портретная характеристика героя

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Теку щий,

ДПР

Памятка «Как написать эссе»

Эссе о самостоятельно прочитан ном произведе нии

8

Развитие речи. Чтение и обсужде ние домашних соинений (объеди нить с №9)

1(-)

Урок контроля

Чтение и обсуждение домашних сочинений учащихся

Уметь самотоя тельно выполн различ ные творчес кие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итого вый, С

Сообщение о жизни и творчестве Ж. Верна

9

Жюль Верн –удивитель ный писатель. «Дети капитана Гранта»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с жизнью

и творчеством Ж. Верна

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Теку щий, УО

Материалы о жизни и творчестве Ж. Верна

Портрет писателя

Ж. Верн «Дети капитана Гранта». Главы 1-4, ч. 1

10-11

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна

2(1)

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Что такое законы чести для героев Ж. Верна

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Памятники литературным героям

Фото памятников литературных героев

Главы 6-8, ч. 1; главы 22-25, ч. 1

12

Роман-учебник, роман-открытие

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Специфика романа Ж. Верна как географического романа

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Салтыков-Щедрин о творчестве Ж. Верна

Таблица «Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

Ж. Верн «Дети капитана Гранта». Главы 20, 21,22 части Ш

13

Как был найден капитан Грант? (Объединить с №12)

1(-)

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Обзор содержания романа

У мочь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Фильм режиссера Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1936 г.)

Ознакомление с темами сочинений (учебник, с. 56), составление плана к одной из них

14

Развитие речи. Подготовка к сочинению

1

Урок контроля

Тема сочинения: «Чему может научить нас сегодня роман А. Дюма «Три мушкетера»

Уметь составлять план, тезисы, конспект; грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров

Уметь писать сочине ние по литературным произведениям; осуществ лять поиск нужной информации о литера туре, о произведениях и авторах

Тематический, ДПР

Памятка «Как готовиться к сочинению»

Материалы к сочинениям «Почему мне было интересно читать книгу «Три мушкетера», «Мой любимый герой из книги «Три мушкетера», «Что это значит-жить по законам чести»

15

Развитие речи. Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»

1

Урок контроля

Написание сочинения

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочине ние по литературным произведениям

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

А. Конан Дойл «Глория Скотт», «Пляшущие человечки»

Раздел 2. Шифры и клады (10 (б) ч)

16

«Законы» приключенческой литерату ры

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Отличительные особенности произведений приключенческой литературы

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий, УО

Рассказы Конан Дойла «Глория Скотт» и «Пляшущие человечки»

Выставка книг

Вопросы 1,2 (учебник, с. 59)

17

Понятие о литератур ном портрете (объединить с №16)

Ц-)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с личностью Э.По, с понятием литературный портрет

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь исполь зовать различ ные виды пересказа

Текущий, УО

К. Г. Паустовский «Эдгар По»

Портре ты писате лей

Рассказ Э. По «Золотой жук»

18

Э. По «Золотой жук» (в сокращении). Тайна золотого жука

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Сюжет, композиция рассказа

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Тематический, ДПР

Ответ-обобщение «Золотой жук»Э. По-приключенче-ский рассказ»; пересказ статьи о Р.-Л. Стивенсоне (учебник, с. 82-85)

19

Р.-Л. Стивенсон «Остров

сокровищ» (главы). Стивенсон и неизведан-

ные острова

1

Урок изучения нового

материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с лич-

ностью Р.-Л. Стивенсона

Уметь осознанно бегло

читать, использовать различные виды чтения

Уметь выразительно чи-

тать художественные тексты

Текущий, УО

Портрет писателя,

таблица «Р.-Л. Стивен сон «Остров

сокровищ»

Р.-Л: Стивенсон «Остров

сокровищ». Глава 12-«Военный совет». Дополни-

тельно: главы 1-11

20-

21

Особеннос ти

Развития действия в приключенческой

литературе. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

2(1)

