Методическая разработка
методическая разработка по литературе (10 класс)

Методическая разработка для преподавателей и обучающихся    Поэзия Серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx103.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГБПОУ  СК «Пятигорский медицинский колледж»

Методическая разработка

(для преподавателей и обучающихся)

Поэзия Серебряного века

http://zero50x.myjino.ru/allpic/21/3975-img_1.jpg

Дисциплина: «ОУД. 02 «Литература»

Специальность: 34.02.01 « Сестринское дело»

 Курс: 1

Пятигорск, 2016

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Пятигорский медицинский колледж»

План урока № 29

Дисциплина: ОУД. 02 «Литература»

Курс, группа, специальность:  1 курс; 161;  34.02.01 «Сестринское  дело»

Количество часов: 2 часа

Место проведения: учебный кабинет

Открытый урок по теме: «Поэзия Серебряного века»      

Форма проведения: презентация,викторина, самостоятельная работа, тестовые задания, анализ стихотворений.

 Цели открытого занятия:

Образовательные:

Обучающая: дать определение литературным течениям, выявить их особенности; представить материал в виде презентации; оценить представленный материал в соответствии с критериями качества.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыков работы с учебной и дополнительной литературой, развитию речи, коммуникативных способностей, информационной культуры.

Воспитательные: создать условия для эстетического воспитания обучающихся.

Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного обучающегося с оптимальным уровнем качества профессиональной подготовки 

Интеграционные связи: (внутрипредметные и межпредметные) способствовать развитию умения концентрироваться во время учебной деятельности, выполнять самостоятельно задания; способствовать развитию умения владеть навыками активного слушания и высказывания в ходе диалога, навыками эмпатийного общения;

Оснащение: Оборудование: презентация «Поэзия «Серебряного века», задания итогового в тестовой форме (приложение 1); критерии оценки представленного материала (приложение 2), репродукции картин художников периода «Серебряного века» (приложение 5).

Интеграционные связи:

Межпредметные:

 История, культура речи, виды искусства 

Внутрипредметные: способствовать развитию умения концентрироваться во время учебной деятельности, выполнять самостоятельно задания; способствовать развитию умения владеть навыками активного слушания и высказывания в ходе диалога, навыками эмпатийного общения

Основные этапы комбинированного занятия: (с указанием хронометража времени, в соответствии с «Положением о видах учебных занятий в ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж» и в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации обучающихся колледжа, обучающихся в соответствии с ФГОС СПО». Допускается вариативность последовательности этапов занятия).

Хронокарта урока № 29

Основные этапы урока (комбинированного занятия) (с указанием хронометража времени, в соответствии с «Положением о видах учебных занятий в ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж» и в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации обучающихся колледжа, обучающихся в соответствии с ФГОС СПО». Допускается вариативность последовательности этапов занятия).

  1. Организационный момент – преподаватель проверяет внешний вид обучающихся и санитарное состояние аудитории, сообщает тему занятия, цели с проведением мотивации, отмечает отсутствующих, подготовка к занятию   – 5 мин.                        
  2. Контроль исходного уровня знаний с использованием разнообразных форм (Тесты, викторина)  – 15-20 мин.      

а)      фронтальный опрос: «Возникновение различных течений в литературе начала 20  века.

б)      индивидуальный опрос: чтение и анализ стихотворений, презентации по теме.                                                                                        

в)     иные формы контроля: выполнение самостоятельной работы.

г) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: предоставление презентации к данному занятию.

3.   Подведение итогов контроля (с обязательным комментированием  оценок и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм контроля этот этап можно провести в конце занятия) – 5 мин.

4. Объяснение нового материала (план изложения – содержания, с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения): законспектировать материал по теме: «Основные литературные течения модернизма); подготовить анализ стихотворения – 45 мин.

5.  Закрепление материала (тестовая работа и викторина по  Серебряному веку русской поэзии) – 5-10 мин.

6.    Подведение итогов занятия: объявление оценок – 5 мин.

7.   Задание на дом (преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учетом дифференцированного подхода к обучающимся): изучение новой темы, самостоятельная работа с последующим анализом и заучиванием наизусть стихотворения поэтов Серебряного века на выбор – 5 мин.

Хронометраж преподаватель определяет самостоятельно, учитывая, что на контроль теоретических знаний обучающихся отводится не более 25% времени, а на объяснение нового материала отводится не менее 50 % времени.

Цели проведения занятия

Образовательные:

Обучающая: дать определение литературным течениям, выявить их особенности; представить материал в виде презентации; оценить представленный материал в соответствии с критериями качества.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыков работы с учебной и дополнительной литературой, развитию речи, коммуникативных способностей, информационной культуры.

Воспитательные: создать условия для эстетического воспитания обучающихся.

Информационно-теоретический блок (опорный конспект)

Опорный конспект №, урок № 29

  1. Рубеж XIX-ХХ веков – удивительное время в истории России. Русский философ Николай Бердяев писал о нем так: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания...». Это время переломов, время контрастов, оставившее замечательное поэтическое наследие.

Среди миров в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у нее одной молю ответа,

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.

Эти строки Иннокентия Анненского появились в период «серебряного века» русской поэзии.

