Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина, 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Ткаченко Светлана Павловна

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса к учебнику Г.С.Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_lit.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

русского языка и литературы

__________(Т.А.Потеряхина)

Протокол № 6 от

«14»июня 2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 МБОУ «Гимназия№2»                                      г.Белгорода

___________       (Л.И.Бочарова)

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

п\с № 1   от30.08.2017

Директор МБОУ«Гимназия№2»                                     г.Белгорода

__________           Э.Г.Работягова

Приказ № 634 от

«01»сентября 2017 г

Календарно-тематическое планирование

по   литературе

на 2017-2018 учебный год

7 «А» класс

                                                                                               Составитель:

                                                                                               Ткаченко С.П.

г. Белгород

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование  по предмету литература для 7 «А» класса разработана в  соответствии с основной  образовательной программой основного общего образования МБОУ «Гимназия №2», ФГОС ООО, утвержденным  приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1644, на основе авторской  программы Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях / автор-составитель Г.С.Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово – РС»,  2008 и представляет собой календарно-тематическое планирование по предмету литература на 2017 – 2018 учебный год,  материально-техническое  обеспечение программы  на период освоения  учебной программы  в 7 «А» классе, контрольно-измерительные материалы на 2017 – 2018 учебный год.

Календарным учебным графиком  гимназии для освоения образовательной программы  предусмотрено 34 учебные недели. Для изучения предмета  в 7 «А»  классе авторской программой  отведено  68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Календарно–тематическим  планированием  на освоение учебной программы  рассчитано  66 часов. Количество часов сокращено ввиду  того, что 7 учебных дней учебного года  приходится на праздничные дни рабочего календаря.

В целях освоения учебной программы  календарно-тематическим планированием по литературе предусмотрено сокращение часов на повторение,  уплотнение учебного материала, проведение уроков в нетрадиционной форме, интегрированных уроков, экскурсий.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Сроки прохождения

Планируемые

Фактические

Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика и драма)

04.09

Былины. «Святогор и Микула Селянинович»

07.09

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

11.09

Русские народные песни

14.09

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»)

18.09

Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

21.09

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.

25.09

Из оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

28.09

М.В. Ломоносов «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».  

02.10

Краткие сведения о Г.Р.Державине. Стихотворение "Властителям и судиям".

05.10

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия "Недоросль". Своеобразие драматического произведения.

09.10

Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". Основной конфликт комедии, ее проблематика.

12.10

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.

16.10

А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы. «Туча»

19.10

«Песнь о вещем Олеге»

23.10

Поэма «Полтава»

26.10

М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов-художник. Стихотворение «Родина»

09.11

«Песня про… купца Калашникова». Иван Грозный в изображении М.Ю.Лермонтова.

13.11

Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

16.11

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

20.11

Р/р Классное сочинение на тему «Материнство»

23.11

Акакий Акакиевич и «Значительное лицо». Фантастика в повести.

27.11

Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

30.11

Краткие сведения об И.С.Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». Духовный облик рассказов

04.12

«Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев.

07.12

«Певцы». Тема искусства в рассказе.

11.12

 «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

14.12

 Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

18.12

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

21.12

 Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

25.12

М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».

11.01

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

15.01

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

18.01

 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

22.01

Краткие сведения о Н.С.Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

25.01

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

29.01

Краткие сведения об А.А.Фете. Стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер».

01.02

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон».

05.02

А.П.Чехов «Смерть чиновника».

08.02

М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты». Повесть «Детство» (выборочные главы). Творческий проект «М. Горький в фотографиях».

12.02

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость).  

15.02

И.А.Бунин. Краткие сведения о жизни и творчестве. Человек и природа в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».

19.02

Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость.

22.02

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

Р.Р. Дискуссия «Что есть доброта?»

26.02

А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести.

01.03

В.В.Маяковский. Краткие сведения о В.В. Маяковском. Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского.

05.03

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» и др.

