методическая разработка урока литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Моисеева Марина Анатольевна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО педагога: Моисеева Марина Анатольевна МБОУ СОШ № 15 г. Муром Владимирской области.

Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.        Продолжать изучение военной истории родного края;

2.        Приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;

3.        Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

4.        Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.

5.        Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;

6.        Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: музейный урок

Технология - формирование исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект:

сформировать у учащихся представления о тяготах и лишениях во время войны;

обеспечить усвоение учащимися краеведческого материала о личностях;

формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Развивающий аспект:

развитие аналитического и креативного мышления на основе краеведческого материла о роли обыкновенных людей в обеспечении победы в Великой Отечественной войне;

нравственное развитие учащихся;

воспитание культуры умственного труда;

формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

формирование требовательности к себе и другим;

разрешение проблемного вопроса: каким должен быть человек.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание для учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

1.Приветствие

2.Пожелание совместной плодотворной работы

1.Настраиваются на урок

2.Слушают учителя

Создание доброжелательной обстановки, необходимая подготовка к началу занятия.

  1. Актуализация знаний

Организует и ведет беседу, опираясь на знания учащихся

Участвуют в беседе

Подготовить сообщение о выпускнике-фронтовике

Устное выступление перед другими учениками

  1. Проблематизация

Организует поиск и постановку проблемы

Определяют собственное «незнание» относительно представленной темы и выдвинутой проблемы урока.

Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Выдвижение проблемы: «Каким должен быть человек?».

  1. Целеполагание

Организует поиск путей решения поставленной проблемы, организует обсуждение

Выдвигают цель и пути решения проблемы. Анализируют, доказывают и аргументируют собственную точку зрения.

Определить цель и задачи урока, направленные на решение проблемы.

Определить цель, задачи, основополагающие вопросы урока.

  1. Изучение нового материала

Делает исторические комментарии

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на сообщения, подготовленные другими учащимися

– Какие черты характера  вы можете выделить?

– Где проходил свой боевой путь?

– Какая мечта была и исполнилась ли она?

восстановление образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

  1. Рефлексия

Организует оценивающую деятельность

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…

Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект музейного урока на тему: «Страницы, опаленные войной»

Эпиграф:

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Д.С.Лихачев

Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель.

Прошло много лет с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война… Ваше поколение знает о ней только по урокам истории, литературы да рассказам старших. Мы живем под мирным небом, часто сетуя на жизнь (то не так, это не так), завидуя друг другу (у кого-то есть крутая машина, а у меня нет….) и не задумываемся над тем, какой же ценой и благодаря кому завоевана Великая Победа! К сожалению, участников Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше и меньше, и не с кем поговорить о том времени, расспросить о том, что их волновало, чем они жили в те страшные годы, что двигало их на борьбу с фашистами…

Учитель.

- Вы дома пытались найти ответ на вопрос: «Каким должен быть человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце урока мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои сочинения.

Новая тема:

Посещая в прошлый раз, школьный музей, вы обратили внимание на альбом «Влюбленный в небо». Порой мы не задумываемся над тем, как мы живем, к чему стремимся, какие у нас ценности. О чём же мечтали выпускники школы того далекого от нас времени? К чему стремились?

Сообщение учащейся по материалам музея.

Спасский Сергей Антонович родился в Муроме 23 сентября 1922 года. Мать: Спасская Дарья Андреевна – домохозяйка. Отец: Антон Матвеевич Спасский – священник Спасо-Преображенского монастыря.

      Детство Сергея Антоновича началось с книги. Дома были книги, сданные в переплет, и Сергей жадно читал все их, но самый большой интерес вызывала астрономия. Сергей Антонович называл её «наука из наук». В журнале «Нива» читал статьи по астрономии. До 12 лет Сергей Антонович увлекался пожарным делом. Отец сшил ему костюм из брезента, подарил ремень и каску. Но вскоре понял, что его призвание – астрономия. Отец ходил по аптекам и скупал очковые стекла, Сергей делал из них увеличительные стекла.