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений, навыков

Анализ

глав романа Р.-Л. Стивенсона

«Остров сокровищ»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отве-

чать на вопросы, раскрывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Главы романа:

1-я гр.-13-15 (ч. 3); 2-я гр. -16-21(ч.4);

3-я гр.-22-27 (ч. 5); 4-й гр. -28-29(4.6). Рассказы

о приключениях Джима Хокинса на суше и на море

22

Многообразие человеческих характеров в романе. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Характеристика героев романа

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Тематический, УО

Б. IIL Окуджава «Пиратская лирическая»

Статья

о А. Н. Рыбакове и повесть «Кортик» (учебник, с. 99-107)

23 24

А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести

2(1)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Обзор повести А. Н. Рыбакова «Кортик»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Текущий, ДПР

Фильм режиссера Николая Калинина «Кортик» (1973 г.)

Портрет писателя

Обобщающие вопросы (3 и 4, с. 98, вопрос 4, с. 107), подготовка к сочинению на одну из тем (учебник, с. 107)

25

Развитие речи. Сочинение по разделу «Шифры и клады» (объеди нить с №42)

К-)

Урок контроля

Темы сочинений: «Мои размышления о характере и по-ступках Джима Хо-кинса»,«Чем похожи герои книг «Остров сокровищ»

И «Кортик?»

Уметь самостоятельно

выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итого вый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Материал учебника (с. 109)

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 (3)ч)

26

Дж. Лондон

«Любовь

к жизни»

(в сокраще-

нии). Человек

в единоборстве

с судьбой

1

Урок изуче-

ния ново-

го материа-

ла и пер-

вичного

закрепле ния

знаний

Экстре-

мальные

ситуации

и жизнь

Джека

Лондона

Уметь выде-

лять харак-

терные при-

чинно-

следственные

связи

Уметь осоз-

нанно, творче-

ски читать

художествен-

ные произве-

дения разных

жанров

Теку щий,

УО

Портрет

писателя,

иллюстра-

ции к про-

изведению

таблица

«Дж. Лондон»

Дж. Лондон

«Любовь

к жизни»

(учебник,

с. 110-119)

27-

28

Нравствен ные

уроки приключенчес кой литературы

2(1)

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений,

навыков

Герои

и обстоятельства в жизни и литературе

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отве-

чать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий,

УО

Б. С. Житков

«Механик Салерно»; задания в рабочих тетрадях 1 и 2 нас. 15-16

29-

30

Б. С. Житков

«Механик

Салерно».

Ответствен-

ность человека за свои по-

ступки

2(1)

Урок изу-

чения ново-

го материа-

ла и первичного

закрепления

знаний

Обзор со-

держания

рассказа

Б. С. Жит-

кова «Ме-

ханик Са-

лерно»

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диа-

логическую

речь

Уметь отве-

чать на во-

просы, рас-

крываю щие

знание и понимание текста произведения

Теку щий,

ДПР

Портрет

писателя,

иллюст-

рации

к произ-

ведению

Вопросы 8 и 9

(учебник, с. 136);

план к одной

из предложен-

ных для сочи-

нении тем

31

Развитие ре-

чи. Сочинение

по разделу

«Экстрема льные ситуации»

(объеди нить

с №42)

1( -  )

Урок кон-

троля

Тема со-

чинения

«Как я

понял

смысл

рассказа

Дж. Лондона «Любовь к жизни»

Уметь само-

стоятельно

выполнять

различные

творческие

работы

Уметь писать

сочинение

по литера-

турным произведенииям

Итого вый,

С

Памятка

«Как рабо-

тать над со-

чинением»

Материалы

к сочинению

по рассказам

Дж. Лондона

и Б. Житкова

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (11 (8) ч)

32

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). Тематическое и жанровое разнообразие приклю-ченческой литературы

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с биографией и творчеством Марка Твена

Уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними

Текущий, УО

Фильм «Марк Твен против...» (режиссер-постановщик М. Григорьев, 1976 г.)

