Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Францева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_klass.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развивать мировоззренческие представления о роли чтения, книги и искусства в жизни человека. Характеризовать структуру учебника, выявлять особенности.

2.

Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории и героизме.

Составлять цитатный план, находить нужную информацию в учебнике, Интернете. Выразительно читать фрагменты мифов, выявлять художественную идею. Формулировать вывод о роли античных мифов для развития литературы и искусства.

3.

Миф «Прометей». Стремление познать мир и реализовать свою мечту.

4.

Миф «Яблоки Гесперид». Мифологический сюжет и герои.

5.

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.

Воспринимать текст литературного произведения, характеризовать героя, соотносить содержание литературных произведений с принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

6.

Предание и его художественные особенности. «Солдат и смерть».

Готовить художественный пересказ сказки. Исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра. Выявлять и характеризовать структуру волшебной сказки. Готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему. Представлять материал в табличном виде. Сопоставлять миф и сказку и формулировать выводы о различиях.

7.

«Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели.

8.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

9.

«Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; пользоваться при рассказе иллюстративным рядом.

Составлять план и давать ответ по плану; формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы; готовить сообщения по теме, проводить самостоятельное исследование текста одного из памятников древнерусской литературы. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

10.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Исторические события в памятниках древнерусской литературы.

11.

Поучительный xapaктер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). «Поучение» Владимира Мономаха.

12.

Систематизация материала к домашнему сочинению на тему «Поучение моему другу».

13.

М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в  поэзии.

Характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения; определять ведущий мотив стихотворений;  формулировать вывод; создавать устный портрет М.Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи, скульптуры, статей учебника.

14.

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея произведения.

15.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского.

Подбирать материал и готовить сообщение; участвовать в коллективном творческом проекте; выявлять и характеризовать признаки баллады; выразительно читать балладу; характеризовать образ поэта, отражённый в посвящённых ему стихотворениях; составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы.

16.

Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини.

17.

Своеобразие сюжета. Фантастика, народно - поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж.

18.

Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.

19.

Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского  В. А.  История жанра баллады. Шиллер Ф. «Перчатка».

20.

И. В. Гете «Лесной царь». Жанровые признаки. В. Скотт «Клятва Мойны». Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладах.

21.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы. «Деревня».

Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта; выразительно читать лирические стихотворения, определять двусложные размеры стиха; составлять письменное высказывание по предложенному началу; выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел; составлять ассоциативные ряды, составлять цитатный план, участвовать в инсценировании эпизодов. Готовить выставку, посвященную А. С. Пушкину. Осваивать элементы текстологической работы. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

22.

«Редеет облаков летучая гряда...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина А. С.

23.

«Осень». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

24.

«Зимнее  утро». Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

25.

«Зимний вечер». Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.

26.

 История создания произведения «Дубровский». Картины жизни русского поместного дворянства.

27.

Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе.

28.

Нравственная проблематика произведения «Дубровский».

29.

Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта.

30.

Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина.

31.

Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.

32.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению Пушкина А. С. «Дубровский».

33.

Классное сочинение по произведению Пушкина А. С. «Дубровский». Тема: «Благородный разбойник Владимир Дубровский».

34.

М. Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. «Тучи».

Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ; выявлять мотивный ряд стихотворений; сопоставлять стихотворения различных поэтов; находить краеведческий материал и использовать его в рассказе о жизни поэта; сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова и формулировать вывод; определять трёхсложные размеры стиха, составлять ассоциативные ряды, готовить стихотворение для конкурсного исполнения.

35.

 «Парус». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.

36.

«Узник». Чувство трагического одиночества. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.

37.

«Утес». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

38.

Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом.

Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы и варианты их переводов на русский язык.

39.

Повесть Гоголя Н. В. «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести.

Выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов. Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен; сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы; составлять план характеристики образов; формулировать художественную идею произведения; пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести;  сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести; писать изложение с заменой лица; участвовать в творческом проекте; принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию; правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям.

