М.Ю. Лермонтов "Три пальмы" (разработка урока)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Интерпретация баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» через комикс.
Литературные произведения часто успешно ставят на сцене, экранизируют, стихи поэтов 19 и начала 20 века перекладывают на современную музыку, по классическим романам создаются графические романы. И каждый спектакль, каждый фильм, песня или портрет – это новое прочтение знакомого произведения, его новое звучание.
Ученикам часто интересно узнать, как увидел знакомого героя тот или иной художник, или как его сыграл актер на сцене. Но еще интереснее стать соавтором произведения и создать уже свое творение на основе своего прочтения.
Форма комикса, которая, по сути, является сочетанием двух видов искусства – литературы и живописи, может быть прекрасным способом творческого переосмысления литературного произведения. В представленном ниже уроке учащиеся создают комикс как продукт интерпретации литературного произведения.
При использовании формы комикса мы четко формулируем тему/задачу и предлагаем учащимся строго регламентированное пространство для творчества и набор функциональных инструментов.
Форма стрипа (небольшого комикса, занимающего не более страницы) – оптимальная для работы на один урок. П
Для заполнения текстовых блоков на усмотрение учителя могут быть так же обозначены определенные параметры: только цитирование, не использовать диалектизмы, перевести на иностранный язык, использовать цитаты из другого произведения и т.д.
Достаточно большое количество времени в данной работе занимают пояснения, но после первого созданного комикса ученикам обычно все становится ясно, и при дальнейшей работе инструктаж не требуется.
Очень важной становится организационная деятельность учителя: его задача выбрать и проследить за осуществлением принципа формирования групп (в произвольном, случайном или заданном порядке); помогать распределять задачи в группе, помогать учащимися следить за временем.
Форма комикса может быть успешно использована на уроках литературы с целью развить читательскую компетенцию учащихся и помочь решить различные задачи.
Во-первых, это прекрасный способ повысить мотивацию к работе на уроках: новая форма работы – это всегда интересно, комикс – это современно, классическая литература в виде комикса – неожиданно. Такой подход помогает почувствовать себя соавтором, субъектом литературного процесса. Кроме того такая работа способствует присвоению литературного опыта, даже если конкретный ученик не прочитал текст самостоятельно.
Во-вторых, данный метод, хотя и может быть использован для индивидуальной работы, отлично используется при работе в группах, развивая коммуникативные и социальные навыки учащихся: они учатся самостоятельно распределять задания, дискутировать, находить компромисс.
В-третьих, данный метод помогает справиться с рядом образовательных задач: выделять элементы сюжетной композиции, давать характеристику герою, выделять главное в тексте, работать с цитатами, передавать текстовую информацию в графическом виде, создавать и презентовать свой продукт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока и подробное описание метода комикса | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерпретация баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» через комикс.
Литературные произведения часто успешно ставят на сцене, экранизируют, стихи поэтов 19 и начала 20 века перекладывают на современную музыку, по классическим романам создаются графические романы. И каждый спектакль, каждый фильм, песня или портрет – это новое прочтение знакомого произведения, его новое звучание.
Ученикам часто интересно узнать, как увидел знакомого героя тот или иной художник, или как его сыграл актер на сцене. Но еще интереснее стать соавтором произведения и создать уже свое творение на основе своего прочтения.
Форма комикса, которая, по сути, является сочетанием двух видов искусства – литературы и живописи, может быть прекрасным способом творческого переосмысления литературного произведения. В представленном ниже уроке учащиеся создают комикс как продукт интерпретации литературного произведения.
При использовании формы комикса мы четко формулируем тему/задачу и предлагаем учащимся строго регламентированное пространство для творчества и набор функциональных инструментов.
Форма стрипа (небольшого комикса, занимающего не более страницы) – оптимальная для работы на один урок. Пространство для работы – это страница, состоящая из шести панелей (кадров/картинок). Распределение функций панелей может быть задачей отдельного урока, дополняющей работу с сюжетной композицией, либо же алгоритм может быть задан учителем:
панель №1: главный герой (супергерой в комиксах) | панель №2: второй главный герой, тот или то, с кем/чем связан конфликт произведения (суперзлодей) | панель №3: завязка |
панель №4: развитие действия | панель №5: кульминация | панель №6: развязка. |
Панель 4 и 5 могут меняться местами.
Функциональные инструменты для работы:
Пузырь (baloon) – объект, в котором содержатся реплики и мысли персонажа. Обычно пузыри имеют овальную форму с хвостом, направленном к говорящему. Мысли рисуют в виде облачка. Можно изобразить и шепот (в рамке с пунктиром) или звуковые эффекты (например, крупным шрифтом).
Пузыри могут использоваться не только для отображения реплик героев, но и для внесения авторской позиции или сторонней информации, которая влияет на ход сюжета, а можно сообщить важную информацию о герое. В таких случаях хвост пузыря может быть направлен к границе панели, будто это – голос из-за кадра.
При групповой работе проще создавать пузыри отдельно от панели, а после наклеивать их на готовый комикс.
Авторский текст – это текстовый блок с информацией, которую нельзя передать с помощью диалогов и мыслей. Он может описывать настроение персонажа, указывать место и время действия.
