Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
    М.Ю. Лермонтов "Три пальмы" (разработка урока)

    Васько Вера Алексеевна

    Интерпретация баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» через комикс.

    Литературные произведения часто успешно ставят на сцене, экранизируют, стихи поэтов 19 и начала 20 века перекладывают на современную музыку, по классическим романам создаются графические романы. И каждый спектакль, каждый фильм, песня или портрет – это новое прочтение знакомого произведения, его новое звучание.

    Ученикам часто интересно узнать, как увидел знакомого героя тот или иной художник, или как его сыграл актер на сцене. Но еще интереснее стать соавтором произведения и создать уже свое творение на основе своего прочтения.

    Форма комикса, которая, по сути, является сочетанием двух видов искусства – литературы и живописи, может быть прекрасным способом творческого переосмысления литературного произведения. В представленном ниже уроке учащиеся создают комикс как продукт интерпретации литературного произведения.

    При использовании формы комикса мы четко формулируем тему/задачу и предлагаем учащимся строго регламентированное пространство для творчества и набор функциональных инструментов.

    Форма стрипа (небольшого комикса, занимающего не более страницы) – оптимальная для работы на один урок. П

     

    Для заполнения текстовых блоков на усмотрение учителя могут быть так же обозначены определенные параметры: только цитирование, не использовать диалектизмы, перевести на иностранный язык, использовать цитаты из другого произведения и т.д.

    Достаточно большое количество времени в данной работе занимают пояснения, но после первого созданного комикса ученикам обычно все становится ясно, и при дальнейшей работе инструктаж не требуется.

    Очень важной становится организационная деятельность учителя: его задача выбрать и проследить за осуществлением принципа формирования групп (в произвольном, случайном или заданном порядке); помогать распределять задачи в группе, помогать учащимися следить за временем.

    Форма комикса может быть успешно использована на уроках литературы с целью развить читательскую компетенцию учащихся и помочь решить различные задачи.

    Во-первых, это прекрасный способ повысить мотивацию к работе на уроках: новая форма работы – это всегда интересно, комикс – это современно, классическая литература в виде комикса – неожиданно. Такой подход помогает почувствовать себя соавтором, субъектом литературного процесса. Кроме того такая работа способствует присвоению литературного опыта, даже если конкретный ученик не прочитал текст самостоятельно.

    Во-вторых, данный метод, хотя и может быть использован для индивидуальной работы, отлично используется при работе в группах, развивая коммуникативные и социальные навыки учащихся: они учатся самостоятельно распределять задания, дискутировать, находить компромисс.

    В-третьих, данный метод помогает справиться с рядом образовательных задач: выделять элементы сюжетной композиции, давать характеристику герою, выделять главное в тексте, работать с цитатами, передавать текстовую информацию в графическом виде, создавать и презентовать свой продукт.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интерпретация баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» через комикс.

    Литературные произведения часто успешно ставят на сцене, экранизируют, стихи поэтов 19 и начала 20 века перекладывают на современную музыку, по классическим романам создаются графические романы. И каждый спектакль, каждый фильм, песня или портрет – это новое прочтение знакомого произведения, его новое звучание.

    Ученикам часто интересно узнать, как увидел знакомого героя тот или иной художник, или как  его сыграл актер на сцене. Но еще интереснее стать соавтором произведения и создать уже свое творение на основе своего прочтения.  

    Форма комикса, которая, по сути, является сочетанием двух видов искусства – литературы и живописи,  может быть прекрасным способом творческого переосмысления литературного произведения. В представленном ниже уроке учащиеся создают комикс как продукт интерпретации литературного произведения.

    При использовании формы комикса мы четко формулируем тему/задачу и предлагаем учащимся строго регламентированное пространство для творчества и набор функциональных инструментов.