Портрет писателя, таблица «М. Твен»

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Главы 1 и 2

33-34

Герои и события повести

2(1)

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Тема дружбы и мечты

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произве-дения

Текущий, УО

Фильм Г. Данелия «Совсем пропащий» (экранизация романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1972 г.)

План характеристики ли-тературно-го героя

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Главы 6-8, 12-13

35

Мастерство писателя в построении занимательного сюжета ивсоздании характеров

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произве-дения

Текущий, УО

Задания 10,12 (учебник, с. 158}

36

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). В. Катаев и название

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство с биографией и творчеством В. Катаева

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использо вать различные виды пересказа

Текущий, УО

Историческая справка о революции 1905 года

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». Главы 2,11

37-

38

Взросление

героев, путь от приключений-игр к суровой жизни

2(1)

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений,

навыков

Автор

и его герои

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и поимание текста     пр-ния

Теку щий,

УО

Фильм Вла-

димира Ле-гошина «Белеет парус одинокий» (1937 г.)

В. П. Катнем «Белеет парус одинокий». Главы 5,7-8, 13-16,21-23. 26-27,29,31-32, 35-39,41,43-45

39-

40

Большие события и маленькие герои в литературе

2(1)

Урок ком-

плексного

применения знаний, умений, навыков

Писатель,

автор, рас-

сказчик

Уметь устно

и письменно

передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Тематический,

ДПР

Домашнее чтение:

А. П. Гайдар

«Дым в лесу». Продумать темы сочинений, выполнить задание в рабочей тетради (с. 28-29)

41

М. Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М. Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь

заучивать наизусть стихотворные тексты

Текущий, УО

Портрет, иллюстрации к стихотворению, http:// www. ler-montow. org.ru

Выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

42

Развитие речи. Сочинение

по разделу

«Как мы ста

новимся взрослыми»

1

Урок контроля

Пример-

ная тема

сочинения:

«Какие

поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека?»

Уметь само-

стоятельно

выполнять

различные

творческие работы

Уметь писать

сочинение

по литератур-

ным произве-

дениям

Итого вый,

С

Памятка

«Как ра-

ботать

над сочи-

нением»

В. А. Каверин

«Два капитана».

Главы из романа

(учебник,

с. 192-21 Материалы к сочинениям: «Петя и Гаврик», «Чем похожи мальчишки - герои книг М. Твена и В. Катаева?»

Раздел 5. Правда истории и вымысел (10 (7) ч)

43-

44

В. А. Каверин

«Два капита

на» (главы)

Правда истории и художест венный

вымысел в приключен ческом

романе

2(1)

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знании

Историче-

ская прав-

да и ав-

торский

вымысел

в литера-

туре

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

Уметь осознанно, творчески читать

художественные произве-

дения разных

жанров

Теку щий,

УО

Ф. Нансен,

Р. Амудсен -

биографиче-

ская справка

Портрет

писателя

Главы 20-24

третьей части

романа

45

«Я найду экспедицию»

1

Урок комплексного

применения

знаний, умений,

навыков

Анализ

глав романа

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий,

УО

В. Калов -

биографическая справка

Главы 1-7

четвертой части романа

46

Летчик

Григорьев

и штурман

Климов

1

Урок ком-

плексного

применения

знаний, умений, навыков

Анализ

глав романа

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскры-

вающие знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Фильм режиссера  Владимира Венгерова «Два капитана» (1955 г.)

Главы 1-13 части

восьмой, глава 9

части девятой,

главы 1-9 части десятой

47-

48

Капитан

Григорьев

на войне. Как

была найдена

экспедиция

2(1)

Урок ком-

плексного

применения

знаний,

умений, навыков

Роль вы-

мысла

в мире

художест-

венной литературы

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализиро вать и интерпретировать произ-

ведения

Тематический,

дср

Задания в рабо-

чих тетрадях 1

и 2, с. 29

49

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге».

