Литература в таблицах (часть 3)
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Кузьмина Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

А. И. Куприн. Тема любви в прозе

1. Тема любви в творчестве Куприна

Причины обращения автора к теме любви

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви.

Представление автора о том, какой должна быть любовь

«Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства».

Какой представлена любовь в произведениях Куприна

Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».

Произведения, в которыхаетор пишет о любви

«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.

 

2. «Олеся» - лесная сказка о любви

(главные герои, причины несостоявшегося счастья)

• В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям: «В этом рассказе больше, чем в других моих рассказах, моей души».

• События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.

 

Распределение героев в рассказе:

Повествование построено на противопоставлении героев

Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро

все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии

Олеся, Мануйлиха

жители Полесья

Иван Тимофеевич

Ярмола

А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях.

 

Главные герои рассказа:

Олеся

Иван Тимофеевич

Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви.

Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере.

«Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум».

«Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний.

Он будто мягок, отзывчив и искренен.

Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем.

Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный.

Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.

 

3. «Гранатовый браслет» - повесть о любви,

которая бывает только раз в тысячу лет

• К. Г. Паустовский о повести «Гранатовый браслет» пишет: «Один из самых благоуханных рассказов о любви - и самых печальных».

• В этом рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в княгиню безнадежно, беззаветно, безответно.

• Основная тема рассказа состоит в том, чтобы «показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви», как писал Куприн.

 

Главные герои повести

Княгиня Вера Николаевна

Телеграфист Желтков

♦ Благородная натура, тонко чувствующая возвышенное и прекрасное. Однако ее «Я» погружено в некий самоуспокоенный сон. Красивая и холодная.

♦ Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Она производит впечатление равнодушной особы.

♦ «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее!»

♦ Небогатый, малограмотный чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере.

♦ Любит Веру Николаевну тем страстным, испепеляющим чувством, которое заключает в себе весь смысл жизни - всю вселенную!»

♦ Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, миром несправедливости и злобы.

Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я и не знал, как себя держать, что мне делать».

Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя твое», но не умирает великое чувство, «поразившее» его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний, поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом».

 

Главные герои произведения проходят испытание любовью:

Княгиня

Телеграфист

Любовь - она чистая, высокая и недосягаемая мечта.

Любовь - «крепка, как смерть...»

Он выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранничество, обнаружила в нем могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памятник величия сердца простого человека.

Куприн верит в чудо любви. Он проповедует ее равной для всех.

 

А. М. Горький от повести был в восторге:

«А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна...

Чудесно! И я - рад! Начинается хорошая литература!»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

И.А. Бунин. Тема любви в прозе

1. Тема любви в творчестве Бунина

Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».

• Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.

• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.

• Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.

• Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.

• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви

 

2. Главные герои рассказа «Темные аллеи» - их судьбы и характеры

Рассказ «Темные аллеи», давший название циклу, написан в 1938 г. Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки.

 

Главные герои

Надежда - бывшая крепостная крестьянка

Николай Алексеевич - дворянин

Получила вольную от своих хозяев, стала хозяйкой казенной почтовой станции.

Пренебрежительно относится к низшему сословию.

Смогла устроиться в жизни благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму. «Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».

Военный, сделавший хорошую карьеру.

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».

Продолжает любить, но не может простить предательства.

Слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь.

В сердце героини нет прощения за то зло и

несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Считает отношения с Надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

Причиной расставаний героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.

 

3. Художественные особенности рассказа

1

В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет

2

Все повествование «держится» на описании чувств героев.

3

Нет отношения автора ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию.

4

Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель должен все понять и решить для себя сам.



Предварительный просмотр:

А. А. Ахматова

Основные темы лирики

1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка

Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты».

 

2. Любовная лирика

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

Книги «Вечер»,«Четки», «Белая стая»

В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.

«Хочешь знать, как все это было?»

Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.

«Смятение»

Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.

«Небывалая осень построила купол...»

В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.

 

3. Стихи о Родине

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.

 

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Молитва»

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

«Мне голос был...»

Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.

«Все расхищено, предано, продано»

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

 

4. Стихи о поэтическом мастерстве

«Тайны ремесла» - так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.

 

Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда...

Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении:

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар...

Это - теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки:

...И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него... умираю.

 

5. «Реквием»

• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов.

• Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю - всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов...

• По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.



Предварительный просмотр:

А.А. Блок 

Основные темы лирики

Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».

1. Стихи о «Прекрасной даме»

• Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.

• Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.

• Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.

 

Особенности поэтической речи

Фантастичность и загадочность изображаемого.

Неопределенно-личные предложения.

Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».

 

2. Стихи о России

В лирике Блока слышится постоянное обращение к России . Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе , на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.

 

Стихи

Особенности содержания и стиля

«Россия»

(1908 г.)

Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка...

«На поле Куликовом» цикл (1908 г.)

Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое преставление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

...Испепеляющие годы!

Есть немота - то гул набата

Безумья ль в вас, надежды ль весть

Заставил заградить уста.

 

От дней войны, от дней свободы -

В сердцах, восторженных когда-то,

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть роковая пустота.

Эту пустоту Блок стремиться заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.

 

3. Поэма «Двенадцать»

• Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».

• В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.

 

Основной художественный прием - антитеза, контраст.

Что же противопоставляется в поэме?

 

Старый мир

Новый мир

буржуй

красноармейцы

писатель-вития

ветер

товарищ поп

снег

 

пёс

 

Стихия цвета

«Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - новое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.

Стихия музыки

2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.

Стихия природы

Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».

Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.

Стихия душ человеческих

Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.

Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнём-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».

8 глава

Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.

11 глава

Идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Стихия вседозволенности

Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.

Появление Иисуса Христа

С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

 

В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».



Предварительный просмотр:

В. В. Маяковский

Темы и образы в ранней лирике

1. Основной конфликт ранних произведений

Противопоставление

мечта

действительность

стремление к гармонии

невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни

поэт

толпа

 

2. Ранимость и чуткость поэтической души

Внешнее представление о поэте

Какой поэт на самом деле

♦ С первого же появления Маяковского

в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана.

♦ Высокий, странно выглядевший в неизменной желтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган - горлан был ненавистен определенной категории публики.

За внешностью, напускной грубостью Маяковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой: Время!

Хоть ты, хромой богомаз, лик не малюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глазу идущего к слепым человека!

 

3. Лирический герой раннего Маяковского

Это

- сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей

-личность, противопоставляющая себя обывателям

- одинокий герой

- автором создается образ, который несет на себе печать трагизма.

- одинокий лирический героя ранней лирики Маяковского окружен антиподами

- временами автор одевает на своего маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла»

 

Почему автор создает образ такого лирического героя?

• чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание

• из-за стремления шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности

• но поэт отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям

 

Почти в каждом стихотворении из ранней лирики  - мучительная любовь и вера в человека:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору -

а доказать ничего не умею!

Скрипка и немножко нервно»)

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

- значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Послушайте!»)



Предварительный просмотр:

В. В. Маяковский

Темы и образы в ранней лирике

1. Основной конфликт ранних произведений

Противопоставление

мечта

действительность

стремление к гармонии

невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни

поэт

толпа

 

2. Ранимость и чуткость поэтической души

Внешнее представление о поэте

Какой поэт на самом деле

♦ С первого же появления Маяковского

в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана.

♦ Высокий, странно выглядевший в неизменной желтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган - горлан был ненавистен определенной категории публики.

За внешностью, напускной грубостью Маяковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой: Время!

Хоть ты, хромой богомаз, лик не малюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глазу идущего к слепым человека!

 

3. Лирический герой раннего Маяковского

Это

- сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей

-личность, противопоставляющая себя обывателям

- одинокий герой

- автором создается образ, который несет на себе печать трагизма.

- одинокий лирический героя ранней лирики Маяковского окружен антиподами

- временами автор одевает на своего маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла»

 

Почему автор создает образ такого лирического героя?

• чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание

• из-за стремления шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности

• но поэт отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям

 

Почти в каждом стихотворении из ранней лирики  - мучительная любовь и вера в человека:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору -

а доказать ничего не умею!

Скрипка и немножко нервно»)

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

- значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Послушайте!»)



Предварительный просмотр:

М. И. Цветаева

Основные темы в лирике

1. Стихи о Москве

Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины. Этот период в жизни и творчестве поэтессы стал величайшим испытанием. Вот стихи этого времени, в них боль души поэта:

Тоска по Родине! Давно

Мне совершенно все равно -

Разоблаченная морока!

Где совершенно одинокой.

 

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Домики старой Москвы»

Москва в этих стихах - воплощение гармонии:

- прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города;

- в ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию;

- слова передают аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и «клавесина аккорды».

«Стихи о Москве»

Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине.