      Книг по астрономии в городе не было, он написал в Москву в библиотеку имени Ленина, ему выслали брошюры по астрономии, он их переписывал от руки. Переписал 4 книги.

      Учился Сергей Антонович в 15 школе, закончил 10 классов. Директором школы был Рихман. Классный руководитель – Колповский, учителя – Крылов, Мяздрикова.

      Он был увлеченным мальчиком, хорошо учился, помогал оформлять школу, делал значки из папье-маше.

      1936 год. Готовился делать свою обсерваторию на Плехановой улице. На зимних каникулах делал из досок купол сферической формы. Он построил на сарае астрономическую обсерваторию. Наблюдал Луну, Марс, пятно на солнце.

      После школы уехал учиться в Свердловский геологический институт на астрономическое отделение. Но первый курс распустили, началась война. Сергей Антонович вернулся в Муром.

      С 1941 года Спасский С.А. прошел путь от Москвы до Берлина, участвовал в битве на Курской дуге, брал Вапшаву, воевал в Германии. За 30 километров до Берлина его ранили. Он был комсоргом полка. Звание – старший сержант. Воевал артиллеристом-минометчиком. Сергей Антонович был два раза ранен, имел одну контузию. В противогазной сумке он носил с собой книги по астрономии. Спасский ни на минуту не забывал о своих астрономических мечтах. В Германии он видел разные обсерватории, делал зарисовки. В армии Спасский С.А. был до 1947 года.

      Имеет награды: Орден Красной звезды, Орден отечественной войны 1 степени. Медаль за взятие Берлина, Варшавы и другие награды.

      После войны вернулся в Муром. Увлекался фотографией, туризмом, работал цинкографом в Муромской типографии, восемь лет на радиозаводе, пятнадцать лет на РиПе.

      С 1956 года началась «космическая эра». Спасский не мог усидеть на месте, когда в 1961 году Гагарин полетел в космос. Из Германии Спасский привез объектив для телескопа. Стал думать о строительстве своей обсерватории. Сам составил проект, сделал расчеты.

      Дом, башня готовы. Телескопов нет. В командировке в Ленинград в Пулковской обсерватории АН Неверовская Валентина Николаевна, выслушав Сергея Антоновича, рассмотрев его расчеты, дала ему старый телескоп АЗТ-7.

      Спасский телескоп восстановил, затем сделал четыре телескопа и кометоискатель.

      Обсерваторию-дом свой      Сергей Антонович назвал «АССИЗО-1» «Астрономическая Сергея Спасского изба обсерватория». В обсерваторию ходило много народа.

      Началось « паломничество» учащихся школ города, из других городов, студенты ВПИ им. Л.Полянского, иностранные туристы. Спасский С.А. читал лекции по астрономии во Владимирском педагогическом институте, на заводах города, в школах. О Сергее Антоновиче Спасском писали газеты: «Советская Россия», «Призыв», «Советская индустрия».

      Главные качества человека – Сергея Антоновича – трудолюбие, увлеченность, доброта, скромность, аккуратность, он экономил время.

      На 75 году жизни умер Спасский Сергей Антонович. Это случилось 25.06.1997 г. Память о Сергее Антоновиче навсегда сохранится в сердцах благодарных муромцев.

Работа в группах.

Учащимся предлагается исследовать материалы школьного музея

Вопросы:

– Какие черты характера Сергея Антоновича Спасского вы можете выделить?

– Где проходил свой боевой путь Сергей Антонович?

– Какая мечта была у Спасского С.А. и исполнилась ли она?

Учитель.

Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни.

Учитель.

- Нужно ли нам знать свою историю, свои корни?

- Вы познакомились с судьбой Спасского С.А.

Вопрос к учащимся: что же может нам помочь стать лучше?

(Ответы: чтение, примеры жизни других людей, достойных подражания, любовь к родине).

Учитель.

Творческое задание.

А теперь вернемся к сочинению, над которым вы работали дома.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос: «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).

Итоги урока. Сегодня мы говорили о жизни Спасского С.А., а вы задумались о его и о своем жизненном пути, сделали выводы, что надо стремиться к тому, чтобы стать лучше.

