Главные вкладки

    Конспект урока по теме: « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Бегларян Рипсимэ Рафаеловна

    Раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

    особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные черты характера,

    особенности портрета для анализа образа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt21.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 34 города Ставрополя

    Конспект урока по теме:

    « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка

    (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)

     Класс: 9

    Учитель:Бегларян Рипсимэ Рафаеловна,учитель высшей категории МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя

    2015г.

                                                                                                         

    Цель: раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

    особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные  черты характера,

    особенности портрета для анализа образа.

    Оборудование:

    1.Портрет Н.В. Гоголя

    2.Слова А.И.Герцена из статьи « О развитии революционных идей в  России» (плакат))                                                                                                                                                                            

    3.Фрагмент из фильма « Мертвые души»,1984 г.  Диалог Коробочки и Чичикова.

    4.Презентация с освещением основных этапов урока

    5.Презентация к уроку.Рисунки П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»

    6.Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.

    Ход урока:

    1.Орг.момент.

    2.Новая тема.

    1.Вступительное слово учителя.Презентация.

    Учитель:Эпиграф к уроку слова А.И. Герцена: «… Рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающих жизнь и кровь народа…»

    Так о чем или о ком мы будем говорить на уроке?( Ответы детей)  

    Учитель:Чтобы понять смысл  слов А.И. Герцена до конца, обратимся к образам помещиков – Манилову и Коробочке.

           Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в имении Манилова.

           Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке (чтение карточки).

           Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр – приглашает вас на  « сладкую болтовню» в « Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

    2. «Приятная встреча»( Работа в парах)

    Приятная встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

    1). Описание усадьбы Маниловка.

    2). Авторская характеристика Манилова.

    3). Манилов и его отношение к другим помещикам.

    3. Лексическая находка.

    Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

    Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; « сладкая болтовня.» Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; Человек бесформенный, неопределенный.

    4. Итоги по образу Манилова. ( на экран высвечиваются вопросы)

    - Что же главное в Манилове?

    (бездуховность, убожество, отсутствие живых мыслей, стремление и интересов – вот черты, свойственные Манилову.

    Н.В. Гоголь говорил: « Есть род людей, известных под именем : люди так себе, ни то, ни сё», ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Это о Манилове.)

    - Что такое «маниловщина»?

    ( это слово стало в нашем быту характеристикой сладких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами.)

     5. Литературная разминка. ( проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке). Читается визитная карточка Коробочки.

    Коробочка Настасья Петровна  - коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

     Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков – «расточителей» и помещиков – «накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «Мертвым душам».

    6. Трудный диалог (просмотр фрагмента  из фильма « Мертвые души»,1984 г. Диалога Чичикова и Коробочки, гл. III, стр. 68-70)

    7. Экскурсия в картинную галерею ( презентацию показывает и рассказывает ученик)

          Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы  « Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

          Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

          Боклевский – известный иллюстратор « Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

          Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: « Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

    (Демонстрирует портрет Манилова.)

    Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением  лица, упрямо-неподвижным взглядом.

    А вот еще один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.

    Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. (обращает внимание на портрет художника).

    Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!».

    1. Вывод

    Учитель:

       Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, « рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключица – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», « вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время.»

        Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

    8.Знакомство с содержанием 2-ой и 3-ей глав.( Чтение в группах )

    9.Аукцион в Маниловке и в деревне у Коробочки( Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.»

    Ученик:

     Предлагаю несколько лотов. Стоимость каждого 2 балла. Кто из

    « покупателей» наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

    - Что было написано на беседке у пруда?

    («Храм уединенного размышления».)

    - Как звали жену Манилова? (Лизонька.)

    - Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.)

     - Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)

    - Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? Саблю и барабан.)

    - Как звали Коробочку(Настасья Петровна.)

    - Комната Коробочки была «обвешана старинными полосатыми обоями» и картинами с изображением чего?

    (Картины с какими – то птицами, портрет Кутузова и какого – то старика с                                     красными обшлагами на мундире.)        

    - Какую услугу предложила оказать Чичикову Коробочка перед сном?

    (Почесать пятки, без этого покойный муж не мог заснуть.)

    - Коробочка – « Коллежская секретарша». Каков ее «статус»?

    ( Жена или вдова коллежского секретаря, гражданского чина десятого класса.)

    - Сколько душ в деревеньке Коробочки?(Без малого восемьдесят)

    - По какой цене Настасья Петровна продала протопопу « двух девок, которые… сами салфетки ткут»?( По сто рублей за « славных работниц»)

    - Что предлагал Чичиков за мертвых душ?(«Избавить от хлопот и платежа подати за мертвых как за живых», да

    « сверх того пятнадцать рублей.»)

    1. ДЗ. Читать гл. IV, V .

    Аспектный анализ урока  « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)

    Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

    Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

    Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ

    Форма проведения: урок- экскурсия

    Класс:

    Межпредметные связи: изобразительное искусство

    Цели урока:

    раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать

    особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные  черты характера,

    особенности портрета для анализа образа:

    развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями.

    Введение в анализ урока

    Урок дан в соответствии с тематическим планированием

    Использование компьютерной презентации и отрывка из фильма оправданно

    Роль компьютера на уроке

    Работает для учителя и учащихся. Знакомство с рисунками П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»дает учащимся более полное зрительное представление о героях поэмы;

    обсуждаемые задания презентации « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки» выносятся на компьютер, что дает возможность учащимся представить зрительно место или героев произведения,о которых идет речь в том или ином вопросе. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации

    Учителю компьютер — подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися

    Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

    Программа наблюдения:

    1. Организационный момент.

    + использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

    2. Введение в тему

    + с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

    3.Работа в парах

    +способствует более глубокому пониманию текста

    +активизирует внимание

    + наличие работы в парах

    Работа с иллюстрациями

    + расширение и углубление знаний о героях поэмы +реализация межпредметных связей

    4.Чтение и маркировка текста

    +развитие оперативной памяти

    + умение работать в группе

    +развитие зрительной памяти

    5.Работа с тестом

    +умение выбрать правильный ответ

    +закрепление полученных ранее знаний

    6.Дом. задание

    +быстрота выполнения задания

    + глубина знаний и умений

    Рефлексия урока: отзыв об уроке

    Доволен ли ты как прошёл урок?

    Да — 100 % учащихся

    -было ли тебе интересно?

    Да — 95%

    -сумел ли ты закрепить свои знания?

    Да — 100%

    - сумел ли ты показать свои знания?

    Да — 90%

    Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

    Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

    Конспект урока по литературе 9 кл "Встреча с прошлым"(по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

    Урок проводился в 9 классе при изучении темы"Творчество Н.В.Гоголя"...

    «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

    Первый урок из системы уроков в 9 классе по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"....

    Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

    Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

    конспект урока литературы в 9 классе «Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души"

    В процессе урока  учащиеся заняты поиском ответа на вопросы - проблемы: " Почему првым помещиком, с кем встречается Чичиков, Манилов"? является ли Манилов "мертвой душой?"...