    Форма стрипа (небольшого комикса, занимающего не более страницы) – оптимальная для работы на один урок. Пространство для работы – это страница, состоящая из шести панелей (кадров/картинок). Распределение функций панелей может быть задачей отдельного урока, дополняющей работу с сюжетной композицией, либо же алгоритм может быть задан учителем:

    панель №1: главный герой (супергерой в комиксах)

    панель №2: второй главный герой, тот или то, с кем/чем связан конфликт произведения (суперзлодей)

    панель №3: завязка

    панель №4: развитие действия

    панель №5: кульминация

    панель №6: развязка.

    Панель 4 и 5 могут меняться местами.

    Функциональные инструменты для работы:

    Пузырь (baloon) – объект, в котором содержатся реплики и мысли персонажа.  Обычно пузыри имеют овальную форму с хвостом, направленном к говорящему. Мысли рисуют в виде облачка. Можно изобразить и шепот (в рамке с пунктиром) или звуковые эффекты (например, крупным шрифтом).

    Пузыри могут использоваться не только для отображения реплик героев, но и для внесения авторской позиции или сторонней информации, которая влияет на ход сюжета, а можно сообщить важную информацию о герое. В таких случаях хвост пузыря может быть направлен к границе панели, будто это – голос из-за кадра.

    При групповой работе проще создавать пузыри отдельно от панели, а после наклеивать их на готовый комикс.

    Авторский текст – это текстовый блок с информацией, которую нельзя передать с помощью диалогов и мыслей. Он может описывать настроение персонажа, указывать место и время действия.

    Для заполнения текстовых блоков на усмотрение учителя могут быть так же обозначены определенные параметры: только цитирование, не использовать диалектизмы, перевести на иностранный язык, использовать цитаты из другого произведения и т.д.

    Достаточно большое количество времени в данной работе занимают пояснения, но после первого созданного комикса ученикам обычно все становится ясно, и при дальнейшей работе инструктаж не требуется.

    Очень важной становится организационная деятельность учителя: его задача выбрать и проследить за осуществлением принципа формирования групп (в произвольном, случайном или заданном порядке); помогать распределять задачи в группе, помогать учащимися следить за временем.

    Форма комикса может быть успешно использована на уроках литературы с целью развить читательскую компетенцию учащихся и помочь решить различные задачи.

    Во-первых, это прекрасный способ повысить мотивацию к работе на уроках: новая форма работы – это всегда интересно, комикс – это современно, классическая литература в виде комикса – неожиданно. Такой подход помогает почувствовать себя соавтором, субъектом литературного процесса. Кроме того такая работа способствует присвоению литературного опыта, даже если конкретный ученик не прочитал текст самостоятельно.

    Во-вторых, данный метод, хотя и может быть использован для индивидуальной работы, отлично используется при работе в группах, развивая коммуникативные и социальные навыки учащихся: они учатся самостоятельно распределять задания, дискутировать, находить компромисс.

    В-третьих, данный метод помогает справиться с рядом образовательных задач: выделять элементы сюжетной композиции, давать характеристику герою, выделять главное в тексте, работать с цитатами, передавать текстовую информацию в графическом виде, создавать и презентовать свой продукт.

    Тема представленного урока литературы в 6 классе – «Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Это был второй урок с использованием формы комикса, поэтому общие правила ребятам были известны. Основной образовательной задачей представленного ниже урока изначально было – закрепить понимание жанрового своеобразия баллады.  Баллада, несмотря на поэтическую форму, является эпическим жанром и имеет в основе острый сюжет, работа с которым и должна была проходить в форме комикса.

    Мы прочитали вслух балладу, разобрали непонятные слова (аравийская земля, фарис, араб, вороной конь, кущи, роптать) и художественные элементы (сюжет, прямая речь, пейзаж, портрет, олицетворение, метафоры, эпитеты). При чтении и работе с текстом учитель сразу старается обратить внимание учащихся на детали, которые стоит внести в иллюстрацию, или слова/фразы, которые можно использовать для наполнения текстовых блоков. После этого учащимся было предложено создать комикс-стрип из баллады Лермонтова, отмечая композиционные элементы сюжета.

