Технологическая карта урока по теме «Л.Н. Андреев «Кусака». «Мы в ответе за тех, кого приручили».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Знакомство с рассказом Л.Андреева «Кусака», развитие речи обучающихся, отработка навыков анализа эпического произведения, навыков выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_andreev_kusaka.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по теме «Л.Н. Андреев «Кусака».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Урок литературы в 5 классе.
Шардина Марина Павловна - учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Малиновский
Технологическая карта урока по теме «Л.Н. Андреев «Кусака» «Мы в ответе за тех, кого приручили».
УМК: учебник Г.И. Беленького «Литература. 5 класс, М.: Мнемозина, 2013.
(второй урок )
Цель деятельности учителя | Формировать умение работать с эпическим произведением, прививать навыки анализа текста. | ||||||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||||
Тип урока | Урок рефлексии. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): познакомить с рассказом Л.Андреева «Кусака», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа эпического произведения, навыки выразительного чтения. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать умения аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа на межпредметном уровне. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | ||||||
Методы обучения |
| ||||||
Формы организации познавательной деятельности | индивидуальная, групповая, фронтальная | ||||||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник | ||||||
Наглядно – демонстрационный материал | Презентация по теме урока, раздаточный материал. | ||||||
Основные понятия | Нравственность, безнравственность, ассоциации, аналогия. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации содействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку. (учащиеся хором: «Пять») Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | ||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Эвристическая беседа по теме урока | Эпиграфы к уроку:
Антуан де Сент-Экзюпери. 2. «Сердце в людях бывает слепое». А. Платонов. 3. … ты всегда в ответе за тех, кого приручил… А. де Сент-Экзюпери 4. …В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями… Л. Андреев (СЛАЙД) Прочитайте эпиграфы к уроку и подумайте, о том, как вы понимаете высказывание. Запишите понравившееся вам высказывание. Что объединяет эти высказывания? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, заканчивая изучение рассказа Андреева «Кусака»? Действительно! Человек ответственен за тех, кого приручил. | Слушают учителя, читают, записывают в тетрадь, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы Физкультминутка | Обратимся к тексту рассказа. Прочитайте его развязку. Как вы считаете, почему Кусака воет? Правильно ли Лёля поступила? Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность? НРА́ВСТВЕННОСТЬ – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. БЕЗНРА́ВСТВЕННЫЙ – нарушающий нормы нравственности, морали; пренебрегающий нравственными нормами; порочный (о человеке). Большой толковый словарь русского языка. (СЛАЙД) Едва мы Чуть-чуть обогнали мартышку, К высотам прогресса направив шаги, За нами сейчас же помчались вприпрыжку Мордашка, хвост и четыре ноги. | Работают с текстом произведения , отвечают на вопросы учителя Выполняют элементарные физические упражнения | Индивидуальная, Фронтальная Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | ||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Письменная работа | Прием «Составление кластера» (работа в группах) Давайте подберём к слову нравственность слова – ассоциации. Составим кластер. Подберите антоним к слову нравственность Теперь подберём слова – ассоциации к этому слову. (СЛАЙД) (кластеры записывают в тетради) Как поступили люди по отношению к Кусаке? | Сравнивают кластеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы | Групповая | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
5. Этап реализации построенного проекта. | Эвристическая беседа, подбор примеров | Работа в группах (работа с текстом) 1 группа: выписывает цитаты, относящиеся к жизни собаки до встречи с Лёлей. Какой была жизнь собаки до появления людей? 2 группа: выписывает цитаты, относящиеся к жизни собаки при встрече с Лёлей. Как изменилась жизнь Кусаки с появлением человека? (СЛАЙД) 3 группа: пытается сформулировать, какой будет Кусака после. Лёля поступила по отношению к Кусаке безнравственно. Можно ли оправдать такой поступок человека? Давайте посмотрим, какую роль играет собака в жизни человека. Мы с вами увидели, что так многообразна деятельность собак, проявление их свойств. Но есть одно условие: собака способна на многое, только если она служит человеку. Как должен относиться человек к тому, кто ему служит? А какая Кусака? Кто виной тому, что Кусака стала несчастной? Когда Кусаке было легче жить до встречи с людьми или после? А когда Кусаке было легче выжить? | Работают в группах, Зачитывают свои работы, сравнивают. Презентация «Собака – верный друг и помощник человека»
| Групповая Фронтальная Индивидуальная Фронтальная
| Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: осуществляют, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Для того чтобы обобщить всё выше сказанное на уроке, давайте вернёмся к высказываниям, которые вы записали в тетрадях. Какое из высказываний может послужить выводом к нашему уроку? И почему вы так думаете? (СЛАЙД) | Читают высказывания, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | ||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Выполнение задания | На уроке мы говорили о нравственном и безнравственном поведении людей по отношению к Кусаке. А что бы вы сказали сегодня девочке Лёле? Сформулируйте свой ответ, записав 1-2 предложений в тетради. | Выполняю самостоятельно задание, зачитывают свой ответ. | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания в практической деятельности. | ||
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | Обобщение полученных сведений на уроке. | Завершая разговор о Кусаке, составьте синквейн на тему: Кусака (1 группа) Лёля (2 группа) Друг человека (3 группа) 1. Кусака 2. Бездомная, преданная 3. Привыкла, просила, выла. 4. Печальная участь бездомного существа. 5. Собака 1. Леля 2. Веселая, беззаботная 3. Приласкала, оставила, забыла. 4. Девочка неискренне привязалась к собаке. 5. Девочка 1. Друг человека 2. Верный, преданный 3. Охраняет, защищает, спасает. 4. Собака – верный друг человека. 5. Помощник. | Составляют синквейн | Групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
9. Этап рефлексии деятельности на уроке. | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | - Что нового узнали на уроке? - Что было трудно, непонятно? - С каким настроением вы уйдёте с урока? А теперь запишем домашнее задание:
Спасибо за урок! | Подводят итоги своей работы на уроке Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Личностные: дают самооценку своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Конспект урока литературы, 7 класс....
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...