Разработки уроков
план-конспект урока по литературе на тему

Брюханова Елена Николаевна

Представлены статьи и конструкты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_shutochka.docx23.76 КБ
Файл konspekt_uroka_po_vov.docx32.94 КБ
Файл chehov_shutochka.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт и сюжет в рассказе А. П. Чехова «Шуточка»

Брюханова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 17», г. Сухой Лог

Урок литературы в 10 классе

Тип урока – урок-практикум по анализу прозаического произведения.

Формы работы: фронтальная, групповая. 

Цель урока – рассмотреть особенности сюжетно-композиционной организации рассказ А.П.Чехова.

Планируемые результаты:

личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; выразительно читать прозаическое  произведение; выражать личное читательское отношение к прочитанному;

метапредметные:

познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,

коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, уметь задавать вопросы, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач,

регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы;

предметные: воспринимать текст литературного произведения; определять сюжет и композицию литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности

Что такое сюжет, фабула, конфликт? Как соотносятся между собой построение произведения и особенности протекания конфликта?

Сюжет – цепь событий в авторском изложении.

Фабула – цепь событий в хронологической последовательности.

Конфликт – столкновение, которое лежит в основе сюжета, противоречие, которое нуждается в разрешении.

Композиция

Конфликт

Экспозиция

Причины возникновения конфликта

Завязка

Намечается противоречие

Развитие действия

Противоречие усугубляется

Кульминация

Наивысшая точка в развитии конфликта

Развязка

Разрешение, снятие конфликта

Эпилог

Переход на новый уровень

2. Выявление места и причины затруднения

В чём состоит своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Шуточка»? Можно ли определить его сюжет как смену событий? Если нет, то почему?

Что является источником конфликта в рассказе?

3.Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта

Исследовательская работа с текстом. Проводится в форме групповой работы: каждая группа получает своё задание -  проанализировать элементы сюжета и развитие в них конфликта.

Задания для групп:

1 группа. Каково назначение экспозиции, даёт ли она возможность предположить содержание сюжета и причины возникновения конфликта? Есть ли в рассказе информация, которая могла бы быть включена в эспозицию? Есть ли в сюжете внутренняя соотнесенность с внешним миром?

2 группа. Определите завязку, можно ли её рассматривать как завязку любовной истории? Какое слово можно подобрать для выражения отношения героя к Наденьке?

3 группа. Проследите за развитием конфликта в движении действия. Как организован сюжет во времени? Какую роль играет определение «бедная Наденька» для понимания возможного разрешения конфликта?

4 группа. Найдите момент кульминации и развязки. В чём состоит их своеобразие?

5 группа. Какова роль эпилога? Каков содержательный смысл многоточия в финале рассказа?

Примерные варианты ответов групп:

1 группа

Особенности экспозиции (причины возникновения конфликта):

  • Экспозиция краткая, не содержит любовной интриги.
  • Повествование ведется от 1 лица. Автор очень наблюдателен (много деталей, подробностей): красным сукном обитые санки, иней на кудрях.  Это поэтичный, по уровню образования  культурный человек.
  • Хронотоп провинциального городка (горка): время циклично, нет событий (забор с гвоздями символизирует ограниченность), пространство замкнутое и ограниченное (дом за высоким забором с гвоздями).

2 группа

Завязка: перелом, конфликт в душе героев – желание нового, любопытство.

Наденька: боится, уступает, бледна, страх, вопросительно заглядывает в лицо, загадка, нетерпеливо, борется с собой, радость, желание любви. У нее вера в счастье.

Герой-рассказчик: умоляю, я рассматриваю перчатку, видимо, я вижу (наблюдательность, равнодушие). Герой экспериментирует, у него пустое развлечение.

Происходит конфликт между героями: 2 типа поведения в одной жизненной ситуации.

