урок-французские мастерские
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Грачевникова Светлана Витальевна

Предлагаю Вашему внимианию неплохой, на мой взгляд, конспект урока по "зацепившему" рассказу "Что такое Родина?". Лучше всего этот урок проводить в 9 классе при изучении темы Родина в лирике Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_chto_takoe_rodina.docx523.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская Академия

постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

Курсовая работа по программе повышения квалификации

«Инновационные технологии как средства реализации ФГОС»

            Мастерская  «Что такое Родина …»

(по рассказу «Что такое Родина»)

Грачевникова Светлана Витальевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы №263 Санкт-Петербурга,

тел.89533783301

эл.почта romik2971@yandex.ru  

науч.рук. Орлова О.В.

Санкт-Петербург

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

«Что такое Родина…»

ЦЕЛЬ: осознание  участниками  мастерской собственной патриотической   позиции

ЗАДАЧИ: создать условия для

а) проживания в активной форме собственной патриотической позиции;

РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ:

МАТЕРИАЛЫ, СРЕДСТВА:

а) информационный материал (см. Приложение): стихотворения о Родине, высказывания исторических деятелей о Родине, рассказ «Что такое Родина…»

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ:

- размышление над собственной позицией

- работа с текстами

- дискуссия в группе

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ: 2 часа

АЛГОРИТМ

Задания участникам мастерской на этапах алгоритма.

Методические комментарии и рекомендации ведущему мастерскую

Этапы алгоритма.

Толкование используемых терминов

Шаг 1.

- Запишите, что для вас значит Родина.

 У вас есть 3-4 минуты

- Обменяйтесь тетрадями в группе (по кругу) и подчеркните слова в формулировке одноклассников, которые вам понравились

 

- Обсудите в группе и озвучьте одно, общее понятие Родины

После обсуждения группы озвучивают свои предположения

 Учитель записывает за детьми высказвания каждой из пяти групп.

Шаг 2

- Все группы высказались..

А теперь прочитайте стихотворения о Родине (меняясь по кругу текстами) и определите тему и позицию автора, обсудите в группе и приготовьтесь к выразительному чтению

См. Приложение 1

 

- Каждая группа читает свои стихотворения и анализирует

Учитель и дети записывают название стихотворения, автора, тему и позицию автора каждого стихотворения. (Если информация повторяется, пропускать.)

Шаг 3

- Все группы прочли стихотворения.

А теперь прочитайте высказывания исторических деятелей о Родине (обменявшись по кругу), обсудите и выберите в группе 2-3 высказывания, которые, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют понятие Родина.

См. Приложение 2

 

 

- Каждая группа читает высказывания и объясняет свой выбор.

 

Учитель и дети записывают самые интересные, особо «зацепившие» высказывания.

Шаг 4

Группы получают словари, где даны толкования понятия Родина

- Прочитайте статью о Родине

- Сопоставьте словарную статью с высказыванием  от группы понятия Родины, высказыванием исторического деятеля  и выберите, как вам кажется, какое толкование полнее, эмоциональнее.

 - Каждая группа читает толкование и высказывает свое мнение.

Шаг 5

 - Чтение по ролям рассказа «Что такое Родина…»

См. Приложение 3

- Выпишите из текста рассказа определения понятия Родины, соотнесите с теми определениями, которые уже звучали. Что вас удивило?

- Каждая группа читает и высказывается.

Учитель записывает на доске определения.

Рефлексия

-Продолжите фразу (На уроке я понял, что…. На уроке я понял, что я понял… На уроке я чувствовал себя…, потому что…

-Каждый читает свою фразу

.

- Напишите ответ Марку Гольштейну.


Карточки

Приложение 1

Стихотворение — «Руси». Автор: Сергей Александрович Есенин
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

Описание: Русское поле и речка

Стихотворение — «Гой ты, Русь, моя родная…» Автор: Сергей Александрович Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Описание: Полевые цветы в России

Стихотворение — «О верю, верю, счастье есть!..». Автор: Сергей Александрович Есенин

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.

