методическая разработка урока литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

разработка урока литературы в 5 классе "Русские поэты о родной природе", презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ramka_1.docx18.77 КБ
Файл ramka_2.docx18.51 КБ
Файл urok_vremena_goda.docx26.51 КБ
Файл ramka3.docx18.48 КБ
Файл ramka.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

«И  гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам».        

                                           

 И. Глинка   «ВЕСНА»

Запахи              -------------------------------------------------------------------------

Звуки                _________________________________________________

Цвет                 _________________________________________________

А. Фет   «Это утро»

Эпитеты______________________________________________________

Сравнения____________________________________________________

Олицетворения ________________________________________________

Метафора_____________________________________________________

«…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

И. Тютчев «Чародейкою-зимою»

Чародейка – это_____________________________________________________

Природа в стихотворении____________________________________________

__________________________________________________________________

И. Шишкин и Ф. Тютчев о зиме

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой».      

Эпитеты в ст. А. Блока  «После дождя»

_______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть…»               

Опишите картину И. Левитана строками из ст. И. Бунина

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Антитеза – это ___________________________________________________

Синквейн

Послание в космос



Предварительный просмотр:

«И  гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам».        

                                           

 И. Глинка   «ВЕСНА»

Запахи              -------------------------------------------------------------------------

Звуки                _________________________________________________

Цвет                 _________________________________________________

А. Фет   «Это утро»

Эпитеты______________________________________________________

Сравнения____________________________________________________

Олицетворения ________________________________________________

Метафора_____________________________________________________

«…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

И. Тютчев «Чародейкою-зимою»

Чародейка – это_____________________________________________________

Природа в стихотворении____________________________________________

__________________________________________________________________

И. Шишкин и Ф. Тютчев о зиме

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой».      

Эпитеты в ст. А. Блока  «После дождя»

_______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть…»               

Опишите картину И. Левитана строками из ст. И. Бунина

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Антитеза – это ___________________________________________________

Синквейн

Послание в космос



Предварительный просмотр:

Времена года. Тема природы в стихотворениях  российских поэтов.

Цели урока.

Предметные: расширить представления учащихся о многообразии поэзии, развивать умения анализировать лирическое произведение, увидеть красоту родной природы, понять настроение и чувства поэтов, определять способы создания поэтических образов, выразительно читать поэтические тексты.

Воспитательные: воспитать чувство восхищения красотой родной природы, проникнуться восторгом, развивать чувство гордости за свою родину.

Метапредметные.

Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относиться к учению.

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: формирует собственные мысли, задает вопросы, слушает и отвечает, учится подтверждать свои аргументы подобранными фактами, развивает  умения и навыки коллективной работы.

Планируемые результаты: умение делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль.

Оборудование: газеты учащихся, посвященные временам года, иллюстрации и репродукции картин, посвященных родной природе, презентация по теме урока, фоно записи музыкальных произведений П. Чайковского, Г. Свиридова.

Эпиграф:  Не то, что мните вы, природа-

                 Не слепок, не бездушный лик,

                В ней есть душа, в ней есть свобода,

              В ней есть любовь, в ней есть язык.                   Ф. Тютчев

Тип урока: урок открытия нового знания.

Предварительное задание по группам: создание проектов «Моё любимое время года» и подготовка их защиты; подготовить выразительное чтение стихотворений о природе наизусть.                         Ход урока

1. Организационный (мотивационный)  момент. Подготовка к восприятию темы и определению целей урока. 2. Целеполагание. Слово учителя: (звучит фонограмма песни «Земля в иллюминаторе»)  -Дорогие ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость, это пришелец из далекого космоса. Он прилетел с важным заданием: познакомиться с природой России и составить отчет о своем путешествии.

Инопланетянин: Здравствуйте, ученые несмышленыши, я познакомился с вашими природными зонами, составил отчет об увиденном. Вот мои наблюдения: «Площадь России 170075000 кв. км., много равнин, 40% территории используется под нужды сельского хозяйства, 42 % территории покрыто лесами. Самая большая река в европейской части России – Волга, её длина 3530 километров. Кривая температур России колеблется от -43 до +37 градусов Цельсия».

Учитель: Да, отчет замечательный, но  передает ли он полное впечатление о нашей природе? Смогут ли жители далекой планеты представить всю красоту нашего края по этому отчету?

-Как вы думаете, ребята, какая перед нами стоит цель, что мы должны сегодня сделать на уроке?

3. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов. (Слайд № 6).

- А в каком стиле создан этот отчет? Чего в нем не хватает? Давайте же расскажем пришельцу о природе нашей родины в разные времена года. Родная природа –великий источник поэзии. Наши мастера художественного слова и помогут рассказать инопланетному гостю, за что мы любим свой край и  его скромные пейзажи, которые волнуют и удивляют нас. А, кстати,  что такое пейзаж? (обращение к толковому словарю, работа в парах). Ну что же, дорогие ребята, помогите мне познакомить нашего гостя с природой родного края, показать, какая она в разное время года.

