Разработка урока литературы
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Дмитриевских Юлия Викторовна

Тема: Внеклассное чтение “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”. Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора героями жизненного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок внеклассного чтения29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  “Добро из добра явилось” по сказке А.П.  Платонова “Волшебное кольцо”.

Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора   героями жизненного

            пути.

Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,

                           детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).

Задачи:  

  • рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;
  • роль образа-символа кольца в сказке;

  • создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;
  • способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим;  
  • расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;
  • способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

Вступительное слово:  объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.

Слайд № 2

(В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».

На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.

- Тему записать.  Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.

   

-«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал. 

 

- Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.

- Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки  Собаки.  

- Ребята,  сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?

- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?                        

+яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного                 появляются на 

   кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост),       доске: мост,

+ чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост),                                           кольцо, дворец.

+ противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.

Слайд № 3 по ходу ответов

- Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них  расскажет о

   себе. Если у  героев возникнут затруднения, ребята,  помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.

- Итак, кто главный герой сказки? (Семён).

- Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать.  Расскажите о себе.

Рассказ Семёна.

Вопросы к классу:

- Любители сказок, о чём бы вы хотели  спросить Семёна?

- Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.

- Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на

  доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).

 Слайд № 4

Слайд № 5

ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ:  «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)

  1. Сундуки с приданым.
  2. Копейка.
  3. Верёвка и кнут.
  4. Мост.
  5. Котлеты.
  6. 12 молодцев.
  7. Сети рыболовные.
  8. Золотые парчовые штаны.
  9. Солома в углу избы.

- Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака.  Вопросы кошке и собаке.

+ Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?

+ Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?

- Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!

- Скоропея, здравствуй!  Расскажи о себе.

+ Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?

+ Ты пожалела об этом поступке?

- Кто желал зла Семёну?

 

Слайд № 6

(на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)

- Запишем эти слова и их толкования в тетради.

- Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом?  (богатство, но и горе, разочарование в любви).

- Волшебное  кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.

- Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).

Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)

- Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?

- Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?

(От кого зло пришло, к тому и вернулось, но  с большей силой:  Аспид превратился в змею

  и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).

- Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?

Слайд № 8

ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и

               после - ответы)

- Поиграем в викторину “Узнай  героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).  

  • Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»
  • С ним Семён встречался 3 раза.
  • Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.
  • Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…
  • Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…
  • Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…
  • И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК

- Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет

  стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью

  собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.

Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).

- Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:

"Что за прелесть эти сказки!.."

- Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).

- Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:

“Один в поле не воин» -  в народных и авторских сказках герои действуют сообща.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

«Один за всех, все – за одного».

- ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА …

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Юные любители сказок!  Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.

- Уверена, справитесь.

Слайд № 10

(Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)

Спасибо! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...