Стихотворение — «К отечеству» Автор: Андрей Иванович Тургенев

Сыны отечества клянутся!
И небо слышит клятву их!
О, как сердца в них сильно бьются!
Не кровь течет, но пламя в них.
Тебя, отечество святое,
Тебя любить, тебе служить —
Вот наше звание прямое!
Мы жизнию своей купить
Твое готовы благоденство.
Погибель за тебя — блаженство,
И смерть — бессмертие для нас!
Не содрогнемся в страшный час
Среди мечей на ратном поле,
Тебя, как бога, призовем,
И враг не узрит солнца боле
Иль мы, сраженные, падем —
И наша смерть благословится!
Сон вечности покроет нас;
Когда вздохнем в последний раз,
Сей вздох тебе же посвятится!..

Описание: Восход солнца на Руси

Стихотворение — «Родина» Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Описание: Величие России

Стихотворение — «Родина». Автор: Михаил Спартакович Пляцковский

Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже родина.















Стихотворение — «Я затеряться не боюсь!». 
Автор: Михаил Спартакович Пляцковский

Я затеряться не боюсь,
Летя пылинкой сквозь столетья.
Ты столько сил даёшь мне, Русь!
То пряником, а то и плетью.

Была я болью и тоской,
Твоим смирением и битвой.
Объятья нежные раскрой-
И стану я твоей молитвой.

В любви тебе я не клянусь.
Ты — мой источник вдохновенья.
Ты – моя трепетная грусть,
Моя история забвенья.

Описание: Величие реки...

Стихотворение (песня) — «С чего начинается Родина?». Автор: Михаил Матусовский

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?…

Описание: Поле и дорога

Стихотворение — «Родине». Автор: Иван Алексеевич Бунин

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной —
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Описание: Озеро в лесу...

Стихотворение — «Умом Россию не понять». Автор: Федор Иванович Тютчев





















Описание: Широкая душа РоссииОписание: Речная развилка...



Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

 Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

 О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

 Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.





З. Александрова

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Е. Трушина

Вошла Россия в сложный поворот,
От свар вселенских ко делам домашним,
К реформам, тем, что ждал давно народ,
К своим заводам, промыслам и пашням.

На дрязги мира тратила она –
Своих сынов, ресурсы и терпенье.
Воспрянуть вновь теперь она должна,
Врагов вчерашних приведя в смятенье.

Цвет нации – такая молодежь,
Что в битве Бородинской под картечью
Шла, отметая и расчет и ложь,
Честь ставя выше смерти и увечий.

В четырнадцать Василий Головнин,
Игрушки позабыв и пух перины,
В морских боях, как истый дворянин,
Уже произведен в гардемарины.

И парусник его «Не тронь меня»
Запомнил, как отважного «салагу»
За подвиг наградили от царя
Медалью золотою «За отвагу».

И помним, как всего лишь в десять лет
Алеша Грейг по трапу забирался
На борт фрегата, где в пылу побед
Сам Нельсон-адмирал им восхищался.

Да, было тяжело тогда ему,
Но навыки пришли с трудом и потом.
Зато поздней, понятно почему,
Командовал он Черноморским флотом.

Вперед, Россия! Близится расцвет
Духовных сил, науки и талантов,
Где молодежь – национальный цвет,
Займет места геройские Атлантов.






О Родине, только о Родине 
Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои —
О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов) 




Родина

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

<1941>


 






О, Россия! 
Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif


О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...

(Ю. Друнина)

 




Мне о России надо говорить 
Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

 

Мне о России надо говорить, 
Да так, чтоб вслух стихи произносили, 
Да так, чтоб захотелось повторить, 
Сильнее всех имён сказать: Россия! 

Сильнее всех имён произнести, 
Сильнее матери, любви сильнее 
И на устах отрадно пронести 
К поющим волнам, что вдали синеют. 

Не раз наедине я был с тобой, 
Просил участья, требовал совета, 
И ты всегда была моей судьбой, 
Моей звездой, неповторимым светом. 