3 группа

Развитие действия состоит в следующем:

Ее беспокоит неизвестность, затем уже нравится катание (каждый день ходит на каток, привыкает с его словам, чувство любви переворачивает ее жизнь).

Его голос равнодушен и бесстрастен («Я вижу, как страдает ее душа») – герой-наблюдатель.

4 группа

Кульминация (высший накал чувств):

Эпизод отдален,  дистанцирован по времени: нет снега, горки.

Наденька: грусть, слеза, она протягивает руки ветру, непонимание. Но слова любви вновь произносятся, и она радостная ,счастливая, красивая.

Ему опять все равно, он равнодушен.

5 группа

Развязка совпадает с эпилогом.  Ситуация осмысливается в масштабе всей жизни. Ставится проблема человеческого счастья, проблема смысла жизни. Счастье является относительным, а холодное отношение к жизни оборачивается пустотой.

До кульминации доминировал он, теперь счастлива она. Конфликт: шуточка, столкнувшая их в ситуацию катания, снимается, но ставится вопрос о смысле жизни.

Наденька: счастье мгновенное ,иллюзорное, желание любить наполняет ее жизнь смыслом.

Герой-рассказчик: ему непонятно, зачем он говорил эти слова, ощущение  сожаления.

4.Рефлексия учебной деятельности

К какому выводу мы пришли в ходе анализа элементов сюжета и развития в них конфликта?

Ставится философская проблема: шуточка оборачивается пустотой, счастье оказывается относительным. Следовательно, такая краткая экспозиция выводит на философский смысл.

В чём состоит оригинальность чеховского рассказа?

  • Редуцированная сжатость в обрисовке действия, которая ведет к философской наполненности.
  • Психологический конфликт: сталкиваются эмоциональное нарастание и холодный рациональный расчёт.
  • Переход развязки в эпилог позволяет говорить о конфликте, который разрешается в масштабах всей жизни (конфликт мироотношения – наблюдаем полярное отношение к жизни).
  • Парадоксальность построения рассказа: Чехов маскирует подлинный конфликт, внешне перед нами рассказ о бытовой ситуации, на самом деле ставится вопрос о смысле жизни. Повествование ведется в личностной форме - от лица героя, уверенного в себе и не чувствующего своей пустоты.

5.Итоги урока. Прогнозирование домашнего задания

Подобрать 2-3 примера художественных произведений малых жанровых форм, в которых сюжет и фабула соотносятся по-разному (совпадают или не совпадают). Объяснить причины данного соотношения.



Предварительный просмотр:

Тема урока «И ПЕРОМ И ШТЫКОМ…»

ОБРАЗ ФРОНТОВОГО ПОЭТА

ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПО ЛИРИКЕ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА

Брюханова Е. Н.

Класс: 8-9

Цели урока: 

образовательные:

– расширить представления учащихся об образе поэта-фронтовика периода Великой Отечественной войны;

– формировать умения анализировать стихотворения.

развивающие:

– развивать мышление, память, внимание;

– развивать информационную компетентность (умения находить, отбирать и систематизировать нужную информацию из разных источников);

– развивать умение организовывать сотрудничество в группе;

– развивать коммуникативные умения (доводить смысл и содержание своей информации до партнера по общению, высказывать свою точку зрения, вести диалог, осуществлять выступления и т.д.);

– развивать творческие способности учащихся.

воспитательные:

– воспитывать у учащихся патриотизм, чувство гордости за славное историческое прошлое своей страны, формировать гражданскую позицию, ответственность за свои поступки;

– предоставить каждому учащемуся возможность проявить свои творческие способности.

Задачи урока:

1. Ознакомить учащихся с лирикой К. Симонова периода Великой Отечественной войны.

2. Научить осознавать значимость нравственных проблем, их актуальность в современном мире.

3. Развить умение работать в группе.

4. Совершенствовать умения работать с разными видами информации.

