Программа по исследовательской деятельности 10-11 классы "Брянщина литературная"
календарно-тематическое планирование по литературе (10, 11 класс) на тему

Облогина Наталья Сергеевна

Программа по предмету "Исследовательская деятельность. 10-11 класс "Брянщина литературная". Предназначена для учителей, занимающихся исследовательской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ СУЗЕМСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХОЛМЕЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено
на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол от «30» августа 2017 г.  №1

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ А.В. Аброскина

«30» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Холмечская СОШ»

________  В.И. Сугакова

«_01__» сентября  2017г.

Приказ № 080-д.

        

  ПРОГРАММА

по исследовательской деятельности

 курс  «Брянский край: Брянщина литературная»

  10-11 классы

Срок реализации программы 2 года

Учитель русского языка  и                                                                                                                                                                                  литературы высшей категории

 Облогина Наталья Сергеевна

        

Уровень изучения    базовый / 1 час в неделю/ 35 часов в год в 10 классе; /1 час в неделю/ 34 часа в год в 11 классе)

п. Холмечи – 2016-17 учебный год

Раздел I.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для 10-11 классов по исследовательской деятельности   составлена на основе программы учебного курса «Брянский край».
     Программа ориентирована на использование
учебника «Брянщина литературная: С 18 века до наших дней. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. - Брянск: Курсив, 2008. Под редакцией А.В.Шаравина» и хрестоматии Соболева Н.А. «Брянский край в русской литературе (XII-XIX вв.). Художественные тексты и учебные материалы. – Брянск: БИПКРО, 2007.
     Структура учебного пособия включает
вводную часть «Литературное краеведение»;  4 раздела: раздел 1 «Мемуаристы XVIII века и земля Пересвета», раздел 2 «Классика XIX века и Брянщина», раздел 3 «Брянский текст» литературы XX века», раздел 4 Брянская земля в литературе конца XX – начала XXI веков»,  которые в свою очередь делятся на 17 тем.  В конце книги даётся приложение «Брянские страницы русской классики».
     В хрестоматии опубликованы самые значительные художественные произведения XII-XIX вв., связанные с нашим краем и отразившие его историю, культуру, природу.
     Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного курса для 10 класса предусматривает обучение литературе Брянского края в объеме 35 часов в год (1час в неделю) и для 11 класса предусматривает обучению литературе Брянского края в объёме 34 часа в год (1 час в неделю).
     В тематическом планировании выделены часы на обобщающие уроки, которые способствуют формированию у обучающихся целостных исторических и литературных представлений и лучшей ориентации познавательной деятельности, позволяют осуществить контроль  знаний, умений и навыков обучающихся в различных формах (самостоятельная  работа, тестовые задания, проектные разработки). Запланировано по  1 контрольной работе в 10 и 11 классах. Выделены уроки для защиты проектов по исследованию творчества брянских писателей.
     В 10 классе изучаются краевая литература с 12 по 19 век. А в 11 классе изучается литература 20 века и современная краевая литература.
     Тексты произведений снабжены материалами для их изучения: комментариями, вступительными статьями к разделам, биографическими справками, вопросами и заданиями. Пособия помогут лучше узнать свой край.
                                     
Критерии оценки знаний учащихся таковы:

1)глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается «5» баллами;

2)твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;

3)неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3» баллами;

4)наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

5)отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой  «1» (используется очень редко).


                                                                         Раздел II.
                                           
 Общая характеристика  предмета
   
Предмет исследовательская деятельность (курс « Брянский край») - одно из новых направлений преподавания литературы в школах Брянщины. В своей основе он преследует ряд конкретных целей - вызвать у учащихся интерес к прошлому, настоящему, будущему малой родины, литературе родного края, пробудить желание узнать как можно больше о писателях и поэтах Брянского края. 
     
Уроки по литературе родного края призваны не только давать определённую сумму знаний, но и воспитывать у обучающихся чувство любви к литературе родного края, Родине, активную гражданскую позицию. Изучая литературу Брянщины, обучающиеся должны не только узнать о писателях и поэтах прошлых лет, но и о тех, чьи имена звучат и в наши дни, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.
     
Учебное пособие охватывает период с древнейших времён  до наших дней. Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности обучающихся, поэтому материал книги построен с учётом уже изученного ими курса «Литературы», написан доступным языком, богато иллюстрирован. Авторами двигало желание приобщить юных читателей к культурному наследию Брянского края.
     Ценностным ориентиром для старшеклассников, всех, кто интересуется литературным краеведением, должны стать слова академика Д.С.Лихачёва: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
      Брянский край славен своей историей, культурой. С ним связаны важнейшие события прошлого русского народа. На всю Россию известны когда-то густые, дремучие, непроходимые Брянские леса. Брянская земля отражена в замечательных произведениях древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве», «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище». Может быть, героическое прошлое и величавая, прекрасная природа и предопределили появление пейзажно-философской лирики Ф.И.Тютчева, исторических произведений А.К.Толстого и многих других выдающихся личностей. С нашим краем связано творчество известных в своё время писателей А. Погорельского, Р.В. Радонежской, И.И. Ясинского и др.

     
Вклад в развитие литературы Брянщины вносят  своим творчеством  наши  современники-земляки: Гриценков С.А. и Кравцов Ю.И.,  ныне работающий учителем русского языка и литературы и директором Зёрновской школы.
      Современный литературный процесс на Брянщине презентируется творчеством
А. Мехедова, А Савина, А. Якушенко, В. Динабургского, Н. Поснова, В. Сорочкина.
      Литературное краеведение изучает произведения с позиции воплощения в них родной стороны художника слова, воспроизводимой во всех этнографических, бытовых, исторических, культурных, географических подробностях.
      Важный источник для краеведческого исследования представляют  дневники, эпистолярное наследие, материалы и рукописи из фондов писателей, периодическая печать (газеты и журналы), работы литературоведов.

Раздел III.


Место учебного предмета исследовательская деятельность по курсу «Брянский край: Брянщина литературная».

       Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного курса для 10
класса предусматривает обучение литературе Брянского края в объеме 35 часов в год, 1час в неделю.

       Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного курса для 11 класса предусматривает обучение литературе Брянского края в объеме 34 часа в год, 1час в неделю.

4. Раздел IV.
Требования к результатам освоения курса «Брянский край: Брянщина литературная»  (исследовательская деятельность)

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настояшее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Мета-предметные результаты

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

- в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, станавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

- понимание ключевых проблем изученных произведений брянских писателей

От мемуаристов XVIII века и земли Пересвета»,  классиков XIX века и Брянщины, «брянского текста» литературы XX века» до Брянской земли в литературе конца XX – начала XXI веков»;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы Брянщины, их оценка;

- собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание исследовательских работ, докладов, рефератов на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; составление  презентаций по теме исследования;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
- понимание роли  брянских писателей в русской литературе.

