Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (9 класс)
методическая разработка по литературе (9 класс)

Калашникова Людмила Александровна

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

9 КЛАСС

ТЕМА:    Рассказ М. Шолохова  «Судьба человека»

ЦЕЛИ:  1. Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.

              2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.

              3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _11934_sholohov_kalashshsh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 г.  « Улан-Удэ»

 Методическая  разработка учителя литературы

Калашниковой Л.А

                       

Анализ рассказа М. Шолохова

«Судьба человека»

(9 класс)

                                                                       

                                                                         Калашникова Л.А.

                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                         МОУ СОШ №26

                                                                         

                                                                         

                                                                                                     

                                                                       

                                                       Улан-Удэ                    2016год                  

                   

                                                                                           

               

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ  

9 КЛАСС

ТЕМА:    Рассказ М. Шолохова  «Судьба человека»

ЦЕЛИ:  1. Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.

              2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.

              3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.

ОБОРУДОВАНИЕ:  иллюстрации Б. Алимова и Кукрыниксов. Портрет писателя, рисунки учащихся, творческая работа, фотодокументы.

ХОД  УРОКА

                                                                    ЭПИГРАФ:  На войне, вертясь постоянно вокруг смерти, люди делаются лучше, вся шелуха с них слезает, как нездоровая кожа после   солнечного ожога, и остается в человеке ядро.

                                                                                                                                                                                                                                      А. Толстой

    I.  Вступительное  слово  учителя:

        -  Как вы понимаете слова А. Толстого, взятые в эпиграф к уроку?

           Сегодня нам предстоит, познакомившись с героем рассказа М. Шолохова   «Судьба человека», понять, что же за ядро такое есть в человеке.

    II.  Сообщение   учащихся   об истории создания рассказа.

  1.   Беседа  по  тексту.   (В ходе работы с текстом учитель делает выводы, обобщает сказанное по отдельным блокам).

  1. Роль пейзажа, его связь с героями.

 Вопросы:   1.  Какое время года изображено в рассказе?

     2.  Какие детали создают настроение пейзажа?

     3.  Какие слова можно считать ключевыми?

     4.  Как мотивы и образы пейзажа соотносятся с содержанием рассказа героя о своей судьбе?

              2.  Композиция рассказа.

    Вопросы:  1.  В чем своеобразие композиции рассказа?

                       2.  В чем особенность повествования в центральной части произведения?

                     3.  Каково, на ваш взгляд, назначение такой формы повествования?    

                      4.  На какие части можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей   судьбе?

               3.  Судьба Андрея Соколова.   Анализ текста по частям:

                   а) Довоенная жизнь героя.

      Вопросы:   1.  О каких событиях своей жизни в довоенную пору рассказывает герой?

                        2.  В чем видит Соколов свое счастье в довоенной жизни?

                         3.  Сравните, как в этой части произведения герой рассказывает о   себе и как – о своих близких.

                        4.  Как оценивает он свои поступки?

                        5.  В чем видит свою вину?

                 б) Человек на войне.

     Вопросы:   1.  Какие испытания пришлось пройти герою в годы войны?

                       2. Что может противопоставить фашизму человек без оружия?                  

                        3. Рассмотрите эпизод в церкви. Какие варианты человеческого поведения  изображает Шолохов в этой сцене (солдат-христианин,                   Крыжнев, взводный, доктор)?

                        4.  Какая позиция ближе всего Соколову?

                        5.  Как повел себя сам герой?

                        6.  Чем руководствуется Соколов, решаясь выполнить приказ командир  автороты?

                       7. В каких эпизодах раскрывается его способность сочувствовать другим  людям, чувство братства, солидарности с людьми?

                в) Чтение эпизода в классе по ролям.

               Кульминация рассказа – сцена в комендантской. 

     Вопросы для анализа сцены:

1.  О чем думает Соколов, готовясь к смерти?  

2.  Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время  торжественного ужина?

3. Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

               4.  В каком физическом состоянии находится Соколов?

               5. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

6. Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

               7. Почему кульминацией рассказа становится не вооруженное  

  столкновение двух армий, а «мирный» диалог представителей

  противоборствующих сторон?  

8. Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?

9. В чем смысл этой победы?

                        10. Как меняется на протяжении эпизода отношение фашистов к Соколову?

   11. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы.   Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно –исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе?

   12. В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины,  солдата?

       г) Освобождение из плена, последующие удары судьбы.

      Вопросы:   1. Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

                         2.  Как раскрывает автор душевное состояние героя, у которого война   отняла все?

                  3.  Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с

                     разбитым куполом?

       д) Слово учителя:

          Характер Андрея Соколова – воплощение не только героизма русского народа, но и его трагедии. Именно как великая трагедия изображена в рассказе война. Она порождает всеобщее сиротство и одиночество, разрушает все, что с таким трудом создано человеком: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных.   Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.      

         Вопросы:  1. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях  с  Ванюшкой?

                           2. Почему Соколов решается усыновить мальчика?

                             3. Что общего в их судьбах?

                             4. Что испытывает сирота Ванюшка, нашедший  «отца»?

                            5. Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?

                            6. Чего не смогла отнять у Соколова война?

                            7. Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?

                            8. Что испытывает Соколов, нашедший сына?  Что тревожит его?

       Вывод учителя:

Но и об этом своем подвиге – подвиге гуманизма – Соколов рассказывает без всякой патетики. Не столько радость от обретения семьи или гордость за то, что помог обездоленному ребенку, наполняют его душу, сколько тревога за судьбу Ванюшки: «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

      IV. Итог урока:   В чем смысл названия рассказа? Какое же «ядро» остается в человеке?

                       Откуда оно?

            V. Чтение отзывов  о рассказе учащихся, получивших индивидуальное  задание.

 

   

Литература:

  1. Бочаров А. Человек и война. Москва, 1978 г.
  2. Якименко Л. Творчество Шолохова. Москва, 1980 г.
  3.  Бирюков Ф. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. Москва, 1998 г.

           

                                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих

Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...

Контрольная работа по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". 9 класс. Литература

Вопросы к рассказу М.Шолохова "Судьба человека". Литература. 9 класс....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...