«Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
А.И. Куприн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_60_literatura.docx | 19.29 КБ |
urok_60_literatura.pptx | 895.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?»
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
-Посмотрите на доску. Прочитайте высказывания великих людей (слайд 1).
1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский
2. Милосердие не бывает чрезмерным… Френсис Бекон
3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не
думая о вознаграждении. Конфуций
- Какая тема объединяет все афоризмы?
- В каком известном вам произведении раскрывается эта тема? («А.И. Куприн «Чудесный доктор») (слайд 2)
- Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие, справедливость)
- Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
4. Работа по теме урока
1) Заполнение таблицы «Мир мальчиков и мир вокруг» (слайды 3-4)
Мир мальчиков | Мир вокруг |
-пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры; - обледенелый и грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; - закоптелые, плачущие от сырости стены, и мокрые отрепки, сушившиеся на протянутой через комнату веревке; -ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс | -витрины красивых магазинов с изобилием продуктов; -сияющие ёлки; -звуки весёлой польки; -разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам. |
-Докажите, что в начале рассказа есть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром. Найдите слова из текста, позволяющие понять это противоречие. Заполнение таблицы.
- Проанализируйте особенности изображения мира мальчиков и окружающего мира в рассказе А.И. Купина «Чудесный доктор». Объясните, почему автор рассказа подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? Найдите в этом эпизоде, с помощью каких имен прилагательных автору удается передать нам эту мысль?
2) Анализ письма
- Проанализируйте эпизод передачи письма по назначению.
- Найдите в рассказе слова, которые помогают понять, что могло быть написано в письме Елизаветы Ивановны, о чем могла просить она в своем письме Савелия Петровича, какими чувствами оно было проникнуто?
- Определите, какую роль играет эпизод с письмом в раскрытии главной мысли произведения.
3) Беседа
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? («Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»)
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
(Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам)
- Вернемся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор» и темы нашего урока? Какой жизненный совет дал «чудесный» доктор Мерцаловым? (Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди).
- В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?
5. Подведение итогов
-Какими современными средствами можно мысли о добре донести сотням людей?
( Через телевидение, Интернет, баннеры, плакаты, через рекламу). (слайд 5)
Есть такое понятие «социальная реклама». Она не призывает что-либо покупать или продавать. Её цель - воздействовать на души, сердца людей.
Демонстрация видео https://youtu.be/3Q2o4S8zAkg
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Владимир и Марина Вавиловы и назвали фонд в память об их дочери, которая умерла от лейкемии в возрасте пяти лет (слайд 6). Чулпан Хаматова совместно с актрисой Диной Корзун создали Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (слайд 7). Не так много людей, готовых посвятить свою жизнь помощи другим. Елизавета Глинка была известна как доктор Лиза, и за время своей работы она ни разу не прошла мимо человеческих бед. Свой фонд «Справедливая помощь» она основала для того, чтобы оказывать материальную и врачебную помощь онкобольным, бездомным, помощь детям, находящимся в зоне военных конфликтов (слайд 8). Помимо благотворительных фондов в нашей стране активно идет оказание помощи больным детям через СМИ. Так, например, 1 канал совместно с «Русфондом» создали совместную акцию «Добро» для помощи тяжелобольным детям. Эта акция спасает здоровье и жизни сотен детей. На 5 канале каждый четверг проходит благотворительный проект «День Добрых Дел», помогающий тяжелобольным детям (слайд 9). Помогая другим, эти люди отдавали частичку себя и своей души.
6. Д/задание (слайд 10) Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:
1. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
2. В какие чудеса следует верить людям?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир мальчиков Мир вокруг
Мир мальчиков Мир вокруг - пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры; - обледенелый и грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; - закоптелые, плачущие от сырости стены, и мокрые отрепки, сушившиеся на протянутой через комнату веревке; -ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс -витрины красивых магазинов с изобилием продуктов; -сияющие ёлки; -звуки весёлой польки; -разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам.
Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»? 2. В какие чудеса следует верить людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
Эссе "Если есть чудо в русской литературе,,," (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивительным кажется то, каким разнообразием впечатлений он успел её наполнить! Как многое смог разглядеть, осмыслить в тогдашней российской дейст...
классный час классах СКО VIII вида на тему:«Есть ли в жизни место «чуду»? «Уступать друг другу надо?!"
классный час...
сценарий отчётного концерта центра дополнительного образования "Место чуду есть"
Главные роли исполняют Василисы Премудрые, которые показывают Пеппи различные направления работы центра дополнительного образования и делают главный вывод - "Чудо рядом...."...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)
Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....