Легенда и ее интерпрета-

ция в художе-

ственном

произведе нии

1

Урок изу-

чения нового материала и пер-

вичного

закрепления

знаний

Легенда

как фольк-

лорный

и литера-

турный

жанр

Уметь раз-

личать поня-

тия: факт,

мнение, дока-

зательство,

гипотеза, ак-

сиома

Уметь выра-

зительно читать художе-

ственные

тексты

Теку щий,

УО

Портрет,

иллюстра-

ции, таблица

«А. С. Пуш-

кин «Песнь

о вещем

Олеге»,

http://www.

Aleksandr

pusfakiiuietru

Выучить отрывок

из стихотворения

А С. Пушкина

«Песнь о вещем

Олеге»

50-

51

М. Ю. Лер-

монтов «Бородино»Переложе ние истори-

ческого факта в художест венном повество-

вании

2(1)

Урок изучения нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Вымысел

и автор-

ский за-

мысел.

Монолог

и диалог

Уметь разли-

чать понятия:

факт, мнение,

доказательст-

во, гипотеза,

аксиома

Уметь выра

зительно читать художе-

ственные

тексты

Теку щий,

УО

Историческая справка

об Отечест-

венной воине

1812 г.

Презента-

ция «Прав-

да истории

и вымысел

в стихотво-

рении Лер-

монтова»

Выучить стихотворение «Бородино». Задания 1-3

в рабочей тетради

(с. 30-31)

52

Развитие речи.

Сочинение по

разделу «Прав-

да истории

и вымысел»

(или резерв-

ный урок)

1

Урок контроля

Темы со-

чинений:

«В чем

смысл

девиза   Сани Гри-

горьева "Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Уметь само-

стоятельно

выполнять

различные

творческие

работы

Уметь писать

сочинение по

литературным

произведе-

ниям

Итого вый,

С

Памятка

«Как рабо-

тать над

сочинением»

Подготовка

рабочих материа-

лов к сочинению

«В чем сходство

характеров капитана Татаринова

и Сани Григорьева?»

Раздел 6. Романтика неизведанного (2 ч)

53

Стихи о пре

красном и неведомом.

Способы соз

дания  художе-

ственной выра-

зительности

в поэзии

1

Урок изучения нового материа-

ла и первичного

закрепления

знании

Рифма

и ритм как

признаки

стихотвор-

ной речи

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и ис-

пользовать

выразитель-

ные средства

языка

Уметь выразительно читать художе-

ственные

тексты

Теку щий,

УО

Портреты

поэтов, ил-

люстрации

к стихо-

творени-

ям, памят-

ка «Как

готовиться к выразительному чтению текста»

Выучить стихо-

творение

(по выбору)

54

Что мы узнали о приключен

ческой литературе (обобщаю щий урок).

Проверочная

работа № 1

1

Урок контроля

Выполне-

ние про-

верочной

работы

Уметь само-

стоятельно

организовы-

вать учебную

деятельность

Уметь со-

ставлять план

и писать отзыв о произ-

ведении

Итого вый,

дс

Мини-сочинение

«Что я думаю

о литературе при-

ключенческого

жанра»

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами (16 (11) ч)

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (3 (2) ч)

55

Фантасти ческая литература и ее читатель (объединить с № 56)

1( - )

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Законы» фантастической     литературы

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведе ния разных жанров

Теку щий, ДСР

Выставка книг

Задания 1-4 по рабочей тетради (с. 36-37)

56

Наука и фантазия в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие о фантастической литературе

Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь использо вать различные виды пересказа

Теку щий, УО

А. Конан Дойл «Затерянный мир». Глава 12

57

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Научная фантастика

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Сведения о доисторических животных. В. А. Обручев: «Плутония», «Земля Санникова»

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Чтение и пересказ статьи (учебник, с. 17-18)

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 (5) ч)

58

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Нравственные проблемы в фантастической литературе

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Портрет писателя, иллюстрации к произве-дению

