Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему

Францева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по литературе для 10 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_10_klass.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1.

«Прекрасное начало…». Историко- литературный процесс ХІХ века. Вечные темы русской классики первой половины века.

Сообщения учащихся, составление плана к указанным статьям. Общая характеристика исторического развития России в ХІХ веке. Литературные направления, жанры, методы (на примере произведений первой половины века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)

2.

Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От «литературных мечтаний» к литературной борьбе.

Работа с иллюстративным материалом. Конспектирование.

Определение основных проблем и направлений литературного процесса второй половины ХІХ века. Характеристика основных литературных жанров, определение мирового значения классической литературы этого периода.

3.

Демократические тенденции в развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций.

4.

А. Н. Островский- «драматург на все времена». Сценическая интерпретация пьесы «Бесприданница».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве драматурга, выявление особенностей его мировоззрения. Подготовка проектов. Работа с иллюстративным материалом учебника. Выявление проблематики, идейного смысла, конфликта и особенностей жанра произведения. Интерпретация прочитанного произведения. Выделение и систематизация информации, установление аналогии. Выразительное чтение фрагментов пьесы, исследовательская работа с текстом, обсуждение проблемных вопросов, сопоставление героев драмы. Определение авторского замысла и роли средств выразительности в его раскрытии. Анализ статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач; владение письменной речью; развитие навыков творческой деятельности.

5.

Проблематика произведения А. Н. Островского «Доходное место».

6.

Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических персонажей.

7.

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

8.

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

9.

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.

10.

Систематизация материала к классному сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

11.

Классное сочинение по произведению А. Н. Островского «Гроза» на указанную тему.

12.

Знакомство с биографией И. А. Гончарова. Обзор романов «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Подготовка проектов. Выявление особенности места действия и его значение в жизни героя. Сопоставление противоположных нравственно- психологических типов. Обсуждение проблемных вопросов. Исследовательская работа с текстом. Раскрытие символического смысла образов. Анализ фрагментов статей Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина. Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач; владение письменной речью; развитие навыков творческой деятельности.

13.

Своеобразие стиля повести «Фрегат «Паллада». И. А. Гончарова.

14.

История создания романа «Обломов». Особенности авторского замысла и его воплощение.

15.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесенность его с другими персонажами.

16.

Обломов и Штольц. «Сон Обломова», его роль в раскрытии образа героя.

17.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына.

18.

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Роман в русской критике.

19.

Систематизация материала к классному сочинению по роману И. А. Гончарова «Обломов».

20.

Классное сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов» на указанную тему.

21.

И. С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. Обзор романов «Дворянское гнездо», «Накануне».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Подготовка проектов. Развитие компетенции в области использования ИКТ. Развитие навыков работы с текстом, сопоставления героев. Анализ фрагментов статей Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антонович. Использование критического материала для составления аргументированного ответа на вопрос. Выявление роли персонажей в раскрытии авторского замысла. Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач; владение письменной речью; развитие навыков творческой деятельности.

22.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования.

23.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно- философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова.

24.

Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова.

25.

Любовная линия и ее место в общей проблематике романа.

26.

Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д. И. Писарев, Н. Н. Страхов, М. А. Антонович).

27.

Систематизация материала к домашнему сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» на указанную тему.

28.

История любви как основа сюжета повести И. С. Тургенева «Первая любовь».

29.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова- лирика.

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Подготовка проектов. Расширение представлений о тематическом разнообразии лирики. Развитие навыков анализа лирического произведения, использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Выразительное чтение стихотворений. Применение и преобразование материала опорного конспекта для решения познавательных задач. Подбор цитатного материала для характеристики персонажей и их взглядов. Определение роли героев в раскрытии авторского замысла. Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

30.

Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначение поэзии в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба…».

31.

«Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле». «Я не люблю иронии твоей…». Художественное своеобразие лирики.

32.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно- мифологические приемы построения сюжета.

33.

Стихия народной жизни и ее яркие представители в поэме (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Карикатурные образы помещиков- «последышей».

34.

Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.        

35.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно- композиционное звучание.

36.

Проблема счастья и ее решение в поэме Н. А. Некрасова.

37.

Величие духа в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины».

38.

Личность Ф. И. Тютчева. «Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. «Не то, что мните вы, природа…», «Нам не дано предугадать…».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Выразительное чтение стихотворений. Развитие умения участвовать в коллективном диалоге, совершенствование навыков анализа лирических произведений. Применение и преобразование материала опорного конспекта для решения познавательных задач.

39.

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. «День и ночь», «Певучесть есть в морских волнах…».

40.

Драматизм звучания любовной лирики поэта: «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.».

41.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…».

42.

Личность, судьба и творчество А. А. Фета. Эмоциональная глубина и образно- стилистическое богатство лирики. «Учись у них- у дуба, у березы…», «Одним толчком согнать ладью живую…».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Выразительное чтение стихотворений. Формирование представления об особенностях пейзажной лирики. Развитие умения синтезировать полученную информацию для подготовки аргументированного ответа, овладения изученной терминологией. Совершенствование умения оценивать возможности выполнения учебных задач; владение устной и письменной речью.

Развитие умения разрабатывать мини-проект на основе имеющегося материала о творчестве Майкова А. П., Плещеева А. Н., Полонского Я. П., Кольцова А. В., Никитина И. В. 

43.

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике Фета А. А.. «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…».

44.

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Шёпот, робкое дыханье…».

45.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу…».

46.

Защита творческого проекта «Поэт(ы) середины и второй половины ХІХ века».

47.

Контрольная работа за І полугодие.

Текущий контроль и выявление качества литературной подготовки.

48.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

49.

А. К. Толстой- человек и поэт. Жанрово- тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов. Особенности лирического героя. «Меня во мраке и в пыли…».

