Литературная гостиная: Уроки нравственности
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Материал содержит конспект внеклассного занятия по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Елена Викторовна

Литературная гостиная

«Уроки нравственности»


Цель: Создание условий для формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств личности через приобщение к художественной литературе и театрализованную деятельность.

Задачи:

Формирование положительно - личностных качеств обучающихся за счет усвоения эталонов поведения литературных персонажей.

Создание условий для развития, становления, творческого самовыражения внутреннего мира ребенка.

Формирование чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.

Оборудование: сцена оформлена в виде гостиной,выставка книг.

Ход мероприятия:

1.Вступление.

Ведущий:

Добрый день всем, кто посетил нашу литературную гостиную.

Сегодня вас ждёт удивительное путешествие в мир литературного творчества различных  авторов. 

Писатели и поэты во все времена напряженно ищут ответы на самые жгучие вопросы нашей жизни:что есть добро и правда, почему так много зла и жестокости, в чем высший долг человека. Путешествуя по страницам их нравственного мира, мы с вами становимся лучше и мудрее.

- Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. А литература  нас воспитывает, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем. 

Эпиграфом к нашей встрече пусть будут слова:

 - Поговорим?

 - О чем?

 - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего – то знаешь ты, а что - то мне известно.

 - Поговорим?

 - Поговорим. Вдруг будет интересно.

2.Основная часть.

Ведущий: Так вот, ребята, в литературе есть один жанр, который называется притча.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками. Её смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поучения как некая премудрость. Кто из вас знаком с этим жанром?

Маша

Притча о жизни
Полная банка...
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья... 

Ведущий: -

- Ребята, чему научила вас эта притча?

-Всему свое время! Важно делать сначала то, что необходимо выполнить в первую очередь, а потом — все остальное. Не нужно спешить и работать как попало. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального.

-Вот такие произведения, как притчи, помогают людям глубже понимать жизнь во всем ее многообразии, становиться лучше, добрее и умнее.

Соня Голованова

притча «Веник»)

 У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

  • Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
  • Какой же урок преподала нам эта притча? Что вы поняли, ребята, прослушав ее?

Ведущий: Только талантливый читатель и слушатель способен раскрыть такое непрямое поучение: будьте дружными, не ссорьтесь, понимайте друг друга , в единстве – сила, где единение, там и победа.

-Ребята, у меня есть для вас письмо от одной замечательной писательницы Валентины Осеевой. Послушайте его, пожалуйста.

Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

- Сейчас ребята из 8 класса познакомят нас с вами с рассказами В. Осеевой.

Валентина Осеева «Лекарство»
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

  • Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
  • Что же делать, как сделать так, чтобы ваши мамы не болели так же, как мама из рассказа В. Осеевой?
  • Следующий рассказ В. Осеевой вам проиллюстрируют тоже 8-ки.

Валентина Осеева «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Ведущий:

  • Объясните, почему дедушка увидел только одного сына, ведь перед нами выступили 3 мальчика?
  • Какие же нравственные уроки мы получили из рассказов В. Осеевой?

- Все герои взяты из жизни. Автор показывает детям их самих в отношениях с родителями, позволяет увидеть себя со стороны. Смысл этих рассказов как нельзя точно выражен в русских пословицах:

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

- А сейчас послушайте рассказ В. Сухомлинского «Оксаны в хате уже не было» (читает учитель).

Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола – деньги, рублей двадцать.

К Марине пришла ее соседка Оксана – тоже молодая женщина. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе.

Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала:

- Сейчас пойду в погреб, найду нож.

Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.

Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку.

Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза. Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги.

Вопросы:

- Почему Оксана не дождалась возвращения соседки?

- Поняла ли Марина, какую обиду нанесла она Оксане своим недоверием к ней?

- Сталкивались ли вы в жизни со случаями недоверия к вам?

- Всегда ли вы доверяете своим друзьям?