Для заполнения текстовых блоков на усмотрение учителя могут быть так же обозначены определенные параметры: только цитирование, не использовать диалектизмы, перевести на иностранный язык, использовать цитаты из другого произведения и т.д.
Достаточно большое количество времени в данной работе занимают пояснения, но после первого созданного комикса ученикам обычно все становится ясно, и при дальнейшей работе инструктаж не требуется.
Очень важной становится организационная деятельность учителя: его задача выбрать и проследить за осуществлением принципа формирования групп (в произвольном, случайном или заданном порядке); помогать распределять задачи в группе, помогать учащимися следить за временем.
Форма комикса может быть успешно использована на уроках литературы с целью развить читательскую компетенцию учащихся и помочь решить различные задачи.
Во-первых, это прекрасный способ повысить мотивацию к работе на уроках: новая форма работы – это всегда интересно, комикс – это современно, классическая литература в виде комикса – неожиданно. Такой подход помогает почувствовать себя соавтором, субъектом литературного процесса. Кроме того такая работа способствует присвоению литературного опыта, даже если конкретный ученик не прочитал текст самостоятельно.
Во-вторых, данный метод, хотя и может быть использован для индивидуальной работы, отлично используется при работе в группах, развивая коммуникативные и социальные навыки учащихся: они учатся самостоятельно распределять задания, дискутировать, находить компромисс.
В-третьих, данный метод помогает справиться с рядом образовательных задач: выделять элементы сюжетной композиции, давать характеристику герою, выделять главное в тексте, работать с цитатами, передавать текстовую информацию в графическом виде, создавать и презентовать свой продукт.
Тема представленного урока литературы в 6 классе – «Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Это был второй урок с использованием формы комикса, поэтому общие правила ребятам были известны. Основной образовательной задачей представленного ниже урока изначально было – закрепить понимание жанрового своеобразия баллады. Баллада, несмотря на поэтическую форму, является эпическим жанром и имеет в основе острый сюжет, работа с которым и должна была проходить в форме комикса.
Мы прочитали вслух балладу, разобрали непонятные слова (аравийская земля, фарис, араб, вороной конь, кущи, роптать) и художественные элементы (сюжет, прямая речь, пейзаж, портрет, олицетворение, метафоры, эпитеты). При чтении и работе с текстом учитель сразу старается обратить внимание учащихся на детали, которые стоит внести в иллюстрацию, или слова/фразы, которые можно использовать для наполнения текстовых блоков. После этого учащимся было предложено создать комикс-стрип из баллады Лермонтова, отмечая композиционные элементы сюжета.
Но в процессе работы перед учащимися встал вопрос интерпретации авторского текста. Совместно определяя наполнение панелей комикса, мы столкнулись с тем, что относительно панели №2 нет единого мнения: кто-то предлагал изобразить там бога, на которого роптали пальмы, кто-то – человека или караван, другие подчеркивали, что должен быть изображен не просто человек, а молодой и красивый мужчина. Мы оставили данную панель и панель №4 (развитие действия) свободными, предоставив каждой группе самостоятельно решить, кто является вторым героем-участником конфликта и как развивалось действие. Элементы сюжетной композиции (панель №3,5 и 6) разногласий не вызвали. В конце этого этапа как правило уже появляются наброски картинок или расположение элементов в панелях.
После ребятам было дано время на оформление комикса. При распределении задач (когда один – рисует, другой – обводит и раскрашивает, третий – оформляет пузыри, четвертый – располагает их в панелях, пятый – оформляет авторский текст) 5-7 минут достаточно.
Для экономии времени можно предложить ребятам воспользоваться готовыми шаблонами (уже вырезанными героями, картинками).
В конце работы следует предусмотреть возможность общего ознакомления с результатами работы групп. Это может быть презентация, взаимное рецензирование работ по группам, выставка работ.
В заключение урока, когда происходила презентация созданных группами стрипов, все увидели, что содержимое панелей комикса в группах принципиально различалось, так же как и представленная группами трактовка произведения.
Группы, изобразившие на второй панели бога, увидели основной конфликт произведения в постоянном недовольстве человека тем, что у него есть, это конфликт с высшей силой. Пальмы, за которыми легко угадываются люди, не довольны своей судьбой, они считают, что достойны большего, обвиняют небо в несправедливости и получают то, о чем просили.
Группы, изобразившие на второй панели человека или караван, увидели в балладе отражение взаимоотношений человека и природы вообще: человек, которому по библейской легенде, были отданы все растения и живые существа во владычество, уничтожает после себя все, не думая о последствиях.
Группа, изобразившая на второй панели красавца-всадника, увидела любовную трагедию. Пальмы у них обрели девичьи черты, а ропот на бога превратился в мольбу о любви. Но красавец юноша, воспользовавшись искренним чувством девушки, бросил ее на произвол судьбы, оставив в душе пепелище и бесплодную пустыню.
Таким образом, при помощи формы комикса учащиеся не только нашли разные уровни понимания текста, но и выявили механизмы, при помощи которых происходит интерпретация произведения.
Технологическая карта урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...