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Выразительное чтение стихотворений. Развитие умения синтезировать полученную информацию для подготовки аргументированного ответа, овладения изученной терминологией.

50.

Романтический колорит интимной лирики А. К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника. «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…».

51.

Личность и творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя.

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения и взглядов на главную цель творчества. Пополнение знаний о культурном наследии страны. Развитие умения строить монологическое высказывание в соответствии с темой.

52.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова- Щедрина.

53.

Обзор романа М. Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы». Особенности сюжета и композиции произведения.

54.

«История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам».

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Развитие понимания связи литературного произведения с эпохой, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современное звучание.

55.

Анализ глав романа («Органчик», «О корени происхождения глуповцев» и др.).

56.

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в «Истории одного города».

57.

Художественные особенности диалога в пьесе «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово- Кобылина.

Выразительное чтение фрагментов, их анализ. Развитие умения владеть изученной терминологией.

58.

Очерк Г.И.Успенского «Выпрямила»- эстетическое кредо писателя.

59.

Краткий очерк жизни и творчества Н. С. Лескова.

Знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, выявление особенностей его мировоззрения. Коллективная деятельность учащихся. Развитие умения планировать и регулировать свою деятельность.

60.

Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, ее национальный колорит. Образ Ивана Флягина.

61.

Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.

62.

Рассказы Н. С. Лескова: «Тупейный художник», «Человек на часах». Ведущие темы творчества.

63.

Л. Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Углубление знаний о жизни и творчестве писателя (сообщения, работа с доп. источниками информации). Работа с иллюстративным материалом учебника. Создание проекта с использованием компьютерной презентации. Развитие умения строить монологическое высказывание, формулировать и аргументировать свою позицию.

Преобразовывать и применять материал, предъявленный в свернутом виде, для решения познавательных задач. Развитие умения применять алгоритм проведения анализа эпизода произведения, определять роль героев в раскрытии авторского замысла. Выявление приемов создания образов.

64.

Повести Л. Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната». Особенности реализма «позднего» Толстого.

65.

Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие романа- эпопеи (многогеройность, переплетение различных сюжетных линий).

66.

Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

67.

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Пейзаж как прием раскрытия образа.

68.

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Приемы создания образа: психологизм, портретная характеристика и т.д.

Развитие умения искать и выделять необходимую информацию из текста произведения, устанавливать аналогии, создавать обобщения, применять и преобразовывать материал схемы для решения учебных задач.

Развитие навыков создания и защиты проектов.

Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач, владение письменной речью; редактирование текста творческой работы.

69.

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

70.

Анализ эпизодов Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.

71.

Настоящая жизнь людей в понимании Л. Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи.

72.

Анализ эпизодов романа: «Именины у Ростовых», «У дядюшки», «Охота» и т.д.

73.

Защита творческого проекта по указанной тематике.

74.

Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

75.

Анализ эпизодов Бородинского сражения. Реализм в изображении войны в романе.

76.

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

77.

Образ «дубины народной войны» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева-двух типов народно- патриотического сознания.

78.

Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса. Философская проблематика романа.

79.

Систематизация и обобщение материала к классному сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

80.

Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» на указанную тему.

81.

Обзор романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Психологическая глубина и противоречивость образа главной героини произведения.

82.

Ф. М. Достоевский. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. Замысел романа о «гордом человеке».

Углубление знаний о жизни и творчестве писателя (сообщения, работа с доп. источниками информации).

83.

Мир «униженных и оскорбленных»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума.

Развитие умения анализировать информацию, предъявленную в свернутом виде, и наполнять ее смыслом. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Развитие умения анализировать опорный материал, формирование навыка анализа эпизодов эпического произведения.

Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач, владение письменной речью; редактирование текста творческой работы.

84.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа.

85.

Раскольников и «вечная Сонечка».

86.

Нравственно- философский смысл преступления и наказания Раскольникова.

87.

Роль эпилога в раскрытии авторского замысла романа.

88.

Смысл названия произведения.

89.

Систематизация материала к домашнему сочинению по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на указанную тему.

90.

Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»: причины создания, смысл названия произведения.

91.

А. П. Чехов. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов. «Любовь».

Углубление знаний о жизни и творчестве писателя (сообщения, работа с доп. источниками информации). Развитие умения анализировать полученную информацию для подготовки аргументированного ответа. Выявление особенностей раскрытия темы и авторской позиции. Анализ материала опорного конспекта и ответы на вопросы.

Развитие навыков подготовки проектов с использованием компьютерной презентации.

92.

Тема пошлости и обывальщины в рассказах: «Палата №6», «Ионыч».

93.

Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент».

94.

Анализ рассказа А. П. Чехова по выбору. Защита творческого проекта.

95.

Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишневый сад».

96.

Бывшие хозяева сада- Гаев и Раневская.

97.

Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего.

98.

Новаторство Чехова- драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Развитие умения оценивать возможности выполнения учебных задач, владение письменной речью; редактирование текста творческой работы.

99.

Систематизация материала к домашнему сочинению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад» на указанную тему.

100.

Родная литература родного края. Рассказ А. С. Хомякова «Светлое Воскресенье». Один из первых образцов жанра пасхального рассказа в русской литературе.  

Развитие умения анализировать полученную информацию для подготовки аргументированного ответа.

Развитие навыков подготовки проектов с использованием компьютерной презентации.

101.

Стихотворные переводы В. В. Вересаева.

102.

Защита творческого проекта «Тула литературная».

103.

Контрольная работа за ІІ полугодие.

Выявление уровня сформированности знаний учащихся и владения речевыми навыками

104.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

105.

Гуманистический пафос, патриотизм, всечеловечность русской классической литературы. Значение классики в наши дни.