   

Раздел V.
 Содержание программы

10 класс

                                                                    Введение.
Литературное краеведение.

                                                       
Древнерусская литература.

«Слово о полку Игореве».
Всеволод Трубчевский и его воины – герои «Слова о полку Игореве». Поэтические переложения «Всеволод в бою» А.Н. Майкова и Н. Заболоцкого. Летописные повести о походе Игоря (Ипатьевская летопись и Лаврентьевская летопись).

«Чести себе добывали и славного имени». Брянцы в Куликовской битве.
«Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Александр Пересвет, брянский боярин, и Дмитрий Ольгович Брянский – герои Куликовской битвы. Тверской летописный сборник.

                                                                  Раздел 1.
                                                 Мемуаристы 18 века и земля Пересвета.


Гавриил Иванович Добрынин. Жизнь и творчество.
Мемуары  « Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная».
Григорий Степанович Винский. Краткая хроника жизни и творчества.  Мемуары «Моё время».

                                                                          Раздел 2.
                                                         Классика 19 века и Брянщина


   Антоний Погорельский.
 Краткая хроника жизни и творчества Антония Погорельского. «Лафертовская Маковница».

   Алексей Константинович  Толстой. Краткая хроника жизни и творчества. «Душа собою вечно недовольна…».  А.К.Толстой – один из создателей Козьмы Пруткова. Стихотворения А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «На тяге», «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…».  Баллады и былины А.К. Толстого «Курган»,  «Где гнутся над омутом лозы», «Правда», «Илья Муромец», «Алёша Попович». Сатирические стихотворения А.К. Толстого «Благоразумие», «История государства Российского от Гостомыла до Тимашева». Проза А.К. Толстого. «Князь Серебряный» (главы), «Письма».
      -
Стихи, посвящённые А.К.Толстому (М. Юницкая «Поедем с тобой в Красный рог»,
А. Якушенко «Вечер», Е.Евтушенко «Родители Козьмы Пруткова»).

    Фёдор Иванович Тютчев. Краткая хроника жизни и творчества. Произведения Ф.И.Тютчева в критике и литературоведении. Образы русской природы в лирике Ф.И. Тютчева («»Зима недаром злится…», «Люблю грозу в начале мая…», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Вешние воды», «Полдень», «Осенний вечер», «Чародейкою Зимою…», «С поляны коршун поднялся» и др.). Любовная лирика Ф.И. Тютчева («Я встретил вас и всё былое…», «О, как убийственно мы любим», «Ещё томлюсь тоской желаний», «Предопределение», «Я очи знал, о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4-го августа» и др.).  Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.С. Аксаков о Ф.И. Тютчеве.
Поездка в Овстуг с посещением памятника Тютчеву.

Павел Иванович Якушкин. Путевые письма.

Раиса Витальевна Радонежская.
Брянская деревня в очерках  Р.В. Радонежской. «Картины народной жизни».

11 класс

Раздел 3.
«Брянский текст» литературы 20 века.

Леонид Иванович Добычин. Жизнь и творчество. Рассказ «Сад». Рассказ «Сиделка».

Даниил Леонидович Андреев. Жизнь и творчество. Писатель-духовидец. Трубчевский край в творчестве Даниила Андреева. Стихотворения «Брянские леса», «О, не так величава – широкою поймой цветущей...», «Тесен дом мой у обрыва…», «Над Нерусой ходят грозы…»,»Чуть колышется в зное…» и др..

Николай  Иванович Рыленков. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Всё в тающей дымке…», «Сугробов блёстки слюдяные…», «Тюнино», «Когда б у меня спросили…», «Я помню руки матери моей…», «Иней», «Ярославна» и др..

«Брянские страницы» Великой Отечественной войны.


Николай Матвеевич Грибачёв.
 Жизнь и творчество. Стихотворения «Погода-непогода», «Да не умрёт!», «Льётся синь как вода…», «Тишина».

Очерк Н. Грибачёва «Всегда новая дорога». 

Илья Андреевич Швец.
Краткая хроника жизни и творчества.  Анализ стихотворений «Меня тропинка увела…», «Пусть нет избы, где рос и креп…», «Всё дальше от войны уходим…», «Дед Тимоха», «Отчие места», «Наш Брянск», «Только время дефицитно в мире…» и др.


Историческое прошлое Брянщины в произведениях литературы.
 

Пётр Лукич Проскурин. Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Снова дома».

Раздел 4.
Брянская земля в литературе конца 20 - начала  21 веков

Александр Кириллович Якушенко. Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Баба Тоня».  Лирика Якушенко. «Этот домик стоит на окраине…», «Узнаю эти светлые веси…» и др.
Александр Георгиевич Мехедов. Краткая хроника жизни и творчества. Образ Родины в стихотворениях «Курганье», «Грачи прилетели», «Белый сон спеленал поля…»,»Зима – на слом! Ещё морозы…»,  «Храм», «Люблю» и др. Анализ стихотворений.
Валентин Давыдович Динабургский. Краткая хроника жизни и творчества. «Строки, опалённые войной». Рассказ «Соната ля минор». Анализ рассказа.
Александр Николаевич Савин. Краткая        хроника жизни и творчества «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Рассказы А.Саввина. Рассказ «Сильнее смерти».

С. А. Гриценков.        Жизненный и творческий путь. Встреча с женой поэта. Лирика С.А. Гриценкова.

Николай Иванович Поснов. Краткая хроника жизни и творчества. Стихотворения «В послевоенном лесу», «Крушинник да осинник», «Апрель», «Душа поэта», «В запасном полку на поле Куликовом», «Десна», «У лукоморья», «Молитва» и др..

Юрий Иванович Кравцов. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений. Изучение газетных публикаций. Встреча с поэтом.

Владимир Евгеньевич Сорочкин. Вечные  вопросы бытия. Лирика. Анализ стихотворений «Какой портной в пресветлой горенке…», «Посмотришь вспять – а всё уже пропето…», «Бывают дни пронзительного счастья…», «Ни тепла не прошу, ни покоя…», «Два витязя», «Судьба».

 Брянские страницы русской классики.

Учебно-тематический план для 10 класса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Древнерусская литература и Брянский  край.

5

3.

Литература 18 века.

10

4.

Литература 19 века и Брянщина.

19

Итого

35 часов

Учебно-тематический план для 11 класса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Брянский край: Литература XX века. 

17

3.

Брянская Земля в литературе конца 20-начала 21 века.

15

4.

Подведение итогов года.

1

Итого

34 часа

        

Раздел VI.

Тематическое планирование уроков исследовательской деятельности  по курсу «Брянский край: Брянщина литературная»

 в 10 классе (35 часов)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домаш-нее задание

Срок по плану

Срок по факту

Введение (1 час)

1.