Он мне сиял из материнских глаз, 
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник, 
И если б он в груди моей погас, 
То сердце б разорвалось в тот же миг! 
(А. Прокофьев) 





Нет  жизни мне без России 
Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

 

...А мне Россия 
Навек люба, 
В судьбе России – 
Моя судьба. 
Мой век суровый, 
Мой день крутой 
Гудит громОво: 
«Иди, не стой!» 
Идёт Россия –
Врагов гроза, 
Синее синих 
Её глаза, 
Синее синих 
Озёр и рек, 
Сильнее сильных 
Её разбег! 
Неповторима, 
Вольным-вольна, 
Необорима 
В грозе она! 
С ней, непоборной, 
Иду, как в бой, 
Дорогой горной, 
Тропой любой. 
Всё в ней, в Отчизне, 
Кругом моё, 
И нету жизни 
Мне без неё! 
(А. Прокофьев)







Я себя не мыслю без России 
Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога — 
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока, 
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её. 
Без её легенд и сказок вещих, 
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь. 
Без её железных комиссаров, 
Падающих с песней на устах, 
Без её космических Икаров 
На своих немыслимых постах. 
Без её неизмеримой силы, 
Без её распахнутых морей... 
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!

(М. Лисянский)

 







Любите Россию
 Описание: http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон... 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен. 

Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей. 

Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал: 

И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию - 
Россию, которую я защищал. 

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою. 

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!

(О. Милявский) 





Я ЗАТЕРЯТЬСЯ НЕ БОЮСЬ


Я затеряться не боюсь,
Летя пылинкой сквозь столетья.
Ты столько сил даёшь мне, Русь!
То пряником, а то и плетью.

Была я болью и тоской,
Твоим смирением и битвой.
Объятья нежные раскрой-
И стану я твоей молитвой.

В любви тебе я не клянусь.
Ты - мой источник вдохновенья.
Ты – моя трепетная грусть,
Моя история забвенья.

(М. Пляцковский)

 




















Приложение 2


Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины…

И. В. Павлов

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись, горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится

И. Тургенев

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи- задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Д.С. Лихачёв

Всему начало здесь, в краю родном.

М. Кильчичаков

Родная земля - самое великолепное, что дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существования

К. Паустовский

Были люди до нас, теперь есть мы, будут и после нас. Воин русский на поле Куликовом – это воин при Кунерсдорфе. Воин при Кунерсдорфе – это воин на поле Бородинском. Воин на поле Бородинском – это воин на Шипке. Воин на Шипке – Это защитник Брестской крепости…
Изменились идеи, другими стали люди. Но родина у них по-прежнему одна – это мать-Россия; и во все времена кровь проливалась во имя одного – во имя русского Отечества. Мы не провожали в поход павших на поле Куликовом. Не нас разбудили рыдания Ярославны.
Мы не знаем имен, замерзших на Шипке… И все-таки мы их – знаем! Да, мы их помним, мы их видим, мы их слышим, мы их никогда не забудем. Ибо это наши предки, читатель.
В истории есть голос крови. Этот голос ко многому нас обязывает. Не будем искать славы для себя.

Мы говорили в дни Батыя,
Как на полях Бородина:
Да возвеличится Россия,
Да сгинут наши имена!

(В. Пикуль)

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

(А.И. Куприн)

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.    (А. Твардовский)

Вы ещё не любите Россию: вы умеете печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. … Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей..

(Н.Гоголь)

Россия всегда была страной философской. Но философской не в немецком и европейском смысле этого слова. Философия России всегда была сердечной философией, философией духа.

(Д. Лихачёв)

Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.

(Н. Смирнов)

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

(Н. Добролюбов)

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.

(Л. Леонов)

Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина.

(Л. Леонов)

Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.

(Л. Леонов)

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России.

(Ю. Тюрин)

Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»

(М. Шолохов)

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…

(«Слово о погибели Русской земли»)

Узнавание Родины многослойно и многообразно, как многообразно и многослойно познание тайн искусства, изучение природы, постижение закономерностей бытия. К цели ведёт не одна дорога, но главное - однажды ступить на свою дорогу, затем надо идти не сворачивая.

