Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_6_klass.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»

РМ, р. п. Чамзинка , ул. Титова,12

    РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                  Заместитель директора

МБОУ «Чамзинская                 по УВР  МБОУ «Чамзинская  

       СОШ №2»                                          СОШ №2»

_____/Преснякова И.Н.              ______/Белова Л.И

Протокол № 1                                «3» сентября 2018 г    

от   3    сентября 2018 г

                                     

    УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2»                                       _______/Сыркин В.И./

Приказ № 47

от       3   сентября 2018 г

 

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

                                                     Уровень: общеобразовательный (базовый)

                         Учитель: Преснякова Ирина Николаевна

                          Квалификационная категория: высшая

2018 г

     

    Рабочая программа  учебного курса «Лите6ратура 6 класс»   разработана в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  утвержденного Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312,  учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2014 г   и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         Данная программа предназначена для реализации в 2018-2019 учебном году в 6 классе МБОУ «Чамзинская СОШ №2» в связи с учебным планом: 3ч. в неделю –

        102ч.

Результаты освоения курса литературы

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв. и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

5) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

6) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

7) формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

8) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

9) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

10) в коммуникативной сфере:

11) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

12) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

13) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы  на литературные и общекультурные темы;

14) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

15) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы в 6 классе обучающийся

научится

  • понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • понимать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • понимать основные теоретико-литературные понятия;
  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русской литературы как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 ч)

Объем учебного времени

Разделы программы

Кол-во часов

102 ч

I. Введение

2

II. Устное народное творчество

6

III. Древнерусская литература

2

IV. Литература ХVIII века  

5

V. Литература ХIХ века

49

VI. Русская литература ХХ века

28

VII. Зарубежная литература

9

VIII. Итоговое повторение

1

I. Введение (2 ч)

Введение. Оформление тетрадей. Выявление уровня литературного развития учащихся. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Устное монологическое высказывание. Выявление особенностей содержания и форм литературных произведений.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

II. Устное народное творчество (6 ч)

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Урок-«посиделки». Русский фольклор.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Конспект статьи, устное монологическое высказывание. Работа по вопросам.

Основные типы занятий

Урок внеклассного чтения

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

III. Древнерусская литература (2 ч)

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

IV. Литература ХVIII века  (5 ч)

Дмитриев И.И. (2)

Русские басни. Дмитриев И.И. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII столетия.

Крылов И.А. (3 ч)

Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

 «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи. Устное монологическое высказывание, характеристика литературного героя, работа с учебником. Работа по вопросам.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

V. Литература ХIХ века (49 ч)

Пушкин А.С. (15 ч)

 Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

«Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина “Дубровский”».

Контрольная работа или тестирование по творчеству Пушкина А.С.

Лермонтов М.Ю. (11 ч)

Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях Лермонтова М.Ю. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

Гоголь Н.В. «Старосветские помещики».

Тургенев И.С. (2 ч)

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев И.С. – мастер портрета и пейзажа.

Тютчев Ф.И. (3 ч)

Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева Ф.И. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

«Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению.

Фет А.А. (4 ч)

Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

«Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.  

Некрасов Н.А. (5 ч)

Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Лесков Н.С. (4 ч)

Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Особенности языка повести Лесков Н.С. «Левша».

«Человек на часах».

Чехов А.П. (3 ч)

Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», и другие рассказы Антоши Чехонте.

«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Русская поэзия XIX века (2 ч)

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века. Полонский Я.П. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Баратынский Е.А. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». Толстой А.К. «Где гнуться над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи. Рассказывание наизусть. Творческий пересказ, характеристика литературного героя. Письменное оформление творческой работы. Составление развёрнутый план статьи. Анализ лирического произведения. Доклад, взаиморецензирование.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

Урок творчества

Урок внеклассного чтения

VI. Русская литература ХХ века (28 ч)

Платонов А.П. (1 ч)

Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Пришвин М.М. (6 ч)

Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о еле и сосне, растущих вместе».

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к классному сочинению.

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”».

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (3 ч)

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Самойлов Д.С. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Лиханов А.А. «Последние холода». Дети и война.

Астафьев В.П. (4 ч)

Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

«Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Распутин В.Г. (5 ч)

Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Рубцов Н.М. (1 ч)

Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Искандер Ф. (1 ч)

Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века (4 ч)

Блок А.А. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. Есенин С.А. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

Ахматова А.А. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

Шукшин В.М. (1 ч)

Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Составление развёрнутого плана статьи, творческий пересказ, характеристика литературного героя. Устное монологическое высказывание, анализ эпического произведения. Письменное оформление творческой работы. Конспектирование статьи. Работа с эпизодом. Рассказывание наизусть. Доклад, взаиморецензирование.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

Зарубежная литература (9 ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Сервантес Сааведра М. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Шиллер Ф. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Мериме П. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Твен М. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Сент-Экзюпери де А. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Творческий пересказ. Характеристика литературного героя. Устное монологическое высказывание, анализ лирического произведения.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

Итоговое повторение (1 ч)

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Устное монологическое высказывание, составление списка литературы для летнего чтения.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

Календарно – тематическое планирование

учебного курса «Литература » в 6 классе (базовый уровень)

102 часа  (3 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Тип  занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

I. Введение-2ч

1.1

Введение.   Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок общеметодологической направленности

1

1.2

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.