    Но в процессе работы перед учащимися встал вопрос интерпретации авторского текста. Совместно определяя наполнение панелей комикса, мы столкнулись с тем, что относительно панели №2 нет единого мнения: кто-то предлагал изобразить там бога, на которого роптали пальмы, кто-то – человека или караван, другие подчеркивали, что должен быть изображен не просто человек, а молодой и красивый мужчина. Мы оставили данную панель и панель №4 (развитие действия) свободными, предоставив каждой группе самостоятельно решить, кто является вторым героем-участником конфликта и как развивалось действие. Элементы сюжетной композиции (панель №3,5 и 6) разногласий не вызвали. В конце этого этапа как правило уже появляются наброски картинок или расположение элементов в панелях.

    После ребятам было дано время на оформление комикса. При распределении задач (когда один – рисует, другой – обводит и раскрашивает, третий – оформляет пузыри, четвертый – располагает их в панелях, пятый – оформляет авторский текст) 5-7 минут достаточно.

    Для экономии времени можно предложить ребятам воспользоваться готовыми шаблонами (уже вырезанными героями, картинками).

    В конце работы следует предусмотреть возможность общего ознакомления с результатами работы групп. Это может быть презентация, взаимное рецензирование работ по группам, выставка работ.

    В заключение урока, когда происходила презентация созданных группами стрипов, все увидели, что содержимое панелей комикса в группах принципиально различалось, так же как и представленная группами трактовка произведения.  

    Группы, изобразившие на второй панели бога, увидели основной конфликт произведения в постоянном недовольстве человека тем, что у него есть, это конфликт с высшей силой. Пальмы, за которыми легко угадываются люди, не довольны своей судьбой, они считают, что достойны большего, обвиняют небо в несправедливости и получают то, о чем просили.

    Группы, изобразившие на второй панели человека или караван, увидели в балладе отражение взаимоотношений человека и природы вообще: человек, которому по библейской легенде, были отданы все растения и живые существа во владычество, уничтожает после себя все, не думая о последствиях.

    Группа, изобразившая на второй панели красавца-всадника, увидела любовную трагедию. Пальмы у них обрели девичьи черты, а ропот на бога превратился в мольбу о любви. Но красавец юноша, воспользовавшись искренним чувством девушки, бросил ее на произвол судьбы, оставив в душе пепелище и бесплодную пустыню.

    Таким образом, при помощи формы комикса учащиеся не только нашли разные уровни понимания  текста, но и выявили механизмы, при помощи которых происходит интерпретация произведения.


    Технологическая карта урока.

    Литература

    6 класс

    Тип урока: урок общеметадологической направленности.

    Тема: Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

    Цель: развитие читательской компетенции;

    использование учащимися имеющихся знаний и умений при работе с новым материалом;
    систематизация понятийной базы (С)

    Задачи: научить определять признаки жанра в произведении, развивать навыки интерпретации художественного текста, переводить текстовую информацию в графическую по заданному образцу , (О); развивать самостоятельное мышление и речь учащихся, развивать умение выделять главное, творчески переосмыслять художественны произведения (Р); способствовать развитию взаимоотношений при работе в группах, повышение уровня мотивации на уроках (В)

    Основные термины и понятия: эпос, баллада, сюжет, завязка, кульминация, развязка, развитие действия, метафора, эпитет, олицетворение, главная мысль, графический роман, комикс

    Межпредметные связи: география – Аравийский полуостров, пустыня, оазис;

    Живопись – портрет, пейзаж, символика цвета, композиции, жанры иллюстраций.

    Наглядность: шаблон для комикса на доске и в качестве раздаточного материала в каждой группе.

    1. Главный герой.
    1. Второй герой
    1. Завязка/конфликт
    1. Развитие действия/конфликта
    1. Кульминация/пик конфликта.
    1. Развязка/разрешение конфликта.

     

    Технические средства: доска, мел/маркер

    (Альтернатива: Ватман и шаблонные заготовки для наклеивания в «кадры» комикса)

    Формы работы: комментированное чтение, составление сюжетного плана, групповая работа под руководством учителя: создание комикса.