Рефлексия. В результате урока

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО педагога: Моисеева Марина Анатольевна МБОУ СОШ № 15 г. Муром Владимирской области.

Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.        Продолжать изучение военной истории родного края;

2.        Приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;

3.        Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

4.        Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.

5.        Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;

6.        Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: музейный урок

Технология - формирование исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект:

сформировать у учащихся представления о тяготах и лишениях во время войны;

обеспечить усвоение учащимися краеведческого материала о личностях;

формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Развивающий аспект:

развитие аналитического и креативного мышления на основе краеведческого материла о роли обыкновенных людей в обеспечении победы в Великой Отечественной войне;

нравственное развитие учащихся;

воспитание культуры умственного труда;

формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

формирование требовательности к себе и другим;

разрешение проблемного вопроса: каким должен быть человек.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание для учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

1.Приветствие

2.Пожелание совместной плодотворной работы

1.Настраиваются на урок

2.Слушают учителя

Создание доброжелательной обстановки, необходимая подготовка к началу занятия.

  1. Актуализация знаний

Организует и ведет беседу, опираясь на знания учащихся

Участвуют в беседе

Подготовить сообщение о выпускнике-фронтовике

Устное выступление перед другими учениками

  1. Проблематизация

Организует поиск и постановку проблемы

Определяют собственное «незнание» относительно представленной темы и выдвинутой проблемы урока.

Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Выдвижение проблемы: «Каким должен быть человек?».

  1. Целеполагание

Организует поиск путей решения поставленной проблемы, организует обсуждение

Выдвигают цель и пути решения проблемы. Анализируют, доказывают и аргументируют собственную точку зрения.

Определить цель и задачи урока, направленные на решение проблемы.

Определить цель, задачи, основополагающие вопросы урока.

  1. Изучение нового материала

Делает исторические комментарии

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на сообщения, подготовленные другими учащимися

– Какие черты характера  вы можете выделить?

– Где проходил свой боевой путь?

– Какая мечта была и исполнилась ли она?

восстановление образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

  1. Рефлексия

Организует оценивающую деятельность

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…

Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект музейного урока на тему: «Страницы, опаленные войной»

Эпиграф:

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Д.С.Лихачев

Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель.

Прошло много лет с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война… Ваше поколение знает о ней только по урокам истории, литературы да рассказам старших. Мы живем под мирным небом, часто сетуя на жизнь (то не так, это не так), завидуя друг другу (у кого-то есть крутая машина, а у меня нет….) и не задумываемся над тем, какой же ценой и благодаря кому завоевана Великая Победа! К сожалению, участников Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше и меньше, и не с кем поговорить о том времени, расспросить о том, что их волновало, чем они жили в те страшные годы, что двигало их на борьбу с фашистами…

Учитель.

- Вы дома пытались найти ответ на вопрос: «Каким должен быть человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце урока мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои сочинения.

Новая тема:

Посещая в прошлый раз, школьный музей, вы обратили внимание на альбом «Влюбленный в небо». Порой мы не задумываемся над тем, как мы живем, к чему стремимся, какие у нас ценности. О чём же мечтали выпускники школы того далекого от нас времени? К чему стремились?

Сообщение учащейся по материалам музея.

Спасский Сергей Антонович родился в Муроме 23 сентября 1922 года. Мать: Спасская Дарья Андреевна – домохозяйка. Отец: Антон Матвеевич Спасский – священник Спасо-Преображенского монастыря.

      Детство Сергея Антоновича началось с книги. Дома были книги, сданные в переплет, и Сергей жадно читал все их, но самый большой интерес вызывала астрономия. Сергей Антонович называл её «наука из наук». В журнале «Нива» читал статьи по астрономии. До 12 лет Сергей Антонович увлекался пожарным делом. Отец сшил ему костюм из брезента, подарил ремень и каску. Но вскоре понял, что его призвание – астрономия. Отец ходил по аптекам и скупал очковые стекла, Сергей делал из них увеличительные стекла.

      Книг по астрономии в городе не было, он написал в Москву в библиотеку имени Ленина, ему выслали брошюры по астрономии, он их переписывал от руки. Переписал 4 книги.

