Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_________  

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора школы

от «     » августа 2016 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература Бурятии» для 10 класса

на 2016-2017 учебный год

Планирование составлено в соответствии                                                                                              Составитель программы: Димова Светлана Александровна

с Федеральным государственным образовательным стандартом                                                                                             учитель русского языка и литературы основного общего образования

 

                                                               

с.Кудара 2016 год

Пояснительная записка

Разработка и принятие Министерством Российской Федерации в 1993 году Базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений России впервые создали реальные предпосылки для органичного соединения в учебном процессе федерального и регионального компонента. Одним из механизмов реализации концепции модернизации образования является идея региональности для национального подъема, для формирования культуры межнационального общения, достижения общенационального согласия. Основные положения регионализации образования в Республике Бурятия выдвинуты в книге Министра образования и науки Республики Бурятия, доктора педагогических наук, профессора С.Д. Намсараева «Национально-региональная система образования: теория и практика»

Исходя из этих положений разработана программа курса «Наши духовные ценности», которая является программой внедрения национально-регионального компонента в преподавании курса русской литературы по учебно-методическому комплекту «Русская литература». Идея внедрения национально-регионального компонента основана на методологии ученых А.А. Липаева, К.В. Мальцевой, М.В. Черкезовой, ФИРО, разработавших научно-методические взаимосвязи, взаимодействия в преподавании русской и родной литератур.

Программа по внедрению национально-регионального компонента «Тоонто нютаг», составленная доцентом кафедры языка и литературы БИПКиПРО Г.С. Санжадаевой, адаптированная к условиям национальной школы, также явилась основой нашей программы.

Данная программа рассчитана на 34 часа- 1 час в неделю.

Данная программа нацелена развивать

  • Речевую компетенцию учащихся; 
  • Читательскую компетенцию учащихся;
  • Коммуникативную компетенцию учащихся;
  • Культуроведческую компетенцию учащихся.

Программа построена на родо-жанровом принципах, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение.

В системе образования актуальна проблема формирования развития личности. Способной усвоить коды  нескольких культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социально-экономических условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важнейших принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель изучения литературы Бурятии  в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, , приобщение учащихся к богатствам фольклора, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям нашего региона. 

Задачи курса «Литература Бурятии»:

  • Познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы: эпос, лирика, драма, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии;
  • Развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;
  • Помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.

Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.

Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе.

При изучении курса важно раскрыть перед учениками:
Национальные художественные ценности, традиции прошлого;
Влияние русской классики на становление литературы Бурятии;
Приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов.
Читая тексты произведений, учащиеся углубляют знания по истории и теории литературы, усовершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений литературы Бурятии.

Результаты изучения предмета «Литература Бурятии»:

рабочая программа ориентирована на достижение

  1. личностных результатов, включающих:
  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
  • развитие эстетического сознания
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

  1. Метапредметных результатов, включающих:
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования  информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации,
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять  его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое  чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметных результатов, включающих:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений бурятского фольклора и литературы, понимание национальных художественных ценностей, традиции прошлого;
  • Влияние русской классики на её становление;
  • Приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов.
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  •   сопоставление духовно-нравственных ценностей бурятской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям бурятской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
        Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся: составление тезисных планов , работа с иллюстрациями,  поиск информации и подготовка устного ответа , создание заметок по ходу прослушивания сообщения учителя и учащихся, беседа, создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (сообщения «историка», «искусствоведа», «литературоведа»), слайдовая презентация, комментариев к портретам, письменного высказывания по началу, предложенному учителем, выявление изобразительно-выразительных средств и их значения в тексте, постановка нравственной проблемы, формулирование письменного ответа на вопрос, составление сопоставительных таблиц, составление комментариев к афоризмам, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, выразительное чтение учителя, конкурс на лучших знатоков художественной детали, воссоздание эпизода, не нашедшего отражения в повествовании, дискуссия.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны овладевать историко-литературными, теоретико-литературными понятиями  ( эпос, как своеобразная энциклопедия жизни народов за долгие века; мифологическое сознание; выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях; идейно-эстетическое значение произведений и т.д.)

