Трагическая любовь мастера и Маргариты
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Урок по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_romanu_mim.docx277.94 КБ
Файл k_uroku_po_mim.pptx375.92 КБ
Файл list_samootsenki.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Булгаков. Трагическая любовь героев в романе «Мастер и Маргарита».

Цели урока:

  • Рассмотреть булгаковскую концепцию любви;
  • Проследить историю любви главных героев в романе,
  • Показать, как высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью;
  • Выяснить нравственные ценности, о которых говорит Булгаков.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. На доске схема, которую необходимо заполнить. Один из учащихся даёт связный ответ по роману.

III. Мотивация. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа.

- Если мы обратимся ещё раз к сюжетным линиям романа, то какая из них по ассоциации будет для нас на первом месте, когда мы слышим заглавие? (Конечно же, тема любви)

- Название романа М.А. Булгакова создано по модели «Он и она». И это заглавие наводит читателей на мысль, что любовная линия – центральная. И на это нас наталкивает ещё и подсознательная память о других произведениях, построенных по той же модели. Вспомните и приведите примеры таких заглавий. Работа в парах. Придумать названия таких произведений. (Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Орфей и Эвридика, Дафнис и Хлоя). Как можно охарактеризовать любовь всех этих персонажей? (Неважно, как охарактеризуют, главное, что они все трагические). С Мастером и Маргаритой то же самое ----- тема урока – «Трагическая любовь Мастера и Маргариты». Записать. 

- Какие определения любви Мастера и Маргариты подбирает сам автор? Давайте зачитаем строки, которые станут своего рода эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Они представлены в 19 главе. («За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»)

- Действительно, мировая и русская литература знает огромное количество историй любви. Но каждая из них индивидуальная. А значит, какую цель на уроке мы перед собой сегодня поставим? (узнать, в чем особенность и исключительность любви мастера и Маргариты). Мы попробуем подобрать те слова, которые будут определять концепцию любви по Булгакову.

- Что нам необходимо сделать, чтобы достичь цели?

(рассмотреть и проанализировать поступки мастера и Маргариты по отдельности)

- А теперь давайте вернёмся к началу нашего урока и ещё раз взглянем на схему. Скажите, какой вопрос возникает у нас, когда мы смотрим на эту схему? (Как и зачем соединяются реальный и фантастический план произведения) Это нам тоже предстоит узнать на уроке.

IV. Работа над темой урока.

1. Беседа.

- Литературоведы нашли в романе несколько пар персонажей. Это Иешуа и Мастер, Левий Матвей и Иван Бездомный, Иуда и Алоизий Могарыч и др. Скажите, кого бы вы поставили в пару Маргарите и почему?

(На самом деле у Маргариты нет пары. Это единственный персонаж без двойника)

- Как вы думаете, почему его нет?

(Булгаков подчёркивает избранность, неповторимость Маргариты и её чувства, доходящее до полного самопожертвования. Во имя спасения Мастера Маргарита заключает договор с дьяволом и губит свою бессмертную душу)

- Когда и как мы впервые узнаём о героине? (глава 13 из рассказа мастера)

- Давайте перечитаем фрагмент первой встречи Мастера и Маргариты и обсудим его.

Чтение куска.

- Какая деталь выделяется в этом фрагменте? (желтый цвет цветов, стены).

- Что нам известно об этом цвете, что он символизирует, о чем говорит? (У Достоевского и Блока это цвет болезни. Сам Мастер говорит: «нехороший знак». Зарождение тревоги, предчувствие трагизма. Но мастер, как за знаком, следует за цветами).

- Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера?

- Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем о ней в главе 19?

Зачитывается кусок до слов «Что нужно было этой женщине».

Давайте попробуем и мы ответить на этот вопрос. Мини-дискуссия. Маргарита Николаевна испытывала потребность любить.

- А что же муж? Ведь у нее есть муж, который ее обожал?

(Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее.)

- Кто же послужил прототипом Маргариты? (мини-сообщение о Елене Сергеевне Шиловской)

Делаем вывод, что Булгаков сам пережил такую любовь, чтобы так ее описать.

- Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

(Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.

Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга).

- Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?

Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева.

То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали.

Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое.

Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят.

При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова (прочитать стихотворение). Найти сходства.

Ты – женщина, ты книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его мечтах безумен каждый стих.

Ты – женщина, ты ведьмовский напиток

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права

От века убрана короной звездной

Ты – в наших безднах образ божества…

- Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

(Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.