Литературное краеведение.

Урок-беседа

Знакомство с учебником и хрестоматией. Задачи литературного краеведения.

Знать: предназначение учебника.
Уметь: работать с печатными источниками.

Вопросы

Прочит. «Слово о полку «Игореве», инд. сообщ.-исслед-я о Всеволоде Трубчев-ском.

Древнерусская литература и Брянский  край (5 часов)

2.

«Слово о полку Игореве». Всеволод Трубчевский и его воины – герои «Слова о полку Игореве».

Урок  изучения нового материа-ла

«Слово о полку Игореве». Всеволод Трубчевский и его воины – герои «Слова о полку Игореве». Князь Игорь.

Знать: истор. открытия «Слова..», сюжет, героев, жанровые особ-ти.

Уметь: выр. чит. текст., определять тему, идею; давать хар-ку герою.

Коммен-тирован. Чтение

Вопросы и задания с.11 (хрест.),  зад. 11 (исслед. краеведч. работы)

3.

Поэтические переложения «Всеволод в бою» А.Н. Майкова и Н. Заболоцкого. Летописные повести о походе Игоря

Урок  изучения нового материа-ла

Поэтические переложения «Всеволод в бою» А.Н. Майкова и Н. Заболоцкого. Летописные повести о походе Игоря (Ипатьевская летопись и Лаврентьевская летопись).

Знать: содержа-ние летописных повестей.

Уметь: давать сравнительную хар-ку.

Сравнит. характе-ристика героев

Сообщ. по выбран. темам, презентац., инд. исслед-я, проекты (по выбору).

4.

Брянцы в Куликовской битве. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище».

Урок  изучения нового материа-ла

«Чести себе добывали и славного имени». Брянцы в Кули-ковской битве. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побо-ище». Александр Пересвет, брян-ский боярин, и Дмитрий Ольго-вич Брянский – герои Кули-ковской битвы. Тверской лето-писный сборник.

Знать: историю Куликовской битвы, сюжет произведений. Роль Александра Пересвета в исходе Куликовской битвы.

Уметь: выраз. читать, анализир. текст, выступ. с сообщ., объяснять знач. непонятн. слов; находить изобр.-выраз. ср-ва.

Выразит. чтение, вопр. и задания, сообщен.

Сообщ. по выбран. темам, презентац., инд. исслед-я, проекты (по выбору). Вопросы и задания стр. 16.

Нарисов. иллюстр. в альбом  к произвед.

5.

Защита проектов по изученным  произведени-ям древне-русской литературы.

Урок-семинар

Литература Древней Руси. Произведения и герои.

Знать: изученный материал. 

Уметь: защи-щать творческие работы

Презен-тации, проекты, доклады,сообще-ния. Про-блемные вопросы

Вопросы и задания  стр. 16. Подготов. проектов, презентац., сообщений

6.

Защита проектов по изученным  произведени-ям древне-русской литературы.

Урок-семинар

Литература Древней Руси. Произведения и герои.

Знать: изученный материал. 

Уметь: защи-щать творческие работы

Презен-тации, проекты, доклады,сообще-ния. Про-блемные вопросы

Исслед-е жизни и творчества Г.И.Доб-рынина

Литература 18 века  (10 часов)

7.

Мемуаристы 18 века и Земля Пере-света. Г.И. Добрынин.

Урок  изучения нового материа-ла

История жизни и творчества. «Писать сущую правду».

Знать: сведения о жизни и тв-ве мемуариста, обзор тв-ва.

Составление пла-на

Стр. 12-21, связный рассказ о жизни Г.И. Добрыни-на. Читать «Истинное повество-вание…»

8.

Мемуары

Г. И. Добры-нина.« Истин-ное повество-вание, или Жизнь Гаври-ила Добры-нина, им Са-мим писан-ная».

Урок  изучения нового материа-ла

Мемуары. Понятие о мемуарах.
« Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная».

Знать: содержание произведения, картины жизни, быта 18 века.

Уметь: выр. чит.; комменти-ровать; выборочно пересказывать

Коммен-тирован. Чтение

Чит.  и пересказ. «Истинное повество-вание…»,

9.

Мемуары

Г. И. Добры-нина.« Истин-ное повество-вание, или Жизнь Гаври-ила Добры-нина, им Са-мим писан-ная».

Урок  -беседа

Мемуары. Понятие о мемуарах.
« Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная».

Знать: содержание произведения, картины жизни, быта 18 века.

Уметь: выр. чит.; комменти-ровать; выборочно пересказывать

Коммен-тирован. чтение, худож. пересказ.

Стр. 40-41 вопросы и задания, составить словарь имён.

10.

Художествен-ное своебра-зие «Истинно-го повество-вания…». Смысл загла-вия мемуа-ров.

Урок  -беседа

Смысл названия мемуаров. Анализ эпизодов. Широта изображения русского общества 18 века.

Знать: в чём заключается идейно-худ. своеобразие.

Уметь: анализир. эпизоды, прослеживать авторскую иронию

Анализ текста, вопросы и задания

Сочинить собствен-ные мемуары или инд. сообщенияпо теме. Сообщ. о жизни и тв-ве  Г.С. Винского (доклады, презентац.)

11.

Г. С. Винский. Краткая хроника жизни и творчества.  История жизни и времени.

Урок  изучения нового материа-ла

Краткая хроника жизни и твор-чества.  Мему-ары «Моё время

Знать: историю жизни и творчества

Уметь: делать сообщения на заданную тему

Конспект

Читать и пересказ. «Моё время»

12.

Г. С. Винский. Мемуары «Моё время».

Урок  изучения нового материа-ла

Мемуары «Моё время».

Знать: содержание произведения

Уметь: выступать с сообщением на заданную тему; выразит. чит. фрагменты

Выразит. чтение, худож. пересказ

Сообщ. об обучении и  воспит. детей в18 веке. Вопросы и задания стр. 56 (хрест., стр. 62 учебн.)

13.

Г. С. Винский. Мемуары «Моё время».

Урок  -беседа

Особенность записок Винского.

Знать: сюжет мемуаров

Уметь: пересказывать эпизоды; характериз. героев.

Выборочный пересказ, вопросы и задания

Подготовк. исследов. проектов по  выбр. теме.

14.

Защита иссле-довательских работ по творчеству Г.И. Добры-нина и Г. Винского

Урок развития речи

1.Характерные черты 13 века в мемуарах Добрынина и Винского.
2. Что сближает мемуары Добрынина и Винского.

Знать:  сюжеты, героев произведений авторов.

Уметь: выступать с сообщениями на выбранную тему.

Публичн. Выступл.

15.

Просмотр фильма «Дмитрий Донской».

