Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе на тему

Карпунина Тамара Геннадьевна
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа ориентирована на учебник «Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авт.-сост. В.П.Полухина. - М., Просвещение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literature_7_klass.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_po_literature_7_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  литературе

для 7 класса

             

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.  Программа ориентирована на учебник «Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия   для  общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авт.-сост. В.П.Полухина. - М., Просвещение».

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и   последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании   обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

    Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень   произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. 

  В 7  классе  на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.  

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. В  7 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.  

Курс литературы в 7 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ  произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.  И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным  предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в  учебном плане

Школьный учебный план составлен на основе базисного  учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 7 классе в объёме 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать факт, мнение, доказательство;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью;
  • составление плана;
  • подбор аргументов, формулирование выводов;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять,  выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

          уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять   план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА  

      Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 

Устное народное творчество (7 часов)

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

 Былины. Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих черт (трудолюбие, мастерство, мужество, справедливость, щедрость, доброта).

        «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине, мужество, справедливость.

         Французский и карелофинский мифологический эпос.

«Калевала». «Песнь о Роланде»

 Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Дух родного языка. Меткость и точность, краткость и выразительность.

        Теория литературы. Былина. Пословица. Поговорка.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ЧАСА)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха.

Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы древней Руси. Гимн любви и верности.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2 часа)

М.В.Ломоносов.  «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Патриотизм, признание труда, деяний на благо Родины. Уверенность М.Ломоносова в будущем русской науки.

         Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Смысл жизни. Свобода творчества.

Теория литературы. Ода как жанр.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (25 часов).

          А.С.Пушкин (5 часов).

         «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси.

          «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для будущих поколений.

 «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Теория литературы. Летопись. Композиция.

 М.Ю.Лермонтов (3 часа)

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания идеи поэмы. Защита человеческого достоинства. Особенности сюжета. Язык и стих. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Лирика. Образ родины в стихах М.Лермонтова.

Теория литературы. Фольклоризм литературы.

          Н.В.Гоголь (5 часов)

        «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм в борьбе за родную землю. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

         Теория литературы. Литературный герой.

        И.С.Тургенев (2 часа)

Рассказ «Бирюк». Цикл «Записки охотника»

        Стихотворения в прозе. «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие отношения.

       Н.А. Некрасов (2 часа)

     «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа жён декабристов.

     «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».  Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

       Теория литературы. Поэма.

        М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

      «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности.

    «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках.   Сильные и слабые стороны народного характера.

     Теория литературы. Эзопов язык. Аллегория, фантастика. Гротеск.

     Л.Н. Толстой (2 часа)

   «Детство» (главы из повести).

     Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Анализ собственных поступков. Взаимоотношения детей и взрослых.

     А.П.Чехов (2 часа)

       «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

       «Злоумышленник», «Тоска».  Комическое в рассказах А.Чехова.

       Теория литературы. Юмор.

     

 СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (В.Жуковский, А.Толстой, И.Бунин) (2 часа)

 Поэтическое изображение родной природы. Выражение собственного настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (23 часа)

     И.А.Бунин (1 час)

   «Цифры». Воспитание в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

М. Горький (5 часов)

Повесть «Детство». Автобиографический характер повести. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

«Данко». Жизнь во имя людей.

      Теория литературы. Идея произведения.

              Л.Н.Андреев (2 часа)

      «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев рассказа.

В.В. Маяковский (2 часа)

      «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Мысли автора о роли поэзии в обществе. Реальное и фантастическое в сюжете произведения.    

     «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: бессердечие мещанина и гуманизм лирического героя стихотворения.

      Теория литературы. Стихотворный ритм. Словотворчество Маяковского. Лирический герой.

     А.П.Платонов (3 часа)

      «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

     «В прекрасном и яростном мире». Герои Платонова.

      Стихи Б.Пастернака и А.Твардовского (1 час)

     Героизм и патриотизм грозных лет войны в стихотворениях К.Симонова, А.Суркова,  Н.Тихонова (1 час)

         Ф.А.Абрамов (1 час)

    «О чём плачут лошади». Нравственно-экологические проблемы в рассказе.

