Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx73.61 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район, р.п.Чамзинка, ул.Титова,12

    РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                  Заместитель директора

МБОУ «Чамзинская                 по УВР  МБОУ «Чамзинская  

       СОШ №2»                                          СОШ №2»

_____/Преснякова И.Н.              ______/Белова Л.И

Протокол № 1                                    «3» сентября 2018 г

от    3 сентября  2018 г

                                     

     УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2»                                       _______/Сыркин В.И./

Приказ № 4 7

от   3 сентября  2018 г

 

Рабочая программа

по литературе

для 9 класса

Уровень: общеобразовательный                      

                              (базовый)

Учитель: Преснякова Ирина Николаевна

Квалификационная категория: высшая

                       2018 г.

      Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., составлена на  основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования,  утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»,федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312,учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». За основу взята Примерная программа по литературе и Программа для общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» (Базовый уровень) 11-е изд.- М.: Просвещение 2009  под редакцией В.Я.Коровиной .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1) в познавательной сфере:

  1. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложеннх в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  5. владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  1. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  2. формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  3. собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  4. понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  1. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  2. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  3. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  1. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  2. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Содержание тем учебного курса.(102 ч)

Введение-1 ч        

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Обучающиеся должны знать  образную природу словесного искусства.

Уметь строить монологическое высказывание.

Основные термины. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч(2+1 вн/чт+1р/р)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Обучающиеся должны знать  историческую основу «Слова…», историю открытия памятника, систему образов, идейное содержание.

Уметь выделять смысловые части и формулировать идею произведения.

Основные термины.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. 

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА-11 ч(9+1р/р+1 вн/чт)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Обучающиеся должны знать  теорию «трёх штилей», особенности оды как жанра.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности классицизму.

Основные термины.Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Обучающиеся должны знать  взгляды Радищева на крепостное право.

Уметь формулировать идею, проблематику произведения.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Обучающиеся должны знать  биографию, черты сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание.

Основные термины.Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА- 50 ч(40+5р/р+5 вн/чт)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Обучающиеся должны знать  основные черты романтизма.

Уметь воспринимать романтический характер баллады.

Основные термины.Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Обучающиеся должны знать  основные этапы жизни и творчества Грибоедова, особенности комедии, содержание «Горя от ума».

Уметь выявлять внешний конфликт, видеть афористичность.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Обучающиеся должны знать  основные этапы жизненного и творческого пути поэта, разновидность лирики, содержание произведений.

Уметь анализировать произведение с точки зрения жанра, выявлять идейное содержание.

Основные термины.Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Основные термины.Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Основные термины.Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Основные термины.Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Основные термины.Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Основные термины.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА-12ч(11+1р/р.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Основные термины.Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Основные термины.Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Основные термины.Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

ИЗ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ  XX  ВЕКА-16ч(13+2р/р+1 вн/чт)

 Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,, «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Основные термины.Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -6ч(4+2 вн/чт)

Античная лирика

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Основные термины.Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

Основные термины. Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

ИТОГИ ГОДА. Повторение-1 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

В 9 КЛАССЕ (102 Ч)

№ п.п

Наименование раздела, тема урока

Вид занятия

Количество часов

Дата проведения

Теория литературы

Планиру-емая

Факт.

                                       

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.Т.л.

Беседа

1

литература как искусство слова

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч(2+1 р/р+1 вн/чт)

2.1

Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».История открытия памятника,проблема авторства.Т.л.

Лекция,

беседа

1

«Слово» как жанр древнерусской литературы

2.2

Урок-практикум. Художественные особенности «Слова…»

Практикум

1

2.3

Р/Р Подготовка к написанию  домашнего сочинения-эссе  «В чём актуальность «Слова о полку Игореве?»

Урок развития речи

1

2.4

Вн/чт «Повесть временных лет»

Урок

внеклассного

 чтения

1

3

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-12 ч(10+1р/р+1 вн/чт)

3.1

Урок-лекция. Характеристика русской литературы  XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Урок лекция

1

3.2

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.Т.л.

Лекция, практикум

1

3.3

М.В. Ломоносов.  Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Беседа

1

3.4

Г.Р.Державин. Слово о поэте «Властителям и судиям».Обличение несправедливости.

Лекция,

практикум

1

3.5

Вн/чт  А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Т.л.

Урок внеклассного чтения

1

жанр путешествия

3.6

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»(сцены).Сатирическая направленность комедии.Т.л.

Лекция,

практикум

1

понятие о классицизме

основные правила классицизма в драматическом произведении

3.7

Проблема воспитания истинного гражданина.

Практикум

1

3.8

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения. Анализ эпизода драматического произведения(По комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Урок развития речи

1

3.9

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести.

Лекция

Практикум

1

понятие о сентиментализме(начальные представления)

3.10

Внимание писателя к внутреннему миру героев

Практикум

1

3.11

Н.М.Карамзин.Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма.

Практикум

1

3.12

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII века»

Урок контроля знаний

1

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-50 ч(40+5р/р+5 вн/чт)

4.1

Урок-лекция. Общая характеристика русской и мировой литературы  XIX века.Т.л.

Лекция

1

понятие о романтизме и реализме

4.2

Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.Обзор. «Море».

Лекция,

практикум

1

4.3

В.А.Жуковский «Светлана».Особенности жанра баллады. Нравственный мир  Светланы.Т.л.

