Рабочая программа по литературе 6 класс по уч.В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Бочкарева Ольга Сергеевна

Рабочая программа, состоящая из пояснительной записки и поурочного планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_6_klass.rar101.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. измерители

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои

1

Вводный урок

Лекция

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся

Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

Беседа, работа с книгой, тестирование

Стр. 4-5

2

Устное народное творчество

Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

Урок изучения произведения

Беседа

Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

Работа с книгой, выразительное чтение

Фонохрестоматия

Стр. 6-10

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

1

Урок изучения и анализа произведения

Рассказ учителя. Беседа  

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость

Знать: понятия пословицы
и поговорки.

Уметь: отличать пословицу от поговорки, характеризовать их отличительные признаки.

Ответы на вопросы. Работа с книгой

Фонохрестоматия

Стр. 11-15

4

Загадки как малый жанр фольклора

1

Урок изучения и анализа произведения

Рассказ учителя. Беседа  

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Знать: понятие загадки

Уметь: разгадывать и составлять загадки

Работа с книгой

5

Р.р. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению.

Знать: понятие фольклор

Уметь: составлять план сочинения и работать по нему

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

6

Из древнерусской литературы

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях

Знать: жанры древнерусской

литературы; летопись.

Уметь: характеризовать содержание и проблематику

Составление конспекта

Фонохрестоматия

Стр. 22-24

7

Из литературы XVIII века

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне

Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория».

Уметь: анализировать басню

Совершенствование навыков работы с книгой

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 26-28

8

Из литературы XIX века

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория».

Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен

Совершенствование навыков работы с книгой

Портрет, фонохрестоматия

Стр. 30-34, 37-40

9

«Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

Уметь: находить литературные аналогии между произведениями разных баснописцев

Ответы на вопросы

Фонохрестоматия

Стр. 40-43, наизусть

10

И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа. Обучение чтению

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории

Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория».

Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен

Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование

Иллюстрации, фонохрестоматия

Стр. 34-37

11

Р.р. Подготовка  к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Подготовка к сочинению.

Уметь: составлять план сочинения и работать с ним

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению

Знать: вольнолюбивый характер стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 54-56, наизусть

13

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

Урок чтения и изучения произведений

Урок развития речи

Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Знать: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь: определять их самостоятельно.

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

Фонохрестоматия

Стр. 56-57

14

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

1

Урок чтения и изучения произведений

Обучение чтению. Практикум

Жанр стихотворного послания. Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Знать: период жизни Пушкина
в Царскосельском лицее; жанр послания.

Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем

Фонохрестоматия

Стр. 53, наизусть

15

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека

1

Урок чтения и изучения произведений

Обучение чтению. Практикум

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов

Знать: понятия темы и поэтической идеи стихотворения.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

Фонохрестоматия

16

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка»

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа

Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические темы и мотивы в повести.

Знать: содержание текстов, историю создания.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Владение монологической и диалогической речью.

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 150-152

17

Сюжет и герои повести

1

Урок чтения произведения

Беседа

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения

Знать: художественные особенности повестей; идейное содержание.

Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

18

Вн.чт. А.С.Пушкин «Выстрел»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них

Знать: художественные особенности повести

Выразительное чтение
, чтение по ролям

Презентация

Стр. 59-64

19

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства

1

Урок чтения и изучения произведений

Обучение чтению. Беседа

Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

Выразительное чтение
, чтение по ролям

Фонохрестоматия

Стр. 64-84

20

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

1

Урок чтения и изучения произведений

Обучение чтению. Беседа

Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

Уметь: составлять план событий, говорить
о композиции романа.
 

Выразительное чтение
, чтение по ролям

Презентация

Стр. 84-94

21

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа. практикум

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма

Знать: историческую подоплёку произведения

Анализ текста

Стр. 94-107

22

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум

Роль эпизода в повести

Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Презентация

Стр. 107-129

23

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Урок чтения и изучения произведений

Обучение устному рассказу. беседа

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Уметь: составлять план событий, говорить
о композиции романа.
 

Самостоятельная работа с текстом

Иллюстрации

Стр. 129-141

24

Авторское отношение к героям

1

Урок анализа произведения

Обучение устному рассказу. Беседа

Развитие понятия о композиции художественного произведения

Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

Ответы на вопросы учебника

Презентация

Стр. 141-145

25

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

26

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Практикум

Проверка освоенности материала учащимися

Знать: основные моменты творчества А.С.Пушкина

Уметь: отвечать на вопросы заданий

Тестирование

27

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

Знать: основные мотивы лирики поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст и делать выводы.