Читательская и литературно-творческая деятельность учащихся заключается в том, что они должны:

  • Знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к авторской позиции;
  • Характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально;
  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения;
  • Пользоваться справочным материалом книг, словарями;
  • Готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему;
  • Писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения;
  • Заучивать наизусть предложенные тексты;
  • Создавать модели ассоциативных характеристик героев произведений.
  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, 
  • воспроизвести их конкретное содержание, 
  • дать оценку героям и событиям;

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

При оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения. 

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Содержание программы Литература Бурятии в 10 класе
Фольклор. (7 часов)

Мифы о происхождении мира.
«Гэсэр» - бурятский национальный героический эпос.
Анализ 6,7 ветви (лабораторная работа №1) Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки). 
Народные сказки и предания. «Небесная Дева-лебедь»

Роман (13 часов)
И.К.Калашников – очерк жизни и творчества. (10 час.)
Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных характеров, эпохи 12 века. Чингисхан – человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа.
«Жестокий век». Книга 1 «Гонимые». Книга 2 «Гонители». Просмотр х/ф о Чингисхане. 
Х.Намсараев – очерк жизни и творчества. (3 часа)
Роман «На утренней заре». Мастерство психологических характеристик героев, философское осмысление исторических событий в произведении. 
Малая прозаПовести. (6 часов)
Владимир Митыпов – очерк жизни и творчества. (2 часа)
«Долина бессмертников». Образ главного героя. Особенности сюжета. Возникновение жанра фантастики в бурятской литературе.

 В.В.Бараев «Гонец Чингисхана».( 2 ч.)
Образ гонца Тургэна.

Норпол Очиров «Найдёныш». Борьба добра и зла в произведении, становление характера героя. Проблема взаимоотношения отца и сына. (2 ч.)
Теория литературы: рассказ, повесть, фантастика.

Лирика (7час.)

Мировосприятие восточного человека.

Японская поэзия хокку, танка.

Поэзия Намжила Нимбуева .
«Певцы родной земли» - творчество поэтов Бурятии. Стихи бурятских поэтов о родном крае, олюдях родной земли. Тоонто – символ «малой» родины в бурятской поэзии. Ц.Жамбалов «Юрта», В.Петонов «Держава ранних жаворонков», М.Самбуев «Таёжный снег», Б.Дугаров «Золотое седло», «Городские облака», Ц.Галсанов «Черёмуха», Дондок Улзытуев «Моя Сибирь», Владимир Петонов «Облепиха», Дамба Жалсараев «Резьба по небу», Николай Дамдинов «На этой планете», «Четыре неба», Владимир Липатов «Первый час весны», Михаил Шиханов «Моя Сибирь», «Песнь рассвету» и др.

Новые поэтические формы в поэзии. Заучивание наизусть.

 Теория литературы: литературные тропы.
Итоговая конференция по курсу «Литература Бурятии» - «Наши духовные ценности» (1 час)
Просмотр наработанного материала, итоговые проекты по курсу «Литература Бурятии»

Тематическое планирование по литературе Бурятии /национально-региональный компонент/ 1 час в неделю – 34ч. в год 10класс

№ п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Теоретические понятия

Предметные

Метапредметные

Личностные

Фольклор (7 часов)

1

Мифы о происхождении мира

1ч.

. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека

Составление тезисных планов статьи учебника,

выразительное

чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни», беседа, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником, сообщения

учителя и учащихся

Миф,

мифологический

сюжет

2-3

.«Гэсэр» - бурятский героический эпос.

Анализ 7,8 ветви. Победа Гэсэра над Гал-Нурманом.


2ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Формирование представлений о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необходимой решимости в достижении целей. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сообщения учителя и учащихся,

беседа, работа с

иллюстрациями,

составление цитатного плана

произведения.

Мифологический образ, героика, мотив

4-7

Легенды и предания родного края

«Небесная Дева- лебедь»



4ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека.

Составление тезисных планов статьи учебника,

выразительное

чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни», беседа, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником, сообщения

учителя и учащихся

Миф,легенда,

сюжет

Проза писателей Бурятии. Роман (13 часов)

8-17

И.К.Калашников.

Жизнь и творчество. Ранние произведения автора. Роман «Жестокий век»

Книга 1 «Гонимые».

Формирование характера Темуджина.

Книга 2 «Гонители». Образ Тэмуджина.

Просмотр к/ф «Монгол». Тестовая работа по роману.

Образ Чингисхана в русской литературе: В Ян «Чингисхан», Ч. Айтматов «Белое облако Чингисхана»

10ч

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Мысль об ответственности личности, а тем более  исторической личности перед настоящим и будущим.

Сложность и многогранность характеров героев. Благородство, справедливость, чувство долга, храбрость, доблесть,  внутренняя готовность к поступку. Герои,принадлежащие эпическому миру могучего, свободного человека.

Выразительное

чтение, художественный

пересказ, аналитическая беседа,

лексическая работа, дискуссия, сообщения

учителя и учащихся, самостоятельная

исследовательская работа с текстом.

Сибирская лексика в романе.

Типы

речи и

разнообразие

лексических

пластов, психологическая характеристика героя.

Х.Намсараев – очерк жизни и творчества.
Роман «На утренней заре».


4 ч

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение характеризовать героев, Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста..

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Беспримерное мужество, подвиг народа во славу своей Отчизны. Служение людям как высокое призвание. Философское осмысление исторических событий в произведении. 

Выразительное

чтение, работа с

иллюстрациями, конкурс планов

рассказа о герое, беседа, работа с учебником.

Психологическая характеристика героя,
интонация, образ, художественная идея.

Повести (6) часов

Владимир Митыпов

«Долина бессмертников».


2 ч

Изучение истории и теории литературы.

Понимание ключевых проблем изученного произведения. Приобщение  к духовно-нравственным ценностям народа. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, анализ текста,

беседа, вырази-

тельное чтение.

Возникновение жанра фантастики в бурятской литературе.

Особенности композиционного построения.

В.В.Бараев «Гонец Чингисхана».
Образ гонца Тургэна.

2 ч

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Стремление человека, наделённого чувством собственного достоинства, к противостоянию.

Составление сопоставительных таблиц, лексическая

работа, выразительное чтение, самостоятельная

исследовательская работа с

текстом, беседа.

Герой, эпизод.

Норпол Очиров «Найдёныш».

2 ч

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Противостояние честности и своеволия. Борьба добра и зла, становление характера героя. Проблема взаимоотношения отца и сына.

Подбор цитат для ответа на

поставленный

вопрос, пересказ эпизода от

лица героев и пересказ анализ, беседа, лексическая работа с заполнением таблицы, сообщение

учащегося, чтение по ролям,

выразительное

чтение

Интонация, образ, художественная идея.

Поэзия (7 часов)

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Приобщение  к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Столкновение честности, благородства, смелости, доброты, чувства ответственности за судьбу других людей и своеволия, упрямства, эгоизма, обусловленных несправедливым социальным законом.

Анализ эпизода

«Дубровский в Кистеневской

роще», выразительное чтение

по ролям, краткий пересказ от лица героя,

просмотр кадров диафильма, прослушивание музыкальной

композиции, беседа, работа с учебником, лексическая

работа

Мировосприятие восточного человека.

