Рабочая программа по литературе 5 класс по уч.В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Бочкарева Ольга Сергеевна

Работая программа, состоящая из пояснительной записки и поурочного планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_5_klass.rar116.66 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

 п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип

 урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания

Виды контроля

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1.

Введение

Книга  в жизни человека

1

Вводный урок

Урок-беседа

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

 уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

Стр.3-5

2.

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Урок чтения и обсуждения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблююдение над поэтикой малых жанров.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку.

Презентация «УНТ», фонохрестоматия

Стр. 7-12

3.

Детский фольклор: загадки, пестушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни

1

Урок чтения и обсуждения произведений

Тестирование. Беседа

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку

Сочинить загадку

4.

Русские народные сказки

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок

1

Урок знакомства с теоретическими понятиями

Обучение чтению. Беседа

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки  -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

Стр. 10-12

5.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»

Иллюстрации,  фонохрестоматия

Стр. 13-24

6.

Иван-Царевич , его помощники и противники

1

Урок чтения и изучения произведения.

Обучение чтению. Беседа

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-Царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.

Фонохрестоматия

Стр. 25-28

7.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная  сказка героического содержания.

1

Урок чтения и изучения произведения.

Обучение чтению. Беседа

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

Выразительное чтение.

Иллюстрации

Стр. 28-38

8.

Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Составить план сказки. Самостоятельная работа.

Стр. 38-40

9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

Анализ сказок

Фонохрестоматия

Стр. 40-42

10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Понимать жанровые бытовой  сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

Анализ сказок

Фонохрестоматия

Стр. 42-44

11

Р.р Мои любимые русские народные сказки

1

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения. Беседа

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; уметь находить отличия в вариантах сказки.

Развитие речи учащихся.  Беседа, чтение статьи учебника

Тестирование

12.

Из древнерусской литературы

 «Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Чтение по ролям. Словарная работа

Стр. 47

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Уметь определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника, ответить на вопросы

Составление цитатного плана. Пересказ.

Фонохрестоматия

Стр. 48-49

14.

Из литературы VIII века

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»  как юмористическое нравоучение

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Обучение чтению. Беседа

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

Портрет

Стр. 54-56

15

Роды и жанры литературы

1

Урок обсуждения

Беседа

Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры;

Чтение  статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы;

16.

Из литературы XIX века.

Русские басни

Вн.чт. Басня как литературный жанр

1

Урок чтения и изучения произведений

Урок внеклассного чтения

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Чтение по ролям.

17.

И.А.Крылов. Слово о писателе. Басня «Волк и ягненок»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям

Портрет. Иллюстрации,  фонохрестоматия

Стр. 58-61

18.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа. Обучение чтению

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

Инсценированное чтение

Презентация «Басни Крылова»,  фонохрестоматия

Наизусть, стр.63-64

19.

«Волк на псарне» как басня о войне

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. беседа

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен

Создание басни

Фонохрестоматия

Стр. 65-69

20.

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни

1

Урок развития речи

Рассказ учителя. беседа

Знать основные мотивы творчества Эзопа; понимать  иносказательный и обобщенный смысл басни, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям

Выразительное чтение, инсценирование басен,

Чтение по ролям. Инсценирование басен.

21.

В.А.Жуковский. Слово о писателе

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Портрет

Стр. 68-69

22.

Сказка. «Спящая царевна».

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению

Знать сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Фонохрестоматия

Наизусть, стр.69-79

23.

В.А.Жуковский «Кубок»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Беседа

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Чтение по ролям

24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Няне»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. беседа

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение

Иллюстрации

Наизусть, 88-89

25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Обучение чтению

Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение

Фонохрестоматия

Наизусть, стр. 90-91

26

Контрольное тестирование за 1 четверть

1

Урок контроля

Тестирование

Уметь давать ответы на вопросы теста

Ответы на вопросы теста

Дать правильные ответы на вопросы теста

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки;

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов

Выборочный пересказ эпизодов

Портрет,  фонохрестоматия

Стр.92-100

28.

Противостояние добрых и злых сил

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

Устное словесное сование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери.

Иллюстрация, фонохрестоматия

Стр. 100-109

29

Сходство литературной и народной сказки

1

Урок развития речи

Рассказ учителя. Беседа

Уметь находить сходства и различия литературной и народной сказок

Составление таблицы в тетрадях «Сходство и различие народной и литературной сказки»

Составление таблицы в тетрадях

Презентация «Народная и литературная сказка»

Стр. 109-110

30.

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Урок развития речи

Рассказ учителя. Беседа

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)

Стр. 111-114

31.

