"Магия слова" - конспект открытого занятия
план-конспект

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Цель: Вызвать у детей интерес к литературному творчеству.

Задачи:

- формировать представление о литературе, стихосложении, стиховедении, белом стихе, о различии стихотворной и прозаической речи;

- дать определение рифме, ритму;

- формировать умения подбирать рифмы, чувствовать и соблюдать ритм;

- закрепить навыки выразительного чтения, декламации стихов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Магия слова58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Количество учащихся: 6 человек, возраст 10 -12 лет.

Тема занятия: «Магия слова».

Цель: Вызвать у детей интерес к литературному творчеству.

Задачи:

- формировать представление о литературе, стихосложении, стиховедении, белом стихе, о различии стихотворной и прозаической речи;

- дать определение рифме, ритму;

- формировать умения подбирать рифмы, чувствовать и соблюдать ритм;

- закрепить навыки выразительного чтения, декламации стихов.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: творческая лаборатория.

Оборудование и материалы:

- компьютер, проектор

- раздаточный материал (Приложение 1)

- ручки

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма работы: групповая, парная.

Ход занятия

Слайд 1.

1. Организационный момент (с улыбкой, сразу зрительный контакт с детьми). – 2 мин.

Здравствуйте. Меня зовут Альбина Айтмухаметовна.

Трудно сразу запомнить? И выговаривать сложно…

Можно немножко потренироваться, чтобы вам было легче ко мне обращаться.

А как вас зовут? Представьтесь, пожалуйста. (Знакомлюсь, проговариваю имена детей) 

Я веду занятия по программе «Проба пера» в творческом объединении «Проба пера». А что такое «проба пера», и с каким школьным предметом можно её связать, как вы думаете? (Ответы детей: что-то сочинять, писать; чтение, литература)

Правильно. В старину люди писали при помощи гусиного пера. И с литературой это тесно связано. А что такое литература? Это искусство.

2. Актуализация знаний. - 8 мин.

Искусство имеет волшебную (магическую) силу. Как вы понимаете слово «магия»? Напишите, какие ассоциации - всё, что приходит в голову, - когда вы слышите это слово. Даю вам минуту времени. Кто первым прочтёт свои варианты ответов? (Ответы детей)

Есть ли магия у слова? (Да)

Слайд 2.

Сегодня мы будем говорить о магии слова.

Ведь в слове можно выразить всё.

Есть в нём и трепетность, и нежность,

И буйный гнев.

Есть в нём суровость и мятежность,

И чувств напев.

Есть в нём и суетность, и вечность,

И пустота.

Есть в нём и строгость, и беспечность,

И красота.

Всё это есть в обычном слове,

Как соль Земли,

Если его с большой любовью

Произнесли.

Владимир Деменков

Слайд 3.

Это стихотворение современного поэта Владимира Деменкова «Слово». Ребята, вы согласны с утверждениями поэта? Как автор относится к слову? Точно так, как он и написал: с большой любовью. У вас это стихотворение есть на столе, напечатанное на листочках. Давайте мы прочитаем его по цепочке, каждый по две строчки, и постараемся передать голосом все состояния, эмоции, которые в нём присутствуют. (Читают дети) 

Ребята, а что вы больше любите читать: стихи или прозу?

Чем отличаются стихи от прозы? (Ответы детей: строчки имеют одинаковые или похожие (созвучные) окончания)

Сейчас мы проверим: Прочитайте отрывки, написанные на доске.

Слайд 4.

1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.

Н. М. Языков

3. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное!

И. С. Тургенев

Есть ли среди этих отрывков стихотворение? Укажите его.

Молодцы. А как вы это поняли?

Слайд 5.

Да, в нём есть слова с похожими окончаниями – рифма.

Мы можем найти много рифм вокруг нас. Например, я скажу слово сказка. Назовите слова с похожими окончаниями. А к слову май? Лес - …, осень - …

3. Разминка. – 3 мин.

С рифмами можно даже поиграть. Приглашаю вас выйти из-за столов. Встаём в круг, я буду читать стихотворение, а вы закончите в нём строчки. Называем слова и сопровождаем их жестами, движениями.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..

Это было стихотворение замечательного поэта Даниила Хармса.

Давайте ещё раз скажем, что важно для стихотворения?

- Рифмы, похожие слова на конце строчек.