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (учебник, с. 18-26)

59

Фантастика как средство выражения авторского замысла (объединить с № 60)

1(-)

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Особенности фан-тастиче-ской литературы

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Вопросы 3 и 7 (учебник, с. 27)

60

Тематичес кое

и жанровое

разнообра зие

фантастичес кой

литературы

1

Урок комплексного

применения

знании, умении, навыков

Реальное

и фанта-

стическое

в художе-

ственном произведении

Уметь под-

бирать аргу-

менты, фор-

мулировать

выводы

Уметь анализиро вать и интерпрети

ровать произ-

ведения

Тематический,

УО

Статья о Р. Бред-

бери. Рассказ

Р. Бредбери

«И грянул гром»

61-

62

Р. Бредбери

«И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего

2(1)

Урок изу-

чения нового материала и первичного закрепления знаний

Роль фан-

тастики в мире художественной литературы

Уметь ис-

пользовать монологическую и диалогическую речь

Уметь ана

лизировать и интерпретировать произведения

Теку щий,

УО

Портрет

писателя, презентация «Каждый из нас в ответе перед будущим»

Статья в учебнике, с. 37-38

63

Н. В. Гоголь

«Портрет».

Н. В. Гоголь

и «ненаучная»

фантастика

1

Урок изучения нового материа-

ла и первичного

закрепления

знаний

Знакомство

с жизнью

и творчест-

вом Н. В. Гоголя

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Н. В. Гоголь

«Вечера

на хуторе

близ Ди-

каньки»

Портрет,

иллюст-

рации

к произ-

ведениям. Презентация «Гоголевская викторина»

Фрагмент

из повести

Н. В. Гоголя

«Портрет»

64-

65

Реалистиче кая фантастика как

способ худо-

жественного

изображения

2(1)

Урок ком-

плексного

применения

знании,

умении,

навыков

Фантасти-

ческие ми-

ры в лите-

ратуре

Уметь ис-

пользовать

монологиче-

скую и диало-

гическую речь

Уметь ана

лизировать

и итерпре тировать произ-

ведения

Теку щий,

ДПР

http://www.ri

ikolaygogol.

org.ru

Задание 5 в рабочей тетради (с. 45-

46); вопрос 4

(учебник, с. 51)

Раздел 3. Сказка и фантастика (5 (4) ч)

66

А. С. Пушкин

«Сказка о мерт-

вой царевне

и о семи бога-

тырях». Явная

и неявная фан-

тастика в вол-

шебной литера-

турной сказке

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного закрепления знании

Сказочное

и фанта-

стическое

в художе-

ственном

произведе-

нии

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и исполь-

зовать вырази-

тельные

средства языка

и знаковых

систем

Уметь выразительно читать художе-

ственные

тексты

Текущий,

УО

Сказки Пуш-

кина

Портрет

поэта, пре-

зентация

«Явная

и неявная

фантастика»

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

67

Фантастическое в волшебной сказке

1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Связь литературы с фольклором

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь; воспринимать художественный текст

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Текущий, ДСР

Мультфильм по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» («Союзмультфильм», 1951 г.)

http://www. aleksandr pushkin. net.ru

Задания 1 и 2 в рабочей тетради (с. 47); вступление и главы 1-3 поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

68

А. С. Пушкин

«Руслан

и Людмила».

А. С. Пушкин

и его первая

поэма

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Мир чудес в поэме

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразитель   ные средства языка и знаковых систем

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие  знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Фильм режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила» (1972 г.)"

Иллюстрации к произведению, таблица «А С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Выучить вступление и дочитать поэму

69

Отличие от волшебной сказки (объединить с № 68)

1(-)

Поэма как литературный жанр

Уметь сравнивать и сопоставлять авторскую и народную сказки

Уметь отвечать на вопросы, раскрываю щие знание и понимание текста произведения

Теку щий, ДПР

Памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста»

Вопросы в учебнике на с. 69, план по теме сочинения

70.