40.

Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев.

41.

Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья.

42.

Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике.

43.

Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий).

44.

Борьба долга и чувства в душах героев повести.

45.

Роль детали в раскрытии характеров героев повести Гоголя Н. В.

46.

Смысл финала повести «Тарас Бульба».

47.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

Рассказывать о творческой истории произведения; определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; формулировать художественную идею; составлять сложный план, цитатный план; характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль; составлять ассоциативные ряды; определять роль композиции в идейно-тематическом замысле; характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении.

48.

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя.

49.

Самостоятельная характеристика темы  и  центральных персонажей произведения И. С. Тургенева «Ермолай и мельничиха».

50.

И.С.Тургенев.  Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

51.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская...».   Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной   несправедливости.    

Отличать трехсложные размеры стиха от двусложных; характеризовать стихотворный текст; формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях;  объяснять понятие «коллективный портрет»; выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении; формулировать художественную идею произведения; подбирать материал для литературно – художественной выставки.

52.

«Великое чувство! у каждых дверей…». Выразительные средства, раскрывающие тему.  Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

53.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство»: «Маmаn», «Что за человек  был мой отец?», «Детство» (главы по выбору). Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого.

Составлять комментарий к заданным словам, устное высказывание на заданную тему; готовить художественный пересказ фрагмента; составлять цитатный план для устного ответа; готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести; писать сочинение- зарисовку; подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л. Н. Толстого.

54.

Становление личности ребенка под воздействием окружающей среды.

55.

Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.

56.

В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

Сопоставлять характеры героев повести; характеризовать нравственную позицию героев; формулировать вопросы для размышления; определять художественную идею произведения; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях; участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию. Использовать иллюстративный материал при характеристике произведения. Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям. Определять художественную идею произведения.

57.

Дети и взрослые в повести В. Г. Короленко.

58.

Система образов в повести В. Г. Короленко.

59.

Авторское отношение к героям повести В. Г. Короленко.

60.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению В. Г. Короленко.

61.

Классное сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Тема: «Образы детей в произведении».

Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

62.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий».

Характеризовать роль детали в юмористическом произведении; находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль; создавать письменный рассказ по предложенной теме; готовить сообщение о проблематике рассказов А.П. Чехова. Подбирать материал и составлять покадровый сценарий для диафильма. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.

63.

Тема, приемы создания характеров персонажей рассказа «Толстый и тонкий».  

64.

Отношение автора к героям рассказа «Шуточка».

65.

«Налим». Приемы создания комического эффекта.

66.

История жанра рассказа. Жанровые признаки в рассказах Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), Ф. М., Чехова А. П. («Лошадиная фамилия»), Зощенко М. М. («Аристократка»). Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный.

67.

Образ родины в русской поэзии. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Обращение поэта к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. И. Северянин «Запевка».

Совершенствовать умения исследовательской работы с текстом; сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы; выполнять художественный пересказ текста; давать отзыв об эпизоде; находить материал о символике цвета, характеризовать второй план художественного произведения; готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин художников.

Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

68.

Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

69.

Символика цвета в произведении Бунина И. А. «Лапти».

70.

Систематизация материала к классному сочинению по рассказу «Лапти» Бунина И. А.

71.

Классное сочинение по произведению Бунина И. А. «Лапти»: «Тема долга, чести, совести, нравственного подвига в рассказе».

72.

Детские годы   А. И. Куприна.    Рассказ  «Белый   пудель». Основные темы и характеристики образов.

Составлять отзыв об эпизоде; готовить устный рассказ по заданному началу; выявлять особенности речи героев; характеризовать художественную идею произведения; подбирать заглавия к частям рассказа; готовить художественный пересказ текста; характеризовать картины русских художников.

73.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в произведении «Белый пудель».

74.

Идейное содержание рассказа «Тапёр». Детали портрета героя, его язык как средство создания образа.