Урок-беседа

Исторические события, положенные в основу фильма. Режиссёр фильма. Герои.

Знать: содержание фильма, героев.

Уметь: давать отзыв на фильм, характеристику героев.

Просм. Фильма

Письмен. отзыв

16.

Просмотр фильма «Дмитрий Донской». Обмен мнениями.

Урок-беседа

Исторические события, положенные в основу фильма. Режиссёр фильма. Герои.

Знать: содержание фильма, героев.

Уметь: давать отзыв на фильм, характеристику героев.

Просм. Фильма

Нарисов. иллюстр. к фильму, подгот. сообщ. об А. Погоре-льском

Литература 19 века и Брянщина (19 часов)

17.

Классика 19 века и Брянщина. Обзор литературы.

Урок изучения нового материа-ла, лекция

Обзор литературы Брянщины 19 века.

Знать: писателей, их произведения

Уметь: составлять план, записыв. Лекцию.

Сообщ., конспект

Стр. 63-72, биогр. свед-я о Погорель-ском, чит. «Лаферто-вскую  Ма-ковницу»

18.

 А. Погорель-ский.  Крат-кая хроника жизни и творчества.  Талант воспитателя и прозаика.

Урок изучения нового материа-ла

Краткая хроника жизни и творчества Антония Погорельского. Талант воспитателя и прозаика.

Знать:  историю жизни и творч-ва писат., произведения.

Уметь: давать общ. хар-ку, писать конспект.

Инд. сообщ., конспект

Чит. повесть стр. 72-87.

19.

А. Погорель-ский.  Повесть «Ла-фертовская Маковница». История создания. Сюжет и композиция произведения.

Урок-беседа

История создания. Сюжет и композиция произведения.

Знать:  содержание, героев

Уметь: выразительно чит., прослеж. измен. в повед. героев.

Выраз. чт., хар-ка героев.

Пересказ произв-я , выраз. чт. по ролям.

20.

Художествен-ные  особен-ности повести «Лафертов-ская Маков-ница».

Урок-практи-кум

Художественные  особенности повести «Лафертовская Маковница».

Знать: Худож. особенности повести

Уметь: выр. чит. текст по ролям;

Анализ текста

Стр. 88 вопросы. Выбор темы для исслед-я (стр.88)

21.

«… Я родился художником». Жизнь и творчество А.К. Толсто-го. Заочное путешествие в Красный рог.

Урок изучения нового материа-ла

Жизнь и творчество А.К. Толстого. Заочное путешествие в Красный рог.

Знать: свед. о жизни и творч., содерж. его произвед.

Уметь: выр. чит. стих.,  определять спос. созд. образов.

Выр. чтение, анализ стихотв.

Стр. 90-102, чт. и анализ стих; смысл фраз Козьмы Пруткова.

22.

А.К.Толстой – один из создателей Козьмы Прут-кова. Стихотворе-ния А.К. Тол-стого. Чтение и анализ сти-хотворений.

Урок-беседа

А.К.Толстой – один из созда-телей Козьмы Пруткова. Стих-я А.К. Толстого «Средь шумного бала, случай-но…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «На тяге», «То было раннею весной», «Коль любить, так без рас-судку…», «Край ты мой, родимый край…».

Знать: содерж. стих.

Уметь: оценив. выраз. чт., наход. ср-ва худ. выраз-ти.

Анализ поэтич. текстов

Чит. баллады  и былины «Курган», «Илья Муромец»,«Алёша Попович» и др., анализ.

Стр. 102-104.

23.

«Баллады и былины А.К. Толстого «Курган»,  «Где гнутся над омутом лозы» и др. Сатирические стихотворе-ния А.К. Толстого.

Урок изучения нового материа-ла

«Баллады и былины А.К. Толстого «Кур-ган»,  «Где гнут-ся над омутом лозы», «Правда», «Илья Муро-мец», «Алёша Попович». Сатирические стихотворения А.К. Толстого «Благоразумие», «История государства Российского от Гостомыла до Тимашева».

Знать: сюжеты, темы, идеи произвед.

Уметь: анализировать, выраз. чит.; определять тему и основную мысль произведений А.К. толстого.

Вопросы и задания, выразит. Чтение

Инд. сообщ. по роману «Князь Серебря-ный», хар-ка героев, анализ изобр.-выраз. средств, Чит. стихи, посвящ. Толстому.

24.

Проза А.К. Толстого. «Князь Сереб-ряный» (гла-вы), «Письма». Стихи, посвящённые А.К.Толстому.

Урок изучения нового материа-ла

Проза А.К. Толстого. «Князь Серебряный» (главы), «Пись-ма». Стихи, посвящённые А.К.Толстому
(М. Юницкая «Поедем с тобой
в Красный рог»,
А. Якушенко «Вечер», Е.Евтушенко «Родители Козь-мы Пруткова»).

Знать: сюжет и героев романа,

Уметь: анализ. произведение; давать хар-ку героев.

Сообщ., худ. пересказ

Выбор темы для исслед-я (стр.110). Стр. 111-131 сообщ. о Тютчеве.

25.

Ф. И. Тютчев. Краткая хро-ника жизни и творчества. Произведения Ф.И.Тютчева в критике и литературо-ведении.

Урок изучения нового материа-ла

Краткая хро-ника жизни и творчества. Произведения Ф.И.Тютчева в критике и литературо-ведении.

Знать: сведения о жизни и творчестве Тютчева; высказывания критиков о Тютчеве и его произведениях.

Уметь: понимать философский смысл стих-ий

Составл. плана, конспект

Стр. 131-134 выр. чит. и анализир. стих-я. Вопросы стр. 135-136.

26.

Образы рус-ской природы в лирике Ф.И. Тютчева.

Урок – беседа

Образы русской природы в ли-рике Ф.И. Тют-чева («»Зима недаром злит-ся…», «Люблю грозу в начале мая…», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Вешние воды», «Полдень», «Осенний ве-чер», «Чародей-кою Зимою…», «С поляны коршун под-нялся» и др.).

Знать: содержание стихотворений пейзажной лирики.

Уметь: выразит. чит. стих-я; находить ср-ва худож. выраз-ти.

Выраз. чт., анализ поэтич. текстов; вопросы и задания

Иллюстр-и к стих., (альбом), письменный анализ стих-я (по выбору)

27.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Некрасов, И.С. Турге-нев, И.С. Ак-саков о Ф.И. Тютчеве.

Урок- беседа

Любовная лирика Ф.И. Тютчева («Я встретил вас и всё былое…», «О, как убий-ственно мы любим», «Ещё томлюсь тос-кой желаний», «Предопределение», «Я очи знал, о, эти очи!..», «Пос-ледняя лю-бовь», «Нака-нуне годов-щины 4-го августа» и др.).  