Развитие речи. Сочинение по части II учебной хрестоматии «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

1

Урок контроля

Примерные темы сочинений: «О чем размышляет А.Беляев в книге 'Голова профессора Доуэля"?», «Почему "И грянул гром"» Рэя Брэдбери – это фантастический рассказ?»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; осуществлять поиск нужной информации о литературе; использовать сведения по истории

Уметь писать сочинение по литературным произведениям; характери зовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразите льных средств; аргументировать

Итого вый, С

Памятка «Как работать над сочинени-ем»

Материалы к сочинениям: «Два художника» (по повести Н. В. Гоголя «Портрет»), «Фантастическое в литературной сказке» (на примере одной из сказок А С. Пушкина), «О чем предупреждают писатели-фантасты?»,

сформулированную точку зрения текстом произведения; соблюдать речевые нормы

«Отзыв о самостоятельно прочитанном научно-фантастическом произведении»

Часть III. В лабиринте событий (5 (3) ч)

71

Детективная литература и ее читатель (объединить с № 72)

1(-)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Жанровое многообразие детектива

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Теку щий, УО

А. Конан Дойл «Тайна Боскомской долины»

Выставка книг

Рассказ Э. По

«Убийство

на улице Морг»

72

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Законы» детективной литературы

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Портрет писателя

Статья в учебнике, с. 89-90; рассказ А. Конан Дойла «Горбун»; задание 1 в рабочей тетради

73-74

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе

2(1)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий, УО

Таблица «Артур Конан Дойл»

План хода следствия. Итоговые вопросы и подготовка к сочинению (вопросы и темы, с. 103 учебника)

75

Развитие речи. Сочинение по части III учебника-хрестоматии «В лабиринте событий»

1

Урок контроля

Тема сочинения: «Для чего нужны детективы?», (на примере 1-2 произведений)

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинение по литературным произведениям

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Материалы к сочинениям: «Отзыв о самостоятельно прочитанном детективном произведении», «Любимый сыщик...» (самостоятельно выбранного автора)

Часть IV. Я и другие (15 (12)ч)

76

Мир детства

в литературе

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Гумани-

стический характер произведений о детях

Уметь выде-

лять характерные причинно-следственные связи

Уметь осоз-

нанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

Текущий

ДПР

Выставка

книг

Задание 1-9 в ра-

бочей тетради на с. 59-60

77

В. Г. Королен-

ко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести

1

Урок изуче-

ния нового материала и первичного закрепления знаний

Знакомство

с жизнью итвор-чеством В. Г. Короленко

Уметь осоз-

нанно бегло читать, использовать различные виды чтения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Текущий

УО

Портрет пи-

сателя, таблица «Литература XX в. В. Короленко»

Вопросы 2-5

(учебник, с. 126)

78-

79

Судьбы героев

повести

2(1)

Урок ком-

плексного применения знаний, умений, навыков

Драмы

взрослых и драмы детей

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь от-

вечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произве-дения

Текущий

УО

Иллюстра-

ции  к произведению

Вопросы 8 (учеб-

ник, с. 126), 15-17 (учебник, с. 137)

80

Средства соз-

дания характеров героев

1

Урок ком-

плексного

применения знаний, умений, навыков

Смысл на-

звания

и основные идеи повести

Уметь устно

и письменно

передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализиро вать и интерпретировать произведения

Темати-

ческий,

ДСР

Задания 1-5

по рабочей тетра

ди (с. 61-62); главы из повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (учебник, с. 127-146)

81

М. М. Пришвин «Кладовая

солнца». Сказка-быль.

Поэзия приро-

ды в творчестве Пришвина

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного

закрепления

знании

Нравствен-

ные уроки

литературы

Уметь осоз-

нанно бегло

читать, ис-

пользовать

различные

виды чтения

Уметь ис-

пользовать

различные

виды пере-

сказа

Текущий

ДСР

Портрет писателя, таблица

«Литера-

тура XX в.

