Воспитание экологической культуры
статья по литературе на тему

Баринова Наталья Павловна

На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Этот многозначный поэтический афоризм заключает в себе как бы квинтэссенцию того, что мы понимаем под экологической культурой. Экологическую культуру, как и любую другую, необходимо воспитывать. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

     Выступление на семинаре

«Проблемы духовно-нравственного

 развития и воспитания

обучающихся

( в условиях реализации ФГОС )»

 «Воспитание экологической культуры обучающихся

на примере исследовательской работы

 «Душа дана, чтобы любить живое!»

по стихотворениям В.Вяхиря»

Выполнила

Баринова Наталья Павловна,

Учитель  русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Сергиево-Посадского района

Московской области

        2013 год

На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Этот многозначный поэтический афоризм заключает в себе как бы квинтэссенцию того, что мы понимаем под экологической культурой. Экологическую культуру, как и любую другую, необходимо воспитывать. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. 
     Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему за это, мстит экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе. 
     Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев, способных восхищаться красотой природы? Нам думается, что помочь в этом могут уроки литературы, посвященные теме «Человек и природа». 
     Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях. Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты. 
    Многие уроки литературы проводятся с экологическим уклоном. Работая с программными произведениями мы, обязательно обращаемся к эпизодам -пейзажным зарисовкам, так они, во – первых, помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во – вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально – и это прекрасно! Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток у разных писателей (например, у Пушкина и Лермонтова, у Пушкина и Некрасова и т. д. ).

     В старших классах  проводятся уроки, раскрывающие характер главных героев на фоне пейзажных зарисовок. Например, в 9 классе, рассматривая образ Г. Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова,  мы разбираем такие эпизоды, как: описание Койшаурской долины- «Славное эта долина! Со всех сторон горы неприступные…» - этот эпизод нас как бы готовит к встрече с главным героем – славным и в тоже время неприступным; в Пятигорске, где поселился Печорин (гл. «Княжна Мери») – «…Весело жить в такой земле! Воздух чист, свеж, как поцелуй ребёнка: солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?» - через данный эпизод мы лучше понимаем чувства, мысли, сложный мир Печорина противоречивость его характера.

     В 10 классе тема «Человек и природа» рассматривается при анализе романа «Отцы и дети». В частности, на семинарском занятии «Проблемы вечных человеческих ценностей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», наряду с другими, ставятся вопросы: «В чем прав, в чем не прав Базаров в своих высказываниях о природе?», «Как решается эта проблема в наши дни?» Учащиеся анализируют пейзажи, помогающие понять не только отношение Базарова к природе, но и отношение самого Тургенева к природе и к Базарову. На семинаре десятиклассники убеждаются, что утилитаристский взгляд Базарова на природу оказывается несостоятельным. Перед лицом вечной «равнодушной» природы, которую Базаров считал «не храмом», а «мастерской», оказываются несущественными его идеалы, и подвиг его не находит награды. 
     В выпускном классе при изучении современной публицистики также целесообразно рассмотреть тему «Человек и земля, человек и природа». Первым этапом может стать лекция учителя, на которой обозначатся общие проблемы темы, её современное звучание в жизни и литературе.

     После проблем мира и войны, проблема человека и природы - самая важная в нашей современности. (Айтматов «И дольше века длится день», А.Ким «Отец-лес» рассказы Ю. Казакова, К. Паустовского, Ф. Абрамова и др.) Говорить об экологии сегодня необходимо, так как это одна из форм защиты природы. (В. Распутин «Прощание с Матерой», С. Залыгин «Поворот. Уроки одной дискуссии »). Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.) 
     Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба») 
      Вторым этапом работы могут стать уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др., посвященные этой теме. 
      Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке», «Храм» или «Мастерская»? 
     На основе подготовленных рефератов может быть проведена школьная конференция, к которой можно привлечь и учителей биологии, химии, географии. Продолжением нашей работы по экологическому воспитанию детей стало выступление на школьной научно-практической конференции «Экология. Здоровье. Забота. Справедливость».

«Душа дана, чтобы любить живое!»