2 ч

Творческая мастерская

Вовлечение в написание стихотворных миниатюр (хокку) на основе знакомства с традиционной японской поэзией.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Воспитание любви и уважения к природе, к художественному слову, расширение ассоциативного мышления

Подбор ассоциаций, упражнения в «соавторстве» и самостоятельное сочинение

Японская поэзия. Форма хокку, танка

Поэзия Намжила Нимбуева

2 ч

Усвоение нового материала

Понимание своеобразия белого стиха, его отличие от рифмованного

Умение сравнивать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Совершенствовать культуроведческую компетенцию, формировать ценностное отношение к родному краю.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом,

сообщения

учителя и учащихся. Лексическая работа, составление ассоциативных рядов,

письменного высказывания , работа

с терминами,

сообщения

учителя и учащегося.

беседа.

Колорит, белый стих, контрастные образы, эмоционально противопоставленные мотивы.

Стихи бурятских поэтов о родном крае, олюдях родной земли. Тоонто – символ «малой» родины в бурятской поэзии. А.Румянцев «Колодец планеты» , Ц.Жамбалов «Юрта», В.Петонов «Держава ранних жаворонков», М.Самбуев «Таёжный снег», Б.Дугаров «Золотое седло», «Городские облака», Ц.Галсанов «Черёмуха», Дондок Улзытуев «Моя Сибирь», Владимир Петонов «Облепиха», Дамба Жалсараев «Резьба по небу», Николай Дамдинов «На этой планете», «Четыре неба», Владимир Липатов «Первый час весны», Михаил Шиханов «Моя Сибирь», «Песнь рассвету» и др.

3 ч

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Определение в произведении  элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Формирование представлений о родной земле как экзистенциальной ценности гуманизма, , Развитие эстетического сознания через освоение художественного лирического наследия.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов,

экскурсия,

выразительное

чтение, беседа,

сообщения

учителя,

работа с таблицами.

Заучивание наизусть.

Зрительный и звуковой образы, лирический герой,литературные тропы. Новые поэтические формы в поэзии.

Итоговая конференция по курсу «Литература Бурятии» - «Наши духовные ценности»  

1 ч

Тематическая конференция

Обобщение и систематизация информации по теме курса «Литература Бурятии»

Умение устанавливать причинно- следственные связи, пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки, анализировать информацию, выбирать важное. Прививание навыка выступления перед большим числом людей.

Формирование исследовательских умений, способствование проявлению творческих способностей. Воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.

Доклад по теме, презентация, выступление оппонентов, составление опросника

Доклад, реферат,план, библиографический список

Контрольные материалы.

№ 1 Лабораторная работа по произведению бурятского национального эпоса «ГЭСЭР»
Цель работы: 
1) Приобщение учащихся к богатствам фольклора. 
2) Знакомство с произведением бурятского героического эпоса «ГЭСЭР»: детство, юность, возмужание Гэсэра, первые подвиги над силами зла;
3) Обучение анализу текста, находить ИВС, приводить примеры, уметь составлять план ветви /главы/, вычленять эпизоды, микро темы, составлять образные характеристики;
Оборудование: текст произведения «Гэсэр», 4 глава «Победа Гэсэра над Гал Нурманом ханом».
План работы:
1.Прочитать 4 главу.
2.Составить её план.
3.Привести примеры:
- постоянных эпитетов;
- гипербол;
- эпизоды волшебных превращений ( выписать числительные, показать их роль, значение, волшебство в тексте);
4. Составить характеристику на главных героев главы: Гэсэр, Галл Нурман.
5. Составить викторину по содержанию главы на знание текста.
6. Подготовить иллюстрации, рисунки.
7. Озаглавить остальные части (ветви эпоса)
Содержание работы:
1. План 4 ветви «Победа Гэсэра над Гал Нурманом ханом».