12.03

Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина.

15.03

И.С.Шмелёв. Жизнь и творчество писателя.  Национальный характер, изображенный в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето Господне».

19.03

Родина, человек и природа в творчестве М.М.Пришвина и К.Г. Паустовского. РассказММ. Пришвина «Москва-река», повестьК.Г. Паустовского«Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору).

22.03

Внеклассное чтение. А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

02.04

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Р.Р. Классное сочинение-эссе «Труд души».

05.04

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».  Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»).

09.04

Б.Л. Васильев.  «Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…».

Р.Р. Дискуссия «Оправдывает ли благородная цель любые средства?»

12.04

В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина.

16.04

Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История» и др.

19.04

У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…» (№130), «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»

23.04

Мацуо Басё. Образ поэта. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. Хокку (хайку) как  жанр. Р.Р. Сочинение хокку.

26.04

Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно» Основные мотивы стихотворений.

03.05

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть-сказка «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.

07.05

Нравственная проблематика сказки «Маленький принц».

Р.Р. Письменный ответ на вопрос: «Что заставило писателя рассказать о Маленьком принце»

10.05

Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа.

14.05

Я. Купала.Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»

17.05

Внеклассное чтение. Итоговое тестирование

21.05

Литературная викторина.  Рекомендации книг для летнего чтения.

24.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев. – М.: Русское слово, 2010
  2. Учебник: Литература 7 класс П/р Г.С.Меркина , С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. - М.: Русское слово, 2009
  3. Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Аганезов В.В. Русская поэзия 20 века - М.: Дрофа, 2008
  2. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
  3. Калюжная Л.С. Русская проза 20 века – М.: Дрофа, 2005
  4. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение,2006.
  5. Манн Ю.В. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
  6. Миронова Н.А.Литература в таблицах М.: 2005

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Письменные контрольные работы

  1. Р/р  Классное сочинение-рассуждение  на тему «Слава науке»
  2. Р/р Классное сочинение на тему «Материнство»
  3. Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
  4. Р/р Домашнее сочинение-рассказ от лица очевидца обороны Севастополя (по рассказу «Севастополь в декабре месяце»).
  5. Р/р Классное сочинение-эссе «Труд души» (по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»)

Итоговое тестирование

Часть А

  1. Определите жанр «Песни о купце Калашникове».

а) былина

б) песня

в) поэма

г) баллада

  1. Как звали Юшку в рассказе А. Платонова.

а) Ефим Иванович

б) Иван Дмитриевич

в) Дмитрий Ефимович

г) Ефим Дмитриевич

  1. Найдите «лишнее»

а) «Русский язык»

б) «Близнецы»

в) «Два богача»

г) «снега потемнеют синие»

  1. К эпическим произведениям относятся:

а) драма

б) стихотворение

в) повесть

г) элегия

  1. Какой художественный приём использован в данном примере:

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

а) гипербола

б) антитеза

в) олицетворение

г) сравнение

  1. Найти несоответствие (автор, название произведения, герой)

а) Чехов «Хамелеон» Очумелов

б) Гоголь «Тарас Бульба» Остап

в) Пушкин «Станционный смотритель» Дуня

г) Лермонтов «Бирюк» Кирибеевич

  1. Определение какого литературного понятия дано ниже:

Главная мысль литературного произведения

а) композиция

б) идея

в) сюжет

г) эпизод

  1. Назовите произведение, события в котором происходят на Подьяческой улице в Петербурге.

