О чем думают животные
проект по литературе (5 класс) на тему

Назарова Екатерина Андреевна

Исследовательский проект по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_po_lit_zveri_i_lyudi.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…».

В. П. Астафьев. 

Исследовательский проект по литературе

«Звери и люди». 5 класс

Цель проекта: через образы зверей, созданных на страницах художественных произведений литературы, научиться понимать мир животных и правильно строить взаимоотношения с ним.

Основополагающий вопрос проекта: о чем думают животные?

Задачи проекта:

  1. прочитать произведения литературы, в которых главными героями являются звери;
  2. проанализировать тексты произведений и выяснить, как и почему автор изображает то или иное животное;
  3.  изучить тексты произведений и попытаться понять, о чем «думают» животные и что хотел сказать нам автор.

Гипотеза проекта: считается, что думать и принимать сознательные решения может лишь человек. Кем считается? Ну, конечно же, самим человеком! А вот животные, по мнению многих скептиков, такой привилегии лишены. Хотя иногда стоит лишь заглянуть в книги, героями которых стали животные, – и сразу становится понятно – они умеют мыслить! Поэтому мы предполагаем, что животные тоже могут «думать», они не бездушные существа.

Результаты проекта:

       В ходе работы над проектом мы прочитали и проанализировали несколько художественных произведений о животных. Это такие известные произведения, как «Кот-ворюга» К. Паустовского, «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга, «Каштанка» А. Чехова. Во всех этих произведениях есть общее: авторы смогли показать нам мир глазами животных, подробно рассказать об их внутренних «переживаниях», передать их «мысли». И животные открылись нам с совершенно неожиданной стороны. Мы поняли, что это существа очень ранимые, умеющие сопереживать и быть преданными, а главное, умеющие «думать». Но «мысли» их, к сожалению, не всегда веселые. А ведь именно от человека зависит, какими будут эти мысли!

      Так, например, А. П. Чехов в рассказе «Каштанка» сделал литературное открытие: наделил собаку мыслями и чувствами, заглянув в собачьи сны, дав ей слово, наградив внутренним монологом. Более того, писатель поставил Каштанку в ситуацию выбора и продумал с ее «с её помощью» название рассказа, его глав, композицию произведения. Например, 1 глава называется «Дурное поведение». Причина названия – поведение Каштанки:  она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, «крайне неприлично». С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния. Уже в тексте 1 главы можно найти много слов, помогающих определить это душевное состояние: «беспокойно оглядывалась», «плача», «не вынося музыку», «к великому её удивлению»; «бросилась, не помня себя»; «овладели отчаяние и ужас», «стала горько плакать». То есть анализируя текст, мы видим, как в душевном строе Каштанки Чехов угадывает нечто близкое человеку, отождествляя её чувства с человеческими.

       

В тексте рассказа для передачи внутреннего мира своей героини автор использует не только наречия и существительные группы «чувства», специальные слова, передающие состояние, но и заглядывает в собачьи сны.

       Какие же сны видит Каштанка? Так, в главе 2 ей снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу. А в главе 4 ей снятся две неясные фигуры с физиономиями симпатичными, милыми. При их появлении Тётка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила. Засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком. В главе 6 Каштанке приснился сон, будто за ней гонится дворник с метлой.

        Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа. Тётка поэтизирует своё прошлое.

      В снах Каштанки находим и замечания собаки о представителях человеческого общества: всё человечество для Каштанки делилось на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков. Между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить её, а вторых она сама имела право хватать за икры.

     При чтении рассказа можно ясно почувствовать нежную авторскую иронию, а повествование от лица рассказчика плавно переходит к самой героине, воплощаясь во внутреннем монологе. В нем собака старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась. Любопытно и размышление героини о том, где лучше - у незнакомца или у столяра; и выводы, к которым пришла Каштанка, увидев Хавронью. Интересны мысли Каштанки об отношении к гусю, и её восприятие цирка внешне и внутри.

Анализируя чувства, мысли, сны Каштанки, мы можем выявить в ее характере черты, присущие человеку. Она домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.

     Конечно же, главная проблема, которую поднимет Чехов в своём рассказе, это проблема взаимоотношений человека и животных. Говоря об этой проблеме, сразу вспоминаем и любимый трюк Федюшки (он привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из её желудка), и слова Луки Александровича: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно что плотник супротив столяра…». После этого приходит мысль о неравенстве положения человека и животных. Но обратим внимание на тот факт, что слова свои в адрес Каштанки столяр произносит «пьян, как сапожник». А поэтому слова эти звучат иронически по отношению к самому царю природы, который в данной ситуации сам потерял человеческий облик.