5. Формировать гуманистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, потребность и способность жить по общечеловеческим нравственным нормам и правилам поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: заседание редакционной коллегии по выпуску стенной газеты к юбилею Великой Отечественной войны на тему   «И пером и штыком…» (Образ фронтового поэта периода Великой Отечественной войны по лирике Константина Симонова).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные, творческие, практические.

Оборудование и материалы:

1. Тема (на доске или там, где будет стенная газета) «… и пером и штыком». Образ фронтового поэта периода Великой Отечественной войны по лирике Константина Симонова.

2. Фрагмент песни «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты…»). Автор текста: Р.Гамзатов, Автор музыки: Я.Френкель.

3. Компьютер для ученических презентаций (если такие будут сделаны учащимися).

4. Интерактивная доска.

5. Три листа ватмана (стенная газета) для размещения каждой группой собранных материалов.

6. Эмблемы-памятки для каждого учащегося (изготовленные учениками, например образы летящего журавля и лиры (символа образа фронтового поэта).

7. Бумага для записей, ручки, карандаши.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

За две недели до проведения урока учащиеся делятся на 4 группы (по их выбору) и каждая группа выполняет домашнее задание (самостоятельная работа учащихся под руководством учителя).

Первая группа «Биографы-архиведы» (5-7 чел.).

Задания

1. Найти факты из фронтовой и творческой биографии поэта К. Симонова, подобрать фотографии.

2. Оформить собранные материалы на листе ватмана.

Вторая группа «Литературоведы» (5-7 чел.).

Задания 

1. Провести анализ 3 стихотворений К. Симонова «Родина», «Если дорог тебе твой дом…» («Убей его») и «Жди меня».

2. Оформить результаты анализа стихотворений на листе ватмана.

Третья группа «Чтецы» (3 чел.).

Задание: подготовить выразительное чтение стихотворений                   К. Симонова «Родина», «Если дорог тебе твой дом…» («Убей его») – сокращенный вариант и «Жди меня».  Учитель помогает учащимся качественно подготовить выразительное чтение этих стихотворений.

Четвертая группа «Художники» (4-5 чел.).

Задания 

1. Нарисовать эмблему и (или) проект памятника фронтовому поэту периода Великой Отечественной войны, подготовит устный комментарий своего творческого проекта.

2. Оформить их на листе ватмана.

3. Оказывать помощь другим группам по оформлению стенной газеты.

4. Подготовить эмблемы-памятки для каждого учащегося.

ХОД УРОКА

Краткий конспект

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядный и дидактический материал

1. Организационно-мотивационный этап.

5 мин.

• Включает фрагмент песни «Журавли».

• Вступительное слово учителя.

• Сообщает тему и цель урока.

• Рассаживаются на места, отведенные для них.

• Слушают песню.

• Настраиваются на совместную работу.

• Фрагмент песни «Журавли» (2 мин.).

• Тема урока.

2. Проблемная ситуация и ее обсуждение.

5 мин.

•Задает учащимся проблемный вопрос: «Как вы понимаете смысл темы урока «И пером и штыком…?» и выслушивает ответы.

Отвечают на вопрос.

Тема урока.

3. Выступление группы биографов-архиведов.

8 мин.

Передает слово представителям группы. Следит за временем выступления.

Устные сообщения по теме.

Лист стенной газеты «Фронтовая биография и творческий путь    К. Симонова».

4. Выступление группы чтецов и литературоведов.

12 мин.

Передает слово представителям группы. Следит за временем выступления.

• Выразительное чтение стихотворений    К. Симонова.

• Представляют анализ стихотворений   К. Симонова.

Лист стенной газеты «Лирика о войне

К. Симонова».

5. Выступление группы художников.

10 мин.

Передает слово представителям группы. Следит за временем выступления.

Представляют и комментируют свои эмблемы и (или) проекты памятника фронтовым поэтам.

Лист стенной газеты «Образ фронтового поэта».

6. Заключительный этап. Подведение итогов урока.

5 мин.