4.Освоение нового. Защита ученического проекта «Зимушка-зима». (Слайд № 7)

Эпиграф: «…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». А. С. Пушкин. Прослушивание отрывка из «Времен года. Февраль» П. Чайковского.

Учитель:

какому времени года посвящен музыкальный отрывок, почему вы так решили?

Первая группа представляет газету, в которой представлены стихи, рисунки, статьи, загадки о зиме.

Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи. Ученик читает наизусть стихотворение «Чародейкою-зимою» Ф. Тютчева. Затем задает одноклассникам вопросы.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Какое красочное определение зимы приковывает внимание?

-Почему зима-чародейка? Подберите синонимы? Почему поэт использует именно это слово? Почему природа пробудила в поэте желание творить?  Как автору удается передать свою любовь к русскому пейзажу? Какой предстает родная природа в этом стихотворении?

- Что хотел сказать автор? В чём заключается необычность языка поэта? Почему лес не спит, а стоит околдован? В чем разница? (таинственная жизнь леса, его внутреннее состояние, природа не мертва, а набирает силы для весеннего возрождения).

Учитель: А вот перед вами произведение живописи. Сравните картину И. И. Шишкина «Зима» и стихотворение Тютчева, что сближает эти произведения искусства?

Инопланетянин: У вас на Земле всегда зима?

Вторая группа представляет свой проект   «Весна-красна».  (Слайд № 8)

Ученица читает стихотворение «Деньки стоят погожие» М. Пляцковского.

Эпиграф: «И  гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам»

                                                                                    Ф. Тютчев

-После зимы наступает весна. Природа оживает. Птичий гам, благоухание первоцветов, лопающиеся изумрудные почки, щедрое солнце.  (Представляют свою газету, исполняют песню «Весна», читают стихи Глинки, А. А. Фета. Задают подготовленные  вопросы одноклассникам).

- Какие запахи, цвета увидели, какие услышали звуки в стихотворении Глинки «Весна»? Как автор относится к родной природе?

Ученик читает наизусть стихотворение А. Фета «Это утро…»

-что объединяет и что отличает эти два стихотворения?

- какие языковые средства помогают поэтам выразить свои чувства?

-какой стихотворный размер используется?

Третья группа представляет проект «Лето красное». (Слайд № 9)

Эпиграф: «Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой».       А. С. Пушкин

Ученица читает стихотворение «Лето»  Сергей Городецкий

-Какому времени года посвящено это стихотворение, почему вы так решили?

Группа девочек исполняет танец «Летний букет». Ученики представляют свой альманах, читают наизусть стихотворение А. Блока «После дождя», задают вопросы одноклассникам:  какую картину вы увидели? как эпитеты смогла передать настроение лирического героя? определить стихотворный размер.

Четвертая группа представляет проект «Осенние краски». (Слайд № 10)

Эпиграф: «Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть…»               Ф. Тютчев

Ученики показывают слайд-шоу  о картинах русских художников, посвященных осени. Останавливаются на картине И. И. Левитана «Осень». История её написания. Затем читают наизусть стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной».   Проводят беседу:

- что изображено на картине И. Левитана, как вы это определили?

- понравилась ли картина, что в ней привлекает, каким настроением проникнута?

- какие краски и почему использует мастер?  что объединяет замысел художника и поэта?

- подберите в стихотворении строки, которыми можно прокомментировать полотно (эпитеты: лиловый, золотой, пестрой…; олицетворение: лес стоит; сравнения: лес, точно терем расписной, березы жёлтою резьбой…; метафора: в лазури голубой, осень – вдова). Какие чувства испытывает лирический герой, почему?

- что можно сказать о человеке, написавшем такое стихотворение?

5. Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Задания для создания ситуации критики и воплощения (индивидуальное выполнение в составе группы).

Работа с учебником-хрестоматией. Слово учителя:

Природа – это не фон, на котором происходит человеческая жизнь, а часть нашей души. Я хочу, чтобы это понял наш далекий гость. Попробуем в этом убедиться. (На фоне записи вальса Свиридова «Метель»)

Эпиграф: … в этих красках светит любовь и радость бытия. (И. Бунин). (Слайд № 11)

-Прочтите стихотворение И. Бунина «Помню-долгий зимний вечер…» (стр. 163), какое настроение передает поэт через картины родной природы? (Зимний пейзаж – тревога, летний несет покой).

- Объясните значение слов «лампада», «грёзы», «внимая», подберите к ним синонимы. (Лампада - небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый перед иконой. Грёзы - светлые мечты, сновидения).