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

б) «Хамелеон»

в) «Тихое утро»

г) «Детство»

  1. По описанию интерьера узнайте произведение

Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

а) «Тарас Бульба»

б) «Детство»

в) «Станционный смотритель»

г) «Бирюк»

  1.  Определить стихотворный размер

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки…

а) дактиль

б) анапест

в) ямб

г) хорей

Часть В

1. О каком писателе идёт речь? (Указать фамилию, имя, отчество)

Все его знают как писателя, но он окончил медицинский факультет Московского университета и всегда занимался врачебной практикой, чаще всего бесплатной, совершил поездку на о. Сахалин, активно участвовал в помощи голодающему населению. Он стремился сделать и себя и мир вокруг лучше, добрее. «В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - писал… В литературе он был многогранно одарён. В начале творческого пути он писал короткие юмористические рассказы. Настраивая на весёлый лад читателей он подписывался под ними «брат моего брата», «Человек без селезёнки».

2. Узнайте героя литературного произведения. (Назвать автора, произведение, имя героя)

Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его насквозь, ведь имеет же он конец, - всё на свете имеет конец! Идёмте!

3. Узнайте произведение по его началу. (Назовите автора и произведение)

Давно, в старинное время жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы.

4. Герои какого произведения нашли на острове газету «Московские ведомости» и читали её? (Назовите автора и название произведения)

5. Назовите автора и произведение, диалог из которого приведён ниже.

- А я вот в субботу Сашку за напёрсток пороть буду.

- Как это пороть? – спросил я. Все засмеялись, а дед сказал: - Погоди, увидишь…

2 ВАРИАНТ

Часть А

  1. Определите жанр произведения «Данко».

а) сказка

б) легенда

в) рассказ

г) повесть

  1. Как звали Цыганка в повести М. Горького «Детство».

а) Алексей

б) Саша

в) Иван

г) Григорий

  1. Найдите «лишнее».

а) «Барышня – крестьянка»

б) «Метель»

в) «Дубровский»

г) «Станционный смотритель»

  1. К драматическим произведениям относится:

а) рассказ

б) комедия

в) былина

г) стихотворение

  1. Какой художественный приём использован в данном примере:

Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом.

а) гипербола

б) метафора

в) эпитет

г) сравнение

  1. Найти несоответствие (автор, название произведения, герой)

а) Горький «Детство» Хорошее Дело

б) Платонов «Юшка» Бирюк

в) Носов «Кукла» Акимыч

г) Андреев «Кусака» Леля

  1. Определение какого литературного понятия дано ниже:

Отрывок (фрагмент), в котором говориться о законченном событии, происшествии

а) тема

б) эпизод

в) композиция

г) идея

  1. Назовите произведение, события в котором происходят в Запорожской Сечи.

а) «Данко»

б) «Тарас Бульба»

в) «Песнь о вещем Олеге»

г) «Детство»

  1. По описанию интерьера узнайте произведение

Светлица была убрана во вкусе того времени… На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, были и фляжки зелёного и синего стекла.

а) «Бирюк»

б) «Станционный смотритель»

в) «Тарас Бульба»

г) «Тихое утро»

  1. Определить стихотворный размер:

Топи да болота

Синий плат небес

Хвойной позолотой

Взвенивает лес

а) ямб

б) дактиль

в) хорей

г) анапест

Часть В

1.О каком писателе идёт речь? (Указать фамилию, имя, отчество)

В своём имении  Ясная Поляна под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней. Он пишет новую «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». Это один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более 90 томов.

2. Узнайте героя литературного произведения. (Назвать автора, произведение, имя героя)

Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы…одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и блузе, чёрных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах было видно его белое тело, и босой…

3. Узнайте произведение по его началу. (Назовите автора и произведение)

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же годные как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому.

4. Узнайте произведение по эпиграфу. (Назовите автора и произведение)

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

5. Назовите автора и произведение, диалог из которого приведён ниже.

- Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все большие легавые…

- Ты это верно знаешь?

- Верно ваше благородие.

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературы по учебнику Г.С. Меркина в 5 классе

Планирование разработано в соответствии с действующими программами, введен краеведческий компонент, произведена интеграция с учебным курсом "Вокруг тебя мир!"...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г

Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина (5 класс) составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин). В...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

КТП составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин), соответствует ФГОС....