75.

Мир детей и мир взрослых в рассказе Куприна А. И. «Тапер».

76.

Краткие сведения о С. А. Есенине. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения.

Составлять устный отзыв о стихотворении; проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной теме; готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.А. Есенина; находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения. Готовить материалы для словаря поэтических образов.

77.

«Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А.Есенина.

78.

Краткие сведения о М. М. Пришвине. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль»; проводить самостоятельно  исследовательскую работу с текстом; создавать сочинение-зарисовку; определять конфликт произведения. С помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ текста. Находить элементы фабулы в произведении.

79.

Художественный вымысел в произведении «Кладовая солнца».

80.

Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

81.

Значение пейзажа в раскрытии переживаний героев повести «Кладовая солнца».

82.

Роль отдельных эпизодов в повести «Кладовая солнца».

83.

Тема детства в русской и зарубежной литературе. Образы детей в произведениях Чехова А. П., М. Твена, О. Генри, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

84.

Краткие сведения о Н. М. Рубцове. Стихотворение «Звезда полей». Образный строй.

Участвовать в обсуждении; выразительно читать стихи о природе; определять тему и идею поэтического текста; создавать сочинение-миниатюру; устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами.

85.

«Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении.

86.

Краткие сведения о А. А. Ахматовой. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. «Перед весной бывают дни такие…». «Родная земля». Клятва в верности и любви к родине.

Определять тему стихотворений; выразительно читать лирические стихотворения; участвовать в обсуждении; определять мотивы стихотворений; находить образно- выразительные средства в тексте и характеризовать их роль.

87.

Тема духовной свободы народа. «Мужество». Защита основ жизни. «Победа».

88.

Изображение войны в стихотворении М. В. Исаковского «В прифронтовом лесу». С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…».

Определять тему стихотворений, выразительно читать лирические стихотворения о войне; участвовать в обсуждении; определять мотивы стихотворений; находить образно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль; устанавливать внутрипредметные связи.

89.

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях. К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…».

90.

Р. Г. Гамзатов «Журавли». Изображение трагических событий отечественной истории.               Д. С. Самойлов «Сороковые».

91.

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Автобиографичность прозы писателя. История создания произведения «Конь с розовой гривой».

Определять тематику и проблематику произведения; выразительно читать по ролям; формулировать вопросы к эпизодам произведения; характеризовать образы произведения. Самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слова; устанавливать межпредметные связи. Находить иллюстративный материал в Интернете.

92.

Тема, проблематика рассказа Астафьева В. П.

93.

«Конь с розовой гривой». Пейзаж. Внутренний монолог в произведении.

94.

Художественные детали, раскрывающие характер героя произведения Астафьева В. П.

95.

Образы животных в произведениях Астафьева В. П., Казакова Ю. П., Дж. Лондона, Э. Сетона- Томпсона. Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений.

96.

Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов.

97.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания.

Находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы; пересказывать эпизод с заменой лица; выразительно читать восточную сказку.

98.

Тематика и проблематика «Сказки о Синдбаде-мореходе».

99.

Краткие  сведения  о                     Я. И В. Гримм.  Сказка «Снегурочка».

Сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев  Гримм; формулировать выводы; готовить художественный пересказ.

100.

Тематика, проблематика сказки «Снегурочка».

101.

Краткие сведения о Генри О. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви и счастья в новелле О. Генри.

Выявлять особенности характера героя; находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа; осуществлять художественный пересказ.

102.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

103.

История жанра новеллы. Жанровые признаки в произведениях    П. Мериме, Э. А. По. Особая роль необычного сюжета.

Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы.

104.

Краткие сведения о Дж. Лондоне. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

Готовить сообщение о художественных средствах рассказа; характеризовать личность героя; работать с материалами учебника; формулировать  микровыводы и выводы; составлять цитатный план, пересказывать по плану.

105.

Воспитательный смысл произведения «Любовь к жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)

Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...