«Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.И. Куприн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_60_literatura.docx19.29 КБ
Файл urok_60_literatura.pptx895.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?»

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

-Посмотрите на доску. Прочитайте высказывания великих людей (слайд 1).

1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский
2. Милосердие не бывает чрезмерным… Френсис Бекон
3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не 
думая о вознаграждении. Конфуций

- Какая тема объединяет все афоризмы?

- В каком известном вам произведении раскрывается эта тема? («А.И. Куприн «Чудесный доктор») (слайд 2)

- Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие, справедливость)
- Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. 

4. Работа по теме урока

 1) Заполнение таблицы «Мир мальчиков и мир вокруг» (слайды 3-4)

Мир мальчиков

Мир вокруг

-пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры;

- обледенелый и грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой;

- закоптелые, плачущие от сырости стены, и  мокрые отрепки, сушившиеся на протянутой через комнату веревке;

-ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс

-витрины красивых магазинов с изобилием продуктов;

-сияющие ёлки;

-звуки весёлой польки;

-разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам.

-Докажите, что в начале рассказа есть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром. Найдите слова из текста, позволяющие понять это противоречие. Заполнение таблицы.

- Проанализируйте особенности изображения мира мальчиков и окружающего мира в рассказе А.И. Купина «Чудесный доктор». Объясните, почему автор рассказа подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? Найдите  в этом эпизоде, с помощью каких имен прилагательных автору удается передать нам эту мысль?
2) Анализ письма

- Проанализируйте эпизод передачи письма по назначению.

- Найдите в рассказе слова, которые помогают понять, что могло быть написано в письме Елизаветы Ивановны, о чем могла просить она в своем письме Савелия Петровича, какими чувствами оно было проникнуто?

- Определите, какую роль играет эпизод с письмом в раскрытии главной мысли произведения. 
3) Беседа

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? («Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»)
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
(Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам)
- Вернемся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор» и темы нашего урока? Какой жизненный совет дал «чудесный» доктор Мерцаловым? (Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди). 
- В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?

5. Подведение итогов

-Какими современными средствами можно мысли о добре  донести сотням  людей?

( Через  телевидение, Интернет, баннеры, плакаты, через  рекламу). (слайд 5)

Есть такое  понятие «социальная  реклама». Она  не  призывает что-либо   покупать  или  продавать. Её  цель -  воздействовать  на  души, сердца  людей.

Демонстрация видео https://youtu.be/3Q2o4S8zAkg

- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Владимир и Марина Вавиловы и назвали фонд в память об их дочери, которая умерла от лейкемии в возрасте пяти лет (слайд 6). Чулпан Хаматова совместно с актрисой Диной Корзун создали Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (слайд 7). Не так много людей, готовых посвятить свою жизнь помощи другим. Елизавета Глинка была известна как доктор Лиза, и за время своей работы она ни разу не прошла мимо человеческих бед. Свой фонд  «Справедливая помощь» она основала для того, чтобы оказывать материальную и врачебную помощь онкобольным, бездомным, помощь детям, находящимся в зоне военных конфликтов (слайд 8). Помимо благотворительных фондов в нашей стране активно идет оказание помощи больным детям через СМИ. Так, например, 1 канал совместно с «Русфондом» создали совместную акцию «Добро» для помощи тяжелобольным детям. Эта акция спасает здоровье и жизни сотен детей. На 5 канале каждый четверг проходит благотворительный проект «День Добрых Дел», помогающий тяжелобольным детям (слайд 9). Помогая другим, эти люди отдавали частичку себя и своей души.

6. Д/задание  (слайд 10) Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:

1. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?

2. В какие чудеса следует верить людям?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский 2. Милосердие не бывает чрезмерным… Френсис Бекон 3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. Конфуций

Слайд 3

Мир мальчиков Мир вокруг

Слайд 4

Мир мальчиков Мир вокруг - пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры; - обледенелый и грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; - закоптелые, плачущие от сырости стены, и мокрые отрепки, сушившиеся на протянутой через комнату веревке; -ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс -витрины красивых магазинов с изобилием продуктов; -сияющие ёлки; -звуки весёлой польки; -разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам.

Слайд 10

Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»? 2. В какие чудеса следует верить людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

Эссе "Если есть чудо в русской литературе,,," (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)

Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивительным кажется то, каким разнообразием впечатлений он успел её наполнить! Как многое смог разглядеть, осмыслить в тогдашней российской дейст...

сценарий отчётного концерта центра дополнительного образования "Место чуду есть"

Главные роли исполняют Василисы Премудрые, которые показывают Пеппи различные направления работы центра дополнительного образования и делают главный вывод - "Чудо рядом...."...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)

Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....