Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Ильинская Лидия Ивановна

Данная  программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс»

Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике,  способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_10_klass.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка

        Данная  программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс»

Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике,  способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.  

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

        Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

        Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

 Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В десятом классе представлена русская литература XIX века.  Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.

Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования

        Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

        Программа рассчитана на 153  часа  учебного времени (из расчета 4,5 часа).

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка  и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков  используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов (контрольных сочинений) комплексного анализа текстов, тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 и 20  веков;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Структура изучаемого курса

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Литература I половины  19 века

8

Александр Николаевич Островский

6

Иван Александрович  Гончаров

7

Иван Сергеевич   Тургенев

8

Николай Семенович Лесков

2

Федор Иванович  Тютчев

2

Афанасий Афанасьевич  Фет

2

Николай Алексеевич  Некрасов

6

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

3

Федор Михайлович  Достоевский

9

Лев Николаевич   Толстой

15

Антон Павлович Чехов

6

Уроки зачеты (контрольное сочинение)

                                                                    Всего

Содержание тем учебного курса

1. Введение (1 ч.)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

2. Литература I половины 19 века (8ч.)

А. С. Пушкин (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти»

(возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (2 часа)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Повесть "Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

3. Александр Николаевич Островский  (6 ч.)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза».   Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.

4. Иван Александрович Гончаров (7 ч.)

       Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. Полемика с Тургеневым о русском романе.

 «Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем.  «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.

Объективность повествовательной манеры. Функции предметно-бытовой детали, пейзажа.

5. Иван Сергеевич Тургенев (8 ч.)

        Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Отцы и дети». Философская проблематика  романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.

6. Федор Иванович Тютчев (2 ч.)

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

7. Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч.)

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

8. Литература 60 – 7- годов 19 века (2 ч.)Н.С. Лесков

Своеобразие повествовательной  манеры.  Жанр сказа.

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

9. Николай Алексеевич Некрасов (6 ч.)

     Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские  типы в изображении Некрасова.  Проблема счастья и ее решение.

10.  Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (3 ч.)

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина (повторение на основе ранее изученного).

«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.

11. Федор Михайлович Достоевский (9 ч.)

    Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство.     «Преступление и наказание».  Воплощение  замысла  писателя.  Особенности  повествовательной  манеры.   Мастерство  психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном ми романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

12. Лев Николаевич Толстой (15 ч.)

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл  названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

Роман «Война и мир» и его читатели.

13. Антон Павлович Чехов (6 ч.)

      Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

16.  Уроки зачеты (контрольное сочинение) – 10 ч.



Перечень учебно-методического обеспечения

-методические и учебные пособия

Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. — М., 1987.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. — М., 1991.

Русская литература XIX—XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М., 1996.


Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. — Л., 1989.

Кошелев В. А. Константин Николаевич Батюшков. — М., 1987.

Касаткина В. Н. «Здесь сердцу будет приятно»: Поэзия В. А. Жуковского. — М., 1995.

Шаталов С. Е. Жуковский: Жизнь и творческий путь. — М., 1983.

Янушкевич А. С. В. А. Жуковский. — М., 1988.

Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. — М., 1980.


Долинина Н. Г. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1971.

Коровин В. И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982.

Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. — М., 2000.

Кулешов В. И. Жизнь и творчество Пушкина. — М., 1987.

Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». — Л., 1983.

Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. — М., 1987.

Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И.  Коровина. — М., 1999.

Петрунина Н. Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — Л., 1987.

Скатов Н. Н. Русский гений. — М., 1987.

Смирнов А. А. Лирика Пушкина. — М., 1988.

Шаталов С. Е. Герои романа Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1986.


Герштейн Э. Г. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. — М., 1997.

Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975.

Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова. — М., 1998.

Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. — М., 1973.

Коровин В. И. М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. — М., 2001.

Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.

Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985.

Мурашов А. А. Из тонких линий идеала. — М., 1990.

Мануйлов В. А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. — Л., 1975.


Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1988.

Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М., 1995.

Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души»: Литературный комментарий. — Л., 1974.


Лесков и русская литература. — М., 1988.

Пустовойт П. Г. Созвездие неповторимых: Мастерство русских классиков. — М., 1997.

Семенов В. С. Лесков. — М., 1981.


Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М., 1996.

Петрова Н. К. Творчество Гончарова. — М., 1979.


Лебедев Ю. В. Тургенев. — М., 1990.

Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1977.

Тургенев в школе: Пособие для учителей / Сост. Т. Ф. Курдюмова. — М., 1981.


Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.

Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М., 1985.


Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. — М., 1998.

Розанова Л. А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. — Л., 1970.


Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. — М., 1999.

Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

А. А. Фет. Биография. Лирика / Сост. А. П. Грачев // Русская литература в вопросах и ответах / Под ред. Чернец Л. В. — М., 1999.


Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987.

Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. — М., 1977.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. — М., 1988.


Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». — М., 1987.

Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». — Л., 1973.

Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. — М., 1988.

Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. — М., 1967.

Линков В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. — М., 1998.

Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. — М., 1987.

Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Толстого «Война и мир». — М., 1983.


Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. — М., 1985.

Долинина Н. Г Предисловие к Достоевскому. — Л., 1980.

Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского // Три шедевра русской классики. — М., 1971.

Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М., 1995.

Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая культура. — Л., 1985.


Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998.

Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. — М., 1983.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971.

Чудаков А. П. Чехов. — М., 1987.

- оборудование

1. Компьютер

2. Портреты писателей

-дидактический материал

1. Карточки для индивидуальной работы

2. Тесты

3. Контрольно-измерительные материалы


                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....