1.3.   Преподаватель называет обучающие цели урока.

2.     Формирование знаний обучающихся.

2.1.   Преподаватель поясняет термин «серебряный век», дает определение модернизма:

Серебряный век (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) – это период конца XIX – начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями. Поэзия Серебряного века отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи. Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту «быть в жизни только художниками». Творчество поэтов «серебряного века» определяет термин «модернизм».

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») – литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма – создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.

Течения модернизма: Символизм. Акмеизм. Футуризм

2.2. Преподаватель сообщает о том, что материал о литературных течениях подготовлен группами в рамках учебного проекта. На данном уроке группы представляют презентации «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм». Изложение материала осуществляется в соответствии со следующим планом:

Определение течения. Краткая справка

Русские поэты – представители данного течения. Чтение стихотворения (или нескольких стихотворений). Особенности течения. В это время будут работать эксперты, оценивая каждую презентацию по определенным критериям (приложение 3).

2.3. Группа 1 представляет презентацию литературного течения «Символизм»

Символизм – течение модернизма, для которого характерны «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности...» [1], «новое сочетание мыслей, красок и звуков» [2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon – знак, символ) появился во Франции в конце 60 – начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства – изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры – философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших».

Старшие – так называемые «декаденты» – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб – отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Младшие символисты – Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Серебро, огни и блестки,

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

 Валерий Брюсов

Мы – плененные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,

Утешаясь лаем, мы лаем.

Что в зверинце зловонно и скверно,

Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно,

Однозвучно и скучно кукуем.

Все в зверинце безлично, обычно.

Мы о воле давно не тоскуем.

Мы – плененные звери,

Голосим, как умеем.

Крепко заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Ф. Сологуб

Особенности символизма:

Простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности. Бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти. Стремление к обобщению. Яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора. Поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма, которые призваны заменить точное значение слова. Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

  • Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма?
  • Настроение грусти, смятения, неудовлетворенности жизнью.

Примеры:

И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов и пустыни немая печаль:

Д. Мережковский

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

К. Бальмонт

  • Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?
  • Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой.

2.4. Группа 2 представляет презентацию литературного течения «Акмеизм»

Акмеизм (от греческого аkme – «высшая степень») – течение модернизма, противопоставленное мистическому, «неясному и бесформенному» [3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу «Цех поэтов» и выступали в журнале «Аполлон» (1909-1917). Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Н. Гумилев

Особенности акмеизма:

Экзотические образы («базальтовые скалы», «изысканный жираф», «тропический сад» и т.д.). Жизнеутверждающее содержание. Ясность формы. Точность слова. Обращение к материальному миру, к естественным предметам. Использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовый). Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

  • Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты?
  •      Образы мужественных капитанов, пиратов, мифологических героев, экзотических животных и т.д.

Пример:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий зажигается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

 Анна Ахматова

На полярных морях, и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей:

Н. Гумилев

  • Выберите репродукции картин, относящихся к акмеизму.
  • А.Н. Бенуа «Сад Трианона», Л.С. Бакст «Ваза».

2.5. Группа 3 представляет презентацию литературного течения «Футуризм».

Футуризм (от латинского futurum – будущее) – течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию «произвольных и производных слов» [4]; цель футуристов – найти средства самовыражения, стать «делателями собственной жизни» [5].

Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся статьей русских футуристов.

Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых.

Слоны бились бивнями так,

Что казались белым камнем

Под рукой художника.

Олени заплетались рогами так,

Что, казалось, их соединял старинный брак

С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море так,

Что казалось: рука одного душит шею другого.

В. Хлебников

Особенности футуризма:

Отказ от традиционной поэзии. Словотворчество, создание неологизмов

Изменение рифмы и ритма стихов. Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений. Преподаватель задает вопросы, дополняет материал:

  • Как вы понимаете слова футуристов из статьи «Пощечина общественному вкусу»: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?
  • Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.

3. Практическое применение полученных знаний

Преподаватель выдает задания в тестовой форме каждому обучающемуся (тест прилагается), они выполняют задания. Преподаватель выясняет, какие оценки получили обучающемуся, анализирует результаты.

4. Подведение итогов урока

Задания для самостоятельной работы

Вопрос 1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19-20 веков?

Вопрос 2. Кто ввел определение «Серебряный век», дайте определение понятия?

Вопрос 3. Кому из русских писателей начала 20 века была присуждена Нобелевская премия?

Вопрос 4. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н.С. Гумилева?

Вопрос 5. Назовите настоящую фамилию и место рождения А.А. Ахматовой. К какому поэтическому направлению начала 20 века относится ее творчество?

Вопрос 6. Каковы были общественные настроения в России в начале 20 века?

Вопрос 7. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

Вопрос 8. Что такое «адамизм»?

Вопрос 9. Под чьим влиянием формировалось мировоззрение «младших символистов»?

Вопрос 10. К какому направлению Серебряного века принадлежал К.Д. Бальмонт?

Задания для итогового контроля Серебряный век русской поэзии (тест)

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX – начало XX века

3. Начало – середина XX века

4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название, какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником, какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название, какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» – это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» – это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

17. Слова, какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...