Урок общеметодологической направленности

1

2

II.  Устное народное творчество-6ч

(2+2 Р/Р+2 Вн/ чт. )

2.1

Вн/ чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Урок внеклассного чтения

1

2.2

Вн/ чт Обрядовые песни.

Урок внеклассного чтения

1

2.3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

2.4

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Урок «открытия» нового знания

1

2.5

Р/Р Проект «Наш любимый семейный праздник»

Урок общеметодологической направленности

1

2.6

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость  русских обрядов?»

Урок

развития речи

1

3

III. Древнерусская литература  -2 ч

3.1

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

Урок «открытия» нового знания

1

3.2

Отражение народных идеалов в летописи.

Урок общеметодологической направленности

1

4

IV. Литература ХVIII века -

5 часов

 Дмитриев И.И.

(2)

2 часа

4.1

Русские басни. Дмитриев И.И. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII столетия.

Урок «открытия» нового знания

1

4.2

Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII столетия.

Урок общеметодологической направленности

1

 Крылов И.А.- 3 часа

4.3

Крылов И.А. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Урок «открытия» нового знания

1

4.4

Крылов И.А. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

Урок «открытия» нового знания

1

4.5

Конкурс инсценированной басни.

Урок общеметодологической направленности

1

5

V. Литература ХIХ века-49ч(23+14 р/р+12 вн/чт)

V.1. Пушкин А.С. -15 ч

(10+4 Р/Р+1 Вн/ чт)

5.1

 Пушкин А.С. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Урок общеметодологической направленности

1

5.2

Р/Р Любимые строки поэзии А.С.Пушкина

Урок общеметодологической направленности

1

5.3

Пушкин А.С. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.4

Пушкин А.С. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания..

Урок общеметодологической направленности

1

5.5

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Двусложные размеры стиха.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.6

Пушкин А.С. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести..

Урок общеметодологической направленности

1

5.7

Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Урок общеметодологической направленности

1

5.8

Вн/ чт. Пушкин А.С. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Урок общеметодологической направленности

1

5.9

Пушкин А.С. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Урок «открытия» нового знания

1

5.10

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Урок общеметодологической направленности

1

5.11

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Урок общеметодологической направленности

1

5.12

Р/Р Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина “Дубровский”».

Урок общеметодологической направленности

1

5.13

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина “Дубровский”».

Урок развивающего контроля

1

5.14

Контрольная работа  по творчеству А.С.Пушкина .

Урок развивающего контроля

1

5.15

Р/Р Анализ стихотворения

Урок развивающего контроля

1

V.2. Лермонтов М.Ю.-11 ч

(7+2 РР+2 Вн. чт.)

5.17

Лермонтов М.Ю. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

Урок «открытия» нового знания

1

5.18

Особенности поэтических интонаций.

Урок общеметодологической направленности

1

5.19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях Лермонтова М.Ю. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.

Урок общеметодологической направленности

1

5.20

Обучение анализу одного стихотворения.

Урок общеметодологической направленности

1

     5.21

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.  Трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Урок общеметодологической направленности

1

    5.22

Трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Урок общеметодологической направленности

1

5.23

Р/Р Написание классного сочинения «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

Урок развивающего контроля

1

5.24

Вн/чтМои любимые строчки поэта.

Урок творчества

1

5.25

Вн/ чт. Гоголь Н.В. «Старосветские помещики».

Урок общеметодологической направленности

1

5.26

Р/Р Анализ стихотворения

Урок развивающего контроля

1

V.3. Тургенев И.С.-2 ч

(1 +1 Вн. чт. )

5.27

Тургенев И.С. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Урок «открытия» нового знания

1

5.28

Вн/чт. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

Урок общеметодологической направленности

1

V.4. Тютчев Ф.И.

(1+2 РР)

3 часа

5.27

Тютчев Ф.И. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева Ф.И. «Роль антитезы в стихотворении.

Урок общеметодологической направленности

1

5.28

Р/Р Тютчев Ф.И. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Урок развития речи

1

5.29

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Читая стихотворения Ф.И.Тютчева»

1

V.5. Фет А.А.

(1+2 РР+1 Вн. чт.)

4 часа

5.30

Фет А.А. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Урок общеметодологической направленности

1

5.31

Вн/чт. Фет А.А. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Урок общеметодологической направленности

1

5.32

Р/Р Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 

Урок развития речи

1

5.33

Р/Р Краски и звуки в пейзажной лирике. 