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью

Ответы  на вопросы; выразительное чтение

Тестирование

32.

Русская литературная сказка

Русская литературная сказка

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом

Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев

Стр. 119-135

33.

 А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители » как литературная сказка

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Ответы на вопросы

Портрет

Стр. 135-140

34.

Сказочно-условное, фантастическое  и достоверно-реальное в сказке

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа

Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

Краткий пересказ, выразительное чтение

Выразительное чтение

Стр. 140-151

35.

В.М.Гаршин. «Attalea Prinseps»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Обучение чтению. Беседа

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки; уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение;

Выразительное чтение эпизодов сказки

Портрет

Стр. 154-163

36.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

Портрет. Презентация « М.Ю.Лермонтов», фонохрестоматия

Стр. 164-167, наизусть

37.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Обучение чтению

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического  личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

Фонохрестоматия

Нарисовать рисунок

38.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести

Презентация «Н.В.Гоголь»

Стр. 173-174

39.

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Беседа

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

Портрет

Стр.175-184

40.

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Урок – презентация

Беседа

Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница»

Фонохрестоматия

41.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана

Выразительное чтение

Портрет

Стр. 186-191

42.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,

Выразительное чтение

Фонохрестоматия

Стр. 192-196

43.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Урок - практикум

Беседа

Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.

Иллюстрации

Стр. 202, наизусть

44.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму».

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

Презентация «И.С.Тургенев»,  фонохрестоматия

Стр. 207-214

45.

Жизнь в доме барыни

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов

Иллюстрации, фонохрестоматия

Стр. 214-224

46.

Нравственный облик Герасима

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму

Иллюстрации,   фонохрестоматия

Стр. 224-240

47.

Нравственное превосходство Герасима. Протест против крепостничества.

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. тестирование .

Знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов  текста, проследить  за изменениями, произошедшими в главном герое

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа

Фонохрестоматия

48.

Подготовка к домашнему сочинению  «Друзья и враги Герасима»

1

Урок развития речи

Рассказ учителя. Беседа

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Написать сочинение

49.

Контрольная работа по творчеству  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

1

Урок контроля

Практикум

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; уметь определять в тексте изобразительно выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную

Выбор ответа в тестовых заданиях

Письменные ответы на вопросы, тестирование

50.

Контрольная работа по творчеству  Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

1

Урок контроля

Практикум

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; уметь определять в тексте изобразительно выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную

Выбор ответа в тестовых заданиях

Письменные ответы на вопросы, тестирование

51.

А.А.Фет. Слово о поэте.  «Весенний дождь»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Выразительное чтение

Портрет

Наизусть, стр. 245

52.

Л.Н.Толстой. слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест национальной вражды

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения

Портрет,  фонохрестоматия

Стр. 247-248

53.

Жилин и Костылин.

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок развития речи

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою.

Иллюстрации,  фонохрестоматия

Стр. 249-262

54.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Урок развития речи

Урок развития речи

Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

Работа над планом

Презентация  «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Дописать

55.

А.П.Чехов. Слово о писателе.

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Чтение по ролям

Портрет

Стр. 277-279

56.

«Хирургия»  как юмористический рассказ

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование

Фонохрестоматия

Стр. 279-284

57.

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова

Инсценированное  чтение; комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

Чтение по ролям

58.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

1

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Урок – концерт. Практикум.

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование

Иллюстрации,  фонохрестоматия

Стр. 286

59.

Лирика  Ф.И.Тютчева

1

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Практикум

Знать основные сведения из биографии поэта; уметь выразительно читать стихи, анализировать

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Портрет, иллюстрации,  фонохрестоматия

Наизусть, стр. 286-290

60.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Урок-концерт

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Портреты, иллюстрации,  фонохрестоматия

Наизусть, стр. 291-300

61.

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста  

1

Урок развития речи

Развитие речи

Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

Анализ стихотворений

62.

Из литературы XX века

И.А.Бунин. слово о писателе. «Косцы»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя. Беседа.

Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?

Портрет,  фонохрестоматия

Стр. 3-10

63.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»

Портрет

Стр. 11-14

64.

Жизнь семьи Тыбурция

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум  

Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений;  уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

Составление плана

Иллюстрации

Стр. 15-25

65.

Общение Васи с Валеком и Марусей

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрацииями

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи?

Иллюстрации

Стр. 25-36

66.

Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Беседа. Практикум

Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

Анализ эпизодов

Иллюстрации  

Стр. 36-46

67.

