Рабочая программа по литературе. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Муратова Галия Габдулловна

Рабочая программа по литературе для 8 класса, соответствующая ФГОС. УМК под редакцией Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_literature_8_klass.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Девятернинская основная общеобразовательная школа имени Лябиба Айтуганова

Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

__________ /А.Ф. Даутова/

__________ /Г.М. Шарипова/

______/А.Г. Габбасов/

Протокол № ___

Приказ № ___

от «__» _________  2018 г.

от «__» ___________ 2018 г.

от «__»_________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе  для 8 класса

Составитель: Муратова Галия Габдулловна,

учитель  русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от «27» августа 2018г.

2018 – 2019 учебный год

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.   

 осмыслять понятие «художественная литература».

определять характерные черты русской литературы,

Устное народное творчество

определять понятия «народная песня», историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, их тематику, роль народной песни в русском фольклоре, «предание», его жанровые особенности

определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств; объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками.

Древнерусская литература

определять понятия «летопись», «житие», «сатирическая повесть».

объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-худ0жественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией; находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Из русской литературы   18 века

. определять понятия «классицизм»; автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии.

объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии, анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека, объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, анализировать ключевые сцены комедии, отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали).

Из русской литературы   19 века

определять понятия «романтизм», «реализм»; факты жизни и творчества автора; осмыслять историю создания изучаемых произведений; творческую историю произведений; соотнесённость в произведении исторической правды и художественного вымысла; исторические события, отражённые в произведении; тему и идею произведения, черты романтизма или реализма как литературного направления; особенности жанра, идейно-художественное своеобразие произведения, нравственную проблематику произведения; смысл эпиграфов; особенности жизненной философии героя, духовный мир, мысли и чувства героя; способы и средства раскрытия образа главного героя; замысел автора.

находить и объяснять приметы жанра произведения в его композиции, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения; определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка.

Из русской литературы  20 века

выявлять основные тенденции развития русской литературы 20 века; автора, факты его жизни и творческой деятельности; содержание, сюжет, смысл конфликта произведения, его художественную идею, историю создания произведения, героев. Основные тенденции развития русской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет; жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения; авторский замысел

определять тему произведения, оценивать особенности авторского стиля; объяснять роль пейзажа в произведении, его связь с настроением героев; сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему; давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора; находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы, объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте; определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками, определять реальное и фантастическое в произведении; объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время; написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор.

Из зарубежной литературы

осмыслять факты биографии и творческой деятельности автора в контексте с исторической эпохой; проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений; обстановку, в которой разыгрывается действие произведения; особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств); смысл сюжетной линии в композиции произведения, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов

объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи произведения; делать выводы об утверждении бесценности и вечности
любви; определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль - развитие -отрицание или сомнение - вывод); определять приемы создания комических ситуаций, их роль в произведении; объяснять конфликт произведения; составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка; делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

2. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)

Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 Ч.)

Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (34 Ч.)

Иван Андреевич Крылов (1 ч.)

Поэт и мудрец.  Язвительный сатирик и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

 «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.  Мораль басни.  «Обор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)

Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

 «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч. + 1 ч.)

 Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч. + 1 ч.)

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (8 ч. + 1 ч.)

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч. + 1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. Повесть «Ася». Своеобразие замысла повести. Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика. Испытание любовью героев повести И.С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Образ природы и тема рока в повести.

Поэзия родной природы (1 ч.)

Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.  А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М. Ю. Лермонтов. «Осень»,  Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер», А. А. Фет.  «Первый ландыш»,  А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн (1 ч. + 1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы.  Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются (2 ч.)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский (4 ч. +1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Александр Платонович Платонов (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев (1 ч. +1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.  «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Литература русского зарубежья (2 ч.)

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (4 ч.)

        Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. Современная зарубежная проза. Итоговый проект «Прошлое, настоящее, будущее в литературе».

3. Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)

1.

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

1.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч.)

2.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

1

4.09

3.

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.

1

8.09

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

4.

Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как  жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения.

1

11.09

5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.

1

15.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 Ч.)

6.

Понятие о классицизме.

1

18.09

7.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

1

22.09

8.

Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».

1

25.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (35 Ч.)

Иван Андреевич Крылов (1 ч.)

9.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.

1

29.09

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)

10.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».  Историческая  тема  в произведении.

1

2.10

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч. + 1 ч.)

11.

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

6.10

12.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика.  Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе.

1

9.10

13.

История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости: «простое величие простых людей».

1

13.10

14.

Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы

1

16.10

15.

Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке.

1

20.10

16.

Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных героев

романа. Тема милосердия в романе.

1

23.10

17.

РР Подготовка к домашнему сочинению: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек», «Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

27.10

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч. + 1 ч.)

18.

М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного).

1

30.10

19.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его характер и трагическая судьба. Отношение автора к герою.

1

10.11

20.

Прославление свободы  в поэме как абсолютной ценности романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль описаний природы в произведении.

1

13.11

21.

РР Подготовка к сочинению- ответу на проблемный вопрос:

  1. Какова роль эпизода «Встреча с грузинкой», «Бой с барсом»? (по выбору).
  2. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем?
  3. Почему историю Мцыри автор излагает в форме исповеди?

1

17.11

Николай Васильевич Гоголь (8 ч. + 1 ч.)

22.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки.

1

20.11

23.

«Боже, как грустна наша Россия…» Русская действительность в картинах города N.

1

24.11

24.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

1

27.11

25.

Хлестаков: тайна превращения  «фитюльки» в «значительное лицо». Понятие о миражной интриге. Характер главного героя и средства его создания.

1

1.12

26.

Хлестаковщина как нравственное явление. Роль и смысл финальной сцены комедии Н.В. Гоголя.

1

4.12

27.

РР Подготовка к сочинению — групповой характеристике: «Изображение мира чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

8.12

28.

Н.В. Гоголь. «Шинель». История создания повести. Образ маленького человека в повести.

1

11.12

29.

Гуманистическое звучание произведения. Смысл названия и финала повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1

15.12

30.

Контрольная работа №1  по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

1

18.12

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч. + 1 ч.)

31.

 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася». Своеобразие замысла повести.

 

1

22.2

32.

Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика.

1

25.12

33.

Испытание любовью героев повести И.С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Образ природы и тема рока в повести.

1

12.01

34.

РР Обучение анализу эпизода на материале повести И.С. Тургенева «Ася».

1

15.01

Поэзия родной природы (1 ч.)

35.

Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).

1

19.01

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч.)

36.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки.

1

22.01

37.

Гротескные образы градоначальников.

1

26.01

Николай Семенович Лесков (1 ч.)

38.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

29.01

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

39.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Историческая и философская основа рассказа. Социально-нравственные проблемы в рассказе.

1

2.02

40.

Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа.

1

5.02

41.

Контрольная работа №2 по творчеству И.С. Тургенева, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

9.02

Антон Павлович Чехов (2 ч.)

42.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

 

1

12.02

43.

Поэтика рассказа.

1

16.02

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)

44.

И.А. Бунин. Слово о писателе.   Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Нравственный смысл рассказа.

1

19.02

Александр Иванович Куприн (1 ч. + 1 ч.)

45.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Всепобеждающая сила любви как основа бытия.

1

23.02

46.

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А.

Бунина «Что значит быть счастливым?»

1

26.02

Александр Александрович Блок (1 ч.)

47.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.

1

2.03

Сергей Александрович Есенин (3 ч.)

48.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.

1

5.03

49.

Образ предводителя восстания и средства его создания.

1

9.03

50.

История на страницах поэзии 20 века.

1

12.03

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)

51.

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству.

 

1

16.03

Писатели улыбаются (2 ч.)

52.

История и современность через призму смешного. Журнал «Сатирикон» и его авторы.

1

19.03

53.

Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко «История болезни».

1

2.04

Александр Трифонович Твардовский (4 ч. +1 ч.)

54.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

1

6.04

55.

Василий Теркин — защитник родной страны.

1

9.04

56.

Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы.

1

13.04

57.

РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

1

16.04

58.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

20.04

Александр Платонович Платонов (2 ч.)

59.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

23.04

60.

Нравственная проблематика рассказа.

1

27.04

Виктор Петрович Астафьев (1 ч. +1 ч.)

61.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в  рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1

30.04

62.

РР  Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытания пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о Великой Отечественной войне»)

1

4.05

Литература русского зарубежья (2 ч.)

63.

Судьбы  без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда.

1

7.05

64.

Судьбы  без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда.

1

11.05

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

65.

Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  

1

14.05

66.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго»

1

18.05

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (4 ч.)

67.

Контрольная работа №3 Итоговая контрольная работа

1

21.05

68.

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. Современная зарубежная проза.  (Обзорный урок)

1

25.05

69

Итоговый проект «Прошлое, настоящее, будущее в литературе».

1

28.05

70

Итоговый проект «Прошлое, настоящее, будущее в литературе».

1

28.05