Важнейшие темы творчества М.И.Цветаевой
план-конспект урока по литературе по теме

Коробова Людмила Петровна

На уроке учащиеся знакомятся с  личностью М.Цветаевой и её поэтическим творчеством; раскрываются непростые взаимоотношения власти и человека; подводятся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; формируются у учащихся нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhneyshie_temy_tvorchestva_m.i.tsvetaevoy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»

Урок литературы в 9 классе

 Важнейшие темы творчества         М. И. Цветаевой

                                                   Учитель:Коробова Л.П.

2016год

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой и её поэтическим творчеством; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека; подвести к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; формировать у учащихся нравственные качества личности.

                                    «Истинная поэзия – это любовь,

                             Мужество и жертва».

                                                                                                Ф.Г.Лорка

                                                         

                            «Я всегда разбивалась вдребезги

                             И все мои стихи – те самые, серебряные, сердечные дребезги».

                                                                                                М.И.Цветаева

I. Организационный момент.

II.1.Вступительное слово учителя.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Поэзия необыкновенно богата и разнообразна. У каждого своя судьба, свой поэтический голос. Но поэтов разных эпох и поколений объединяет, наверное, одно: мечта о том, чтобы стихи нашли своего читателя и оставили добрый след в его душе. Ведь настоящая поэзия помогает людям жить.

 Имени М.Цветаевой не было на русском небосклоне целую жизнь, (20 – 80 годы ХХ века). Её наследие огромно: стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева -  последний великий трагический романтик Серебряного века.

2. Учитель о теме, целях урока. Анализ эпиграфов.

3. В чём своеобразие лирики М.Цветаевой? (Лирика громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистово внутренне драматична. Главный герой – душа.  В одних стихотворениях - сжатая, краткая, выразительная манера, где всё ясно, точно и стремительно в ритме; другие стихотворения мелодичны, задушевны и чарующи).

4.Выступление ученицы.

Из письма М.Цветаевой: «Обращаюсь к Вам, потому, что Вы любите мои стихи… Незнакомые люди, те, кого ещё нет, вы только завтра будете (завтра, когда меня не будет). Незнакомые люди, мои читатели, те, которых я жду…»

Чтение стихотворения М.Цветаевой «К тебе…»

III.1.Беседа с классом.

Напомните о происхождении поэта (показ слайдов отца и матери).

2. Имя каждого человека раскрывает его характер. Марина (латинское) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться.

Рано или поздно Марина проявляет силу своего характера. При этом в поведении чаще всего преобладает некоторая порывистость (Из книги «Тайна имени» Дмитрия и Надежды Зима).

3. Расскажите о юношеских годах поэта.

Охарактеризуйте сборники «Волшебный фонарь», «Вечерний альбом» (1910г.)

 4. Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой.

Напомните о поэтических кумирах поэта.

Чтение учеником стихотворения  «К Блоку» с предисловием.

5.М.Цветаева и С.Эфрон. Расскажите об их встрече.

Короткий промежуток между встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом безбрежного счастья.

5 сентября 1912 года в молодой семье родилась дочь. «Ариадной назвали мы её от поэтического романтизма и высокомерия», - писала М.Цветаева.

6. 1914 году Сергей, студент I курса Московского университета, отправляется на фронт с  санитарным поездом в качестве брата милосердия.

13 апреля 1917 года у М.Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.

В годы гражданской войны связь с мужем порвалась почти полностью.

Напомните, что пишет в письме к своему мужу М.Цветаева?

Звучит песня  «У зеркала» (музыка М.Таривердиева).

7. Наиболее трудным для М.Цветаевой оказался 1919 год, запомнившийся «самым чёрным, самым чумным, самым смертным».

 Из дневника поэта:

а) «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2года 7мес.)   в Борисоглебском переулке в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас».

б) «Моя дочь Ирина умерла 2 марта 1920года  – от голода».

в) Чтение ученицей стихотворения  «Две руки».

8. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось в красной Москве двусмысленным и тревожным, а её характер, резкий и прямой, делал положение ещё и опасным. Свои стихи из «Белого стана» она демонстративно читала на публичных вечерах:                        

                           Я с вызовом ношу его кольцо…                                                                                                

                           Да, в Вечности – жена, не на бумаге!

IV.1. 1 мая 1922 года М.Цветаева с дочерью уезжает к мужу в Берлин.

Чтение учеником и ученицей разговора Цветаевой с мужем.

Сергей Эфрон: «И все же было совсем не так, Мариночка, как ты пишешь в сборнике «Лебединый стан».

Марина Цветаева: «Что же было?»

