Литература в таблицах (часть 2)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
10 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Драма А. Н. Островского "Гроза"
1. Создание и постановка
♦ Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». ♦ Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта». |
«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана |
2. Сюжет и композиция
♦ Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе. ♦ Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость. ♦ В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи. |
3. Город Калинов и его обитатели
• у кого деньги - у того и впасть; • у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; • человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; • запретить любое проявление живого человеческого чувства; • заставить лгать; • заставить приспосабливаться. |
Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы
"Темное царство" | Жертвы "темного царства" |
олицетворяют гнетущую власть враги всего живого и нового Кабаниха, Дикой | угнетенные и бесправные ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства» Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин |
4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова | |
Отличительные черты характера | «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна. |
Противоречивость в характере и поступках героини | Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой. |
Особенности речи | Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи. |
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства». |
Катерина Кабанова
Место в доме Кабановых | Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой. |
Чем Катерина отличается от других персонажей | Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания. |
Мир, в котором живет героиня | Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. |
В чем трагедия Катерины | Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом». |
о Катерине | Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная. «Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» |
Любовь в жизни Катерины | Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису. |
Добролюбов о Катерине | Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». |
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой. |
5. Смысл названия
для своей пьесы автор выбирает
многозначное название
Природное явление | Социальное столкновение |
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. | Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы. |
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная». | Нравственные проблемы: ♦ проблема человеческого достоинства; ♦ проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; ♦ проблема честности, справедливости и способности сделать выбор. |
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно. |
Предварительный просмотр:
Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"
1. Прошлое время в пьесе
Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? |
Раневская Любовь Андреевна |
Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Отличительные черты героини: • Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить. • В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. • Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия. |
Гаев, брат Раневской |
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!» |
Представители прошлого |
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая». |
2. Настоящее время в пьесе
Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин |
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации. |
Отличительные черты героя: • Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. • Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!» |
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен». |
3. Будущее время в пьесе
С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?
Петя Трофимов |
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой. |
Отличительные черты героя: • Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства. • Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой. |
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может. |
Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении. |
Предварительный просмотр:
Роман И.А. Гончарова "Обломов"
1. Замысел романа
♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых. |
2. Жанр, сюжет и композиция
♦ «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. ♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. ♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья. |
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. |
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке | • любовь и умиротворение |
Что повлияло на формирование сознания героя | • легенды и сказки, былины и притчи |
Какие качества формируются у героя | • поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы |
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам | • служба, лишенная человеческого взаимопонимания • друзья, мечтающие только о карьере • женщины, не способные любить |
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». |
4. Обломов и Штольц
| Обломов | Штольц |
Социальное положение | барин | представитель нового класса буржуазии |
Отличительная черта | паралич воли и беспробудная лень | непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии |
Чем живет | воображением | практическим делом, опытом, фактами |
Идеалы жизни | безмятежный покой | культ труда и предприимчивости |
Жизненная позиция | апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету | всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается |
Штольц - друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой. |
5. Женские образы в романе
Ольга Ильинская | Агафья Матвеевна Пшеницына |
По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. | Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он - существо высшего порядка, идеал барина для Обломова - идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой. |
В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова. |
6. Обломовщина как ведущая тема романа
Что такое обломовщина? | • Драма умственного и нравственного развития героя, • изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки, • через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними. |
Истоки обломовщины | Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства. |
Обломовщина как способ типизации | Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. |
Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки | «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом: • апатия и лень, • малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, • закрытость от реальной жизни, • желание оградить, уберечь от возможных проблем. |
Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? |
Предварительный просмотр:
Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"
1. Замысел романа
♦ Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». ♦ И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей». |
2. Сюжет и композиция
В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова, |
Базаров | и | Аркадий Кирсанов |
Павел Петрович Кирсанов | ||
Анна Сергеевна Одинцова | ||
Родители Базарова | ||
Ситников и Кукшина |
Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:
Первый круг | |
Приезд в Марьино (М) | Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». |
Первая встреча с Одинцовой (О) | Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин. |
Приезд в имение родителей (Р) | «...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький) |
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным. | |
Второй круг | |
Приезд в Марьино (М) | Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов. |
Базаров заезжает к Одинцовой (О) | Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова. |
Базаров у родителей (Р) | Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к своим старикам перед смертью он не может. |
Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь. |
3. Теория Базарова
Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все: | |
искусство | «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит» |
природу как предмет для восхищения | «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» |
любовь | «белиберда» |
и даже... | Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых: - Мы отрицаем - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить... - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть. |
4. Основные конфликты в романе
Отцы и дети | Теория и жизнь |
Наиболее острое столкновение происходит между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. | Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой. |
Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно называет «белибердой». | |
«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис) | |
Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция». |
Предварительный просмотр:
Роман Л.Н. Толстого "Война и мир"
1. История создания романа
• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг. |
• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон. |
• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой) |
• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». |
• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки. |
• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г. |
• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман. |
• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г. |
Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой) |
2. Особенности жанра
«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой) |
Признаки эпического начала повествования: • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями. • Испытания героев исключительными обстоятельствами. • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. • Использование приема антитезы, резкого контраста. • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий. |
3. Смысл названия
Война | Мир |
Военные столкновения враждующих армий. | Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. |
Вражда, непонимание, эгоистический расчет. | Это крестьянский сход. |
Разъединение. | «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов. |
Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. | Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. |
Дуэль и поединок между героями. | Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой. |
Конфликт человека с самим собой. | Весь свет. Вселенная. |
Насилие и кровопролитие, зло. | Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
Все, что разрушает гармонию. | Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. |
Это смерть. | Это жизнь. |
4. Жизненный путь и искания героев
«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. |
Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»
и «положительных». Автор предлагает другой подход:
герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся
неизменяемые | изменяющиеся |
Анна Шерер | Андрей Болконский |
Анатоль Курагин | Пьер Безухов |
Элен Курагина | Наташа Ростова |
князь Василий | княжна Марья |
маленькая княгиня |
|
♦ Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». ♦ В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». ♦ Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». |
Князь Андрей Болконский
Мечты и идеалы | Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон. |
Ради достижения своей цели готов принести в жертву | «...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». |
Лучшие минуты жизни | Что меняется в герое |
Небо под Аустерлицем | Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». |
Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». | |
Открытие богатства мирной жизни | Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька. |
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра. | |
Встреча с Пьером в Богучарове | «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога. |
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"». | |
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном | Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. |
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя. | |
Любовь к Наташе Ростов | Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». |
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова | |
Участие в войне 1812 года | В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». |
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы. | |
Прощение Анатоля Курагина | Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...» |
Возрождение любви к Наташе Ростовой | После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». |
Смерть Андрея Болконского | «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью». |
Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. |
Граф Пьер Безухов
Совершаемые ошибки | Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым | Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд. |
Женитьба на Элен | Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя. |
Дуэль с Долоховым | Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. |
Масонство | Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. |
Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой. |
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни | Что происходит с Пьером, как он меняется |
Масонство | Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». |
Участие в Бородинском сражении | Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». |
Идея убить Наполеона | Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле. |
Наташа Ростова
Особенности характера героини | Как проявляются |
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность | Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). |
Народные, национальные черты в характере Наташи | Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. |
Ошибки, цена испытаний | Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа - воплощение любви | Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде. |
5. Мысль "семейная" в романе
• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах. |
Берги (Берг и Вера) | |
Идеалы, «фундамент» семьи | Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей. |
Берг | В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства. |
Образцы, которым следуют Берги | Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом. |
Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению. |
Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен | |
Стиль отношений между членами семьи | Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены. |
Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи | В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. |
Какими члены семьи «выходят» в жизнь | Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. |
Князь Василий | Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. |
Анатоль Курагин | Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. |
Элен Курагина | Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу. |
Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. |
Ростовы | |
Стиль отношений в семье | На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. |
Основная черта всех Ростовых | Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. |
Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов | Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество. |
Болконские | |
Гпава семьи | Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются. |
Сходство между отцом и сыном | Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. |
Отношение к отцу | Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного). |
Княжна Марья | Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет. |
Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм. |
Николай Ростов и Марья Болконская |
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. |
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. |
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. |
Наташа Ростова и Пьер Безухов |
Цель их любви - супружество, семья и дети. |
Интуитивное понимание близкого человека. |
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека. |
Предварительный просмотр:
Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев
1. Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки | |
1 | Поэзия намеков, догадок, умолчаний. |
2 | Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. |
3 | Искусство не должно быть связано с жизнью. |
4 | Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. |
5 | Это поэзия для избранных. |
2. Основные темы поэзии «чистого искусства»
Любовь | Природа | Искусство |
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. | Образность, нетрадиционность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. | Певучесть и музыкальность. |
3. Поэзия А. А. Фета
Природа в стихотворениях поэта:
Время года | Как представлено в творчестве |
русская весна | пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи |
русское лето | сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью |
русская осень | пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях |
русская зима | бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле |
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. |
Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. | Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. |
Особенности пейзажной лирики
• стремление к фиксации изменений в природе; • наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; • изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; • точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе. |
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
1 | преклонение перед чистой красотой |
2 | нарочитая красивость, даже банальность. |
3 | постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» |
4 | стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах |
5 | поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом |
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». |
Что такое природа в стихотворениях Фета?