Знать: содержание стихотворений любовной лирики.

Уметь: выразит. чит. стих-я; находить ср-ва худож. выраз-ти.

Выраз. чт., анализ поэтич. текстов; вопросы и задания

Выуч. стих-я (по выбору обуч-ся). Подготов. инд. сообщ. об Овстуге.

28.

Поездка
в Овстуг с посещением памятника Тютчеву.

Урок-экскур-сия

Поездка
в Овстуг с посещением памятника Тютчеву.

Знать: этапы жизни, творчества Тютчева

Уметь: применять знания на практике.

Экскур-сия

Стр. 133-142 хрес-томатии, чит. «Путевые письма» П. Якушкина. Пересказ., вопросы на стр.142.

29.

П. И. Якуш-кин. Путевые письма. Прос-лавление ду-шевной щед-рости рус-ского народа.

Урок изучения нового материа-ла

П. И. Якуш-кин. Путевые письма. Прос-лавление ду-шевной щед-рости русского народа.

Знать: биографию писателя, содержание произведения

Уметь: определять позицию автора, основн. тему произв-я.

Анализ произв-я, пересказ.

Стр.143-152, чит. очерк «Картины народной жизни», стр. 153 вопросы. Сообщ. о Радонеж-ской

30.

Р. В. Радонежская. Брянская деревня в очерках  Р.В. Радонежской. «Картины народной жизни».

Урок изучения нового материа-ла

Р. В. Радонежская. Брянская деревня в очерках  Р.В. Радонежской. «Картины народной жизни».

Знать: биографию писателя, содержание произведения, в чём своеобразие очерков

Уметь: анализ. произвед-я, строить рассуждение на заданную тему.

Анализ произв-я, пересказ, рассуж-дение

Повтор. изученные произве-дения,  темы, сюжеты, героев, подготов. к контр. работе.

31.

Контрольная работа по творчеству брянских писателей 18-19 веков.

Урок контроля знаний

Авторы, сюжеты и герои произведений. Проверка знаний, умений, навыков, выявление уровня литерат. развития

Знать:

Уметь:

Тест, проблемный вопрос, зачёт

Подготов-ка иссле-довательских проек-тов

32.

Защита иссле-довательских проектов по творчеству брянских писателей 18-19 веков.

Урок - семинар

Авторы, сюжеты и герои произведений. Исследования обуч-ся по выбранным темам.

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Презен-тации, доклады, сообщ., альбомы к произв. (по выбору обуч-ся)

Подготов-ка иссле-довательских проек-тов

33.

Защита иссле-довательских проектов по творчеству брянских писателей 18-19 веков. Самоанализ деятельности.

Урок-семинар

Авторы, сюжеты и герои произведений. Исследования обуч-ся по выбранным темам.

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Презен-тации, доклады, сообщ., альбомы к произв. (по выбору обуч-ся)

34.

Подведение итогов года.

Урок-беседа

Итоги  года. Задания для летнего чтения.

Знать: сюжеты и героев изученных произведений.

Уметь: ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы

Список литерату-ры на лето

35.

Резервный урок.

Тематическое планирование уроков исследовательской деятельности  по курсу «Брянский край: Брянщина литературная»

 в 11 классе (34 часа)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Срок по плану

Срок по факту

Введение (1 час)

1.

Литературное краеведение. «Брянский текст» литературы XX века.

Урок-беседа

Знакомство с учебником и хрестоматией. Задачи литературного краеведения.

Знать: предназначение учебника.
Уметь: работать с печатными источниками.

Беседа по вопросам

Стр. 138-154, сообщение о писателе.

Брянский край: Литература XX века. ( часов)

2.

Л.И. Добычин. «Уездный Сочинитель» советского времени. Хроника жизни и творчества.

Урок  изучения нового материа-ла

Л.И. Добычин. «Уездный Сочинитель» советского времени. Хроника жизни и творчества.

Знать: биографию писателя; сюжет, героев, жанро-вые особ-ти произведения.

Уметь: выр. чит. текст., определять тему, идею; давать хар-ку герою.

Моноло-гическое высказы-вание

Вопросы и задания с.159-160 (хрест.),  чит. рассказы «Сад», «Сиделка»( выбор исслед. краеведч. работы)

3.

Л.И. Добычин. Рассказ «Сад». Рассказ «Сиделка», смысл названия рассказа.

Комби-нирован-ный урок

Л.И. Добычин. Рассказ «Сад». Многозначность изображения образа сада. Рассказ «Сиделка», смысл названия рассказа.

Знать: содержа-ние рассказов.

Уметь: давать  хар-ку героев; раскрывать многозначность образа сада; смысл названия рассказов; соотносить произведение с культурно-историческими параллелями.  .

 Характе-ристика героев, выборо-чное чте-ние, сос-тавление таблицы

Сообщ. о Д.Андре-еве, стр. 161-176;  176-181; презентац., инд. исслед-я, проекты (по выбору).

4.

Д.Л.Андреев. Писатель-духовидец. Хроника жизни и творчества. Трубчевский край в творчестве Даниила Андреева.

Урок  изучения нового материа-ла

Д.Л.Андреев. Писатель-духовидец. Хроника жизни и творчества. Трубчевский край в творчестве Даниила Андреева.

Знать: биографию писателя, роль Трубчевского края в жизни Д. Андреева.

Уметь: выраз. читать, анализир. текст, выступ. с сообщ., объяснять знач. непонятн. слов; находить изобр.-выраз. средства.

Выразит. чтение, вопр. и задания, сообщен.

Вопросы и задания стр. 16;  стр. 181-185 чит. стих-я и анализ. Нарисов. иллюстр. в альбом  к произвед.

5.

Лирика Д.Л. Андреева. Анализ стихо-творений  о брянской природе («Брянские леса и др).

Урок комплек-сного исполь-зования знаний

Лирика Д.Л. Андреева. Анализ стихотворений «Брянские леса»,
«О, не так величава – широкою поймой цветущей...», «Тесен дом мой у обрыва…», «Над Нерусой ходят грозы…», «Чуть колышется в зное…» и др.

Знать: содержание стихотворений. 

Уметь: анализ. лирическое произведение, находить ИВС;  видеть связь с историческими событиями нашей малой родины.

Выразит. чтение и анализ лирич. произве-дения.

Сообще-ние о Н. Рыленко-ве, стр. 187-196. Подготов. проектов, презентац., сообщений (по выбо-ру).  Стр. 196-203, выр. чит. и анализ стих-я.

6.

Н.И.Рылен-ков  Слово о поэте. Сборники стихов Н.И. Рыленкова.