• Заключительное слово учителя.

• Задает вопросы по рефлексии.

• Оценивает работу учащихся.

• Благодарит за совместную работу.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Раздача эмблем-памяток.

ХОД УРОКА

Подробный конспект

1.Организационно-мотивационный этап.

• Звучит фрагмент песни «Журавли» (одновременно возможен показ видеофильма – летящие журавли).

•Учащиеся входят в класс и рассаживаются на места (по группам).

• Вступительное слово учителя.

Образы летящих журавлей стали символом солдат, отдавших жизнь за свободу нашей Родины на полях сражений. Среди них было немало поэтов.

Отпечаток исповедальности несут на себе произведения поэтов, писавших о войне на основе собственных воспоминаний. Для поэтов-фронтовиков тема Великой Отечественной войны не отвлеченная тема, она выстрадана ими, отмечена болью утраты близких людей. В их произведениях человек на войне предстает таким, каков он был на самом деле. Они наполнены болью и печалью о тех, кто не вернулся с войны.  

Наиболее известными поэтами  того  времени  были:  Николай  Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Борис Слуцкий, Ольга Берггольц,  Михаил  Исаковский, Константин Симонов и др. Около двух тысяч писателей и поэтов ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Н. Майоров, Е. Петров, Ю. Крымов, И. Уткин и другие; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые поэты жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли  в  окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и... писали. Они в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед.  В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и одновременно пламенных лирических стихов, написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий.

«Поэзия, ставшая подвигом», – так характеризовал А. Твардовский творчество поэтов-фронтовиков. Поэты чувствовали  себя, по выражению        А. Суркова, «окопными  поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А.Толстого, была «голосом героической души русского народа».

• Учитель сообщает тему и цель урока. Тема нашего сегодняшнего урока, образно выражаясь – «И ПЕРОМ И ШТЫКОМ…». А разговор пойдет об образе фронтового поэта периода Великой Отечественной войны на примере лирики Константина Симонова.

2. Проблемная ситуация и ее обсуждение.

• Учитель задает учащимся проблемный вопрос: «Как вы понимаете смысл темы урока «И пером и штыком…?» и выслушивает ответы.

•Учитель делает обобщение: «Огромная повседневная поэтическая работа, хотя и была подчас рассчитана лишь на краткий срок газетной полосы или на полузабвенье в записной книжке поэта, приносила большую пользу. Она приучала поэтов постоянно жить действительными потребностями воюющего народа и произносить слова, столь же необходимые на войне, как пуля, снаряд или винтовка».

3. Выступление группы биографов-архиведов.

• Учитель: Константин Симонов, прошедший всю войну, принадлежит к фронтовым поэтам. На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года он написал десятки стихотворений. Самые известные из них сегодня на уроке мы с вами услышим и поговорим о них.

А сейчас послушаем выступление группы биографов-архиведов.

• Выступление учащихся (одного человека или нескольких). Они представляют свой  лист стенной газеты и делают устные сообщения. Примерный материал выступлений учащихся представлен в Приложении 1.

4. Выступление группы чтецов и литературоведов.

• Учитель: Теперь обратимся к лирике военных лет К. Симонова. Я передаю слово чтецам и литературоведам.

Сначала один ученик выразительно читает стихотворение К. Симонова, а потом другие участники группы дают краткий его анализ.  

Работа ведется по 3 стихотворениям К. Симонова «Родина», «Если дорог тебе твой дом…» («Убей его») и «Жди меня».

Примерный материал по анализу стихотворений К. Симонова представлен в Приложении 2.

5. Выступление группы художников.

• Учитель: Наши художники представляют свои творческие проекты, в которых воплощен образ фронтового поэта.

• Учащиеся представляют и комментируют свои эмблемы и (или) проекты памятника фронтовым поэтам.

6.Заключительный этап. Подведение итогов урока.

• Заключительное слово учителя.