Урок развития речи

1

V.6. Некрасов Н.А.-5 ч

(3+2 Вн. чт.)

5 часов

5.34

Некрасов Н.А. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Урок общеметодологической направленности

1

5.35

Величие народа-созидателя.

Урок общеметодологической направленности

1

5.36

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Урок общеметодологической направленности

1

5.37

Вн/ чт. Некрасов Н.А. Историческая поэма «Дедушка».

Урок общеметодологической направленности

1

5.38

Вн/чт Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Урок внеклассного чтения

V.7. Лесков Н.С.-4 ч

(1+2 РР+1 Вн. чт.)

5.39

Лесков Н.С. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе.

Урок общеметодологической направленности

1

5.40

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.  

Урок общеметодологической направленности

1

5.41

Р/Р Особенности языка повести Лесков Н.С. «Левша».

Урок развития речи

1

5.42

Вн/ чт. Лесков Н.С. «Человек на часах».

Урок внеклассного чтения

1

V.8. Чехов А.П.

3 часа

5.43

Чехов А.П. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», и другие рассказы Антоши Чехонте.

Урок «открытия» нового знания

1

5.44

Чехов А.П. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

Урок общеметодологической направленности

1

5.45

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Урок общеметодологической направленности

V.9. Русская поэзия XIX века

(2 Вн. чт.)

5.45

Вн/ чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века. Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Урок общеметодологической направленности

1

5.46

Вн/чт Баратынский Е.А. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». Толстой А.К. «Где гнуться над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

1

6

VI. Русская литература ХХ века

28 часов

(24+ РР – 2ч.;

Вн. чт. – 2 ч.)

VI.1. Платонов А.П.

(1+2 Вн. чт.)

3 часа

6.1

Платонов А.П. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. 

Урок «открытия» нового знания

1

6.2-6.3

Вн. чт. А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Урок общеметодологической направленности

2

VI.2. Пришвин М.М.-6 ч

(4+2 РР)

6.4-6.5

Пришвин М.М. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Урок «открытия» нового знания

2

6.6

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о еле и сосне, растущих вместе».

Урок общеметодологической направленности

1

6.7

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к классному сочинению.

Урок общеметодологической направленности

1

6.8-6.9

РР. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”».

Урок развивающего контроля

2

VI.3. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне-3ч

(1+2 Вн. чт.)

6.10

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Самойлов Д.С. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Урок общеметодологической направленности

1

6.11-6.12

Вн. чт. Лиханов А.А. «Последние холода».

Вн/чт Дети и война.

Урок общеметодологической направленности

2

VI.4. Астафьев В.П.-4 ч

(2+2 РР)

6.13

Астафьев В.П. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Урок «открытия» нового знания

1

6.14-6.15

 Р/Р  Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Урок общеметодологической направленности

2

6.16

Р/Р  Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Урок общеметодологической направленности

1

VI.5. Распутин В.Г.

(3+2 РР)

5 часов

6.17

Распутин В.Г. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

Урок общеметодологической направленности

1

6.18

Отражение в повести трудностей военного времени

1

6.19

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Урок общеметодологической направленности

1

6.20-6.21

Р/Р Подготовка к классному сочинению«Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Р/Р Написание классного  сочинения «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Урок развивающего контроля

1

1

VI.6. Рубцов Н.М.

1 час

6.22

Рубцов Н.М. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Урок общеметодологической направленности

1

VI.7. Искандер Ф.

1 час

6.23

Искандер Ф. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Урок общеметодологической направленности

1

VI.8. Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века

4 часа

6.24

Блок А.А. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Урок общеметодологической направленности

1

6.25

Есенин С.А. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

Урок общеметодологической направленности

1

6.26

Ахматова А.А. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…».

Урок общеметодологической направленности

1

6.27

Обучение анализу одного стихотворения.

VI.9. Шукшин В.М.- 1 ч

6.28

Шукшин В.М. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Урок общеметодологической направленности

1

7

VII. Зарубежная литература

                        (Вн. чт. – 9 ч.)

7.1

Вн/ чт. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Урок общеметодологической направленности

1

7.2

Вн/ чт. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Урок общеметодологической направленности

1

7.3

Вн/ чт. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Урок общеметодологической направленности

1

7.4

Вн/ чт. Сервантес Сааведра М. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы..

Урок общеметодологической направленности

1

7.5

Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы

Урок общеметодологической направленности

1

7.6

Вн/ чт. Шиллер Ф. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Урок общеметодологической направленности

1

7.7

Вн/ чт. Мериме П. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Урок общеметодологической направленности

1

7.8

Вн/ чт. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

Урок общеметодологической направленности

1

7.9

Вн/ чт. Сент-Экзюпери де А. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Урок общеметодологической направленности

1

8

VIII. Итоговое повторение-1 ч

8.1

 Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Урок общеметодологической направленности

1

Итого

102 часов

(РР – 10 ч.,

Вн. чт. – 18 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....