Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Настоящая программа по литературе Бурятии на русском языке для 10 классов создана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» - «Родная земля» Санжадаевой Г.С., к.п.н., заслуженного работника образования РБ, как этнокультурный компонент русской литературы.
Программа предназначена для обучающихся 10 классов . Общее количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ /Лазарева Е.Г./ ФИО Протокол № 5 от « 17 » 05 201 9 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 _____ /Коврижных С.Ю./ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 _____ /Мункоева Л.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ БУРЯТИИ
предмет
10
класс
34
количество часов за год
Базовый
уровень
Составитель:
учитель русского языка и литературы
предмет
Лазарева Е.Г.
Ф.И.О.
Первая
категория
г. Улан-Удэ,
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе Бурятии на русском языке для 10 классов создана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» - «Родная земля» Санжадаевой Г.С., к.п.н., заслуженного работника образования РБ, как этнокультурный компонент русской литературы.
Программа предназначена для обучающихся 10 классов МАОУ СОШ № 26. Общее количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Цель курса «Литература Бурятии»:
Программа по национально-региональному компоненту литературы Бурятии имеет цели:
- Приобщение учащихся к богатствам фольклора, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей;
- Формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям нашего региона.
Задачи курса « Литература Бурятии »
- познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы : эпос, лирика, драма, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии ;
- развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;
- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.
Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе.
Характеристика учебного процесса
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Литература Бурятии – это целый художественный пласт, который почти не известен молодому поколению. Только наименьшая часть школьников (национальная школа – это ¼ часть всех обучающихся) читает бурятскую литературу на родном языке, а остальные изучают русскую и зарубежную классику, при этом мало обращаются к региональной национальной литературе. Пособие «Тоонто нютаг» предлагает восполнить этот пробел в литературном образовании школьников.
Педагогические технологии и методы обучения.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения, проектные технологии. Традиционная технология. Её применение сегодня так же необходимо, как и внедрение новых передовых идей.
Учитель, работающий по программе «Тоонто нютаг», должен продумать формирование универсальных учебных действий
школьников.
В процессе изучения литературы формируется умение находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать её, оценивать её критически, отделяя основную информацию от второстепенной; использование мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности.
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок-практическая работа
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки взаимообучения учащихся
· уроки творчества
· уроки, которые ведут учащиеся
· уроки-зачеты
· уроки-творческие отчеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
· уроки-семинары
Сроки реализации – один учебный год
Система условных обозначений:
Я- языковая и лингвистическая (языковедческая); К- коммуникативная; Р- рефлексивная; ЛС- личностное саморазвитие; ЦО- ценностно-ориентационная; СП – смысло-поисковая; КВ- культуроведческая
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Обучающиеся должны знать:
- историко-литературные, теоретико-литературными понятия ( эпос, как своеобразная энциклопедия жизни народов за долгие века; мифологическое сознание; выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях; идейно-эстетическое значение произведений и т.д.)
- содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к авторской позиции.
