Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Троцюк Ольга Леонидовна

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx65.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суховская средняя общеобразовательная школа

Пролетарского района  Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Учитель первой квалификационной категории

Троцюк Ольга Леонидовна

9 «Б» класс (базовый уровень)

2016 год

РАЗДЕЛ 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г.  №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643);

- Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе»;

- Учебный план школы на 2016-2017 учебный год;

- Положение о Рабочей программе;

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования

-Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / Т.Ф. Курдюмова,

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8  классах по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой, адресована 9 классу МБОУ Суховской СОШ

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической  литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Задачи обучения:

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

-устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, за счёт уплотнения тем, всего за год 101 час

Формы работы

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Активные формы обучения: семинар, экскурсия, игровые формы обучения, метод проблемного обучения.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений.

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Используемые методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:
  • - различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: в авторскую программу изменения не внесены.

Срок реализации программы 1 год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела:

-пояснительная записка,

-планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,

-содержание учебного предмета,

-календарно-тематическое планирование.

РАЗДЕЛ 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение литературы в 9 классе  призвано обеспечить:

-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

-воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

-Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

-Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

-Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

РАЗДЕЛ 3

Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во часов

Введение.

Шедевры  литературы  и наше чтение

2

Из древнерусской литературы.

4

Из литературы XVIII века.

15

Из литературы XIX века.

53

Из литературы XX века.

25

Систематизация и контроль

2

ИТОГО

101

Шедевры  литературы  и наше чтение.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Т е о р и я.  Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о  о  п о л к у  И г о р е в е».  Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я.  Стихотворный перевод.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М. В. Ломоносов.  «О д а  н а  д е н ь  в о с ш е с т в и я  н а  В с е р о с с и й с к и й  п р е с т о л  е я  В е л и ч е с т в а  г о с у д а р ы н и  и м п е р а т р и ц ы  Е л и с а в е т ы  П е т р о в н ы.  1747 г о д а». Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я.  Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин.  «В л а с т и т е л я м  и с у д и я м»,  «П а м я т н и к».  Державин — крупнейший поэт XVIII в. « «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я.  Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин.  «Н е д о р о с л ь».  Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Т е о р и я.  Классицизм в драматическом произведении.

Н. М. Карамзин.  «Б е д н а я  Л и з а».  Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я.  Сентиментализм.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. А. С. Пушкин. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я.  Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

А. С. Грибоедов.  «Г о р е  о т  у м а».  Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров.  «М и л ь о н  т е р з а н и й»  и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я.  Внесценические персонажи пьесы.

В.А.Жуковский «С в е т л а н а».

А. С. Пушкин.  «К  Ч а а д а е в у»,  «К  м о р ю»,  «П р о р о к»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е,  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Х р а н и  м е н я,  м о й  т а л и с м а н...»,  «С о ж ж е н н о е  п и с ь м о»,  «Е с л и  ж и з н ь  т е б я  о б м а н е т...»,  «Э л е г и я»,  «П о э т»,  «О с е н ь»  (отрывок),  «Я  п а м я т н и к  с е б е  в о з д в и г  н е р у к о т в о р н ы й...»  и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

«Е в г е н и й  О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я.  Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов.  «А н г е л»,  «У ж а с н а я  с у д ь б а  о т ц а  и  с ы н а...»,  «П о э т»  («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»),  «М о н о л о г»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»),  «Д у м а»,  «Н е т,  н е  т е б я  т а к  п ы л к о  я  л ю б л ю...»,  «П л е н н ы й  р ы ц а р ь»,  «Н и щ и й»  и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й  н а ш е г о  в р е м е н и».  Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я.  Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

Н. В. Гоголь.  «М е р т в ы е  д у ш и»  (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

Т е о р и я.  Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

Ф. И. Тютчев.  «К а к  с л а д к о  д р е м л е т  с а д  т е м н о - з е л е н ы й...»,  «Д е н ь  и  н о ч ь»,  «Э т и  б е д н ы е  с е л е н ь я...»,  «Е щ е  т о м л ю с ь  т о с к о й...»,  «С  п о л я н ы  к о р ш у н  п о д н я л с я...»,  «О н а  с и д е л а  н а  п о л у...».  Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

Т е о р и я.  Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов.  «В ч е р а ш н и й  д е н ь,  ч а с у  в  ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я.  Трехсложные стихотворные размеры.

И. С. Тургенев.  «П е р в а я  л ю б о в ь»  (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я.  Стиль писателя.

Л. Н. Толстой.  «Ю н о с т ь».  Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я.  Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов.  «Ч е л о в е к  в  ф у т л я р е».  Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я.  Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Слово», «Русская сказка», «Изгнание. «Ж и з н ь  А р с е н ь е в а»  (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я.  Стилистическое мастерство.

М. Горький.  «М о и  у н и в е р с и т е т ы».  Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я.  Публицистика.

А. А. Блок.  «Р о с с и я»,  «Д е в у ш к а  п е л а  в  ц е р к о в н о м  х о р е...»  и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин.  «О т г о в о р и л а  р о щ а  з о л о т а я...»,  «Я  п о к и н у л  р о д и м ы й  д о м»  и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский.  «П о с л у ш а й т е!»,  «П р о з а с е д а в ш и е с я»  и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я.  Тонический стих.

А. А. Ахматова.  «П е с н я  п о с л е д н е й  в с т р е ч и»,  «С е р о г л а з ы й  к о р о л ь»  и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я.  Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

М. А. Булгаков.  « «С о б а ч ь е  с е р д ц е»  Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе.

Т е о р и я.  Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М. А. Шолохов.  «С у д ь б а  ч е л о в е к а».  Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский.  «В а с и л и й  Т е р к и н»  (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я.  Создание народного характера.

