Басенный мир И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Федорова Алёна Владимировна

Урок - путешествие в басенный мир Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basennyy_mir_i.doc36.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_krylov.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Басенный мир И.А. Крылова

Цель урока: обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

Задачи:

Образовательные: 1) проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; 2) проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен;

Развивающие: 1)развивать речь и творческое мышление обучающихся; 2) формировать коммуникативную компетентность (формировать умение взаимодействовать в коллективной деятельности, развивать такие навыки обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание);

Воспитательные: воспитание интереса к классической литературе, научить определять человеческие достоинства и недостатки.  

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: урок – игра.

Методы урока: словесные, наглядные.

Класс: 5

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алена Владимировна. Я буду у вас сегодня проводить урок литературы.

II. Целеполагание.

Начать урок хочу с эпиграфа князя Вяземского.

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава наша эта быль.

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».

-Ребята, о ком идет речь?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какова цель нашего занятия?

- Правильно, наш урок будет посвящен творчеству Ивана Андреевича Крылова. 13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со дня его рождения. Поэтому считаю необходимостью посвятить наш урок творчеству великого русского баснописца.  

- Наш урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие и окунемся в волшебный мир басен Крылова! Готовы???

Учащиеся делятся на 2 команды («Эрудиты», «Знатоки»)

III. Работа по теме урока

А)  Первая станция нашего путешествия «Биография поэта».

Б) Следующая станция «Угадай-ка».

1 конкурс – «Угадай название басни».

А) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок… («Ворона и лисица»)

Б) Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза… («Стрекоза и муравей»)

В) Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

Г) Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю… («Волк на псарне»)

Д) Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там… («Лебедь, щука и рак»)

Е) Чем кумушек  считать трудится,

Не лучше ль на себя, кума, оборотится! («Зеркало и обезьяна»).

2 конкурс – «Картинная галерея»

3 конкурс – «Калейдоскоп вопросов»

- Стихотворное или прозаическое литературное произведение 

нравоучительного,  сатирического характера – это… (басня)

- В начале или конце басни обычно находится … (мораль)

- В баснях Крылова действующими лицами являются … (животные)

- Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
         - Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
         - Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
         - Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
         - На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
         - Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
         - Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

В) Станция «Финальная».

- На этом наше путешествие в басенный мир Ивана Андреевича Крылова заканчивается…

- Ребята, вам понравился наш урок? Чем?

- Что нового вы узнали о Иване Андреевиче Крылове?

- А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны. Награждение команд.

IV. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к вашей любимой басне И.А. Крылова.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Федорова Алёна Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как литературном жанре, своеобразии басен И.А. Крылова.

Слайд 5

На десятом году своей жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семью, за ничтожную плату служил писцом в тверском суде. В 1782 году семья Крыловых переезжает в Петербург, где Крылов устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате. В это время Крылов занимается своим самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1809-1843 годы Иван Андреевич создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличавшихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличаются общественные и человеческие пороки. 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Слайд 7

1 конкурс – «Угадай название басни». А) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок… Б) Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза… В) Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды…

Слайд 8

1 конкурс – «Угадай название басни». Г) Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю… Д) Кто виноват из них, кто прав – судить не нам; Да только воз и ныне там… Е) Чем кумушек считать трудится, Не лучше ль на себя, кума, оборотится!

Слайд 9

2 конкурс «Картинная галерея».

Слайд 20

3 конкурс «Калейдоскоп вопросов». - Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера – это… - В начале или конце басни обычно находится … - В баснях Крылова действующими лицами являются … Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. -У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? - Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? - Кого «по улицам водили как будто на показ»? Какого цвета было для стрекозы лето? На дереве какой породы восседала ворона? Что пленило лисицу? - Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица?

Слайд 21

Станция «Финальная». Ребята, вам понравился урок? Если да, то чем? Что нового вы узнали о Иване Андреевиче Крылове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...

Басенный мир И.А.Крылова

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Басенный мир И.А.Крылова"...

Учебный проект " Басенный мир И.А. Крылова"

Предлагаемый проект предназначен для 5 класса при изучении тем, связанных с творчеством И.А. Крылова. Данный проект проводится в завершение изучения темы " Басня".  Класс работает по группам: 1 г...

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басенного мира И.А.Крылова "Великое лукавство ума..."

Целью проекта является не только ознакомление учащихся с произведениями И.А.Крылова .Во-первых,У  детей формируются представления о басне как о жанре литературы, совершенствуется навык выразитель...

Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне"

Презентация выполнена ко 2-му уроку литературы ( "Из русской литературы XIX века").В начале урока повторяем, что такое "басня", "аллигория", "олицетворение" (Литература. 5 кл. Ч.1 / В.Я.Коровина, с.57...

Конспект урока по теме "Басенный мир И.А.Крылова"

Разработка урока на тему "Басенный мир И.А.Крылова", +презентация.Урок построен в форме викторины.Повторяем теорию литературы,произведения И.А.Крылова,обобщаем знания полученные на уроках....

Конспект открытого урока по теме Басенный мир И.А.Крылова

Урок  можно использовать с целью обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....