       Е.И.Носов (2 часа)

      «Кукла», «Живое пламя». Сила духовной красоты человека. Протест против бездуховности, безразличного отношения к людям. Взаимосвязь природы и человека.

    Ю.П.Казаков (1 час)

   «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Взаимопомощь, взаимовыручка.

   М.Зощенко. Рассказ «Беда» (1 час)

       СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (С.Есенин, А.Прокофьев, М.Исаковский, Н.Заболоцкий, А.Яшин, Н.Рубцов) (2 часа)

 Выражение душевного настроения человека через описание природы.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)

Роберт Бернс (1 час). «Честная бедность». Представления народа о честности и справедливости.

Джордж Гордон Байрон (1 час). «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

Японские хокку (1 час). Особенности жанра.

О.Генри (1 час). «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Рэй Бредбери (1 час). «Каникулы». Жизненные обстоятельства. Восприятие окружающего мира.

Резерв -3 часа

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

1. Учебная, научная и художественная литература по курсу.

2. Портреты авторов, иллюстративный материал по курсу.

3. Компьютер.

4. Видеопроектор.

5. Видеозаписи, презентации.

6. Словарь литературоведческих терминов.

7. Фонохрестоматия/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение.

Учебно – методическое обеспечение предмета

Литература. Учебник из 2-х ч./ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

                                                   

№ урока          

п/п

Тема

Колич. часов

Тип урока

Вид деятельности учащихся на уроке

Дата-План

Дата-Факт

1

ВВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1  

лекция

  • Изучение содержания параграфа учебника

2

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

7

комбинированный

  • составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки»,
  • составление тезисного плана устного сообщения  

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

2

3

«Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

составление тезисного плана к уст.и письм.ответу на проблемный вопрос)

4

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине

3

5

«Садко». Нижегородский цикл былин

6

 «Илья Муромец и Соловей -разбойник».  Бескорыстное служение родине.

Внеклассное чтение

7

Французский и карелофинский мифологический эпос.

«Калевала». «Песнь о Роланде»

1

комбинированный

  • составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану

8

Народная мудрость пословиц и поговорок  

1

комбинированный

  • Ответ на проблемный вопрос

9

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  

2

комбинированный

- с/р с ЛП,

-поиск незнакомых слов и объяснение их с помощьюспец.литературы и словарей

«Поучение» Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли.        

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности.

комбинированный

11

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18 ВЕКА

 2

комбинированный

М.В.Ломоносов.  

«Ода на день восшествия на престол     Императрицы». Уверенность М.Ломоносова в будущем русской науки.

 

с/р (сообщение о жизни и тв-ве поэта),

 

12

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Свобода творчества.

комбинированный

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19 ВЕКА

25

комбинированный

13

 А.С.Пушкин.  

5

комбинированный

Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием

 «Песнь о вещем Олеге». Баллада и сказание.

подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада

14

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.

внеклассное чтение

15

«Станционный смотритель». Образ повествователя

комбинированный

Инсценирование фрагмента

16

Образ Самсона Вырина. Тема «маленького человека» в повести

комбинировнный

17

Развёрнутый ответ на вопрос

развитие речи

18

М.Ю.Лермонтов  

3

комбинированный

иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести

«Песня про купца Калашникова». Историческое прошлое Руси.

19

Защита человеческого достоинства в поэме.  

практикум

Определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации «Песни..»

20

Лирика. Образ родины в стихах М.Лермонтова.

внеклассное чтение

21

Н.В.Гоголь.  

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.

5

комбинированный

Составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос

22

Героизм в борьбе за родную землю.

комбинированный

Составление тезисного плана для пересказа

23

 Остап и Андрий.

комбинированный

Составление плана эпизода

24

  Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

комбинированный

подбор цитатных примеров

25

Сравнительная характеристика героев (сочинение-рассуждение)

развитие речи

26

И.С.Тургенев.