В годы Великой Отечественной войны поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени героически воюющего народа жизнью многих поэтов.

Образ поэта Великой Отечественной войны – это образ фронтовика, которому свойственные чувства глубокой любви к Отчизне, ненависти к врагу, любви к своим родным и близким. Это поэт, душевный мир которого пронизан особыми чувствами: горечи от гибели товарищей, надежды на победу, острым ощущением невозвратимости утраты жизни солдат, погибших на войне, стремление сохранить память о каждом из них.  Такой образ поэта-фронтовика делал лирику периода Великой Отечественной войны наиболее близкой сердцу и душе простого русского человека, испытавшего радость победы и горечь утраты. Таким он сохранится и в нашей памяти.

• Учитель задает вопросы по рефлексии.

1.Что нового вы узнали?

2.Чем хотели бы еще поделиться?

3.Что бы вы еще хотели обсудить по данной проблеме?

• Учитель оценивает работу учащихся.

• Учитель благодарит за совместную работу.

Благодарю за совместную работу и желаю нам всем и нашим потомкам никогда не испытать ужасов войны. Мы навсегда сохраним память о русских солдатах и поэтах, сражавшихся за нашу свободу в годы войны. Пусть напоминают вам об этом эти эмблемы-памятки.

• Раздача эмблем-памяток.

Список литературы

  1. Бахатка И. До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. – М.: Правда, 1985. – 294 с.
  2. Горбачева Н. «Идет война народная…». – М.: Детская литература, 2010. – 328 с.
  3. Пронина Е.П. Произведения о Великой Отечественной войне. –  М.: Просвещение,1985. – 325 с.
  4. Топер П. Ради жизни на земле // Литература  и  война.  Традиции.  Решения. Герои. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 93-117.



Предварительный просмотр:

Конфликт и сюжет в рассказе А. П. Чехова «Шуточка»

Брюханова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 17», г. Сухой Лог

Урок литературы в 10 классе

Тип урока – урок-практикум по анализу прозаического произведения.

Формы работы: фронтальная, групповая. 

Цель урока – рассмотреть особенности сюжетно-композиционной организации рассказ А.П.Чехова.

Планируемые результаты:

личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; выразительно читать прозаическое  произведение; выражать личное читательское отношение к прочитанному;

метапредметные:

познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,

коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, уметь задавать вопросы, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач,

регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы;

предметные: воспринимать текст литературного произведения; определять сюжет и композицию литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности

Что такое сюжет, фабула, конфликт? Как соотносятся между собой построение произведения и особенности протекания конфликта?

Сюжет – цепь событий в авторском изложении.

Фабула – цепь событий в хронологической последовательности.

Конфликт – столкновение, которое лежит в основе сюжета, противоречие, которое нуждается в разрешении.

Композиция

Конфликт

Экспозиция

Причины возникновения конфликта

Завязка

Намечается противоречие

Развитие действия

Противоречие усугубляется

Кульминация

Наивысшая точка в развитии конфликта

Развязка

Разрешение, снятие конфликта

Эпилог

Переход на новый уровень

2. Выявление места и причины затруднения

В чём состоит своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Шуточка»? Можно ли определить его сюжет как смену событий? Если нет, то почему?

Что является источником конфликта в рассказе?

3.Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта

Исследовательская работа с текстом. Проводится в форме групповой работы: каждая группа получает своё задание -  проанализировать элементы сюжета и развитие в них конфликта.

Задания для групп:

1 группа. Каково назначение экспозиции, даёт ли она возможность предположить содержание сюжета и причины возникновения конфликта? Есть ли в рассказе информация, которая могла бы быть включена в эспозицию? Есть ли в сюжете внутренняя соотнесенность с внешним миром?

2 группа. Определите завязку, можно ли её рассматривать как завязку любовной истории? Какое слово можно подобрать для выражения отношения героя к Наденьке?