Она тоже “похудела, побледнела, перестала смеяться”. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе.

В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа.

Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…)

-В начале урока мы с вами поставили вопрос. Как же переплетаются в романе фантастические и реальные главы? Давайте вернёмся к нему. Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).

2. Аналитическая работа с романом.

А) Анализ эпизода «Погром в квартире Латунского». Просмотр фрагмента фильма.

- С какой целью вводится данный эпизод в роман?

- Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются эти действия?

- Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?

(Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… - отражающие психологическое состояние героини.

Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.

Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.

Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу).

Б) Анализ эпизода «На балу у Воланда».

- Каково место эпизода в развитии сюжета?

- Как ведёт себя Маргарита и какова её задача?

- Что ей приходится вытерпеть и пережить?

- Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?

- Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить?

(Учащиеся не упускают мысль, что главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. “Если кто-нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева”.

Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа:

“Все люди добры”. Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении.

Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.

Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает:

o        Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.

И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

  • Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника мастера!

- Как вы считаете, можно ли назвать Маргариту идеалом женщины?

Построение диаграммы. Любовь Мастера и Маргариты. Какая она?

Ребята работают в группах. На листочках пишут глаголы, прилагательные. 1 ряд – мастер, 2 ряд – Маргарита, 3 ряд – вместе. Затем ответы вывешиваются на доске.

V. Рефлексия. Подведение итогов.

- Итак. Что же такое любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»

(дружба, сотрудничество, сопереживание, верность, самоотверженность, борьба, самопожертвование, счастье)

- Каков смысл финала романа?

(Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле, поэтому Булгаков поселяет героев Вечном доме, где красота и покой, а мелочи не опутают быт, страсти не отравят душу, а пошлость не убьет любовь).

VI. Домашнее задание.

Повторить всё, что касается темы творчества в романе.  МАССОЛИТ, рассуждения Берлиоза о творчестве, Дом Грибоедова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Композиция романа 4 сюжетные линии 2 пласта времени

Слайд 2

Композиция романа 4 сюжетные линии философская сатирическая мистическая любовная 2 пласта времени реальный библейский

Слайд 3

Трагическая любовь мастера и Маргариты

Слайд 4

« За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной , вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Слайд 5

Цель урока - узнать, в чем особенность и исключительность любви мастера и Маргариты

Слайд 6

Задачи урока: Рассмотреть образ Маргариты Проанализировать её поступки Проанализировать поступки мастера Выяснить, какую роль играет переплетение реального и фантастического

Слайд 7

Диады в романе Иешуа и Мастер Левий Матвей и Иван Бездомный Иуда и Алоизий Маргарита - ?

Слайд 8

Ты – женщина, ты книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его мечтах безумен каждый стих. Ты – женщина, ты ведьмовский напиток Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права От века убрана короной звездной Ты – в наших безднах образ божества … (В.Я. Брюсов)

Слайд 9

Любовь – это…

Слайд 10

Любовь – это… дружба, сотрудничество, сопереживание, верность, самоотверженность, борьба, самопожертвование, счастье



Предварительный просмотр:

Я понял, в чём суть концепции любви Мастера и Маргариты

Да                                 Нет

Я понял, как переплетаются фантастическая и реальная действительность

Да                                 Нет

Я внимательно слушал учителя и одноклассников

Да                                 Нет

Я бы оценил свою работу на уроке на

5                       4                3                 2

Я понял, в чём суть концепции любви Мастера и Маргариты

Да                                 Нет

Я понял, как переплетаются фантастическая и реальная действительность

Да                                 Нет

Я внимательно слушал учителя и одноклассников

Да                                 Нет

Я бы оценил свою работу на уроке на

5                       4                3                 2

Я понял, в чём суть концепции любви Мастера и Маргариты

Да                                 Нет

Я понял, как переплетаются фантастическая и реальная действительность

Да                                 Нет

Я внимательно слушал учителя и одноклассников

Да                                 Нет

Я бы оценил свою работу на уроке на

5                       4                3                 2

Я понял, в чём суть концепции любви Мастера и Маргариты

Да                                 Нет

Я понял, как переплетаются фантастическая и реальная действительность

Да                                 Нет

Я внимательно слушал учителя и одноклассников

Да                                 Нет

Я бы оценил свою работу на уроке на

5                       4                3                 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Разработка урока литературы в 11 классе   (2 часа)...

«Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...

Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...