А какие жизненные уроки получил герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны. Время было трудное, герой рассказа - сирота, жил с бабушкой.

  • Кто знаком с этим рассказом? Расскажите, что же произошло с мальчиком?


Чем закончился рассказ?(Съели с аппетитом все без остатка.  Но сразу бабушке не признался, надеялся, что пронесет. Бабушка Катерина увезла землянику на рынок. Только там и открылось Витино мошенничество.)На следующее утро внук все оттягивал разговор с признанием бабушке в своих грехах, все притворялся спящим, пока дед не подтолкнул Витю сделать первый шаг к искуплению. 
«И срамила же меня бабушка! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать,... я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету...» 
Мудрая бабушка простила внука, естественно пристыдив его по полной программе, но самое главное - она все же подарила мальчику обещанный пряник. Когда Витя открыл глаза, он не поверил - «по скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой». 

  • Ребята, чему учит нас этот рассказ? Почему герою было очень стыдно получить заветный пряник, он ведь так о нем мечтал?

Ведущий: Секрет рассказа не только в том, что правду как ни прячь, она всё равно наружу выйдет, но и в том, что если есть совесть, есть и стыд и любую ошибку можно исправить.

- Всем нам хочется, чтобы окружающие думали и говорили о нас хорошо. Хочется? Но не всегда в глаза и за глаза люди говорят одно и то же.  Сейчас мы с вами увидим сценку по басне «Две гусыни». А написала ее  Олеся Емельянова., автор сказок, басен, песен и пьес для детей.

Олеся Емельянова

Две гусыни

Инсценировка басни

Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 2 до 5.

Действующие лица:

Первая Гусыня   Маша Рубан
Вторая Гусыня  
 Лена Дворяжкина
Свинья  
Егор  Раймов
Кошка  
Седова Лена
Ворона
    Максим Макукин

На первом плане слева и справа – кусты и деревья. На втором плане – небо. Прилетает Ворона и садится на дерево.

Ворона (зрителям)

Однажды тропкой вдоль опушки
Шли две гусыни – две подружки.

Ворона улетает. Из-за деревьев выходят Первая Гусыня и Вторая Гусыня.

Гусыни (поют хором)

Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…

Навстречу гусыням из-за деревьев выходит Свинья.

Свинья

Хрюк-хрюк – вам!

Первая Гусыня

                                И тебе – Га-га!

Вторая Гусыня (наигранно приветливо)

Привет, подруга дорога!

Первая Гусыня (наигранно приветливо)

Ах, как тебя мы видеть рады!

Вторая Гусыня

Ты сердца и очей отрада!

Первая Гусыня

Красавица! Ума гора!

Вторая Гусыня

Царица скотного двора!

Свинья (растрогано)

Мне так приятно слышать это!
Вас в целом мире лучше нету!

Свинья обнимается и расцеловывается с гусынями и, пританцовывая, уходит за деревья.

Первая Гусыня (с презрением)

Какой кошмар!

Вторая Гусыня (с презрением)

                              Какая жуть!

Первая Гусыня

Теперь три ночи не уснуть!

Вторая Гусыня

Чем жить с такою образиной,
Уж лучше на плечах корзина!

Первая Гусыня

Свинья жирна!

Вторая Гусыня

                              Свинья грязна!

Первая Гусыня

В селе глупее всех она!

Вторая Гусыня

Такую море не отмоет!

Первая Гусыня

И пахнет, как ведро помоев!

Навстречу гусыням из-за деревьев выходит Кошка.

Кошка

Мур-мур – вам!

Первая Гусыня (притворно-ласково)

                              И тебе – Га-га!

Вторая Гусыня (притворно-ласково)

Привет, подруга дорога!

Первая Гусыня

Ах, как тебя мы видеть рады!

Вторая Гусыня

Ты сердца и очей отрада!

Первая Гусыня

А как изящна!

Вторая Гусыня

                              Как стройна!