  1. Появление дьявола Галл Нурмана.
  2. Абай Гэсэр хубуун. Ганга Бурэд хан Зоодой Мэргэн батора в путь дорогу снарядил.
  3. Встреча Абай Гэсэра с Зоодой Мэргэном.
  4. Саргал Ноён – дядя Гэсэра.
  5. Подготовка к походу.
  6. Подарок Гэсэра.
  7. На земле Дьявола.
  8. Битва с Гал Нурманом:
  • Жребий;
  • Жена Дьявола – Галтай Гоохон хатан.
  • Предварительный поединок 2 баторов.(Гани Галзуу и Буйдан Улаана).
  • Два хана встают на дорогу мести.
  • Помощь Улаан Буйдана.
  • Дед хан Хурмас
  • Алмаз бабушки Манзан Гурмэ.
  1. Силы Гэсэра иссякли. Алмаз «убивает» Дьявола.
  2. Соблазнительница-жена противника – Галтай Гоохон, чары колдовства.
  3. Железный ребёнок-чертёнок.
  4. Ярко-красная шелковина чертёнка. Волшебный меч Гэсэра.
  5. Пир баторов. Мир на земле Гэсэра.

Изобразительно-выразительные средства в тексте:
Гиперболы: красный огонь на стреле возникает, разрубил от ключицы до пятки, половинки тела опять срослись, реки крови текут, кости валяются кучами, горы мяса…; с горы на гору перескакивает;
Постоянные эпитеты: скакун слоново-соловый, белая седая голова, белые мысли, дороги светлые, облачно-белые, белые свитки с законами, угольно-чёрные доспехи, булатная сабля, в серебряных ножнах, боевой колчан, величиной с речную долину;
Волшебные цифры: сила 2 рук = 4 поднебесным, сила 2 ног = 4 преисподним; сила груди = 4 наземным силам, число превращений = 200, число волшебств 100 и 2, а у Дьявола всё в 2 раза больше; 33 батора, 66, 300 воен. начальников;
Волшебство: жир кобылицы в 8 пальцев – жизнь побежала по жилам, кровь заструилась под кожей, ожил Гэсэр; волшебная рубашка, показывающая беду, волшебный с лошадиную голову алмаз, попавший дьяволу в глаз.
Гал Нурман – на спине у дьявола 10 000 глаз, на темени – особенный глаз, этот глаз округл, этот глаз велик, изо рта торчит единственный клык.
Викторина на знание текста:
Кто помогал Гэсэру в битве с Дьяволом?

  1. Как звали коня Гэсэра?
  2. Как звали жену Гэсэра?
  3. Кто вступил в поединок перед битвой основных баторов? За кем осталась победа?
  4. Какой выпал жребий Галл Нурману?
  5. Почему Гэсэр в схватке с Дьяволом стал слабеть?
  6. Кто ему помог одолеть врага, как?
  7. Как оживили Гэсэра?
  8. Как звали чудовище – хозяина тайги?

№ 2    Тест по роману И.Калашникова «Жестокий век»

  1. Как назывались 2 книги романа И.Калашникова «Жестокий век?

А. Гонимые
Б. Угнанные
В. Гонители
Г. Загнанные
2. Под каким именем создан образ Чингисхана?

А. Мунлик
Б. Джамуха
В. Тогорил
Г. Тэмуджин

3. Как звали отца и мать главного героя?

А. Каймиш
Б. Оэлун
В. Мулхэ
Г. Есугей

4. Соотнесите диалекты с общеупотребительными словами:

1. Харачу
2. Нукер
3. Багатур
4. Урагша
5. Мэрген
6. Баурчи
7. Агтач
8. Дуг
9. Эхэ
10. Эцэгэ
11. Аргал
12. Анда
13. Богол
14. Гутулы

А) отец;
Б) освежающий напиток из молока;
В) искусный стрелок;
Г) богатырь;
Д) воин;
Е) вперёд;
Ё) бедняк;
Ж) ведающий ханским столом;
З) конюший;
И) сухой навоз;
К) брат;
Л) мать;
М) сапоги;
Н) раб;

5. Назовите главные, значимые события 1 книги?
А) битва с меркитами;
Б) плен главного героя;
В) сцена охоты с племенем чонос;
Г) плен Борте;
Д) Выборы хана тайчиутов;
Е) Встреча с китайским князем;

6. С кем побратался Есугей?