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально;
- писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения;
- пользоваться справочным материалом книг, словарями;
- готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему;
- писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения;
- заучивать наизусть предложенные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание курса
№ | Список разделов и тем | Количество часов | Требования к результатам обучения (ключевые и специальные компетентности, знания и умения) | Темы творческих работ учащихся, индивидуальных знаний |
1. | Введение в курс литература Бурятии «Тоонто нютаг». | 1 | Р,КВ,ЛС | |
2. | УНТ. Песни как древнейший жанр бурятского фольклора. Исторические и лирические песни бурят. Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры | 2 | - знание основных жанров устного народного творчества; - знание теоретических понятий: обрядовый фольклор, постоянный эпитет, метафора, гипербола. Ц-О, КВ, Л, К. | Сообщения «Синкретизм бурятского искусства» . «Песни обрядовые, игровые, ехорные, колыбельные». Гимны-посвящения. Свадебные песни. Ехор. «Разновидности ехора: селенгинский,эхиритский, тункинский». «Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры». |
3. | Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости» - памятник бурятской литературы | 2 | - понятие о памятниках литературы - знание стилевых особенностей (субхашиты) -умение составлять конспект; Обучение работе с учебником – хрестоматией. Ц-О, КВ, Л, К. | Сообщения «Идеи человеколюбия, равенства людей» . «Идеал человека, наделенного разумом, добродетелями». |
4. | Ц.Дондубон (Ц.Дон). «Затмение луны». Первая повесть бурятской литературы | 1 | - знание биографических фактов; - знание жанровых особенностей повести; - понимание и интерпретация темы,идеи,образа главного героя повести ЦО, КВ, Л,К | Сообщение « Образ середняка в период коллективизации бурятских улусов», Сравнительный анализ («Поднятая целина» М.Шолохова и «Затмение луны» Ц.Дона) |
5. | Х.Намсараев. «Благословение матери», «Так было», «Тахуунай» | 1 | - знание биографических фактов; - умение анализировать фрагмент; - пересказ текста с анализом. Ц-О, КВ, Л, К. | Анализ прозаического произведения. |
6. | РР.Сочинение.Тема: Этнокультурная значимость бурятской литературы | 1 | -знание структуры сочинения, определение проблематики, умение комментировать и обобщать, делать выводы. ЦО, КВ, Л, К | Сочинение-рассуждение |
7. | Ц.Галсанов. Народный поэт Бурятии. «Могила героя», «Звуки лимбы», «Черемуха». | 1 | - знание фактов биографии поэта; - знание роли пейзажа в решении главной идеи произведения. ЛО, КВ, К, Р, | Сообщение «Роль пейзажа в решении главной идеи произведеня» |
8. | Ж.Тумунов. Поэт, прозаик, драматург. «Степь проснулась».Первый бурятский роман. Из поэзии «Гвардии капитану», «Девять сосен», «Байкалу», «Скажи, ты не забыла?» | 2 | - знание фактов биографии; -знание жанровых особенностей романа; -умение анализировать фрагмент; -умение определить значение фрагмента в структуре романа; -умение анализировать лирическое произведение ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Ж.Тумунов. Поэт, прозаик и драматург» |
9. | Ч.Цыдендамбаев. Поэт, прозаик.«Доржи – сын Банзара».Становление эпической прозы. | 3 | - знание фактов биографии поэта; - умение анализировать прозаическое эпическое произведение. -умение сопоставлять исторические факты произведения; ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Лучшие люди Бурятии» - Доржи Банзаров – первый бурятский ученый. |
10. | С.Ангабаев. Народный поэт Бурятии.«Родине», «Родные звезды». | 1 | - знание фактов биографии поэта; - навыки выразительного чтения; - знание теории: композиция, эпитет, сравнение, портрет. Я, КВ, ЛА, ЦО | «Тема Родины в произведениях бурятских и русских писателей и поэтов» |
11. | А.Бальбуров Народный писатель Бурятии. «Поющие стрелы». | 1 | - знание фактов биографии писателя; - понятие о жанре легенды; - понимание нравственных идей писателя в легенде; - умение видеть реалии действительности в жанре легенды. КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Понимание нравственных идей писателя в легенде» (сравнить с легендами о Данко и Ларре) |