Первая Гусыня

И шерсть-то как гладка, длинна!

Вторя Гусыня

Ах, что за хвостик!

Первая Гусыня

                                        Что за ножки!

Кошка (кокетливо)

Мур-мур! Вы льстите мне немножко!

Вторая гусыня

Да нет, нисколечки!

Первая Гусыня

                                        Ничуть!

Кошка

Люблю вас!

Кошка обнимается и расцеловывается с гусынями, а затем, пританцовывая, скрывается за деревьями.

Вторая Гусыня (с презрением)

                        Это просто жуть!
Вот ведь блохастая уродка!

Первая Гусыня (с презрением)

И хвост облезлый, словно щетка!

Вторая Гусыня

Стара!

Первая Гусыня

            Крива!

Вторая Гусыня

                        Хрома!

Первая Гусыня

                                    Тоща!

Вторая Гусыня

И цвета тухлого борща!

Гусыни (поют хором)

Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…

Гусыни, распевая песню идут по сцене.

Первая Гусыня

Пора и нам с тобой прощаться!

Вторая Гусыня

Приятно было пообщаться!

Первая Гусыня

Да, ты мне словно как сестра, –
Умна и на язык остра!

Вторая Гусыня

И ты, подруженька, прелестна.
Ты – мой двойник, скажу я честно.
Я от тебя в восторге, но
Прощаться надо все равно.

Гусыни целуются и обнимаются. Вторая Гусыня скрывается за деревьями. Первая Гусыня машет ей вслед.

Первая Гусыня (зрителям)

Гусыня эта дура дурой!
Ни умных мыслей, ни фигуры!
А как болтлива, просто жуть –
Надоедала мне весь путь!

Первая Гусыня уходит в противоположную сторону.

Первая Гусыня (поет)

Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…

Первая Гусыня скрывается за деревьями. На сцену с дерева слетает Ворона.

Ворона (зрителям)

Увы, бывают люди тоже
На тех гусынь весьма похожи:
В глаза их речи, словно мед,
А за глаза – сплошной помет.

Ворона улетает.

Конец.

Ведущий: - Понравились вам гусыни- подружки?

  • Можно их называть подружками? Почему?
  • Какие уроки вы вынесли из этой басни? Почему нельзя так поступать, как ее героини?

- Увы, на свете немало людей точь-в-точь похожих на героинь этой истории. Злословить за спиной очень некрасиво.

 - В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком, уметь слышать других людей, думать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах. 

Ребята, как вы думаете, кто или что может сделать человека счастливым?

- Сейчас я предлагаю вам  прочитать  стихотворения детского поэта Ирины

Токмаковой «Сказочка о счастье» и попробовать снова ответить на мой вопрос

  1. Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел
– И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там  на пути?
Девчонка в драном платьице.
– О всемогущий мой король,
– Подать хоть грошик мне изволь.
– Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

– О мой король, – вскричал солдат,
– Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

– А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

– Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...

А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
– Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит: –
В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой
– Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детей согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем  людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

- Что же помогло главному герою стихотворения стать счастливым?

Ведущий:

В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.  

- А какой выбор сделает мальчик Митя из рассказа  белорусского педагога и писателя Бориса Ганаго «Про Митю».

 Про Митю

Митя был незлой мальчик, но уж очень любил драться и во время драки приходил в такую ярость, что мог бросить в товарища все, что находилось под рукой. Больше всего доставалось от него старшему брату. Тот одной рукой мог справиться с Митей, но не хотел связываться с малышом. Поэтому, не обращая внимания на его наскоки, часто уходил в другую комнату, что еще больше злило Митю. И вот без всякой причины Митя снова забросал брата машинками и кубиками. Брат усадил его на диван и ушел. Митя сидел на диване и думал: «Почему я такой? Как в стихотворении, которое читала мне мама: драка так и лезет из меня».