Урок-семинар

Н.И.Рыленков . « Верным до конца себе остаться».» Слово о поэте. Сборники стихов Н.И. Рыленкова. «Всё в тающей дымке…», «Сугробов блёстки слюдяные…», «Тюнино», «Когда б у меня спросили…», «Я помню руки матери моей…», «Иней», «Ярославна». и др.

Знать: содержание стихотворений. 

Уметь: анализ. лирическое произведение, находить ИВС;  видеть связь с историческими событиями нашей малой родины.

Выразит. чтение и анализ лирич. произве-дения.

Подгот. презентац.  «Застенчи-вая рус-ская при-рода» в поэзии Н. Рыленко-ва».  Анализ стих-ий.

7.

Н.И.Рылен-ков . Чтение и анализ стихо-творений «Всё в таю-щей дым-ке…», «Ярос-лавна» и др.

Урок  изучения нового материа-ла

Н.И.Рыленков . Чтение и анализ стихотворений «Всё в тающей дымке…», «Сугробов блёстки слюдяные…», «Тюнино», «Когда б у меня спросили…», «Я помню руки матери моей…», «Иней», «Ярославна». и др.

Знать: содержание стихотворений. 

Уметь: анализ. лирическое произведение, находить ИВС;  видеть связь с историческими событиями нашей малой родины; составл. презентации.

Выразит. чтение и анализ лирич. произве-дения. Презентация. Мо-нологи-ческое высказы-вание.

Подготов-ка проек-тов, пре-зентаций во выбран-ным темам

8.

Защита иссле-довательских работ.

Урок  -семинар

Авторы, сюжеты и герои произведений. Исследования обуч-ся по выбранным темам.

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Презен-тации, доклады, сообщ., альбомы к произв. (по выбору обуч-ся)

Чит.  и пересказ.  стр. 204-215 о «Брянских страни-цах» ВОв, сообщение о парти-занском  движении на Сузем-щине.

9.

«Брянские страницы» Великой Отечествен-ной войны. Партизанское движение на Суземщине.

Комби-нирован-ный урок

«Брянские страницы» Великой Отечественной войны. Подвиг партизан Брянских лесов. Партизанское движение на Суземщине. Посещение музея в п. Суземка.

Знать: героические страницы Вов в истории родного края.

Уметь: выр. чит.; комменти-ровать; выборочно пересказывать

Моноло-гическое высказы-вание, посеще-ние шко-льного музея.

Подгот. со-общений, докладов , презента-ций, иссле-доват. . работ  к читат. кон-ференции по произ-ведениям  брянских писателей о ВОв.

10.

Читательская конференция «Город, где стреляли дома…» (по произведени-ям брянских писателей  о Вов).

Урок  -конференция

Читательская конференция (по произведениям брянских писателей  о Вов). Роман  

П. Проскурина  «Порог любви»;  рассказ В. Анд-реева «В городе на берегу Дес-ны»;

А.Ф.Семёнов  «Шумел сурово Брянский лес…»;  романы В.К. Соколова  «Семья неуст-рашимых», «Война без выстрелов»; повесть П. Бораненкова «Пылающий лес»; повесть

И. Афроимова «Город, где стреляли дома»; рассказы Н. Н. Прохорова «Отзовись, если жив», «Брянские мстители»; повесть О. Гор-чакова «Вызы-ваем огонь на себя».

Знать: содер-жание произве-дений.

Уметь: составлять устные и письменные сообщения; анализир. эпизоды, про-слеживать авторскую по-зицию произве-дений.; высту-пать перед аудиторией.

Моноло-гическое высказы-вание.

Подгот. со-общений, докладов , презента-ций, иссле-доват. . работ  к читат. кон-ференции по произ-ведениям  брянских писателей о ВОв.

11.

Читательская конференция «Город, где стреляли дома…» (по произведениям брянских писателей  о Вов).

Урок  -конфе-ренция

Читательская конференция (по произведениям брянских писателей  о Вов). Роман  

П. Проскурина  «Порог любви»;  рассказ В. Анд-реева «В городе на берегу Десны»;

А.Ф. Семёнов  «Шумел сурово Брянский лес…»;  романы В.К. Соколова  «Семья неуст-рашимых», «Война без выстрелов»; повесть П. Бораненкова «Пылающий лес»; повесть

И. Афроимова «Город, где стреляли дома»; рассказы Н. Н. Прохорова  «Отзовись, если жив», «Брянские мстители»; повесть О. Гор-чакова «Вызы-ваем огонь на себя».

Знать: содер-жание произве-дений.

Уметь: составлять устные и письменные сообщения; анализир. эпизоды, про-слеживать авторскую по-зицию произве-дений.; высту-пать перед аудиторией.

Моноло-гическое высказы-вание.

Стр. 216-226 читать и пере-сказывать, сообщение о Н. Гри-бачёве.  Стих-я выр. чит., отвеч. на вопросы.

12.

Н.М. Гриба-чёв. Жизнь и творчество. Стихотворе-ния «Погода-непогода», «Да не умрёт!», «Льётся синь как вода…», «Тишина».

Урок  изучения нового материа-ла

Н.М.Грибачёв. «Поднимаюсь рывком в атаку». Жизнь и творчество. Стихотворения «Погода-непогода», «Да не умрёт!», «Льётся синь как вода…», «Тишина».

Знать: сведения из жизни писателя; содержание произведений.

Уметь: выступать с сообщением на заданную тему; выразит. чит. фрагменты;  ви-деть связь с историч. событиями нашего края

Выразит. чтение, беседа по вопросам

Письмен-ный анализ 1 стих-я  (по выбо-ру). Стр. 228-230 чит. очерк.

13.

Очерк Н. Грибачёва «Всегда новая дорога».

Урок  -беседа

Очерк Н. Грибачёва «Всегда новая дорога».

Знать: содержание очерка.

Уметь: выступать с сообщением на заданную тему; выразит. чит. фрагменты

Вопросы и задания, пересказ

Сочине-ние-мини-атюра, задан. стр. 230. Сообщ.  об И. Швеце, стр. 231-237.

14.

И.А.Швец. С любовью к людям. Краткая хроника жизни и творчества.  Анализ сти-хотворений.

Урок изучения нового  материа-ла

И.А.Швец. С любовью к людям. Краткая хроника жизни и творчества.  Анализ стихотворений «Меня тропинка увела…», «Пусть нет избы, где рос и креп…», «Всё дальше от войны уходим…», «Дед Тимоха», «Отчие места», «Наш Брянск», «Только время дефицитно в мире…» и др.

Знать: сведения из жизни писателя; содержание стих-ний, их автобиографич-ность.

Уметь: выступать с сообщением на заданную тему; выразит. чит. и анализ стих-я;  видеть связь с историч. событиями нашего края

Выраз. чтение, анализ стих-ий.

Стр. 243-257 читать. Исследования по вы-бранным темам об историче-ском  про-шлом Брянщины.