      Учился Сергей Антонович в 15 школе, закончил 10 классов. Директором школы был Рихман. Классный руководитель – Колповский, учителя – Крылов, Мяздрикова.

      Он был увлеченным мальчиком, хорошо учился, помогал оформлять школу, делал значки из папье-маше.

      1936 год. Готовился делать свою обсерваторию на Плехановой улице. На зимних каникулах делал из досок купол сферической формы. Он построил на сарае астрономическую обсерваторию. Наблюдал Луну, Марс, пятно на солнце.

      После школы уехал учиться в Свердловский геологический институт на астрономическое отделение. Но первый курс распустили, началась война. Сергей Антонович вернулся в Муром.

      С 1941 года Спасский С.А. прошел путь от Москвы до Берлина, участвовал в битве на Курской дуге, брал Вапшаву, воевал в Германии. За 30 километров до Берлина его ранили. Он был комсоргом полка. Звание – старший сержант. Воевал артиллеристом-минометчиком. Сергей Антонович был два раза ранен, имел одну контузию. В противогазной сумке он носил с собой книги по астрономии. Спасский ни на минуту не забывал о своих астрономических мечтах. В Германии он видел разные обсерватории, делал зарисовки. В армии Спасский С.А. был до 1947 года.

      Имеет награды: Орден Красной звезды, Орден отечественной войны 1 степени. Медаль за взятие Берлина, Варшавы и другие награды.

      После войны вернулся в Муром. Увлекался фотографией, туризмом, работал цинкографом в Муромской типографии, восемь лет на радиозаводе, пятнадцать лет на РиПе.

      С 1956 года началась «космическая эра». Спасский не мог усидеть на месте, когда в 1961 году Гагарин полетел в космос. Из Германии Спасский привез объектив для телескопа. Стал думать о строительстве своей обсерватории. Сам составил проект, сделал расчеты.

      Дом, башня готовы. Телескопов нет. В командировке в Ленинград в Пулковской обсерватории АН Неверовская Валентина Николаевна, выслушав Сергея Антоновича, рассмотрев его расчеты, дала ему старый телескоп АЗТ-7.

      Спасский телескоп восстановил, затем сделал четыре телескопа и кометоискатель.

      Обсерваторию-дом свой      Сергей Антонович назвал «АССИЗО-1» «Астрономическая Сергея Спасского изба обсерватория». В обсерваторию ходило много народа.

      Началось « паломничество» учащихся школ города, из других городов, студенты ВПИ им. Л.Полянского, иностранные туристы. Спасский С.А. читал лекции по астрономии во Владимирском педагогическом институте, на заводах города, в школах. О Сергее Антоновиче Спасском писали газеты: «Советская Россия», «Призыв», «Советская индустрия».

      Главные качества человека – Сергея Антоновича – трудолюбие, увлеченность, доброта, скромность, аккуратность, он экономил время.

      На 75 году жизни умер Спасский Сергей Антонович. Это случилось 25.06.1997 г. Память о Сергее Антоновиче навсегда сохранится в сердцах благодарных муромцев.

Работа в группах.

Учащимся предлагается исследовать материалы школьного музея

Вопросы:

– Какие черты характера Сергея Антоновича Спасского вы можете выделить?

– Где проходил свой боевой путь Сергей Антонович?

– Какая мечта была у Спасского С.А. и исполнилась ли она?

Учитель.

Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни.

Учитель.

- Нужно ли нам знать свою историю, свои корни?

- Вы познакомились с судьбой Спасского С.А.

Вопрос к учащимся: что же может нам помочь стать лучше?

(Ответы: чтение, примеры жизни других людей, достойных подражания, любовь к родине).

Учитель.

Творческое задание.

А теперь вернемся к сочинению, над которым вы работали дома.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос: «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).

Итоги урока. Сегодня мы говорили о жизни Спасского С.А., а вы задумались о его и о своем жизненном пути, сделали выводы, что надо стремиться к тому, чтобы стать лучше.

Рефлексия. В результате урока

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....