Эфрон: «Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали…»

Цветаева: « Но как же вы, Серёженька…»

Эфрон: « А вот так: представь себе вокзал – все лезут в вагоны, отпихивая и втягивая друг друга... Втянули и тебя; третий звонок, поезд трогается – минутное облегчение, - но вдруг осознаёшь со смертным ужасом, что в роковой суете попал – впрочем  вместе со многими! – не в тот поезд, что твой состав ушёл с другого пути,

что обратного хода нет – рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком – по шпалам – всю жизнь».

2. Географическая справка о пребывании в эмиграции:

Берлин, Прага, Париж, пригороды Парижа.

Рябину  

               Рубили

                            Зорькою

Рябина –

              Судьбина

                             Горькая

Рябина –  

              Седыми

                            Спусками,

Рябина –

              Судьбина

                            Русская.

3.Творческая натура М.Цветаевой. Вспомните, кем она увлеклась в Праге? Любовь – долг, любовь – страсть. Объясните её выбор.

Звучит запись песни «Мне нравится» (музыка М.Таривердиева, исполняет Алла Пугачева).

       

        Анализ  композиции и содержания.

       Ценность стиха – в смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Что чувствует героиня, она вероятно, и сама не понимает. Многогранность чувств свойственна стихам М.Цветаевой, благодаря этому качеству её поэзия передаёт сущность всей человеческой жизни.

4. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий.

Из дневника: «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью».

Географическая справка:

Пригороды Парижа: Мокропсы, Медон, Кламар, Ванв.

Из дневника: «Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой, - цепной пёс – скрипучая калитка.

Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…»

5. Почему М.Цветаева не нашла своего места в белоэмигрантской среде и литературной среде русского зарубежья?

 В чём состояла личная драма поэтессы?

 Что побудило её к возвращению на Родину?

       

   

        6. 1937-ой год - возвращение дочери и мужа в Россию.

Комментарии к слайду «С сыном».

Чтение учеником стихотворения «Родина» и его анализ.

       Истоки её характера – в любви к родине, к России, к истории, к слову. Она выстрадала эту любовь.

       Надежда, что сын, которого она благословляет на возвращение в свой край, не будет «отбросом своей страны».

       1939-ый год – возвращение в Москву.

        «Здесь я не нужна, там я невозможна», - писала она в одном из писем.

        Какова судьба семьи М.Цветаевой после возвращения на Родину?      

        Комментарии к слайду – последней фотографии Цветаевой 1941 года.

     

         V.1. 1941 году М.Цветаева написала такие строки:

       

        О, чёрная дыра,

        Затмившая весь свет!

        Пора – пора – пора

        Творцу вернуть билет.

           Отказываюсь – быть.

           В Бедламе нелюдей

           Отказываюсь – жить.

           С волками площадей

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь – плыть

Вниз – по теченью спин.

           Не надо мне ни дыр

           Ушных, ни вещих глаз.

           На твой безумный мир

           Ответ один – отказ.

        На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование – и того в обрез.

        Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, в Елабуге  она покончила с собой 31 августа 1941 года.

   

        2. А как же сын? Когда настал его час?

                     Нас родина не позовёт!

                     Езжай, мой сын, домой – вперёд –

                     В свой край, в свой век, в свой час…

 

3. Стихи умеют ждать своего часа. А когда сбудется мечта поэтов – произойдёт чудо – соприкосновение душ людей, разделённых огромным временным пространством.

     

     

       Чтение ученицей стихотворения Б. Окуджавы      

У поэта соперников нету

Ни на улице и ни в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Он кричит не о вас – о себе.

           

           Руки тонкие к небу возносит,

           Жизнь и силы по капле губя.

           Догорает, прощения просит:

           Это он не за вас – за себя.

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму …

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

       

           То ли мёд, то ли горькая чаша,

           То ли адский огонь, то ли храм …

           Всё, что было его, - нынче ваше.

           Всё для вас. Посвящается вам.

        4. Когда ещё Георгий был маленьким, М.Цветаева писала:

         «Мне всё время хочется написать своё завещание. Не вещественное – у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение».

Ребята, через три месяца мы, родители и учителя, попрощаемся с вами. Вы уйдёте в большую жизнь.

Нравственное завещание Марины Цветаевой вечное. Я как учитель и как мама очень хочу, чтобы вы разумом поняли наказ поэта и душой приняли эти строчки. Пусть это будет в каждом из вас.

Учитель читает «Письмо детям» Марины Цветаевой и раздаёт каждому ученику.

Письмо детям

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, - как мы. Но говорят, что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

Никогда не говорите, что все делают: у всех второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает», - отвечайте: «А я – кто!»  

Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпайте их – их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется!

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут – свой останется.

                                                                                                 

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

Тема творчества в поэзии Цветаевой

Урок литературы в 7 классе...

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).11 класс

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941)....

Основные темы творчества Марины Цветаевой

Большое внимание М.Цветаева в своём творчестве уделяла теме Родины....

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...