 Вдруг вся комната осветилась, и в ней появился красивый юноша.

 — Митя, — промолвил он, — хочешь, я покажу тебе, с кем ты дружишь?

 Сразу же хлопнула дверь, и в комнату вбежала девчонка в рваном платье, с синяками на лице. Она беспорядочно махала руками и что-то кричала.

 — Это твоя драка, — сказал юноша.

 И драка села с левой стороны от Мити. С шумом вошел в дверь мальчишка. Его волосы были всклочены, изо рта шел дым, вылетали искры. Мите даже стало страшно.

 — А это твои гнев и ярость.

И мальчишка сел рядом с дракой. Дверь медленно открылась, и в нее почти вполз парень. Его руки и ноги были как на шарнирах, а тело изгибалось, как итальянская макаронина. Он плюхнулся рядом с мальчишкой и девчонкой.

 — Это твоя лень, — печально вздохнул юноша.

Тихо и неслышно ступая, подозрительно оглядываясь по сторонам, прокрался еще один мальчишка. У него были злые глаза, сморщенное, как у старика, лицо и тонкие хитрые губы.

 — Это твоя ложь.

 Но вот в комнате появилась девочка, совсем не похожая на первую. Она была мила, ее светлые голубые глаза сияли, радостная улыбка играла на губах.

 — Это твоя доброта, — сказал юноша, и девочка села с правой стороны от Мити.

Вошел мальчик. У него было крепкое тело, смелый и решительный взгляд. Мите сразу же захотелось познакомиться с ним.

— Это твои храбрость и мужество.

И мальчик сел рядом со светлой девочкой. В дверях показался мужчина. У него был немного усталый вид, но какие сила и твердость исходили от него!

— Это твое трудолюбие.

И мужчина сел с правой стороны от Мити. Наконец появилась женщина. Она была такая красивая, такая ласковая и добрая, совсем как мама, когда бывает в хорошем настроении.

— Это твоя любовь.

И любовь села с правой стороны.

— Ну, так что, Митя, — спросил юноша, — с кем ты хочешь дружить? С теми, кто сидит с левой стороны? Или с правой?

 — С правой, с правой! – закричал Митя и открыл глаза. Долго он сидел на диване, не понимая, сон это или явь.

«Это не сон, — решил Митя, — это приходил мой ангел-хранитель, о котором мне рассказывала бабушка. Он показал мне, как ужасны драка, ярость, лень и обман. Я не хочу с ними дружить!»

  Митя соскочил с дивана и побежал к брату мириться.

Ведущий: Дорогие ребята!  Обязательно подумайте над тем, с кем дружите вы, представьте, как выглядят эти «друзья»: ваши поступки, ваше отношение к близким. Сделайте свой выбор. И от того, каким он будет, зависит ваша жизнь.   

Известный российский ученый Дмитрий Лихачев сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

  • Давайте повторим, какие же нравственные уроки мы вынесем с сегодняшнего урока
  • А закончить наше занятие хочется словами героини Л. Кэррола:

       «Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно», - Алиса в стране чудес.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания

Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания существует в нашей школе уже более 15 лет. Возникла эта форма работы не искусственно, не надуманно, а была потребностью поделиться ...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная урок-встреча с поэтом поселка Советского Мишуковой Раисой Михайловной для учащихся 5-6 классов

Урок-встреча с поэтом Мишуковой Раисой Михайловной, жительницей посёлка Советского Тимашевского района Краснодарского края. Раиса Михайловна рассказала ребятам о своей жизни, творчестве. Прочла стихи ...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Открытый урок по ИЗО в 6 классе на тему:"Литературная гостиная и литературный салон"

Данный урок составлен по ФГОС для 6 класса по программе Ермолинской, Савенковой.Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер л...

Внеклассное мероприятие Литературная гостиная «Русь великая, православная». Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества»

1 ноября 2017 года в МБОУ «Хиславичская СШ» прошли Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В мероприя...