Выразительное чтение

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 153-158, наизусть

28

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком»

1

Урок чтения и изучения произведений

Практикум

Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения

Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 163-166, наизусть

29

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».разрушение красоты и гармонии человека с миром

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа. Практикум

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация

Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворений; приём сравнения в композиции произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст.

Анализ текста, тестирование

Фонохрестоматия

Стр. 160-163

30

Двусложные и трехсложные размеры стиха

1

Урок развития речи

Практикум

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Знать: трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).

Уметь: вступать в речевое общение

Анализ стихотворений

Презентация

Стр. 58-59, стр. 242-244

31

Р.р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»

1

Урок развития речи

Практикум

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение. Составление плана сочинения

Знать: содержание произведений

Уметь: составлять план сочинения и работать с ним

Творческая работа

Презентация

32

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Изучение текста произведения

Знать: содержание произведения

Уметь: работать с текстом произведения

Работа с текстом

Портрет

33

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

Знать: понятия «пейзаж», «портретная характеристика персонажей»; содержание рассказа;

Уметь: воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет

Стр. 167-171

34

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Народные верования и предания. Юмор автора

Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику

Комментированное чтение

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 171-180

35

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»

1

Урок чтения и изучения произведений

Практикум

Портреты героев как средство изображения их характеров

Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Стр. 181-197

36

И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1

Комбинированный

Практикум

И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

Знать: основные моменты жизни и творчества писателя

Ответы на вопросы, тестирование  

Стр. 197-198

37

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Выразительное чтение

Портрет, презентация. Фонохрестоматия

Стр. 200-202

38

«Неохотно и несмело». «С поляны коршун поднялся»

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа

Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

Знать понятия: «лирический герой», «художественный образ».

Выразительное чтение

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 202-205, наизусть

39

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

1

Урок чтения и изучения произведений

Практикум

Обучение анализу одного стихотворения

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения

Уметь находить и использовать информацию

Фонохрестоматия

Стр. 205-206

40

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали

Знать понятия: «лирический герой», «художественный образ».

Работа с текстом

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 210, наизусть

41

А.А.Фет. «Еще майская ночь»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения

Анализ  лирического произведения

Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 212

42

«Учись  у них – у дуба, у березы»

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Анализ лирического произведения, устный опрос

Фонохрестоматия

Стр. 214-215

43

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Краски и звуки пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

44

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Обучение чтению

Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

Знать: художественные особенности стихотворения.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет, презентация. Фонохрестоматия

Стр. 215-218

45

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

Урок чтения и изучения произведений

Беседа. Практикум

Сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций

Знать: дактиль, анапест, амфибрахий.

Уметь: определять трехсложные размеры.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Стр. 218-225, наизусть

46

Вн.чт. Н.А.Некрасов. историческая поэма «Дедушка»

1

Внеклассное чтение

Беседа

Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова

Знать: художественные особенности поэмы.

Уметь: характеризовать стилистические средства.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Презентация

Стр. 226-242

47

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1

Урок контроля

Практикум

Проверка знаний учащихся по творчеству поэтов

Знать: основные моменты жизни и творчества поэтов

Уметь: отвечать на вопросы заданий

Тестирование

48

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

1

Урок контроля

Практикум

Проверка знаний учащихся по творчеству поэтов

Знать: основные моменты жизни и творчества поэтов

Уметь: отвечать на вопросы заданий

Тестирование

49

Н.С.Лескова. Слово о писателе. «Левша»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать
в речевое общение

Портрет

Стр. 245-248

50

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Урок чтения и изучения произведений

Рассказ учителя. Беседа

Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

Знать: понятие «речевая характеристика».

Уметь: выполнять характеристику героя.

Чтение по ролям; беседа по вопросам

Презентация

Стр. 248-272

51

Р.р. Особенности повести Н.С.Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Р.р. Особенности повести Н.С.Лескова «Левша»

Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение.

Творческая работа

Презентация

Стр. 272-292

52

Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

Уметь: анализировать авторские языковые средства.

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

53

Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Особенности повести Н.С.Лескова «Человек на часах»

Знать: понятие «речевая характеристика».

Уметь: выполнять характеристику героя.

Чтение по ролям; беседа по вопросам, тестирование

54

Вн.чт. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа

Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте

Знать: как отображается природа смешного
в рассказах Чехова.

Уметь: характеризовать поэтику и стиль.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет. Презентация

Стр. 296-299

55

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Слово учителя, комментированное чтение; портреты Чехова

80-х годов

XIX в

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

Уметь: анализировать содержание.