Практикум

1

баллада(развитие представлений)

4.4

 Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Семинар

1

4.5

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

Лекция с элементами беседы

1

4.6

Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Беседа

1

4.7

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Беседа,

практикум

1

4.8

Р/Р Написание классного  сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок развития речи

1

4.9

А.С.Пушкин. Слово о писателе. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя

Лекция с элементами беседы

1

4.10

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Беседа,

практикум

1

4.11

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

Беседа,

практикум

1

4.12

Урок-семинар. Любовь как гармония души в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»  Адресаты лирики.

Семинар

1

4.13

Урок-практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. 

Практикум

1

4.14

Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.  Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного

Урок внеклассного чтения

1

4.15

 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет.

Лекция с элементами беседы

1

4.16

Духовные искания Онегина. Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Практикум

1

4.17

 Татьяна и Ольга.

Практикум

1

4.18

Урок-практикум. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум

1

4.19

Автор  как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа

1

4.20

Р/Р Подготовка к  классному сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

1

4.21

Р/Р Написание классного сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

1

4.22

Вн/чт А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».Проблема гения и злодейства

Урок внеклассного чтения

1

4.23

Урок-семинар. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Семинар

1

4.24

Урок-практикум. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова

Практикум

1

4.25

 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Практикум

1

4.26

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России  и её своеобразие.

Практикум

1

4.27

 Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Беседа

1

4.28

Главные и второстепенные герои. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Практикум

1

4.29

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Беседа

1

4.30

Урок-практикум. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум

1

4.31

Урок-практикум. Печорин в системе женских образов романа. Любовь  в жизни Печорина.

Практикум

1

4.32

 Н. В. Гоголь. Страницы  жизни и творчества.

Лекция с элементами беседы

4.33

Особенности жанра, композиции, смысл названия поэмы «Мёртвые души»

Практикум

с элементами беседы

1

4.34

Система образов поэмы «Мёртвые души»

Практикум с элементами беседы

1

4.35

Р/Р Обучение анализу эпизода

Урок развития речи

1

4.36

Образ города в поэме «Мёртвые души»

Беседа

1

4.37

Урок-практикум.  Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Практикум

1

4.38

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Беседа

1

4.39

Русь «живая» и Русь «мертвая». Гоголевский комизм

Беседа

1

4.40

Вн/чт Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.  Гоголя. «Шинель».

Урок внеклассного

 чтения

1

4.41

Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Контроль знаний

1

4.42

Урок-семинар. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».Особенности сюжета.

Семинар

1

4.43

Р/Р Анализ эпизода

Урок развития речи

1

4.44

 Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Семинар

1

4.45

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Беседа

1

4.46

Вн/чт Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии

Урок внеклассно

го чтения

1

4.47

 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»в русской литературе XIX  века и чеховское отношением к нему.

Лекция с элементами беседы

1

4.48

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Беседа

1

4.49

 Урок-дискуссия. В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы  XIX века?

Дискуссия

1

4.50

Вн/чт Эмоциональное богатство русской поэзии XIX  века.

Урок

внеклассного

 чтения

1

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX ВЕКА-12 ч(11+1р/р)

5.1

Урок-семинар. Русская литература XX  века: многообразие жанров и направлений

Семинар

1

5.2

И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи»

Лекция с элементами беседы

1

5.3

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения «Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»»

Урок развития речи

1

5.4

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Беседа

1

5.5

 Урок-практикум. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Практикум

1

5.6

 М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества

Лекция с элементами беседы

1

5.7

 «Судьба человека».Смысл названия рассказа.

Беседа

1

5.8

Урок-практикум. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

Практикум

1

5.9

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ рассказчика.

Беседа

1

5.10

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

Практикум

1

5.11

Роль средств художественной выразительности в рассказе «Матрёнин двор»

Урок развития речи

1

5.12

Контрольная работа по теме «Русская литература XX века»

Контроль знаний

1

6

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА-16 ч(13+2 р/р+1 вн/чт)

6.1

 Урок-семинар. Серебряный век русской поэзии

Семинар

1

6.2

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Лекция

1

6.3

Урок-семинар С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина.

Семинар

1

6.4

 Урок-практикум. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике

Практикум

1

6.5

Р/Р Написание классного сочинения. Анализ стихотворения С.Есенина(по выбору учащихся)

Урок развития речи

1

6.6

 Новаторство поэзии В.Маяковского. Анализ поэтики.

Практикум

1

6.7

 Урок-семинар. М.И.Цветаева. Слово о поэте.

Семинар

1

6.8

«Родина».Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой.

Практикум

1

6.9

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

Практикум

1

6.10

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

Беседа

1

6.11

 А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Беседа

1

6.12

Урок-практикум. Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии.

Практикум

1

6.13

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви

Лекция с элементами беседы

1

6.14

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

Беседа

1

6.15

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству поэтов XX  века

Урок развития речи

1

6.16

Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов  XIX-XX  веков

Урок внеклассно

го чтения

1

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА-6 ч(4+2 вн/чт)

7.1

 Античная лирика. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

Урок внеклассно

го чтения

1

7.2

Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты).Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Лекция с элементами беседы

1

7.3

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Лекция с элементами беседы

1

7.4

Вн/чт Трагизм любви Гамлета и Офелии

Урок внеклассно

го чтения

1

7.5

И.В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия.

Лекция с элементами беседы

1

7.6

Вн/чт Фауст как вечный образ мировой литературы

Урок внеклассного чтения

1

8

ИТОГИ ГОДА-1 ч

8.1

Итоги года и задания на лето

Обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....