СЛАЙД 1

Сегодня мы хотим познакомить вас с одной страничкой из творчества сергиево-посадского поэта Владимира Вяхиря, страничкой, связанной с темой огромной любви ко всему живому. Настоящая фамилия поэта – Голубев. Откуда же появился такой псевдоним?

 

СЛАЙД 2

Вяхирь -  это самый крупный из голубей. Величиною  он  в полтора раза превосходит обыкновенного голубя. Пером очень красив, глаза ясные. В голосе  вяхиря есть что-то унылое, похожее на стон, которое кажется вещим, таинственным, пришедшим к нам из глубины времен.

СЛАЙД 3

Птица вяхирь – дикий голубь, карие глаза,

Улетел в лесную прорубь от людского зла,

И пока вам, россияне, сладко спится,

Не ищите, не зовите синей птицы.

Так и в стихотворениях Владимира Вяхиря мы слышим голос, выражающий напряженность мысли и чувства, стремление найти и выразить позитивное эмоциональное мировозрение.

СЛАЙД 4

Виктор Боков писал: "В стихах Владимира Вяхиря мне нравится его "тихость", благородный прорыв в чувствах, интеллигентность. Он романтичен, совестлив и не по-мужски нежен. Его звездочка зажигается в сумерки, но свет и ее очень заметен".

Добрая русская традиция - сочувствие и понимание -  воплотилась в стихотворениях Владимира Вяхиря. Сочувствие ко всему живому.

СЛАЙД 5

Что, пес, грустишь, что нос повесил,
Лежишь на холоде без сил,
Тебе какой-то злой повеса
Наверно, лапу отдавил.
Не распускай, бродяга, нюни,
Пройдет, дружище, ерунда,
А представляешь, в душу плюнут,
Вот это да!
Не заскулишь и не заплачешь
За равнодушие к себе,
Своей душою ты заплатишь
Опять вдвойне.
Бродяга, я тебя не брошу,
Как бросили однажды нас,
Давай поверим оба в душу,
В последний раз.

Поэт очеловечивает животных, им больно и грустно, как и автору. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают людям, а даже и превосходят их. У животных есть душа и совесть.

СЛАЙД 6

Особое место в поэзии Владимира Вяхиря занимает образ собаки. Это животное так много дает человеку и так мало требует от него взамен!

Любимый пес у ног твоих
Затихнет преданно, от ласки,
Вот это - счастье на двоих,
Как быль из старой доброй сказки.
Он не обидит, не предаст,
За беззащитность не уколет,
Он, надо будет, жизнь отдаст,
И заберет твои полгоря.
Не лицемерит и не лжет,
Не ранит вольно иль невольно,
Он даже умирать уйдет,
Чтобы тебе не сделать больно.

Это стихотворение - настоящий гимн собачьей преданности и верности.

СЛАЙД 7

На дороге сбитый пес,
Чьё-то горе, море слёз.
Чья-то глупая беспечность?
Нет! Скорей бесчеловечность.
На дороге сбитый пёс,
Его душу Бог унёс,
Чтобы в следующем веке,
Испытать на человеке.

Гибель собаки по вине людей Владимир Вяхирь называет бесчеловечностью, и никак по-другому. По его мнению, чистые души преданных и верных друзей забирает Бог, и когда-нибудь в следующей жизни человек и собака обязательно поменяются местами. И тогда человек испытает на себе всю бесчеловечность своих жестоких и беспечных поступков. А пройдет ли он это испытание?

СЛАЙД 8

Мне не вспомнить лиц, но помню слово,

Все младенчество пронизано словами,

А еще я помню пса большого

С очень, очень умными глазами.

Гончий пес далекой прошлой были,

Про него мне после рассказали,

как мы с ним играли и бузили,

И без слов друг друга понимали.

Сколько промелькнуло лиц с годами,

 Чьи-то  помню, чьи-то забываю,

Но собакам с умными глазами

Больше всех на свете доверяю.

«Любовь к животным – это ведь эстетическое чувство. Утрата этой любви равносильна утрате счастья и вредно отражается на умственных способностях и нравственных началах человека»,- сказал  К.Г. Паустовский. Как же много таких людей, утративших самые простые человеческие качества. Поэтому из своего детства поэт помнит только слова и большую собаку с умными глазами. Видимо, этот пес дал ребенку гораздо больше внимания и понимания, чем взрослые. Становится на самом деле страшно: что же будет с нами, если мы перестанем  друг другу доверять?