А) с Тогорилом;
Б) с Тохто-Беки;
В) с Хабул-ханом;
Г) с Тэмуджином;
7. Как звали братьев Тэмуджина?

А) Таргутай-Кирилтух;
Б)Джучи-Хасар;
В) Бэлгутэй;
Г) Алтан;
8. Какова роль Теб-Тенгри шамана в романе?


А) предвидеть;
Б) предсказывать;
В) подчинять;
Г) властвовать;

9. У кого Есугей украл жену?


А) у Мунлика;
Б) у Чиледу;
В) у Хо;
Г) у Тэмуджина;

10. Кто помог главному герою убежать из плена?


А) Джарчиудай-кузнец;
Б) Тайчу-Кури;
В) Аучу-багатур;
Г) Сорган-Шира;

11. Приведите из романа примеры пословиц и поговорок, которые употребляют в своей речи герои?

12. Что привёз Тэмуджин в подарок Тогорилу после своей свадьбы?


А) коня;
Б) стадо овец;
В) Соболью шубу;
Г) Белый войлок

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Абай Гэсэр.- Улан-Удэ.1960
  2. Абидуев Б.Шалай и Шанай.. Храбрый козленок Бабана.в кн. Забавный мир – Улан-Удэ.1976.
  1. Ангабаев С. Зовы- М.1976. Водопад.- 1979.
  2. Ангархаев А. Сила притяжения.- М. 1976.
  3. антология бурятской поэзии.-М. 1969.
  4. Бадаев А. Ветер с Байкала.-М. 1980.
  5. Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-УДЭ.1984.
  6. Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1969.
  7. Гэсэр. Бурятский героический эпос. \ Пер. С.Липкина.- М. 1968.
  8. Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988.
  9. Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980Жигжитов М. Подлеморье. 1 кн. – М. 1980.Калашников И. Жестокий век. – М. 1980.Мунгонов Б. Хилок наш бурливый. – М. 1980.Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М. 1979.Номтоев Ц. Стихи. – Улан-Удэ.1968.
  10. Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980.
  11. Тумунов Ж. Степь проснулась.- М.1974.
  12. Цыдендамбаев Ч. Вдали от родных степей.- М.1964. 
  13. А.А.Бальбуров. «Поющие стрелы». «Двенадцать моих драгоценностей». –У-У. 1984 год


ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

1.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.- Новосибирск.1978.
2.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск. 1926
3.Вяткина В. Очерки культуры и быта бурят. – Л. 1969.
4.Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы.- Улан-Удэ. 1966.
5. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск. 1977.
6.Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. – Улан-Удэ.1968.
7.Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – М. 1984.
8.Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ.1962..
9.Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. – Улан-Удэ.1971.
10.Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ.1963.
11.Хамаганов М.П. Художественный мир М.Жигжитова. – Улан-Удэ.1994.
12.Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ.1976.
13. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады.- Новосибирск.1980.
14.Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. – Улан-Удэ.1969.
15. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д., Уланов Э.А.,Забадаев С.Г., Паликова А.К.
16. Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и предания бурят» (В.Ш.Гунгаров, Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г.
17. Антология бурятского романа в 10 томах. Проект издания ООО «Имени Гомбожапа Цыбикова и Жамсо Тумунова». Изд-во ОАО «Республиканская типография. У-Удэ, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы

Рабочая программа по литературе Бурятии...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс

Настоящая программа по литературе Бурятии на русском языке для 10 классов создана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» - «Родная земля» Санжадаевой Г.С., к.п.н., заслуж...

Рабочая программа по литературе Бурятии, 11 класс

Рабочая программа по литературе Бурятии , 11 класс...