4. Введение в новую тему.  – 10 мин.

А теперь вернитесь на свои места, внимание на экран.

Слайд 6.

Прочитайте самостоятельно – сначала про себя, а потом нужно будет прочитать вслух. Кто прочтёт? Кто ещё хочет прочитать вслух?

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.

И.С. Никитин

Скажите, стихи это или проза? Задумались?

Посмотрите, как записал свое произведение автор:

Слайд 7.

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи? А рифма есть?

Сравните слова, заканчивающие строчки. Здесь нет рифмы.

Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

Слайд 8.

Значит, рифма – не самое главное отличие стихов от рифмы, должно быть в стихах что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.

Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.

И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. И в биении нашего сердца, и в дыхании, и в смене дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас. Чтобы почувствовать этот ритм, нужно просто прислушаться.

Приложите руку к груди, что вы слышите? Как стучит?

Слайд 9.

Ритм - чередование каких-либо элементов, их повторение: звуков, движений. Понятие ритма очень важно в стихах. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм.

Слайд 10.

Вернёмся к стихотворению Никитина. Прочтём стихотворение, сопровождая при этом чтение хлопками в ладоши. Услышали этот ритм? Почувствовали?

Давайте определим, что же такое стих? (Варианты ответов детей)

Слайд 11.

Стих – художественное произведение, в котором есть ритм и рифма.

Стих – строчка художественного произведения, в котором есть ритм и рифма.

Стихи – строчки, много стихотворных строчек.

Стихотворение – творение из стихов, из строчек.

Слайд  12.

А сейчас попробуем вместе сочинить стихотворение. Возьмём несколько рифмующихся слов, поставим рифмы в конец строк, определим ритм стихотворения и подберем под этот ритм ещё несколько подходящих слов, чтобы получились предложения.

(коллективно сочиняем стихи на заданные рифмы)

А теперь самостоятельно составьте стихотворения по рифмам.

Слайд 13.

6. Творческая работа - 7 мин.

1. океан, ураган, балаган, барабан

2. огонь – ладонь – конь – гармонь

3. стакан – банан – карман – обман

Дети зачитывают варианты стихотворений.

7. Контроль. – 2 мин.

Ребята, мы сегодня позанимались в настоящей творческой лаборатории – лаборатории стиха.

Что же такое стихи?

Что такое рифма? Ритм?

8. Подведение итогов. - 3 мин.

Удалось ли вам почувствовать себя немного поэтами?

Я хочу ещё прочесть вам отрывок из своего стихотворения «Приветное».

И на прощание, на расставание

Вновь пожелания – на расстояния –

На ощущения, на постоянное...

На самочувствие, на состояния:

Доброго утра! Доброго вечера!

Доброго дня! Доброго, вечного,

Благополучного, не поперечного,

Доброго завтра каждому встречного!

А чтобы вдохновение вас сопровождало и дальше, я подарю каждому из вас перо с надписью «Проба пера».

Занятие окончено. До свидания.


Источники:

1. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

2. http://www.stihi.ru/2014/07/04/5991 - Слово. Нахабинский.

3. https://dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на АКАДЕМИКЕ.

4. https://www.kakprosto.ru/kak-83522-chto-takoe-ritm#ixzz5Sck2AmkH – Что такое ритм?

Приложение 1.

Составьте стихотворения по рифмам.

. …………………………………..океан

………………………. …………….уши

………………………. ……………ураган

………………………. ……………суши

Составьте стихотворения по рифмам.

. ………………………………….. огонь

………………………. ……………. ладонь

………………………. …………… конь

………………………. ………….гармонь

Составьте стихотворения по рифмам.

. ………………………………….. стакан

………………………. ……………. банан

………………………. …………… карман

………………………. …………. обман

  1. океан, ураган, балаган, барабан

  1. огонь – ладонь – конь – гармонь

3. стакан – банан – карман – обман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»

Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...

Конспект открытого занятия "Путешествие по стране вежливости. Секрет волшебных слов"

Открытое занятие направленно на: формирование мотивации на освоение нравственных норм поведения; развитие культуры речи воспитанников, коммуникативных способностей, умения общаться в коллект...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...

Конспект открытого занятия "Автоматизации звука [Р] в слогах и словах"

Индивидуальное логопедическое занятия для автоматизации звука [р] в слогах и словах. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. На закрепление правильное п...