Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся на уроках литературы (статья)
статья по литературе на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

В статье предлагаются различные формы, приёмы и методы работы учителя для организации самообразовательной деятельности на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся на уроках литературы

И.А. Тонких

Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов, Омск

Аннотация. В статье предлагаются различные формы, приёмы и методы работы учителя для организации самообразовательной деятельности на уроках литературы.

Ключевые слова: «портрет выпускника школы», самообразование, самоусовершенствование, видеофрагмент, рецензия, заочная экскурсия.

В современном мире основным назначением школы является формирование творческой личности выпускника, человека, способного к постановке целей и задач, к решению важнейших проблем, умеющего принимать нестандартные решения. Этот человек должен не просто иметь способности, но и потребности к саморазвитию и самообразованию. Мы находим подтверждение этому в Федеральном государственном образовательном стандарте, в котором представлен следующий «портрет выпускника школы»: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность»  [1]. Усиливающийся поток информации в нашем мире, необходимость быстро ориентироваться в нём и извлекать необходимые знания актуализируют формирование навыков самообразовательной деятельности.

Современный выпускник школы не всегда готов к самостоятельной жизни, часто он не приспособлен даже к продолжению обучения в вузах, потому что не умеет добывать знания и работать с литературой. Задача учителя в условиях ФГОС – работа по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности обучающихся.  

Самообразование – это процесс овладения знаниями по инициативе самой личности и контролируемый самой личностью [2].

Литература – это учебный предмет, где можно качественно формировать необходимые навыки. Возможность выбора деятельности на уроке позволяет каждому обучающемуся найти занятие по интересу и проявить навыки самообразования. В процессе обучения на уроках необходимо поставить учеников в положение заинтересованности. Именно за счёт мотивации на каждом этапе урока у обучающихся вырабатываются навыки самостоятельной работы.

Современные дети достаточно успешно владеют информационными и компьютерными технологиями, но зачастую не умеют работать с учебником и книгой, поэтому необходимо приучать к самостоятельной работе с данными источниками информации. В учебниках литературы помимо художественных произведений представлены биографии авторов. Можно предложить ребятам различные задания: сделать тезисы, конспект, прочитать биографию и, выделив в ней наиболее запомнившиеся моменты, рассказать одноклассникам, выбрать из предложенного перечня вопросов заинтересовавшие и задать их друг другу.

Важно научить ребят работать с художественной и учебной литературой: читать частями, понимать основной смысл прочитанного, анализировать взаимоотношения действующих лиц и их поступки, читать, делая карандашом пометы и выписывать главное. Здесь в помощь ученику приходит так называемый читательский дневник. Записывая в тетрадь персонажей произведения, основные идеи и своё отношение к прочитанному, обучающиеся приучаются к самостоятельному анализу. Систематическое чтение также развивает навык скорочтения.

Помощниками самообразовательной деятельности в учебном процессе являются СМИ: телевидение, периодическая печать и Интернет. В наши дни значительная роль отводится последнему, так как из Интернета можно почерпнуть знания из различных областей. Задавая на дом подготовку реферата о жизни и творчестве писателей, чтобы не допустить скачивания или списывания, необходимо конкретизировать цель работы: выбрать конкретные факты из биографии, найти всё, что говорили критики о данном авторе, рассказать о памятниках того или иного писателя и поэта. Темы могут быть самыми разнообразными: «Лицейские годы А.С. Пушкина», «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», «А.Н. Островский - Колумб Замоскворечья», «Романистика И.А. Гончарова», «Ф.М. Достоевский. Омский острог» и т.д.

Во время объяснения нового материала учитель должен привлекать обучающихся к самостоятельной работе. ИКТ позволяет показать видеофрагменты. Например, я использую материалы фильмов к биографиям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других. Перед показом необходимо поставить перед учениками вопросы, на которые им предстоит ответить. Так, дети будут вовлечены в познавательную деятельность. К примеру, на уроке изучения биографии Н.М. Карамзина я прошу ребят сделать мини-конспект по пунктам:

  1. Место и время рождения
  2. Место учёбы
  3. Знакомые-литераторы
  4. Книги, произведения
  5. Заслуга Карамзина

Лекцию как приём работы на уроке литературы полностью убрать нельзя, потому что он очень информативен и при этом готовит учеников к работе в вузе, но самостоятельные элементы работы во время лекции учителя также необходимы. Ребята сами учатся конспектировать, отбирать основные мысли, сокращать текст, быстро записывать. Также можно задавать по ходу лекции вопросы, опираясь на уже имеющиеся знания обучающихся. Например, читая вводную лекцию о литературе XIX века, можно спросить, что ученикам известно об историческом и общественном положении России в это время. Обращаясь к творчеству И.С. Тургенева в 10 классе, можно узнать, что ребята помнят об изученном ранее произведении «Муму» и его биографической основе. Рассказывая о гражданской лирике Н.А. Некрасова, выяснить, что ребята помнят о поэтах-декабристах и как их творчество связано с данным поэтом.

