Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Францева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по литературе для 9 класса по учебнику Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_9_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1.

Литературный процесс Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

Оформление тезисов; обобщение читательского опыта.

2.

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены) Трагический характер конфликта.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

3.

Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени.

4.

Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.

5.

Сонет № 130 «Ее глаза на звезды не похожи...» Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

6.

Данте. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты) Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Воспринимать текст литературного произведения. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

7.

Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

8.

Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

9.

И. В. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии.

Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

10.

Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет.

11.

Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.

12.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

13.

Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей.

14.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...».

15.

«Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.

16.

Соединение языческой и христианской образности.

17.

Язык произведения. Переводы «Слова...».

18.

Основные вехи биографии и литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность»: новаторство писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Смысл эпиграфа.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в. Характеризовать героя русской литературы XVIII в. Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.

19.

Тематика и основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство; писатель и власть). Сюжет и система образов. История издания книги.

20.

Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы.

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развернутыми письменными сообщениями, обобщающими такие наблюдения.       Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении

21.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги.

22.

Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги.

23.

Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

24.

Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц.

25.

Конкретно историческое и общечеловеческое в произведении.

26.

Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

27.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума».

28.

Классное сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума» на указанную тему.

29.

Краткие сведения о К.Н. Батюшкове. «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года (Отрывок из большого стихотворения)», «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тематика и проблематика лирики.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

30.

Краткие сведения об А.А. Дельвиге «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Романтическое движение.

31.

Краткие сведения об Е.А. Баратынском «Разуверение», «Чудный град порой сольется…», «Муза». Тематика и проблематика лирики, жанровый состав.

32.

Краткие сведения о Н.М. Языкове        «Родина», «Пловец». А.С. Пушкин и поэты-современники.

33.

Творческая биография А.С. Пушкина. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. «К морю». Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.  «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

34.

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Одухотворенность и чистота чувства любви. «Я вас любил…». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.

35.

Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. «Пророк». Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Образ Пушкина в русской поэзии XIX—XX вв.

36.

Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык.

37.

Основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени.

38.

Цикл «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель» Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.

39.

Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

40.

Роман в стихах «Евгений Онегин» Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа».

41.

Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа.

42.

Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений.

43.

Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

44.

Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа.

45.

Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы.

46.

«Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики.

47.

Реализм пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике.

48.

М. Ю. Лермонтов. «Пророк», «Ангел». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Тема Родины, поэта и поэзии. «Смерть Поэта», «Выхожу один я на дорогу…». Романтизм и реализм в лирике поэта.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.  Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

49.

«Нет, не тебя так пылко я люблю...». Любовь как страсть, приносящая страдания. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Дума». «Звуки небес» и «скучные песни земли». «И скучно и грустно».

50.

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа.

51.

Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии.

52.

Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения.

53.

Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа.

54.

Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

55.

Систематизация материала к классному сочинению по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

56.

Классное сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на указанную тему.

57.

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм)

58.

Система образов. Поэма о России.

59.

Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи.

60.

Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом- путешествием. Причины незавершенности поэмы.

61.

Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл.

62.

Чичиков в системе образов поэмы.

63.

Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приемы их создания, образы крестьян.

64.

Образ Руси. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку.

65.

Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике.

66.

Основные вехи биографии Ф. И. Тютчева. «Фонтан». Философская проблематика стихотворений Тютчева. «Умом Россию не понять…».

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения русской литературы второй половины XIX века. Воспринимать текст литературного произведения.

67.

«Весенняя гроза». Параллелизм в описании жизни природы и человека. «С поляны коршун поднялся...». Природные образы и средства их создания. «Silentium».

68.

Основные вехи биографии А. А. Фета.  Философская проблематика стихотворений Фета. «Я тебе ничего не скажу…».

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения русской литературы второй половины XIX века. Воспринимать текст литературного произведения.

69.

«Какая ночь!..». Параллелизм в описании жизни природы и человека. «Шёпот, робкое дыханье…». Природные образы и средства их создания.

70.

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

71.

Основные вехи биографии Ф. М. Достоевского.  Роман «Бедные люди».

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

72.

Материальное и духовное в произведении.

73.

Характеристика образов, позиция писателя.

74.

Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

75.

Основные вехи биографии Л. Н. Толстого. Автобиографическая проза. Повесть «Юность».

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

76.

Нравственные идеалы, мечты и реальность.

77.

Становление личности.

78.

Основные приемы создания образов.

79.

Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии).

Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

80.

М. Горький. Основные вехи биографии. Рассказ «Челкаш».

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

81.

Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле.

82.

Символический образ моря. Сильный человек вне истории.

83.

Противостояние сильного характера обществу.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

84.

Многообразие поэтических голосов эпохи. С.А. Есенин. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии. В.В. Маяковский.  Гуманистический пафос стихотворений.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

85.

А. А. Блок. Стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре...», «Родина».  Лирический герой поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики Блока.

86.

Основные темы и мотивы в поэзии М.И. Цветаевой («Тоска по родине!..»), Н.С. Гумилева, О. Мандельштама «Слово».

87.

Основные темы и образы поэзии А. А. Ахматовой. Роль предметной детали, ее многозначность. Тема Родины в стихотворениях. «Родная земля».

88.

М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Писать отзыв на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

89.

Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление.

90.

Проблема исторической ответственности интеллигенции.

91.

Символика имен, названий, художественных деталей.

92.

Приемы сатирического изображения.

93.

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военные годы.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.                    

94.

Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера.

95.

Тема военного подвига, непобедимости человека.

96.

Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

97.

Систематизация материала к домашнему сочинению по произведению М. А. Шолохова «Судьба человека» на указанную тему.

98.

Сведения о Твардовском А. Т.. Военная тема в лирике. «Я убит подо Ржевом…». Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в. Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в.

99.

«Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике.

100.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Историческая и биографическая основа рассказа.

Формулировать вопросы по тексту произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

101.

Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе.

102.

Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе.

103.

Систематизация материала к домашнему сочинению по произведению А. И. Солженицына «Матренин двор» на указанную тему.

104.

Автобиография Ч. Т. Айтматова. Воспоминания о детстве. Этапы творческого пути. Повесть «Джамиля». Образы главных героев. Национальный характер в изображении писателя. Тема обновления, нравственного пробуждения личности. Основной конфликт. Своеобразие композиции. Духовно-нравственная проблематика повести.

Подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выступать с развернутыми письменными сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

105.

Основные вехи творческой биографии В. С. Высоцкого. Воспоминания родных и друзей. Стихотворения, посвященные поэту. Авторская песня — новое явление в русской литературе XX века. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В. С. Высоцкого.