3 группа. Проследите за развитием конфликта в движении действия. Как организован сюжет во времени? Какую роль играет определение «бедная Наденька» для понимания возможного разрешения конфликта?

4 группа. Найдите момент кульминации и развязки. В чём состоит их своеобразие?

5 группа. Какова роль эпилога? Каков содержательный смысл многоточия в финале рассказа?

Примерные варианты ответов групп:

1 группа

Особенности экспозиции (причины возникновения конфликта):

  • Экспозиция краткая, не содержит любовной интриги.
  • Повествование ведется от 1 лица. Автор очень наблюдателен (много деталей, подробностей): красным сукном обитые санки, иней на кудрях.  Это поэтичный, по уровню образования  культурный человек.
  • Хронотоп провинциального городка (горка): время циклично, нет событий (забор с гвоздями символизирует ограниченность), пространство замкнутое и ограниченное (дом за высоким забором с гвоздями).

2 группа

Завязка: перелом, конфликт в душе героев – желание нового, любопытство.

Наденька: боится, уступает, бледна, страх, вопросительно заглядывает в лицо, загадка, нетерпеливо, борется с собой, радость, желание любви. У нее вера в счастье.

Герой-рассказчик: умоляю, я рассматриваю перчатку, видимо, я вижу (наблюдательность, равнодушие). Герой экспериментирует, у него пустое развлечение.

Происходит конфликт между героями: 2 типа поведения в одной жизненной ситуации.

3 группа

Развитие действия состоит в следующем:

Ее беспокоит неизвестность, затем уже нравится катание (каждый день ходит на каток, привыкает с его словам, чувство любви переворачивает ее жизнь).

Его голос равнодушен и бесстрастен («Я вижу, как страдает ее душа») – герой-наблюдатель.

4 группа

Кульминация (высший накал чувств):

Эпизод отдален,  дистанцирован по времени: нет снега, горки.

Наденька: грусть, слеза, она протягивает руки ветру, непонимание. Но слова любви вновь произносятся, и она радостная ,счастливая, красивая.

Ему опять все равно, он равнодушен.

5 группа

Развязка совпадает с эпилогом.  Ситуация осмысливается в масштабе всей жизни. Ставится проблема человеческого счастья, проблема смысла жизни. Счастье является относительным, а холодное отношение к жизни оборачивается пустотой.

До кульминации доминировал он, теперь счастлива она. Конфликт: шуточка, столкнувшая их в ситуацию катания, снимается, но ставится вопрос о смысле жизни.

Наденька: счастье мгновенное ,иллюзорное, желание любить наполняет ее жизнь смыслом.

Герой-рассказчик: ему непонятно, зачем он говорил эти слова, ощущение  сожаления.

4.Рефлексия учебной деятельности

К какому выводу мы пришли в ходе анализа элементов сюжета и развития в них конфликта?

Ставится философская проблема: шуточка оборачивается пустотой, счастье оказывается относительным. Следовательно, такая краткая экспозиция выводит на философский смысл.

В чём состоит оригинальность чеховского рассказа?

  • Редуцированная сжатость в обрисовке действия, которая ведет к философской наполненности.
  • Психологический конфликт: сталкиваются эмоциональное нарастание и холодный рациональный расчёт.
  • Переход развязки в эпилог позволяет говорить о конфликте, который разрешается в масштабах всей жизни (конфликт мироотношения – наблюдаем полярное отношение к жизни).
  • Парадоксальность построения рассказа: Чехов маскирует подлинный конфликт, внешне перед нами рассказ о бытовой ситуации, на самом деле ставится вопрос о смысле жизни. Повествование ведется в личностной форме - от лица героя, уверенного в себе и не чувствующего своей пустоты.

5.Итоги урока. Прогнозирование домашнего задания

Подобрать 2-3 примера художественных произведений малых жанровых форм, в которых сюжет и фабула соотносятся по-разному (совпадают или не совпадают). Объяснить причины данного соотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...