М. М. Приш

вин»

Эпизоды, связан-

ные с образом

Насти; подготовка

плана рассказа

о героине произ-

ведения

82-

83

Образы Насти

и Митраши

2(1)

Урок ком-

плексного применения

знаний, умений, навыков

Средств

создания

характера

героя

(портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.)

Уметь ис-

пользовать монологическую и диалогическую речь

Уметъ отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий

ДСР

Иллюитра-

ции к произведению

Эпизоды, связанные  с образом Митраши; ответ на вопрос 3 (учебник, с. 146)

84

Роль пейзажа

в художест-

венном произ-

ведении.

Смысл назва-

ния повести

1

Урок ком-

плексного

применения

знании, уме-

ний, навыков

Мудрость

естествен-

ного в ху-

дожествен

ном мире

Пришвина

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и использовать вырази-

тельные федства языка и знаковых систем

Уметь анализировать и интерпре тировать произ-

ведения

Тематический,

ДПР

Задание 1-7 в рабочей тетради

(с. 57-58); главы из книги Л. А. Кассиля «Кондуит

и Швамбрания»

85-

86

Л. А. Кассиль

«Кондуит

и Швамбра-

ния» (главы).

Один из луч-

ших детских

писателей

(жизнь и твор-

чество Льва

Кассиля)

2(1)

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного

закрепления

знаний

Обзор со-

держания

повести

Л. А. Кас-

силя

«Кондуит

и Швам-

брания»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом виде

Уметь отве

чать на во-

просы, рас

крываю щие

знание и понимание текста произве-

дения

Текущий,

УО

Очерк

Л. Касси-

ля «Вслух

про себя»

Портрет пи-

сателя

Вопросы учебника (с. 155) к уро-

ку 87; статья

о Г. Белых,..

Л. Пантеле-

еве (учебник,

с. 156); глава

из повести «Республика ШКИД»

87

Г. Белых,

Л. Пантелеев

«Республика

ШКИД» (главы).

Республика

Шкид и ее

проблемы

1

Урок изуче-

ния нового

материала

и первичного

закрепления

знании

Обзор со-

держания

повести

Г. Белых,

Л.Панте-

леева «Рес-

публика Шкид»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжа-

том или раз-

вернутом виде

Уметь отве

чать на во-

просы, рас

крываю щие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

А. С. Ма-

каренко

«Детство

и литера-

тура»

Портреты

писателей

Рассказ В. Распутина «Мама куда-

то ушла»

88

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Обзор содержания рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла»

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий, УО

Рассказ Анны Масс «Дети капитана Гранта и я»

Портрет писателя

Прочитать стихи о детях (с. 170— 173), на выбор выучить

89.

Стихи о детях (Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Стихи и проза

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь выразительно читать художественные тексты

Теку щий, ДПР

Портреты поэтов, памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста»

Подготовка к сочинению и составление плана к одной из тем (учебник, с. 173)

90

Развитие речи. Сочинение по части IV учебника-хрестоматии «Я и другие»

1

Урок контроля

Темы сочинений: «Кто из героев повести В. Короленко «В дурном обще-стве»мне особенно близок и почему», «Можно ли быть одиноким среди людей?»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге

Уметь писать сочинение по литературным произведениям; понимать связь изученных произведений со временем их написания, проблему, предложенную в вопросе

Итого вый,

С

Памятка «Как работать над сочинении ем»

Статья учебника (с. 175-176); рассказ А. П. Чехова «Каштанка». Материалы к сочинениям: «Настя и Митраша» (сравнительная характеристика), «Какого человека можно назвать порядочным?» (на примере произведений из раздела «Я и другие»), «О чем заставила меня задуматься книга...»