15.

Историче-ское прош-лое Брянщи-ны в произ-ведениях литературы 20 века.

Комби-нирован-ный урок

Историческое прошлое Брян-щины в произ-ведениях лите-ратуры 20 века. (Г.П. Шторм «Повесть о Болотникове»,  романы В.К. Соколова «Еме-льян Черно-дыр», «Атаман Брянского ле-са», стихотво-рения Г. Мете-льского«Пётр», «Легенда о  золотой коро-не».).

Знать: как отразилась история Брянска  в литературе и искусстве.

Уметь: выступать с сообщением на заданную тему; выразит. чит. и анализ стих-я;  видеть связь с историч. событиями нашего края.

Моноло-гическое высказы-вание

Чит.  о П. Проскури-не, стр. 251-261. Подгото-вить сооб-щение.

16.

П.Л. Проску-рин. «Свет судьбы». Краткая хроника жизни и творчества. (Обзор).

Урок изучения нового материа-ла

П.Л. Проскурин. «Свет судьбы». Краткая хроника жизни и творчества. (Обзор).

Знать: содержание фильма, героев.

Уметь: давать отзыв на фильм, характеристику героев.

Сообще-ние, беседа;

Стр. 261-270, чит. рассказ «Снова дома»; стр. 270 контр. Вопросы

17.

П. Проску-рин. Рассказ «Снова дома». Историческое время в произведении.

Комби-нирован-ный урок

П. Проскурин. Рассказ «Снова дома». Историческое время в произведении.

Знать: содержание  произведения; героев.

Уметь: давать  харктеристику героев; состав-лять рассказ

Устное сочине-ние-рас-сказ

Сочинение –рассказ (письм.) – индивид. творческ. Проект.

18.

Защита исследова-тельских работ.

Урок -семинар

Авторы, сюжеты и герои произведений. Исследования обуч-ся по выбранным темам..

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Презен-тации, доклады, сообщ., альбомы к произв. (по выбору обуч-ся)

Стр. 271-278 чит.,сост. конспект.

Брянская Земля в литературе конца 20-начала 21 века

19.

А. К. Якушен-ко. Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Баба Тоня».  

Урок изучения нового материа-ла

А. К. Якушенко. «В литературе прожитая жизнь». Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Баба Тоня».  

Знать: сведения о жизни и творч. автора, содерж. рассказа.

Уметь: давать характеристику героев; видеть судьбу русской деревни.

Коммен-тирован-ное чтение

Стр. 278-280, чит. и анализ. стих-я.

20.

Лирика

А.К. Якушен-ко. «Этот домик стоит на окраи-не…», «Узнаю эти светлые веси…» и др.

Комби-нирован-ный урок

Лирика Якушенко. «Этот домик стоит на окраине…», «Узнаю эти светлые веси…» и др.

Знать: содерж. стихотворений

Уметь: выр. чит. стих.,  анализи-ровать;  находить ИВС.

Выр. чтение, анализ стихотв.

Стр. 283-290, сообщ. о А. Мехедо-ве чт. и анализ стих.

21.

А.Г. Мехедов. Краткая хроника жизни и творчества. Образ Родины в стихотворениях. Анализ стихотворе-ний.

Урок изучения нового материа-ла

А.Г. Мехедов. «От народных истоков». Крат-кая хроника жизни и твор-чества. Образ Родины в стихо-творениях «Курганье», «Грачи приле-тели», «Белый сон спеленал поля…», «Зима – на слом! Ещё морозы…»,  «Храм», «Люб-лю» и др. Анализ стихотворений.

Знать: содерж. стих.

Уметь: оценив. выраз. чт., наход. ср-ва худ. выраз-ти; определять авторскую позицию.

Анализ поэтич. текстов

Чит. стих.; письмен-ный анализ 1 стих.  или пре-зентация (по выбо-ру).

22.

А.Г. Мехедов. «От народных истоков». Образ Роди-ны в стихо-творениях. Анализ стихо-творений.

Комби-нирован-ный урок

А.Г. Мехедов. «От народных истоков». Крат-кая хроника жизни и твор-чества. Образ Родины в стихо-творениях. Ана-лиз стихотво-рений.

Знать: содерж. стих.

Уметь: оценив. выраз. чт., наход. ср-ва худ. выраз-ти; определять авторскую позицию.

Анализ поэтич. текстов.

Стр. 296-303, сообщ. о В. Дина-бургском. Читать рассказ «Соната ля минор».

23.

В.Д. Дина-бургский.

Краткая хроника жизни и творчества.  Рассказ «Со-ната ля ми-нор». Анализ рассказа..

Урок изучения нового материа-ла

В.Д. Динабург-ский. « Строки, опалённые вой-ной». Краткая хроника жизни и творчества.  Рассказ «Соната ля минор». Анализ рассказа.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя;

Уметь: анализ. произведение; давать хар-ку героев.

Сообщ., худ. пе-ресказ;  коммен-тирован-ное чте-ние.

Выбор темы для исслед-я «Заочная экскурсия в парк А. К. Толсто-го», «Заоч. экскурсия на мемор. комплекс «Партиз. поляна»» .

24.

Идейно-худо-жественное своеобразие рассказа

В.Д. Динабур-гского  «Со-ната ля ми-нор».

Комби-нирован-ный урок

Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Д. Динабургского  «Соната ля минор».

Знать: содержание рассказа.

Уметь: понимать смысл произведения; давать характеристику героев

Беседа по вопросам

Выполнить  исслед-я по темам: «Заочная экскурсия в парк А. К. Толсто-го», «Заоч. экскурсия на мемор. комплекс «Партиз. поляна»» .

25.

Экскурсия (очная или заочная) в г. Брянск на мемориаль-ный комп-лекс «Парти-занская Поля-на» и в парк А.К. Толсто-го.

Урок – экскур-сия

Экскурсия в г. Брянск на мемориальный комплекс «Партизанская Поляна» и в парк А.К. Толстого.

Знать: содержание стихотворений пейзажной лирики.

Уметь: выразит. чит. стих-я; находить ср-ва худож. выраз-ти.

Моноло-гическое высказы-вание, экскур-сия  (заочная)

Стр.  309-318, сообщ. о А. Савине.  Чит. рассказ «Силнее смерти». Стр. 318 вопросы.

26.

А.Н.Саввин. Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Сильнее смерти».

Урок изучения нового материа-ла

А.Н.Саввин. « Из одного металла льют медаль за бой, за труд». Краткая хроника жизни и творчества. Рассказ «Сильнее смерти».

Знать: биографию писателя; содержание рассказа.

Уметь: пересказывать, текст; давать характеристику героев.

Сообще-ние, худ. пересказ, выборочное чтение, беседа по вопросам

Подгот. сообщ. о С. Грицен-кове. Выуч. стих-я (по выбору обуч-ся).