Рассказ «Бирюк»

2

комбинированный

Характеристика героев повести

27

Стихотворения в прозе. 

комбинированный

Составление тезисного плана

28

Н.А. Некрасов.

«Русские женщины».  Величие духа жён декабристов.

2

комбинированный

Иллюстрирование эпизодов

29

Лирика. Некрасовская муза.

внеклассное чтение

Подбор цитатных примеров

30

 М.Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 

2

комбинированный

Составление таблицы «Средства выразительности»

31

 Трудолюбие и покорность русского мужика в сказке

32

 Л.Н. Толстой.  

 «Детство» (главы). «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых

2

комбинированный

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести

33

 Главы «Наталья Саввишна», «Maman». Уроки любви и сострадания

комбинированный

34

А.П.Чехов.

«Хамелеон». Смысл названия рассказа.

2

комбинированный

Подбор примеров на тему «Речь героев»

35

«Злоумышленник», «Тоска».  Комическое в рассказах А.Чехова.

внеклассное чтение

36

СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА

О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

2

комбинированный

выразительное чтение стихотворения  

37

 Поэтическое миросозерцание в стихах В.Жуковского, А.Толстого, И.Бунина

комбинированный

анализ стиха

38

Урок-резерв (повторение)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 20 ВЕКА

23

39

 И.А.Бунин.

«Цифры». Идея рассказа

1

комбинированный

(анализ рассказа, выразительное чтение рассказа)

40

М. Горький.

Повесть «Детство». Жизнь в доме деда

5

комбинированный

41

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека

комбинированный

Составление тезисного плана для различных видов пересказа

42

Изображение внутреннего мира подростка и становление его характера

комбинированный

Составление ответа на проблемный вопрос

43

Сочинение  -   характеристика героя повести М.Горького

развитие речи

44

«Данко». Жизнь во имя людей

внеклассное чтение

составление таблицы «Пафос романтических рассказов Горького

45

Л.Н.Андреев.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

2

комбинированный

- составление устного и письменного анализа рассказа

46

Бессердечие героев рассказа

комбинированный

47

В.В. Маяковский.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».    Автор о роли поэзии в обществе

2

комбинированный

Выразительное чтение с последующим рецензированием

48

 «Хорошее отношение к лошадям». Бессердечие  и гуманизм.

комбинированный

Подбор цитат

49

А.П.Платонов.

 «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем.  

3

комбинированный

Составление цитатного плана для пересказа

50

Душевная щедрость главного героя

комбинированный

51

«В прекрасном и яростном мире». Человек и обстоятельства

внеклассное чтение

52

Стихи Пастернака и Твардовского

1

53

Героизм и патриотизм грозных лет войны в стихотворениях К.Симонова, А.Суркова,  Н.Тихонова

1

54

Ф.А.Абрамов.

«О чём плачут лошади». Нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

комбинированный

Выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием

55

Е.И.Носов.

 «Кукла». Протест против бездуховности

2

комбинированный

Поиск цитатных примеров

56

«Живое пламя». Сила духовной красоты человека. Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

комбинированный

различные виды пересказа

57

Ю.П.Казаков.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей.

1

комбинированный

выразительное чтение  с последующим рецензированием

58

М.Зощенко. Рассказ «Беда»

1

Составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа

59

СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА

О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

2

внеклассное чтение

подбор цитатных примеров

60

Выражение душевного настроения человека через описание природы. (Обучение выразительному чтению)

развитие речи

Выразительное чтение стихотворений

61

Практическая работа по русской литературе 19-20 веков

1

62

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 5

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представления народа о честности и справедливости.

1

комбинированный

Анализ различных форм выражения авторской позиции

63

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

1

комбинированный

64

Японские хокку. Особенности жанра.

1

комбинированный

Выразительное чтение хокку с последующим рецензированием

65

 О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

1

комбинированный

Подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой, повествование, тема, идея

66

Рэй Бредбери. «Каникулы».   Восприятие окружающего мира.

1

комбинированный

67

Урок-обзор произведений для летнего чтения

1

68

Урок-резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....