12. | Д.Жалсараев..Народный поэт Бурятии. «Песнь другу коню», «Лирические миниатюры» | 1 | - знание фактов биографии поэта -знание художественных особенностей лирики поэта ЛО, КВ, К, Р, Ц-С, Л | Сообщение «Единство бурятского народа в произведениях Д.Жалсараева» |
13. | Д.Улзытуев – певец родного края. «Вы слыхали когда-нибудь?», «Земля», «Апрель» | 1 | - знание фактов биографии писателя - развитие навыков выразительного чтения - расширение поэтического кругозора; - стилистико – аналитическая композиция ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Певец родного края» (сравн. «Страна березового ситца» С.Есенина) |
14. | В.Петонов. «Ветры Байкала» | 1 | -знание фактов биографии писателя -умение анализировать лирическое произведение Я, КВ, ЛО | Легенды о Байкале |
15 | РР.Творческая работа. Составление тестов к изученным произведениям | 1 | - знание фактов биографии писателя; -знание текста произведения - знание жанровых особенностей произведения - знание темы, идеи, проблематики, значения внутреннего мира героя. -знание авторских художественных особенностей ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Тестовые задания (вопросы и варианты ответов) |
16 | Ц-Ж.Жимбиев. «Жаворонок», «Год огненной змеи» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - умение характеризовать внутренний мир героя; - углубление понятия «образ»; - углубление знаний о роде литературы лирика. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Анализ лирического произведения |
17 | Ч-Р.Намжилов. Народный поэт Бурятии.«Песня копыт» | 1 | - знание биографических фактов поэта; - понимание соотношения «замысел – воплощение»; - роль образа коня в лирическом произведении; .ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщение «Образ коня в бурятской и русской литературе» |
18 | Д.Батожабай. Роман-трилогия «Похищенное счастье» | 1 | - знание фактов биографии писателя; - понятие о жанре романа-трилогии - знание особенностей эпического прозаического произведения - умение анализировать фрагмент произведения и определить его место в структуре произведения ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | «История написания романа-трилогии» (статьи в газете), «Система образов в романе «Похищенное счастье» |
19 | Д.Мадасон .Поэт,фольклорист. «Родник» | 1 | - знакомство с личностью поэта; - углубление понятия лирическое произведение. КВ, К, Р, Ц-С | Анализ лирического произведения |
20 | Ш.Нимбуев Народный поэт Бурятии. «Небо родины», «На берегу Байкала» | 1 | - знакомство с личностью поэта, его нравственной позицией; - умение анализировать лирические произведения КВ, К, Р, | Сообщение «Новаторство в лирике Ш.Нимбуева» |
21 | РР Сочинение «Человек и природа в литературе Бурятии» | 1 | -знание структуры сочинения, определение проблематики, умение комментировать и обобщать, делать выводы. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сочинение-рассуждение |
22 | Б.Ябжанов «Хэрмэшэ» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - углубление понятия главный герой - понимание средств воплощения главной идеи произведения. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщения о жизни и творчестве писателя |
23 | Н.Дамдинов «Мой отчий край-долина Баргузина», цикл «Жизнь моя, Байкал», «Певице» | 2 | - знание фактов биографии писателя; - углубление понятия «лирика»; - умение находить фольклорные элементы в стихах поэтов; - умение производить частичный анализ стихотворного текста. ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Сообщения о жизни и творчестве писателя и поэта |
24 | Н.Нимбуев «Муза», «Пятистишия» | 2 | - знакомство с поэтическим миром поэта; - о новаторстве поэта ЛО, КВ, К, Р, Ц-С | Творческие работы обучающихся |
25 | Значение литературы Бурятии как этнокультурного компонента русской литературы | 1 | - знать содержание произведений, краткие сведения об их авторах; - развитие аналитических навыков ЛО, КВ, К, Р, Ц-С |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение в курс литература Бурятии «Тоонто нютаг». (1ч.) | 1 |
Устное народное творчество | 2 | |
2-3 | УНТ. Песни как древнейший жанр бурятского фольклора. Исторические и лирические песни бурят. Жизнь и творчество известных улигершинов. Улигеры. Эпос «Гэсэр» | 2 |
Литература Бурятии | 31 | |
4-5 | Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости» - памятник бурятской литературы | 2 |