• сумрачные осенние дни • первый весенний цветок • томительный среднерусский полдень | • короткая северная ночь • плач комара • хриплый призыв коростеля |
Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» |
4. Поэзия Ф.И. Тютчева
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева
• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. |
• Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. |
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. |
• Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. |
Любовная лирика
Что такое любовь? | «самоубийство» |
«блаженство и безнадежность» | |
«поединок роковой» | |
«буйная слепота страстей» | |
это стихия |
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
«Весь день она лежала в забытьи...» | Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали. |
«Близнецы» | Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь. |
«Предопределение» | Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой. |
Предварительный просмотр:
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
1. История создания романа
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя». |
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. |
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». |
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». |
2. Сюжет, композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета. |
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление | Наказание |
Занимает 1 часть повествования | Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления | Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |
Жанр романа
роман | ♦ социально-бытовой |
♦ детективный | |
♦ любовный | |
♦ психологический | |
♦ философский | |
♦ религиозный |
3. Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа - желтый:
Герои | Встречается желтый цвет |
Раскольников | Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня | Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович | Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов | Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица | Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя | Его значение в романе |
Раскольников | «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам. |
София | Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. |
Лебезятников | Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. |
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) | Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. |
Разумихин | Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным». |
Лизавета Ивановна | «Елисавета» - почитающая Бога. |
Число «три» в романе
Герой | Как связан с числом «3» |
Марфа Петровна | Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. |
Соня | Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. |
Соня | Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». |
Марфа Петровна | Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. |
Свидригайлов | Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. |
Раскольников | Трижды позвонил в колокольчик старухи. |
Раскольников | Трижды встречается с Порфирием Петровичем. |
Дуня | Стреляет в Свидригайлова в трех шагах. |
Разумихин | Три часа дожидается, пока проснется Раскольников. |
Свидригайлов | Вручает Соне три билета. |
Марфа Петровна | «Три раза приходила» к Свидригайлову. |
Раскольников | Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола. |
Соня | В ее комнате три больших окна. |
Число «семь» в романе
♦ Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением. | |
Деталь, эпизод романа | Как связано с числом «7»? |
Сам роман | Состоит из 6 частей и эпилога. |
1-я и 2-я части романа | Состоят из 7 глав. |
7 часов вечера | Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. |
7 лет каторги | Такой срок определен в качестве наказания герою романа. |
7 лет | Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. |
7 детей | У портного Капернаумова. |
Раскольников в 7 лет | Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. |
730 шагов | До дома старухи-процентщицы. |
4. Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди | Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». | «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании. | Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». | Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. | Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. |
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. |
Одна смерть и сто жизней взамен. |
«Да ведь тут арифметика!» |
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью? |
5. Причины преступления
Социальные | Нравственные |
Крайняя степень нищеты героя. | Желание проверить теорию. |
Болезненное и раздраженное состояние героя. | Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников). |
Всеобщая несправедливость жизни. | Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. |
Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье. |
|
Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни. |
|
Встреча на бульваре с обманутой девушкой. |
|
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1 | ...ну да, чтоб ограбить... |
2 | ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был! |
3 | Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... |
4 | Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать... |
5 | И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... |
6 | И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею... |
6. Хроника преступления
Было задумано | Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. | Чуть не пропустил назначенный срок. |
Поменять шляпу на картуз. | Забыл, пошел в шляпе. |
Взять топор в кухне. | В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. |
Должен был быть осторожным и предусмотрительным. | Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы. |
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. | Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. |
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. | Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием. |
7. Петербург в романе
• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа. |
1. Двойственность Петербурга | |
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади | Величественная, прохладная Нева. |
2. Совпадение состояния героев и города | |
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). | Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев. |
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления. |
8. Интерьеры в романе
Герой | Где он живет |
Раскольников | Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3). |
Соня | «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4). |
Мармеладовы | Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2). |
9. Двойники Раскольникова
| Петр Петрович Лужин | Аркадий Иванович Свидригайлов |
Теория | «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» | «Человеку все позволено» |
Поступки | Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. | Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством. |
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова | Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. |
10. Две правды в романе
Соня | Раскольников |
преступники | |
Преступает нравственный закон. | Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. | Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. | Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. | Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. | Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица часто используемых оборотов речи, вводных слов и выражений в немецком языке.
При сдаче ЕГЭ по немецкому языку, а также участникам олимпиад предлагаются творческие задания, ориентированные на проверку практики письменной речи, уровня речевой культуры, умения анализировать прочи...
Таблица часто используемых оборотов речи, вводных слов и выражений в немецком языке.
При сдаче ЕГЭ по немецкому языку, а также участникам олимпиад предлагаются творческие задания, ориентированные на проверку практики письменной речи, уровня речевой культуры, умения анализировать прочи...
Таблица "Части тела"
Таблица "Части тела"...
Литература в таблицах (часть 1)
9 класс...
Литература в таблицах (часть 3)
11 класс...
Таблица "Части речи в русском языке"
Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка....
Сводная таблица частей речи в русском языке
В данном документе представлена сводная таблица частей речи в русском языке: общее грамматическое значение, вопрос, разряд по значению, морфологические признаки...