(А. Блок)

Сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти.

(К. Рылеев)

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою истроию, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

В. Пикуль)

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.

Чаадаев Пётр Яковлевич

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество.

Достоевский Фёдор Михайлович 

Александр Пушкин

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.

  • Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все.


Василий Розанов

 

 






































Приложение 3.
 

Вот, дети, — мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, — скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию, девочки выйдут замуж... 
— Лидьванна! — отозвался с последней парты Марк Гольштейн. 
— А зачем в армию? 
— Что значит, зачем? — растерялась учительница. — Родину защищать! 
— А что значит — Родина? — не унимался Марк. 
— Родина? Ну как же, что занчит... Это ... место, где ты родился! 
— Значит я буду защищать Китай? 
— Почему Китай! 
— Я там родился.
— Нет, же, Родина — это не только то место, где ты родился, но где вырос... 
— Ну так я там и рос! Целых пять лет! 
— Пять лет — это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока... 
— Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски... 
— Значит Китай — не твоя родина. Твоя родина там, где родились так же твои предки... 
— Мой отец родился в Петербурге, а мама в Кишеневе... Значит я буду защищать Россию и Молдову? 
— Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство, твои лучшие воспоминания... 
— Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об это стране! 
— Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию... 
— Ммм.. ну поскольку я еврей, неужели защищать буду Израиль... Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии? 
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу. Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки. 
— Марик, — неуверенно сказала Лидия Ивановна. — Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь... 
— Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит в армию можно не ходить? 
— В армию обязательно нужно ходить... 
— Зачем? 
— Чтобы стать настоящим мужчиной! — уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше. 
— Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия! 
— Что же? , — спросила она на свою беду. 
— Ну вы столько лет живете, а как будто не знаете! Конечно же женщина! 
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались. 
Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась... Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была одна — Советский Союз, и настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине — и все! Нет Родины! Кугом одна сплошная заграница... 
*** 
Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок. 
— Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? — задал вопрос Марк. 
— Марик, у тебя нету Родины? 
— Нету... 
— Как так? 
— Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь. 
— Очень хорошо, а сюда вы как попали? 
— А тут бабушка... 
— Марик! Так значит у тебя как минимум 3 родины! 
— Ну раз на то пошло — значит 4! Я еще и еврей! 
— Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого первого! 
— Не хочу... 
— Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трехперпендикуляров! — Сергей Михайлович обвел глазами класс. 
— Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины? 
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали определение «родины» как таковой и методах ее объяснения современным ученикам. 
— Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... — зачитывал официальный текст директор. 
— А детям это как объяснить? — галдели учителя. 
— У нас и негритята есть, и китайцы... — поддакивали завучи. 
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна — уборщица. 
— Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирть нада! — грозно возмутилась Никифоровна. 
— А мы тут решаем... что такое Родина... — робко промямлил директор. Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны. 
— Делать вот вам нехрен, — забурчала уборщица, — Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина — эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна! 
— На пенсию не страшно... — хором повторили учителя. На том и порешили. 
***
— Пап! А че такое Родина? 
— Сын, Родина, это такое место, куда ты весгда можешь вернуться, и где тебе будут рады... 
— Па! А ты это здорово придумал! 
***
— Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! — Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам. 
Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала: 
— Дети! Родина — это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость! 
— Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине! 
— Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы — пенсия и старость! 
— Мы не хотим на пенсию! 
Лидия Ивановна побагровела. 
— Тихо! — взвизгнула она. — Кто тут у нас самый умный? — Учительница плавно переходила на ультразвук. 
— Я! — Гордо отозвался Марк. 
— Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! — она была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня... 
— Это такое место, знаете... куда всегда можно вернуться! Из любого места! — Парировал ученик. 
— Круто! — все загалдели. — Вернуться откуда-нибудь — это гораздо интереснее, чем на пенсию! 
Класс расшумелся. 
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....