6 | Ц.Дондубон (Ц.Дон). «Затмение луны». Первая повесть бурятской литературы | 1 |
7 | Х.Намсараев. «Благословение матери», «Так было», «Тахуунай» | 1 |
8 | РР.Сочинение.Тема: Этнокультурная значимость бурятской литературы | 1 |
9 | Ц.Галсанов. Народный поэт Бурятии. «Могила героя», «Звуки лимбы», «Черемуха». | 1 |
10-11 | Ж.Тумунов. Поэт, прозаик, драматург. «Степь проснулась».Первый бурятский роман. Из поэзии «Гвардии капитану», «Девять сосен», «Байкалу», «Скажи, ты не забыла?» | 2 |
12 | Ч.Цыдендамбаев. Поэт, прозаик.«Доржи – сын Банзара». | 1 |
13 | С.Ангабаев. Народный поэт Бурятии.«Родине», «Родные звезды». | 1 |
14-15 | А.Бальбуров Народный писатель Бурятии. «Поющие стрелы». | 2 |
16 | Д.Жалсараев..Народный поэт Бурятии. «Песнь другу коню», «Лирические миниатюры» | 1 |
17 | Д.Улзытуев – певец родного края. «Вы слыхали когда-нибудь?», «Земля», «Апрель» | 1 |
18 | В.Петонов. «Ветры Байкала» | 1 |
19 | РР.Творческая работа. Составление тестов к изученным произведениям | 1 |
20-21 | Ц-Ж.Жимбиев. «Жаворонок», «Год огненной змеи» | 2 |
22 | Ч-Р.Намжилов. Народный поэт Бурятии.«Песня копыт» | 1 |
23-24 | Д.Батожабай. Роман-трилогия «Похищенное счастье» | 2 |
25 | Д.Мадасон .Поэт,фольклорист. «Родник» | 1 |
26 | Ш.Нимбуев Народный поэт Бурятии. «Небо родины», «На берегу Байкала» | 1 |
27 | РР Сочинение «Человек и природа в литературе Бурятии» | 1 |
28-29 | Б.Ябжанов «Хэрмэшэ» | 2 |
30-31 | Н.Дамдинов «Мой отчий край-долина Баргузина», цикл «Жизнь моя, Байкал», «Певице» | 2 |
32-33 | Н.Нимбуев «Муза», «Пятистишия» | 2 |
34 | Значение литературы Бурятии как этнокультурного компонента русской литературы | 1 |
Итого | 34 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся.
- Антология бурятской поэзии. – М., 1976.
- Бальбуров А, Хилтухин «Приказываю жить».
- Батожабай Д «Кто твой учитель?» . –Улан-Удэ, 1958.
- Галшиев Э-Х. «Зерцало мудрости». – Улан-Удэ, 1993.
- Жимбиев «Год огненной змеи». – М., 1980.
6. Намсараев Х. Избранное. – М., 1956.
Для учителя.
- Забадаев С. Т, Гочеева Х.Д. Программы по бурятской литературе для русских школ республики Бурятия . Улан-Удэ: 1999г. - 44 стр.
- История бурятской литературы. В 3-томах. 1995-1997гг.
- Программа по факультативу «Литература и искусство Бурятии для 8-9 классов. 1986г
- Санжадаева Г. С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007. – 16 с.
Список дополнительной методической литературы для учителя:
1. Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. Сборник материалов научно-практической конференции (г. Грозный). - М., 1973,
2. Бабуева В Д. Материальная и духовная культура бурят: Учебное пособие. — Улан-Удэ, 2004.
3. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. — Новосибирск, 1978.
4. Белоусов АЛ. Русско-бурятские связи в журналистике и литературе Х1Х-ХХ вв. - Улан-Удэ, 1972.
5. Бурятская литература. — Улап-Удэ, 1974.
6. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - Л., 1981,
7. Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литературе. -Улан-Удэ, 1974.
8. Дамдинов Н. Границы поэзии (Литературные заметки). - Улан-Удэ, 1962.
9. Дугар-Нимаев ЦЛ. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы. - Улан-Удэ, 1966.
10. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977.
11. Забадаев СТ. Изучение взаимосвязей русской и родной литературы в старших классах бурятской школы. — Улап-Удэ, 1984.
12. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.
13. Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. - Улан-Удэ, 1968,
14. Липаев АЛ, Изучение произведений русской литературы в национальной школе. 8—10-е классы. — М., 1957.
15. Липаев А А,, Липаев МЛ. Преподавание русской литературы в 9 классе национальной школы. — М., 1963.
16. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной.
17. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг. — Улан-Удэ, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы
Рабочая программа по литературе Бурятии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-9533-1416752839.jpg)
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1328210-1619443311.jpg)
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1420911-1666272596.jpg)
Рабочая программа по литературе Бурятии, 11 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии , 11 класс...