Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Цели:

1.Выявить нравственные проблемы повести.
2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_uroki_po_povesti.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки в повести

 А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели:

1.Выявить нравственные проблемы повести.
2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Доска

Нравственные проблемы (вопросы)  в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1.проблема бесправного положения «маленького человека»;

2.проблема отношения «отцов» и «детей»;

3.проблема нравственного выбора.


Ход урока.
1.Организационный момент.

2. История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка».

Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает , какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.                                                                                                     Многие читатели и критики говорили  о “Повестях Белкина”? Разные мнения.Почему?

  • “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).
  • “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).
  • “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.

Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин - обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

3. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

4.1 Работа с текстом.
-Окунёмся же в мир пушкинской прозы. Какие чувства вызвала у вас эта повесть?
-Почему вам жалко Вырина?
-Почему так люди поступают?    Что влияет на их поступки?
-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность

   1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие  поведение человека, его поступки, добрые или злые.

В конце урока: высказать своё мнение по одной из проблем (по 1 вопросу) письменно 4-5 мин. В ходе урока обращайте внимание на все моменты, т.к. будете освещать их письменно.

-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

4.2 Беседа по вопросам:

-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин) Кто такой станционный смотритель? Какими  описывает  их автор? Как относится  к ним рассказчик?

 А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)

-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

-Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват?   -Что же произошло с Выриным?
«Старик не снёс своего несчастья…»
-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься.
-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе)

(Состарило одиночество.  Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?
-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?
В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Кто такой «маленький человек»?

На доске:

 «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек»



Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

- Как вы понимаете слово «блудный»?  «заблудившаяся овечка» (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение).

5. Работа с евангельской притчей.

(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)

Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

О БЛУДНОМ СЫНЕ

Картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” .

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.

6. -Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери? Анализ таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

( Просмотр к/ф) 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

7. Сделаем выводы.

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

У меня для вас есть письмо с пожеланиями. В нем собраны мудрые мысли. Прочитайте их вслух и запомните. Римский философ Сенека рекомендовал: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль.»
Запомните мудрые мысли. А взяв в руки повесть Пушкина, вспомните об этом полезном совете. Какую же главную мысль мы можнм взять из поаести?

МУДРЫЕ СОВЕТЫ

1.Спешите делать добро, а то оно может остаться без адресата. (А.Алексин).
2.Доброта- язык, на котором немые могут говорить и глухие могут слышать.
3.Любовь к родителям- основа всех добродетелей.(Цицерон).
4.Бессердечие рождает равнодушие,
Равнодушие рождает себялюбие,
Себялюбие же- источник жестокости. (В.Сухомлинский).

Учитель:
Человек рождается, чтобы делать добро. Постоянное творение добра- ноша тяжелая, она не каждому под силу. Но если каждый человек сделает хоть крошечное добро, то на земле настанет мир и покой. Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, берите с него пример. Каждый может проявить доброту, стоит только ему искренне этого захотеть. Сила и власть не так могущественны, как доброта.

Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

Вырин                                         Дуня                                        Минский

Бедный                                             Красивая                                              Беспечный

Несчастный                                      Прелестная                                        Легкомысленный

Добрый                                             Приветливая                                               Удалой

Любящий                                    Хозяйственная                                                     Счастливый
 
Забитый                                   Печальная                                                                Богатый

«Маленький человек»                              С камнем на сердце                                Жестокий

-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

На доске: 1. О проблеме «маленького человека».

2.О взаимоотношении отцов и детей.

3. Об ответственности за свои поступки.

4.О счастье и любви.
Проблемы

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.


6. Выводы:

Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с  урока ? Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:


  • «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

  • «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)


Учитель: будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

 Проблемы  (социальные и нравственные):

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей"....

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина  «Станционный смотритель», её гуманизм....

Урок на тему "Идея повести "Станционный смотритель"

   Конспект урока литературы 7 класса...