    Эпиграф к уроку: «Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель » (Джозеф Конрад)

    Этапы

    Виды деятельности

    Результаты

    УУД

    1.  Организационный момент.

    Готовятся к уроку. (Рассаживаются по группам 4-6 человек)

    1. Этап мотивации к учебной деятельности.

    Рассматривают заготовки на доске и страницы комиксов, определяют, для чего используются данные инструменты.

    Отвечают на вопросы:

    что общего между комиксом и литературой?

    Что такое комикс?

    Каким должно быть произведение, чтобы его можно было «экранизировать» в комиксе? (сюжет)

    можно ли перевести в комикс поэтический текст? (да: поэма, баллада)

    Сопоставляют и анализируют разные формы искусства, дают развернутые ответы, формулируют определение понятию; знают роды литературы.

    строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

    выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

    1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

    Выразительное чтение баллады «Три пальмы».

    Работа с лексикой: учитель поясняет малознакомые слова (аравийские земли, оазис, сень, кущи, вороной конь, араб, фарис, караван). При чтении и работе с текстом учитель сразу старается обратить внимание учащихся на детали, которые стоит внести в иллюстрацию, или слова/фразы, которые можно использовать для наполнения текстовых блоков.

    Совместное выделение сюжетной композиции (Учитель фиксирует план на доске).

    На доске представлена рекомендуемая композиция комикса.

    Параллельно с учителем, работая в группах, ребята заполняют панели комикса. Учитель намеренно не заполняет панель №2, чтобы не навязывать свое понимание баллады.

     Сталкиваются с проблемной ситуацией: в чем суть конфликта баллады?

    Выделять композиционные элементы и сопоставлять жанры. Знают роды литературы, определяют балладу как эпическое произведение, знают особенности жанра «баллада»,

    находить основные изобразительно-выразительные средства, определять их художественные функции.

    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

    резюмировать главную идею текста Умеют вести аргументированную дискуссию

    1. Постановка учебной задачи и целей урока

    Озвучивают свои варианты для заполнения ячейки 2 (бог, араб, люди). Обсуждают, как меняется смысл произведения.

    выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

    Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

    1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

    Под руководством учителя формулируют алгоритм действий для поиска аргументов. Работают в группах с художественным текстом (находят художественные средства, которые подтверждают выбранную точку зрения и смогут дополнить графический образ деталью портрета/пейзажа или текстовой вставкой.

    Знают из чего складывается образ героя.

    Умеют находить средства художественной выразительности речи и определять их роль.

    Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); организовывать учебное взаимодействие в группе

    1. Этап реализации построенного проекта.

    Дополняют свой комикс отобранными цитатами, визуальные образы корректируют согласно своему пониманию баллады.

    Знают понятия «цитата»,

    Умеют выделять главное, сокращать цитату, визуализировать словесный портрет или пейзаж.

    Переводить сложную по составу информацию из текстового представления в графический

    1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

    Презентуют свои работы. Формулируют выводы наблюдений.

    Оценивают комиксы других групп по критериям:

    • Самодостаточность (можно ли воспринимать не зная исходный текст);
    • Текстовые блоки (точность цитат, разнообразие типов блоков);
    • Образы (точность созданных образов)
    • Эстетичность.

    Знают понятие «баллада», «сюжетная композиция» и «главная мысль произведения»;  определять тему и основную мысль произведения,

    вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

    резюмировать главную идею текста;

    соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

    1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Дают обратную связь:

    1. 1-5 я доволен своей работой на уроке.

    2. Мне было интересно…

    3. Мне не хватило...

    Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

    оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

    ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

    На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

    М. Ю. Лермонтов "Бородино"Презентация к уроку

    Презентация к уроку по теме " М. Ю. Лермонтов.Стихотворение  " Бородино"...

    Доклад учителя М.Ю. Зубачевой «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

    Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока....

    М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)

    Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....

    Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

    Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

    М.Ю.Лермонтов "Бородино" Презентация к уроку литературы 5 класс

    Презентация к уроку литературы М.Ю.Лермонтов "Бородино"...

    Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения

    Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»Тип урока : Урок анализа произведения...