СЛАЙД 9

Но самое большое презрение и непонимание  автора вызывают люди, уничтожающие тех, кого приручили:

 Не хочу омрачить вашу радость,
Удивленно смотря на людей,
Но какая же все-таки гадость,
В прирученных стрелять лебедей.

Эти люди забыли, по-видимому,  что они в ответе за тех, кого приручили.

СЛАЙД 10

Недавно по телевизору показали передачу про московский птичий рынок. Речь шла о том, что предприимчивые тетеньки и дяденьки, мало того, что выдавали обычных беспородных котят, (найденных на улице) за чистокровных, сочиняя небылицы об утерянной родословной или о том, что им очень нужны деньги, иначе бы никогда не расстались со своим "сокровищем". Когда торговля заканчивалась,  "любящие" хозяева прямо в коробках выбрасывали малышей в близ лежащей посадке. Или продают тех же самых котят, предварительно выкрасив их в какой-нибудь необычный цвет, выдавая их за кошек редкой породы. От  едкой и ядовитой краски животные погибают.

Птичий рынок, птичий рынок,
Удивляюсь на людей,
Продаёте за бесценок
Самых преданных друзей.

Благородных, приручённых,
Кто за плату, а кто в дар,
Продавали обречённых,
Превратив друзей в товар.


А ведь человек, как высшее существо, обязан сохранять, оберегать животных. Все в природе так сотворено, что существует тесная взаимосвязь, полная гармония человека со всем животным миром. Никто не лишний. Стоит кого-то исключить из природы, как возникает дисбаланс, появляются изъяны в едином целом. Люди теряют душу:

СЛАЙД 11

Бродят словно тени тыщи,        
Ты души в них не отыщешь,
Только гари чёрный цвет.
Где цвели недавно вишни,
Лишь горящие кострища,
Улетающие искры в белый свет.

СЛАЙД 12

У животных из дикой природы людям тоже есть чему поучиться. В этом плане знаменательна «Баллада о волке». Если волк и волчица образуют пару, то их союз практически никогда не распадается. Когда появляются волчата, родители не оставляют заботу о своих детенышах до тех пор, пока те не станут совершенно самостоятельными.Существует мнение, что волк очень злобное, мстительное и агрессивное животное. Это, конечно же, миф. Волк предпочтет уйти от встречи с людьми  любыми способами. Вообще напасть на человека может только бешеный волк или оголодавшая за зиму стая. Человек для волка не является пищей, он враг, помеха:

Там, в долине мужики
Западню ему чинили,
Но в кровавые флажки
Дочь-волчонка заманили.

……………………..
Зверь в зверинной суете,
Направлял по следу племя,
Как теперь простить себе,
Не нашёл ребёнку время.

…………………………
Затаились мужики,
Псы трусливо сбились в кучу,
Волка белые клыки,
Убивают, пули круче.

Мама всегда любит своих малышей и будет защищать его ценою собственной жизни. Таковы неписаные законы природы. Конечно, везде бывают исключения, но, кажется, чаще всего они встречаются у людей, а не у животных:

СЛАЙД 13

Мой рассказ всем нам урок,
Ты не вскакивай спросонок,
Уходили на восток,
Волк и дочь его - волчонок.

СЛАЙД 14

Мы живём на голубой планете,
Дети, вскормленные солнечным теплом,
И пока мы есть на этом свете,
Шар земной давайте сбережём.
Мы земные дети, а не гости;
Нас людьми по праву нарекли?
Страшно находить повсюду кости
Тех, кого уже не сберегли.

СЛАЙД  15

Этот призыв поэта  обращен к сердцам и душам людей! От каждого из нас зависит и наше будущее, и будущее наших детей и внуков!!!
будущее нашей планеты земля!!! Все мы пришли в этот мир для того, чтобы творить добро, чтобы сделать этот мир ещё прекрасней, чтобы научиться любить!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология

В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция ...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"

    Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска.     Воспитание экологической культуры...