Таким образом, самостоятельная работа может быть составной частью урока, но она должна быть представлена на каждом занятии. Можно рассказать, показать, объяснить, а затем дать время на самостоятельную работу с дальнейшим комментарием и подведением итогов, даже если это урок открытия нового знания.

Литература предполагает выполнение обучающимися творческих работ. Это могут быть созданные оригинальные произведения, стилизованные под определённые жанры, или работы на основе прочитанного. При изучении сказок, басен или былин можно предложить ребятам придумать свой текст на современную тематику, с чем они очень хорошо справляются. Сочиняя тексты на основе прочитанного, ребята тоже могу делать выбор. Можно предложить им написать сочинение от лица персонажа (например, «Мои встречи с Лизой» от лица Эраста при изучении повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Каким я хочу видеть своего сына» от лица Простаковой при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и др.), придумать продолжение истории, если финал книги открытый («Что случилось с Евгением Онегиным после отказа Татьяны» или «После приезда настоящего ревизора» по творчеству А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя соответственно), сочинение в форме дневника, интервью (например, «Дневник Родиона Раскольникова», героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или интервью с этим же персонажем и т.д.)

Одним из видов творческих работ, дающих метапредметные результаты, является написание рецензий на просмотренный спектакль. В нашем городе очень часто ставят литературную классику, и необходимо это использовать в своей работе. Ребята с удовольствием пишут рецензии на спектакли по пьесам А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и другим. Также можно писать рецензии на фильмы, причём просмотр может стать как частью урока, так домашним заданием. Можно даже не говорить ребятам, какой конкретно фильм посмотреть, пусть они сами найдут и выберут понравившийся, если экранизаций несколько. Так, например, ребята могут посмотреть и написать рецензии на фильмы «Русский бунт» (по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина) «Жестокий романс» («Бесприданница» А.Н. Островского), «Война и мир» (по одноимённому роману Л.Н. Толстого) и др. Фильмов с каждым годом выпускается всё больше и больше, но, к сожалению, на уроке не всегда есть возможность посмотреть и сравнить с литературным оригиналом, поэтому такой приём также активизирует самообразовательную деятельность обучающихся.

Составление кроссвордов по творчеству писателя тоже является одним из эффективных видов самостоятельной работы. Такой вид помогает обучающимся самостоятельно знакомиться с литературой, расширяет кругозор, развивает интерес к предмету, личности и творчеству писателя. Можно разгадать составленные кроссворды на обобщающем уроке или на уроке контроля.

Современные технологии позволяют организовать заочные экскурсии по литературным и историческим местам. Ребятам будет интересно самим «провести» такую экскурсию. Они могут сделать презентацию или даже смонтировать небольшой видеофильм, используя фотографии, аудио и видеоматериалы, полученные из Интернета. Можно рассказать о таких усадьбах, как Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Переделкино или провести экскурсию по Царскосельскому лицею или Московскому Университету. Дополнительной мотивацией для обучающихся будет соревнование на определение лучшего гида.  

Многие учителя владеют большим арсеналом приёмов, форм и методов организации самообразовательной деятельности. Это нестандартные уроки (уроки-мастерские, деловые игры, семинары, уроки-конференции и др.), использование дополнительных источников знаний для устных опросов, викторины, доклады, конкурсы плакатов и рисунков, парные и групповые работы. Но необходимо, чтобы эта самостоятельная деятельность обучающихся была представлена на каждом уроке. Только работа в системе даст необходимые результаты. Постоянная новизна, появление трудностей в процессе работы пробуждают творческую активность и инициативу, увлекают учеников, и они начинают проявлять интерес к  процессу деятельности.

Пропаганда самообразования, ощущение учеником мощи интеллектуального богатства, создание благоприятных условий, перспектива – это стимулы для современного школьника [2]. Если учитель найдёт правильные способы стимулирования, то сегодняшний выпускник вместе со знаниями получить сформированные навыки самообразования и самоусовершенствования.

Библиографический список

1. ФГОС. Старшая школа. 10-11 классы. – URL: http://www.ug.ru/new_standards/5 (Дата обращения: 16.01.2016)

2. Крайняя З.Н. Система работы школы по формированию навыков самообразовательной деятельности учащихся – URL: http://festival.1september.ru/articles/574368/ (Дата обращения: 19.01.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми­ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"...

статья "Формирование навыков анализа пейзажной лирики на уроках литературы"

Прислушайтесь к звукам поэзии! Они помогут нам по-настоящему почувствоать красоту и чудодейственность природы....

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...

Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, поз...