«Родина»

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня;

Россия, родина моя!

В стихотворении слышится зов родной земли: «Вернись домой!», и столько боли, потому что родина стала чужбиной.

«Тоска по родине»

Возникает ощущение безысходности, нескончаемости боли и обыденности, будто уже привык к этому состоянию, сжился с ним. Оно уже не очень ранит - просто навсегда поселилось в душе. Какое-то безразличие... - и от этого особенно страшно. Словно ты во сне, с полуприкрытыми глазами, а губы монотонно, без выражения, как заклинание, шепчут:

- Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой...

- Мне все равно, каких среди лиц - ощетиниваться пленным львом...

- Где унижаться - мне едино.

 

2. Тема любви в лирике

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Надпись в альбом»

Лирическая героиня, совсем юная, с особой остротой ощущает изменчивость и пленительность каждого мига. В стихотворении явно звучит желание героини остаться в памяти любимого человека: Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик... - Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

«Строительница струн»

Героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Явления мира в сознании лирической героини соединяются с образом любимого: И если гром у нас - на крышах, Дождь в доме, ливень - сплошь, - Так это ты письмо мне пишешь, Которого не шлешь...

«Мировое началось во мгле кочевье»

Движение одного сердца к другому - естественная часть бытия. В стихотворении тяготение сердец, поиск защиты и покоя, поиск тепла сравнивается со странствием звезд и деревьев.

«Никто ничего не отнял»

Стихотворение о том, что чувства обладают огромной силой, им могут быть подвластны расстояние и время.

«Расстояние: версты, мили...»

Строки стихотворения звучат как обвинение, поэт противостоит страшной стихии разрушения человеческих связей.

3. Другие темы в творчестве М. Цветаевой

Тема

Названия стихотворений

Дом

«Наша зала», «Прости» волшебному дому», и др. стихи из книги «Волшебный фонарь»

Образ матери, тема детства

«Мать и музыка», «Сказка матери», «Маме», «Мы, дети, сегодня цари» и др. стихи из альбома «Вечерний альбом»

Стихи о поэтах и поэзии

Сборник «Стихи Блоку», «Стихи к Пушкину», «Моим стихам, написанным так рано...» и др. 



Предварительный просмотр:

С. А. Есенин

Тема родины и природы в лирике

1. Главная тема творчества С. А. Есенина - любовь к Родине 

Поэт о своем отношении к теме Родины и природы

«Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, Чувство Родины - основное в моем творчестве».

«Все мое творчество - о России, Россия - главная тема моих стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом».

«Родина - это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

 

2. Стихи о Родине и природе

Стихи 1910-1914 гг.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)

Читается:

- свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом

- полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.

Примеры метафор и эпитетов:

- «сыплет черемуха снегом;

- «никнут шелковые травы»;

- «Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!»

«Край любимый! Сердцу снятся...» (1914 г.)

В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.

Художественные приемы;

- «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);

- вызванивающие ивы;

- «гарь в небесном коромысле» - (эпитеты и метафоры).

 

Стихи 1914-1917 гг.

Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.

 

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)

Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в деревенских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края - только синь сосет глаза».

«Край ты мой заброшенный...» (1914 г.)

В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.

«Запели тесаные дроги» (1916 г.)

В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Я снова здесь в семье родной» (1915 г.)

В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

«О верю, верю счастье есть» (1917 г.)

В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

 

Стихи последних лет жизни поэта

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Русь советская» (1924 г.)

Стихотворение показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

«Возвращение на родину» (1924 г.)

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».

«Письмо к матери» (1924 г.)

Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.

«Неуютная жидкая лунность» (1925 г.)

В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица часто используемых оборотов речи, вводных слов и выражений в немецком языке.

При сдаче ЕГЭ по немецкому языку, а также участникам олимпиад предлагаются творческие задания, ориентированные на проверку практики письменной речи, уровня речевой культуры, умения анализировать прочи...

Таблица часто используемых оборотов речи, вводных слов и выражений в немецком языке.

При сдаче ЕГЭ по немецкому языку, а также участникам олимпиад предлагаются творческие задания, ориентированные на проверку практики письменной речи, уровня речевой культуры, умения анализировать прочи...

Таблица "Части тела"

Таблица "Части тела"...

Таблица "Части речи в русском языке"

Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка....

Сводная таблица частей речи в русском языке

В данном документе представлена сводная таблица частей речи в русском языке: общее грамматическое значение, вопрос, разряд по значению, морфологические признаки...