Часть V. Мы не можем без них или они без нас (11 (б) ч)

91-

92

А. П. Чехов

«Каштанка»

2(1)

Урок изуче-

ния нового материала и первичного закрепления знаний

Язык ху-

дожественного произведения

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отве-

чать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий,

УО

В. Л. Ду-

ров «Мои звери»

Портрет

писателя, иллюстрации к произведению, http:// www.anton chehov.org.ru

Рассказ А. И.Куприна «Ю-ю»

93-

94

А. И. Куприн

«Ю-ю» (в сокращении)

2(1)

Урок изуче-

ния нового материала и пер-вичного закрепления знаний

Читатель-

ская интерпретация художественного произведения

Уметь устно

и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на  вопр, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Теку щий,

УО

Портрет писателя

Статья о Д. Дар-

релле и фрагмент его книги «Гончие Бафута»

95-

96

Дж. Даррелл

«Гончие Бафу-

та» (отрывок).

Жизнь - жи-

вотным

2(1)

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Писатель-

анималист.

Беседа по

фрагменту

из книги Дж. Дар-релла «Гончие Бафута»

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом виде

Уметь отвечать на вопросы, рас-

крываю щие

знание и понимание текста произведения

Текущий,

УО

Книги

Д. Даррел-

ла: «Пере-

груженный

ковчег», «Земля шорохов», «Под пологом пьяного леса» и др.

Выставка

книг, портрет

писателя

Вопросы 1-3

(учебник, с. 202),

статья об Э. Се-

тон-Томпсоне

(учебник, с. 203); рассказ «Чинк»

97-

98

Э. Сетон-Томп-

сон «Чинк».

Друг, который

никогда

не предаст

2(1)

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Беседа

по рас-

сказу

Э. Сетон-

Томпсона «Чинк»)

Уметь устно

и письменно

передавать

содержание

текста в сжатом или развернутом

виде

Уметь отвечать на вопросы, рас-

крываю щие

знание и понимание текста произведения

Теку щий,

УО

Очерк

В. Пескова

«В гостях

у Сетон-

Томпсона»

Портрет  писателя

Задание 8-10

(рабочая тетрадь,

с. 71); стихи

о животных

(учебник, с. 210— 217), выучить одно на выбор

99-

100

Стихи о жи-

вотных. Теория

литературы.

Писатель-

анималист

2(1)

Урок изуче-

ния нового

материала

и первично-

го закрепления знаний

Стихо-

творная

интона-

ция, поня-

тие о стихотворном размере

Уметь пере-

фразировать

мысль, выби-

рать и ис-

пользовать выразительные средства языка и знаковых систем

Уметь выра-

зительно чи-

тать художе-

ственные

тексты

Текущий,

ДПР

Портреты

поэтов, па-

мятка «Как

готовиться

к выразительному чтению текста»

Подготовка

к сочинению

на одну из пред-

ложенных тем

(учебник, с. 218)

101

Развитие речи. Сочинение по части V учебника-хрестоматии «Мы не можем без них или они без нас?»

1

Урок контроля

Примерные темы сочинений: «Люди и животные в рассказе А. П. Чехова «Каш-танка», «Животные в рассказах А. И. Куприна»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы; видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; использовать сведения по истории и теории литературы при ответе

Уметь писать сочинение по  лит произведениям; понимать связь изученных произведений со временем их написания; осуществ лять поиск нужной информа ции о конкрет ном произведении

Итоговый, С

Памятка «Как работать над сочинением»

Вопросы (с. 218 учебника). Материалы к сочинениям: «Портрет четвероногого друга» (по рассказам русских и зарубежных писателей о животных), «Собачье сердце устроено так: полюбило -значит навек...» (по произведениям русских писателей и поэтов), «Моя любимая книга» (рассказ, стихотворение) о животных

Обобщение (1 ч]

102

Мир твоих читательских интересов. Проверочная работа № 2

1

Урок контроля

Обобщение материала по всему учебнику

Уметь самостоятельно организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; соблюдать нормы литературного языка

Итоговый, ПР

Список литературы на лето

103-

105

Резерв

3(2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....