Анализ текста, подбор аргументов, тестирование

Фонохрестоматия

Стр. 300-302

56

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок-концерт

Слово учителя, выразительное чтение, работа с текстами, аналитическая беседа

Знать: содержание понятия «пейзажная лирика».

Уметь: выразительно читать поэтические тексты; владеть навыками анализа.

Анализ текстов

Портреты, презентация. Фонохрестоматия

Стр. 303-307, наизусть

57

Из литературы XX века

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Знать: факты биографии Платонова; содержание произведения.

Уметь: анализировать эпизоды.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет. Фонохрестоматия

58

«Ни на кого не похожие » герои А.П.Платонова

1

Урок анализа произведения

Обучение чтению

Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие » герои А.П.Платонова

Знать: своеобразие языка сказки-были, стилистической манеры писателя.

Комментированное чтение

Презентация

59

А.А.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

А.А.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью

Знать: факты биографии Грина (Гриневского); содержание феерии.

Уметь: анализировать эпизоды.

Комментированное чтение

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 6-20

60

Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса»

1

Урок анализа произведения

Практикум

Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении

Знать: своеобразие языка произведения, стилистической манеры писателя.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Презентация

Стр. 20-29

61

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль».

Уметь: давать характеристику герою.

Подготовка сообщения по теме

Портрет

Стр. 30-40

62

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Знать: виды сказок
(сказка народная и литературная). Уметь: характеризовать идейно-художественные

Анализ текста, ответы на вопросы

Иллюстрации

Стр. 40-62

63

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

Уметь: работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

Анализ текста, ответы на вопросы

Презентация

Стр. 62-78

64

Р.р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок развития речи

Практикум

Инсценировка  эпизодов «Ссора Насти и Митраши», «Спасение Митраши». Подготовка к сочинению

Знать: основную мысль произведения; философский смысл названия. Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.

Анализ текста, подбор аргументов

Презентация

65

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок развития речи

Урок контроля  

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Знать: особенности композиции.

Уметь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении

Творческая работа

Презентация

Дописать

66

Произведения о Великой Отечественной войне

Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной Войне. Слово о поэтах-фронтовиках

1

Урок развития речи

Практикум

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной Войне. Слово о поэтах-фронтовиках

Знать: факты биографий Симонова, Орлова, Самойлова.

Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмысливать тематику, нравственные аспекты произведений.

Выразительное чтение

Презентация

Стр. 80-81, наизусть

67

Р.р. К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С.Самойлов «Сороковые»

1

Урок развития речи

Практикум

К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению

Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; как они отражены в искусстве. 

Выразительное чтение

Портреты, презентация. Фонохрестоматия

Стр.84, наизусть

68

Вн.чт. А.А.Лихачев. «Последние холода». Дети и война

1

Урок внеклассного чтения

Беседа. Рассказ учителя

Слово учителя, чтение

с комментариями учителя; беседа по содержанию

Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне. 

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Презентация

69

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов.

Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

Портрет

Стр. 88-102

70

Р.р. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе

1

Урок анализа произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении

Знать: пейзаж и его роль в произведении

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Стр. 103-112

71

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Урок развития речи

Практикум

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Знать: понятие «художественная деталь».

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. 

Творческая работа

Презентация

Дописать

72

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

Знать: факты биографии писателя; приёмы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; приём антитезы; композицию рассказа.

Уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя.

Беседа-размышление по прочитанному

Портрет. Фонохрестоматия  

Стр. 113-137

73

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Знать: отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение.

Уметь: приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов.

Чтение по ролям, беседа по прочитанному

Стр. 137-154

74

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

Знать: смысл названия рассказа.

Уметь: составлять устный портрет литературного героя.

Беседа
по прочитанному

Стр. 156

75

Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В Распутина

1

Урок развития речи

Практикум

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В Распутина

Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора.

Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.

Создание письменных высказываний

Презентация

Дописать

76

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике

Знать: основные факты жизни поэта

Уметь: анализировать стихотворения

Анализ стихотворений

Портрет, презентация. Фонохрестоматия

Стр. 202-205

77

Ф.А.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Влияние учителя на формирование детского характера.

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа.

Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме

Портрет

Стр. 175-193

78

Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Юмор и его роль в рассказе

Знать: роль юмора в повествовании.

Уметь: характеризовать художественные особенности рассказа.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме

Стр. 194

79

Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

1

Урок контроля

Практикум

Знать основные факты изученных произведений Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина

Знать: тексты изученных  произведений

Уметь: отвечать на вопросы, делать выводы

Тестирование

80

Родная природа в русской поэзии XX  века

Родная природа в русской поэзии XX  века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Поэзия родной природы. Средства создания поэтических образов

Знать: сведения о жизни

 творчестве

 А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация».

Уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть).

Выразительное чтение

Презентация. Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 196, наизусть

81

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье, Степь и дали», «Пороша»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. обучение выразительному чтению

Знать: светопись и звукопись поэзии Есенина ; песни на стихи Есенина.

Уметь: находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения

Выразительное чтение, чтение наизусть

Презентация, портрет. Фонохрестоматия

Стр. 198-200, наизусть

82

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Обучение чтению

Обучение анализу одного стихотворения

Знать: поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста.

Выразительное чтение, чтение наизусть

Фонохрестоматия

Стр. 200-201, наизусть

83

Писатели улыбаются

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Слово о писателе. Рассказ «Срезал»

Знать: основные темы произведений Шукшина; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приёмы создания образов героев

Ответа на вопросы, тестирование

Портрет, презентация.  Фонохрестоматия

Стр. 158-162

84

Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики»

1

Урок анализа произведения

Рассказ учителя. Беседа

Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина

Знать: особенности юмора в произведениях Шукшина.

Уметь: объяснять понятие «странные люди»
в творчестве писателя

Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии

Стр. 162-173

85

Из литературы народов России (Обзор)

Вн.чт. К.Кулиев. слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был мой народ»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Тема Родины и народа. Язык, поэзия и обычаи как основа бессмертия нации

Знать: сведения о жизни

и творчестве

К. Кулиева.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Презентация. Портрет

Стр. 209-212

86

Вн.чт. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

Презентация, портрет

Стр. 206-208

87

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Понятие о мифе.

Знать: понятия «миф», «герой» в древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки, содержание некоторых мифов (на выбор). Уметь: анализировать и делать собственные выводы; выполнять художественный пересказ эпизодов.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем.

Презентация

Стр. 213-215

88

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Знать: картину мира

в представлениях древних греков.

Уметь: представить её в виде схемы или рисунка.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Презентация

Стр. 218-224

89

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

Знать: понятие «легенда», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа

Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию

Презентация

Стр. 224-227

90

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

Знать: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия «гипербола», «постоянный эпитет».

Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Подбор аргументов, формулирование выводов

Иллюстрации, презентация

Стр. 227-261

91

Произведения зарубежных писателей

Вн.чт. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире

Знать: тематику и идейное содержание произведения.

Уметь:  давать характеристику героям

Умение находить литературные аналогии.

Портрет. Презентация

Стр. 263-265

92

Вн.чт. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность

Знать: содержание романа, жанр романа, владеть навыками анализа текста.

Владение монологической и диалогической речью

Стр. 263

93

Вн.чт. Образ Санчо Пансы

1

Урок анализа произведения

Урок внеклассного чтения

Образ Санчо Пансы

Уметь: давать характеристику героям

Анализ текста

94

И.Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «перчатка»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Проблемы благородства, достоинства и чести

Знать: биографические сведения о писателе.

Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов.

Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет, презентация. Фонохрестоматия

Стр. 266-271

95

Вн.чт. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романизм и реализм в произведении

Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла».

Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла»

и «рассказ».

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Портрет, презентация

Стр. 273-292

96

Вн.чт. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Средства создания комического. Юмор в произведении

Знать: биографические сведения о писателе;

Уметь: проводить анализ

прочитанного текста

Выразительное чтение, чтение по ролям

Презентация, портрет

97

Вн.чт. Дружба Тома и Гека

1

Урок анализа произведения

Урок внеклассного чтения

Поведение мальчиков в критических ситуациях.

Знать: текст произведения;

Уметь: проводить анализ

прочитанного текста

Ответы на вопросы учебника

98

Вн.чт. Том и Гек: общность и различие

1

Урок анализа произведения

Урок внеклассного чтения

Том и Гек: общность и различие

Знать: текст произведения;

Уметь: проводить анализ

прочитанного текста

Ответы на вопросы учебника

99

Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе

1

Комбинированный

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе

Знать : основные моменты жизни и творчества писателя

Ответы на вопросы учителя

Презентация, портрет

1-9 главы

100

Вн.чт. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче

Знать: содержание сказки.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр; выявлять авторскую позицию

Владение монологической и диалогической речью

Фонохрестоматия

11-20 главы

101

Письменный ответ на вопрос «Что изменили во мне изучение литературы в 6 классе?»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Письменный ответ на вопрос

Уметь : отвечать на поставленный вопрос

Творческая работа

102

Р.р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

1

Урок развития речи учащихся

Практикум

Урок-игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...