А. И. Солженицын.  «Как жаль».

В. Шукшин.  «В а н ь к а  Т е п л я ш и н». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я.  Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

В. П. Астафьев.  «Ц а р ь - р ы б а»  (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин.  «Д е н ь г и  д л я  М а р и и»  Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов.  «С т а р ш и й  с ы н».  Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

Стихотворения и поэмы В.В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А.Вознесенского

Итоги

После изучения большого произведения проводятся уроки развития речи (сочинения)

Р/р. Cочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»  -1 четверть

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»-1 четверть

Р/р Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»-2 четверть

Р/р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»-3 четверть

Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»-3 четверть


РАЗДЕЛ 4

Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по литературе на 9 «Б» класс

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

Плановые

Скорректированные

1

03.09

Литература и время. Шедевры родной литературы.

1

2

06.09

«Божественная комедия» Данте. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.

1

Древнерусская литература

3

07.09

Люди Древней Руси. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней  Руси.

1

4

10.09

«Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси.

1

5

13.09

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

1

6

14.09

«Слово о полку Игореве» в русском искусстве.

1

Литература XVIII века

7

17.09

Русский классицизм

1

8

20.09

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол…»

1

9-10

21.09,

24.09

Краткая характеристика творчества Г.Р.Державина-поэта и гражданина.

2

11

27.09

«Сатира смелый властелин» Д.И.Фонвизин.

1

12-13

28.09,

01.10

Комедия «Недоросль».

2

14

04.10

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

15-17

05.10,

08.10,

11.10

Р/р. Cочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

3

18

12.10

Литературное направление – сентиментализм.

1

19

15.10

Карамзин Н.М. -  историк. «История государства Российского» - главный труд писателя

1

20

18.10

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

21

19.10

Карамзин Н.М «Бедная Лиза»

1

Литература XIX века

22

22.10

Золотой век русской поэзии

1

23

25.10

А.С. Грибоедов. Личность и судьба.

1

24

26.10

Комедия «Горе от ума». «К вам Александр Андреич Чацкий».

1

25

08.11

Нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества в комедии «Горе от ума»

1

26

09.11

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

1

27

12.11

Язык комедии «Горе от ума»

1

28-30

15.11,

16.11,

19.11

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

3

31

22.11

Романтизм в русской литературе.

1

32-33

23.11,

26.11

В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Баллада «Светлана».

2

34

29.11

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина

1

35

30.11

Лирика А.С. Пушкина

1

36

03.12

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

1

37

06.12

А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

1

38

07.12

Онегин и Ленский.

1

39

10.12

Татьяна – нравственный идеал Пушкина в романе «Евгений Онегин»

1

40

13.12

Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов

1

41

14.12

Автор в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

42

17.12

Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

43-45

20.12,

21.12,

24.11

Р/р Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

3

46

10.01

Понятие о реализме.

1

47

11.01

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

1

48

14.01

Тема поэта и поэзии в лирике

1

49

17.01

Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1

50

18.01

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

1

51

21.01

М.Ю. Лермонтов. Роман «герой нашего времени».

1

52

24.01

Русские офицеры и горцы в романе «Герой нашего времени»

1

53

25.01

Портрет поколения в новелле «Тамань».

1

54

28.01

Художественные особенности романа «Герой нашего времени»

1

55-57

31.01,

01.02,

04.02

Р/р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

3

58

07.02

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

1

59

08.02

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков в романе.

1

60

11.02

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

61

14.02

Образ Чичикова.

1

62

15.02

Художественные особенности поэмы.

1

63

18.02

Лирическое начало в поэме.

1

64-66

21.02,

22.02,

25.02

Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

3

67

28.02

Лирика Ф.И. Тютчева.

1

68

01.03

Поэзия Н.А. Некрасова

1

69

04.03

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества.

1

70

07.03

Любимая повесть Тургенева «Первая любовь». Нравственная проблематика повести.

1

71

11.03

Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя.

1

72

14.03

Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого. Повесть «Юность».

1

73

15.03

Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести.

1

74

18.03

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре».

1

Литература XX века

75

21.03

О русской литературе 20 века. И.А.Бунин - поэт и прозаик 20 века.

1

76

22.03

Автобиографическая повесть Бунина «Жизнь Арсеньева».

1

77

25.03

М. Горький.

Автобиографическая повесть А.М. Горького «Мои университеты»

1

78

04.04

Судьба героя повести М.Горького «Мои университеты» Алеши Пешкова.

1

79

05.04

Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок.

1

80

08.04

Тема России в творчестве А.А. Блока.

1

81

11.04

Лирика А.А. Ахматовой

1

82

12.04

С.А.Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в поэзии Есенина.

1

83

15.04

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1

84

18.04

Слово о В.В.Маяковском. Поэзия В.В. Маяковского

1

85-86

19.04,

22.04

Лирика поэтов Серебряного века.М.А.Булгаков. Творческий путь писателя. Комедия по поэме Гоголя «Мертвые души».

2

87-89

25.04,

26.04,

29.04

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова в рассказе.

3

90

02.05

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме.

1

91

03.05

А.И. Солженицын. Рассказ «Как жаль». Тема праведничества в рассказе.

1

Русская литература 60-90-х годов XX века

92

06.05

В.М.Шукшин.  «Ванька Тепляшин».

1

93

10.05

Человек и природа в повествовании рассказов В.П.Астафьева «Царь-рыба».

1

94

13.05

В.Г.Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии» и ее нравственные проблемы.

1

95

16.05

Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.Вампилова «Старший сын».

1

96-99

17.05,

20.05,

23.05,

24.05

Лирика последних десятилетий 20 века

4

100

27.05

Подведение итогов

1

101

30.05

Итоговая творческая работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...

рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина  составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...