      Интересен финал рассказа. Он многое проясняет в характере Каштанки. Тётка выступает в цирке и слышит голоса:

« - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

- Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.

Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»

      Мы видим, что, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам. Иначе для Каштанки не могло и быть. Ведь главными её качествами были преданность и верность.

      Примечательно, что писатель сознательно поставил собаку в ситуацию выбора, дал возможность выбрать. Значит, Чехов заканчивает свой рассказ «по решению собаки», он пишет в финале: « …и ей казалось, что она давно уже идёт за ними и радуется, что жизнь её не обрывалась ни на минут».     Выходит, что жизнь без прежних хозяев для Каштанки остановилась…?

Финал рассказа не соответствовал реальной истории, но автор изменил её: собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, тяжёлым сном.

        Рассказ А. П. Чехова «Каштанка» - это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность. Они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».

       Созвучно этим мыслям и произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».      Главный герой этого рассказа кот-ворюга. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. Такое преображение стало возможным, когда один из героев Ленька предложил исправить характер кота добрым поступком: накормить его как следует. То есть кот-ворюга оказывается мыслящим существом. Он может ответить добром на добро и заботу, проявленные к нему со стороны человека. Не случайно автор так описывает проделки кота, что мы, не зная истинного виновника, могли бы подумать, что это делает хулиган – мальчишка.  То есть на лицо явное олицетворение. Кот, безусловно, вызывает симпатию и автора, и читателей: он смелый, решительный, самостоятельный. Просто иного выхода у него нет. 

       Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку, пусть облезлую, с подпалинами, грязную, ведь это человек довёл её до такого состояния.

       Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.

     Эти слова справедливы и по отношению к герою другого произведения, где главным героем тоже является зверек. Речь идет о рассказе Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», в котором главный герой мангуст, почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры. Рикки-Тикки-Тави, маленький мангуст невероятно смел и обаятелен. Он наделяется автором свойствами человека. Вспомним, как он ведет себя в самый кульминационный момент перед схваткой с коброй: «...Рикки-Тикки прислушался. В доме была тишина, но ему показалось, что до него еле-еле доносится тихое, еле слышное «ш-ш-ш», как будто по стеклу прошла оса. Это шуршала змеиная чешуя по кирпичному полу. «Или Наг, или Нагайна! - решил он. - Кто-то из них ползёт по водосточному жёлобу в ванну ...Он прокрался в Теддину умывальную комнату, но там не оказалось никого. Оттуда он пробрался в умывальную комнату Теддиной матери. Там в оштукатуренной гладкой стене у самого пола был вынут кирпич для водосточного жёлоба, и когда Рикки пробирался по каменному краю того углубления, в которое вставлена ванна, он услыхал, как за стеной в лунном сиянии шепчутся Наг и Нагайна». Услышав страшные планы змей, маленький Рикки весь дрожал от негодования и ярости. Примечательны авторские ремарки к действиям Рикки: «Стоял тихо, как смерть. Начал продвигаться к кувшину - мускул за мускулом». Мы понимаем, что Рикки-Тикки-Тави готов пожертвовать своей жизнью ради спасения дорогих ему людей. Читая рассказ, невольно задумываешься о том, сколько было случаев, когда «братья наши меньшие» спасали жизнь человеку! Разве можно сомневаться после этого в том, что животные могут «думать»?

        Таким образом, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: животные наделены характером и индивидуальностью. Им свойственен особый внутренний мир, который очень хрупок и уязвим. И если бы звери могли думать и говорить, то, наверное, они попросили бы нас не обижать их, не оставаться равнодушными к их бедам и страданиям. Произведения литературы о животных учат нас добру, справедливости, внимательному, бережному отношению к тем, кто рядом с нами. Они учат нас милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим. Мы должны помнить: мы в ответе за тех, кого приручили.

Памятка по уходу за кошкой:

  1. Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
  2. Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
  3. Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
  4. По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
  5. Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
  6. Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."

        В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление....

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Разработка урока 7 класс "Думают ли животные?"

Повторительно обобщающий урок по теме "Эволюция нервной системы животных"...

Логопедический проект "Думаю - говорю, говорю - думаю"

Логопедический проект«Думаю-говорю, говорю-думаю»Цели проекта- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической ра...