27.

Гриценков С.А. Лирика поэта. Экскурсия в  школьный  музей.

Урок-экскур-сия

Гриценков С.А. « Мы вместе».  Лирика поэта. Встреча с женой поэта. Экскурсия в  школьный  музей.

Знать: этапы жизни и творчества поэта, содержа-ние его лирики.

Уметь: выраз. читать и анализ. стих-я; опреде-лять основные темы поэзии.

Экскур-сия в школь-ный музей

Стр. 319-327, сообщ. о  Н. Пос-нове. Чит. стих-я на стр.. 327-333.

28.

Н.И. Поснов. Продолжатель классической традиции. Краткая хроника жизни и творчества. Стихотворе-ния. Основные темы лирики.

Урок изучения нового материа-ла

Н.И. Поснов. Продолжатель классической традиции. Краткая хроника жизни и творчества. Стихотворения

«В послевоенном лесу», «Крушинник да осинник», «Апрель», «Душа поэта», «В запасном полку на поле Куликовом», «Десна», «У лукоморья», «Молитва» и др..

Основные темы лирики.

Знать: этапы жизни и творчества поэта, содержа-ние его лирики.

Уметь: выраз. читать и анализ. стих-я; опреде-лять основные темы поэзии, философичность лирики.

Беседа по вопро-сам,  вы-разит. чтение, анализ стих-я.

Найти в Интернете материал о Ю. Крав-цове, под-гот. сообщ. Выраз. чит. стих-я поэта.

29.

Кравцов Ю.И. Жизнь и творчество. Анализ стихо-творений. Встреча с поэтом (очная или заочная).

Урок изучения нового материа-ла

Кравцов Ю.И. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений. Изучение газетных публикаций. Встреча с поэтом.

Знать: этапы жизни и творчества поэта, содержа-ние его лирики.

Уметь: выраз. читать и анализ. стих-я; опреде-лять основные темы поэзии.

Беседа по вопро-сам,  вы-разит. чтение, анализ стих-я.

Стр. 334-341, сообщ. о В. Сороч-кине.

Стр 341-344, выр. чтение стих. 1-2 выуч. наиз.

30.

Вл. Евг. Соро-чкин. Вечные  вопросы бы-тия. Лирика. Анализ стихо-творений.

Беседа по вопро-сам,  вы-разит. чтение, анализ стих-я.

Владимир Евгеньевич Сорочкин. Вечные  вопросы бытия. Лирика. Анализ стихотворений «Какой портной в пресветлой горенке…», «Посмотришь вспять – а всё уже пропето…», «Бывают дни пронзительного счастья…», Ни тепла не прошу, ни покоя…», «Два витязя», «Судьба».

Знать: этапы жизни и творчества поэта, содержа-ние его лирики.

Уметь: выраз. читать и анализ. стих-я; опреде-лять основные темы поэзии.

Беседа по вопро-сам,  вы-разит. чтение, анализ стих-я.

Подготов-ка иссле-дователь-ских про-ектов, повторить изуч. в 11 классе произведения, подгот. к контр. р. по тв-ву брянских писателей

31.

Контрольная работа по творчеству брянских писателей 20-21 веков.

Урок провер-ки, оценки и контро-ля знаний

Контрольная работа по творчеству брянских писателей 20-21 веков.

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Пробле-мный во-прос, со-чинение.

Подготов-ка к напи-санию иссле-довательских проек-тов по выбранной теме.

32.

Защита исследова-тельских проектов.

Урок-семинар

Авторы, сюжеты и герои произведений. Исследования обуч-ся по выбранным темам.

Знать: содержание, сюжеты, темы, идеи изученных произведений.

Уметь: анализировать произведения, давать развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Презен-тации, доклады, сообщ., альбомы к произв. (по выбору обуч-ся)

Стр. 346-352 читат. и пересказ.

33.

Брянские страницы русской классики.

Урок изучения нового материа-ла

Брянские страницы русской классики.

Знать: сюжеты и героев изученных произведений.

Уметь: ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы

Моноло-гическое выска-зывание,выбор. чтенние

Список литерату-ры на лето

34.

Подведение итогов года.

Урок-беседа

Итоги  года. Задания для летнего чтения.

Знать: сюжеты и героев изученных произведений.

Уметь: ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы

Беседа по вопро-сам. Конскльтаци. К ЕГЭ.

Раздел VII.
Рекомендуемая литература:

  1. Брянщина литературная: с 18 века до наших дней. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Шаравина.- Брянск: Курсив, 2008. -352с.
  2. Соболев Н.А. Брянский край в русской литературе (XII-XIX вв.). Художественные тексты и учебные материалы. – Брянск: БИПКРО, 2007.
  3. Соболев, Н. «...Душа собою вечно недовольна». Литературно- краеведческие очерки. Тула, 1991.
    Алексеев В.П.Брянские люди 18 века. Брянск, 1993.
  4. Сухова Н. .Мастера русской лирики: А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.Н.Майков, А.К.Толстой .М.,1982.
  5. Парыгин В., Брянщина литературная. Тула, 1985.

6. Ашеко Л. О новой книге В.Сорочкина «Завтра и вчера». Добрый день. Брянщина,2005. 30 ноября.

                                                         Литература для ученика.

1.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное издательство, 1990\
2. Крисанова В. «Осторожнее красота!» БК ФАКТ.2002.9-15 января.
3. Алексеев В.П.Брянские люди 18 века. Брянск, 1993.
4. Иванов Ю. Под сенью Тютчева и Толстого .Брянск,2001..
5. Ашеко Л.С. Высокий свет полей в душе моей... Брянский рабочий,2006. 31 января.
6. Брянские писатели. Антология. Брянск: Кириллица.2003.
7. Проскурин П.Л. Собрание сочинений в пяти томах. М.1983.
8. Поснов Н.И. Колокольчик синеокий. Стихи. Брянск,2006.
9. Голубева Э. Писатель Леонид Добычин и Брянск. Брянск.2005.
10.Соловьёв В. Поэзия гр. А.К.Толстого. Соловьёв В.Философия искусства и литературная критика. М.1991.

Раздел VIII.

 КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Брянщины литературной с 18 века до наших дней.

В результате изучения Брянщины литературной ученик должен:

  1. знать основные этапы и ключевые события развития литературы Брянщины с древнейших времен до 18 века  и до наших дней, выдающихся деятелей Брянщины;
  2. знать важнейшие этапы жизни и творчества писателей и поэтов Брянского края;
  3. уметь читать литературную карту и показывать на ней важнейшие памятники литературы;
  4. владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  5. уметь рассказывать о важнейших событиях из жизни писателей, их литературных трудах, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  6. использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  7. уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013

Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»

Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...