Р.р. Обучение домашнему сочинению «Маруся и Соня: два детства»

1

Урок развития речи

Практикум

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Написание сочинения

68.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Выразительное чтение

Портрет,  фонохрестоматия

Наизусть, стр. 47-51

69.

П.П.Бажов. слово о писателе. «Медной горы Хозяйка»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. беседа

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?

Портрет

Стр. 52-53

70.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа

Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Выразительное чтение. Творческий пересказ

Презентация «Творчество П.П.Бажова»

Стр.53-65»

71.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке  «Теплый хлеб»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. беседа

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

Викторина

Портрет

Стр. 66

72.

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа  

Выразительное чтение, анализ эпизода

Стр. 67-76

73.

Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Составить план рассказа

Фонохрестоматия

74.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

Портрет,   фонохрестоматия

Стр. 83-84

75.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев»

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению. Беседа

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование

Фонохрестоматия

Стр. 84-100

76.

Художественные особенности пьесы-сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум

Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

Самостоятельная работа

Фонохрестоматия

Стр. 100-102

77.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Урок развития речи

Практикум

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Написание сочинения

78.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

Портрет, фонохрестоматия  

Стр. 103-104

79.

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита»

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа

Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений

Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений

Фонохрестоматия

Стр. 104-112

80.

Контрольная работа за 3 четверть

1

Урок контроля

Практикум

Уметь отвечать на вопросы задания, анализировать текст произведения;

Знать основные понятия курса

Ответы на вопросы, анализ текстов произведений

Самостоятельная работа

81.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

Портрет

Стр. 113-114

82.

«Открытие» Васюткой нового озера

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа

Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Васютка заблудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя

Стр. 114-140

83.

Р.р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?»

1

Урок развития речи

Практикум

Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?». Становление характера Васютки

84.

Произведения о Родине и родной природе

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок-концерт

Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Портреты, иллюстрации,  фонохрестоматия

Подготовистр.150-158

85.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:  А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин,  Н.М.Рубцов

1

Урок чтения и изучения произведения

Обучение чтению

Знать авторов стихотворений и картины; уметь сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений друг с другом; понимать, что один и тот же факт жизни по-разному воплощается и переосмысливается в творчестве различных героев

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ произведений

Портреты, иллюстрации,   фонохрестоматия

Стр. 151-152

86

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения

1

Урок развития речи

Практикум

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Написание сочинения

87.

Писатели улыбаются

Саша Черный. Рассказ о писателе

1

Урок чтения и обсуждения произ-ведения

Рассказ учителя. беседа

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Выразительное чтение по ролям

Портрет,  фонохрестоматия  

Стр. 158-159

88.

Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

1

Урок чтения и обсуждения произ-ведения

Беседа

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Выразительное чтение по ролям

Стр. 159-172

89.

«Ради жизни на земле…»

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение.

Портрет,   фонохрестоматия

Наизусть, стр. 148-149

90.

А.Т.Твардовский. Слово о писателе. «Рассказ танкиста»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение.

Портрет, фонохрестоматия  

Наизусть, стр.144-146

91.

Из зарубежной литературы

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

Выразительное чтение

Портрет, иллюстрации

Стр. 181-182

92.

Вн.чт. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона;

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов

Портрет, фонохрестоматия  

Стр.182-189

93.

Вн.чт. Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

ответы на вопросы, сопоставление художественных произведений

Пересказ эпизодов

Фонохрестоматия

Стр. 190-194

94.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе.  «Снежная королева»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ учителя беседа

Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями

Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду?

Портрет

Стр. 195

95.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Обучение чтению. Беседа

Уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсена, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник; выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказки Андерсена со сказкой Пушкина

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая

Иллюстрации

Стр. 196-225

96.

Наши любимые сказки Х.К.Андерсена

1

Урок внеклассного чтения

Урок развития речи

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных

Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение.

97.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказках Анднрсена»

1

Урок развития речи

Практикум

Знать сюжет, понимать духовные и нравственные качества главных героев, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

98.

Вн.чт. Ж.Санд. «О чем говорят цветы»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать автора, факты его жизни; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы

Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

Портрет

Стр. 231-240

99.

Вн.чт. Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи

Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»

Портрет,  фонохрестоматия

Стр. 241-242

100.

Вн.чт. Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста

Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере»

Фонохрестоматия

Стр. 242-257

101.

Вн.чт. Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Урок внеклассного чтения

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем;

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от  лица героя);

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)

Портрет

Стр. 258-259

102.

Р.р. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Урок развития речи

Игра

Уметь определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев

Выявление уровня литературного развития, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

Ответы на вопросы, выполнение творческих заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...