-какие картины предстают перед читателем, на какие части можно разделить стихотворение?

- при помощи каких сочетаний подчеркивается их противопоставление, какой прием использует И. Бунин? (Контраст). (Примерный ответ. Первый абзац посвящен  зиме, плачущей буре,  ключевое слово – позабудь. Второй абзац о бодром, веселом, летнем пейзаже. Ключевое слово -  вспомнить).

-Этот приём называется антитеза.

- А какие ещё языковые средства использует поэт, чтобы передать душевное состояние героя?

Примеры ответов. Олицетворения (буря плачет, вьюга воет, шёпот колосьев).

- Какова их роль? (Мир оживает, ребенок чувствует себя его частью. Понимание природы прогоняет страх)

Эпитеты (долгий вечер, бодрый, веселый, тихий шёпот – природа сливается с мечтами).  Метафора (льется свет лампады, золотые волны ржи).

- А что такое рожь? Почему автор сравнивает поля с морем?

- Как через природу передается душевное состояние мальчика? (Шум берез, шёпот колосьев успокаивают ребенка)

6.Диагностика (самодиагностика), рефлексия.

- Так в чём же очарование русского пейзажа? Как поэты, музыканты, художники  выражают свои чувства к родной природе?

-Как научиться видеть и слышать мир, развивать в себе чувство прекрасного?

- Как же вы поняли основной эпиграф к нашему уроку?

- Что понравилось, запомнилось сегодня?

-Удалось ли нам рассказать жителям вселенной о красоте нашей природы, её чудесах и великолепии? (Примерный ответ учащихся: Родная природа – неисчерпаемый источник радости, вдохновения, творчества. Она чарует и лечит душу и тело.  Природные сезоны тесно связаны с пробуждением, расцветом жизненных сил, настроением радости или светлой грусти. А умение любить родную природу приведет к искренней любви своей родины).

- Давайте создадим свои открытки, посвященные пейзажам, чтобы наш гость мог взять их в свое далекое путешествие. Пусть эти островки тепла и расскажут жителям Вселенной, что такое природа Земли. А создадим мы свои послания в виде синквейнов «Родная природа». (Слайд № 12)

Ответное слово инопланетянина: Дорогие земляне, я понял, что мой отчет не передает всю красоту вашей земной природы. Она великолепна. И я хочу прочитать для вас стихотворение.

7. Проектирование дифференцированного домашнего задания. (Слайд № 13)

Домашнее задание. (По выбору учеников)

Написание сочинения «Мой любимый уголок природы».

Создание альманаха с иллюстрациями «Пейзажная лирика русских поэтов».
Создание плаката «Защитим природу»

Выучить понравившееся стихотворение о природе наизусть.

Образцы синквейнов

           Природа

Чудесная, родная

Вдохновляет, радует, лечит

Любить природу-любить Родину

             Счастье

             Зима

Студеная, морозная

Освежает, проверяет, развлекает

Одела в белый наряд землю

       Новый год

Ямб (ударение на четных слогах, хорей - на нечетных)



Предварительный просмотр:

«И  гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам».        

                                           

 И. Глинка   «ВЕСНА»

Запахи              -------------------------------------------------------------------------

Звуки                _________________________________________________

Цвет                 _________________________________________________

А. Фет   «Это утро»

Эпитеты______________________________________________________

Сравнения____________________________________________________

Олицетворения ________________________________________________

Метафора_____________________________________________________

«…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

И. Тютчев «Чародейкою-зимою»

Чародейка – это_____________________________________________________

Природа в стихотворении____________________________________________

__________________________________________________________________

И. Шишкин и Ф. Тютчев о зиме

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой».      

Эпитеты в ст. А. Блока  «После дождя»

_______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть…»               

Опишите картину И. Левитана строками из ст. И. Бунина

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Антитеза – это ___________________________________________________

Синквейн

Послание в космос



Предварительный просмотр:

«И  гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам».        

                                           

 И. Глинка   «ВЕСНА»

Запахи              -------------------------------------------------------------------------

Звуки                _________________________________________________

Цвет                 _________________________________________________

А. Фет   «Это утро»

Эпитеты______________________________________________________

Сравнения____________________________________________________

Олицетворения ________________________________________________

Метафора_____________________________________________________

«…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

И. Тютчев «Чародейкою-зимою»

Чародейка – это_____________________________________________________

Природа в стихотворении____________________________________________

__________________________________________________________________

И. Шишкин и Ф. Тютчев о зиме

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой».      

Эпитеты в ст. А. Блока  «После дождя»

_______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть…»               

Опишите картину И. Левитана строками из ст. И. Бунина

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Антитеза – это ___________________________________________________

Синквейн

Послание в космос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....