Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Францева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по литературе для 5 класса по учебнику Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_5_klass.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1.

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство словесного образа.

Работа с учебником и диском; лексическая работа.

2.

Литература и мифология. Античный миф. «Олимп».

Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе.

3.

Происхождение мира и богов в античных мифах. «Рождение Зевса».

4.

Мифологические герои и события в мифе. Гомер. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Мифы древних славян как форма познания действительности.

5.

Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества. Его основные виды. Загадка как метафора, вид словесной игры.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

6.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Темы пословиц.

7.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

8.

Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

9.

Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев сказки.

10.

Сюжет и реальная основа в  бытовой сказке. «Чего на свете не бывает?». «Устное народное творчество – золотое наследие русской старины».

11.

Сказки народов России. «Падчерица». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. Положительный герой и его противники.

12.

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». Историческая основа событий, нашедшая отражение в легенде «Кий, Щек и Хорив».

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

13.

«Хазары». Особенности языка произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

14.

Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

15.

Пересказ отрывков из «Повести временных лет» с использованием старинных выражений.

16.

Жанр басни. История ее развития.  Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».  Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII-XVIII вв.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

17.

Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква». Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб».

18.

М. В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…».

19.

С. В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

20.

Басни И. А. Крылова. «Волк и Ягненок». Образы животных в басне. Выражение народной мудрости в басне, поучительный характер.

21.

Своеобразие языка басен Крылова. «Волк на псарне». «Свинья под дубом». Мораль в басне, формы ее воплощения.

22.

Русская басня XX века. Последователи И. Крылова в жанре басни. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. В. К. Тредиаковский «Ворон и Лиса».

23.

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Семья Пушкиных и книга. Многообразие тем лирики А. С. Пушкина. «Няне». Роль художественных средств в создании словесной картины.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

24.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихотворная сказка.

25.

Беззащитность добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях.

26.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

27.

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство, выразительность средств.

28.

А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Стихотворная речь. Ритм, рифма, строфа.

29.

Поэзия 19 века о родной природе: «Когда волнуется желтеющая нива…» (М. Ю. Лермонтов), «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» (Ф. И. Тютчев), «Весна, весна! Как воздух чист!..» (Баратынский Е. А.), «Чудная картина…» (А. А. Фет).

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

30.

Краткие сведения о детских годах М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

31.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

32.

Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

33.

Н. В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. ^

34.

Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.

35.

Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики.

36.

Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

37.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению Н. В. Гоголя.

38.

Классное сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» на указанную тему.

39.

Детские впечатления И. С. Тургенева. Повесть «Муму». Реальная основа повести.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы первой половины XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

40.

Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима.

41.

Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя.

42.

Образ Муму.

43.

Смысл финала повести.

44.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

45.

Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

46.

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе.

47.

Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

48.

Детские впечатления Н. А. Некрасова.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

49.

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика.

50.

Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении.

51.

Авторское отношение к героям.

52.

Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

53.

Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

54.

Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

55.

Поэтичный образ Дины.

56.

Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.

57.

Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

58.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

59.

Классное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на указанную тему.

60.

Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Рассказ «Пересолил».

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

61.

«Злоумышленник». Роль художественной детали. Смысл названия.

62.

Детские годы И. А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции и пейзажной лирике поэта.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

63.

Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России.

64.

Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

65.

Краткие сведения о Л. Н. Андрееве. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

66.

Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

67.

Краткие сведения об А. И. Куприне. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.

68.

Образ главного героя. Смысл названия.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

69.

Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

70.

Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

71.

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

72.

Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

73.

Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...».

74.

«Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

75.

Краткие биографические сведения о А. П. Платонове. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

76.

Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

77.

«Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

78.

Краткие сведения о П. П. Бажове. Сказ «Медной горы хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

79.

Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

80.

Краткие сведения о Н. Н. Носове. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

81.

Краткие сведения о Н. П. Астафьеве. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.

82.

Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение.

83.

Картины родной природы.

84.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

85.

Классное сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» на указанную тему.

86.

Краткие сведения о Носове Е. И.. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

87.

Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

88.

Родная природа в произведениях писателей 20 века: В. Ф. Бокова «Поклон», Н. М. Рубцова «В осеннем лесу», Р. Г. Гамзатова «Песня соловья».

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

89.

Родная природа в произведениях писателей 20 века: В.И. Белова «Весенняя ночь»; В.Г. Распутина «Век живи — век люби» (отрывок).

90.

Систематизация материала к классному сочинению на указанную тему.

91.

Классное сочинение на тему «Красота земли».

92.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

93.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

94.

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

95.

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская).

96.

Краткие сведения о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок):образы детей, проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

97.

Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

98.

Краткие сведения о Ж. Рони- старшем. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

99.

Детские впечатления Д. Лондона «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.

100.

Образы животных в произведениях художественной литературы. Ю. П. Казаков: рассказ «Арктур — гончий пес».

101.

В. П. Астафьев: рассказ «Жизнь Трезора».

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

102.

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Дж. Лондон: повесть «Белый Клык».

103.

Э. Сетон-Томпсон: рассказ «Королевская аналостанка».

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

104.

Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов.

105.

Краткие сведения об А. Линдгрен.  Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).